«Технология формирующего оценивания как механизм повышения качества образования в ходе реализации ФГОС НОО» | Страхова Ирина Алексеевна. Работа №349657
В статье представлены материалы из опыта работы по формирующему оцениванию учащихся начальных классов.Формирующее оценивание оказалось самым эффективным способом не только повысить образовательные достижения каждого ученика, но и сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении. На сегодняшний день существуют информационные источники, в которых описываются теоретические аспекты введения технологии формирующего оценивания в образовательный процесс, но о его практической реализации в образовательном процессе информация практически отсутствует.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1 г Усмань Липецкой области имени Героя Советского Союза Б.А.Котова»
«Приёмы технологии критического мышления как способ формирования информационной грамотности учащихся младших классов на уроках»
Страхова Ирина Алексеевна
учитель начальных классов
2024г
ВВЕДЕНИЕ
2 СЛАЙД
Современный мир очень динамичный и быстро меняющийся. Человек работает с информацией на протяжении всей жизни. Информация перед нами предстаёт в разных видах и формах своих. Современная информационная грамотность выступает особым аспектом социальной жизни, необходимым в качестве предмета, средства и результата социальной активности.
Однако, довольно часто можно встретить ребёнка, а порой даже взрослого человека, не умеющего работать с книгой, понимать прочитанное, не желающего искать дополнительную информацию. Потому что, как правило, обилие информации вводит в заблуждение не только детей, но даже и взрослого человека.
Период обучения в школе является особо значимым для начала формирования информационной грамотности личности. Школьный возраст является наиболее благоприятным периодом в восприятии нового: именно в это время развивающийся человек обретает способность сначала обдумывать, а затем делать. Именно в начальной школе происходит активизация и развитие познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий и мировоззренческих убеждений. Поэтому знакомство с основами информационной культуры, а, следовательно, и формирование информационной грамотности, т.е. умения работать с информацией, должны начинаться в период обучения ребёнка ещё в 1 классе, поскольку формирование умения читать должно быть одновременно с осознанным восприятием прочитанного.
Необходимость формирования умения работать с информацией отмечается В Федеральном образовательном стандарте начального общего образования. В Примерной программе представлены две линии, предполагающие работу с информацией: «Чтение. Работа с текстом», «Формирование ИКТ – компетенции обучающихся».
3 слайд
Предлагаю рассмотреть Примерную образовательную программу НОО, предполагающую 3 уровня работы с текстом:
поиск информации и понимание прочитанного;
преобразование и интерпретация информации;
оценка информации.
Конечно, основная работа с текстами в начальной школе проводиться на уроках литературного чтения, но все данные умения, на мой взгляд, можно использовать не только к текстовой информации, но и к информации, представленной в любом другом виде, например, схемы, таблицы, рисунки.
При выполнении любого задания и на любом предмете обучающиеся ставят цель, определяют мотив, принимают учебную задачу, отбирают, а затем «читают» полученную информацию. Если ребёнок не понял цели, не сумел прочесть задание, он его не выполняет, либо выполняет с ошибками, что приводит к нежеланию выполнить задание вообще.
4слайд
С одной стороны, мы видим необходимость и требование жизни обучать детей так, чтобы они были успешными в начальной школе и в дальнейшем жизни. С другой стороны, современный ребёнок мало времени уделяет чтению книг, мало усидчив и постоянно нуждается в смене видов деятельности. Это противоречие натолкнуло меня на то, чтобы найти те педагогические технологии, которые были способны заинтересовать ребёнка и включить его в активную познавательную деятельность, целью которой являлось бы – формирование информационной грамотности у учащихся.
5 слайд
4.Изучив ряд педагогических технологий, я остановила свой выбор на технологии критического мышления. Данная технология возникла в Америке в 80-е годы 20 столетия. (авторы Ч.Темпл, Д.Стил,К.Мередит). В России технология известна с конца 90-х годов под названием «Чтение и письмо для развития критического мышления». В ней собраны идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также элементы сотрудничества развивающего обучения. Что такое критическое мышление? По мнению же авторов: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов». Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.
6 слайд
Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
1 этап — «Вызов»
(
ликвидация чистого листа
). Ребенок ставит перед собой вопрос: «Что я знаю?» по данной проблеме.
2 этап — «Осмысление»
(
реализация осмысления
). На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
3 этап — «Рефлексия»
(
размышление).
Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.
7 слайд
Так как я делала акцент на уроке литературного чтения, как основном уроке, который закладывает основу для работы с информацией, то приведу несколько приёмов критического мышления, которые я использую на уроках литературного чтения.
чтение — суммирование в парах;
синквейн
;
чтение с остановками;
прием «Верите ли вы, что…»;
мозговой штурм;
таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;
работа с вопросниками
(
толстые и тонкие вопросы)
;
написание творческих работ;
создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов;
логическая цепочка;
уголки.
8 слайд
Рассмотрим на примере моего урока по литературному чтению во 2 классе по произведению Н.А. Сладкова «Песенка подо льдом» применение некоторых приёмов технологии критического мышления.
Цель урока: проследить, какие открытия делает писатель, как он об этом рассказывает?
Задачи урока:
Предметные: развивать приемы понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; воспринимать на слух и понимать художественное произведение.
Метапредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста; использовать жизненный опыт; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию; делать выводы.
Личностные: развивать умение вести учебный диалог; развивать творческий потенциал учащихся; учить оценивать свою работу.
9 слайд
1 этап. Вызов.
-Какой раздел мы изучаем?
-Кто автор произведения, который мы будем изучать? Что о нём знаете?
-Какие произведения читали? Что их объединяет? (Выставка книг Н.Сладкова)
-Как называется рассказ?
-Что вас насторожило? (Зима, лёд, песенка подо льдом)
-Как вы думаете, о чем или о ком пойдёт речь в этом рассказе? (записываем на доске предположения ребят) (ручеёк, рыбы, кто-то живой)-мозговой штурм
Какова цель нашего урока? (Узнать, кто может петь подо льдом зимой?)
10 слайд
2 этап. Осмысления.
1.Чтение с остановками. (читает учитель, учащиеся следят)
После первого абзаца я спрашиваю:
-Что значит, «запели лыжи»? Ребята спросили: -Почему слипаются ноздри и стынут зубы? (Жизненный опыт некоторых ребят позволил проследить, взаимосвязь данных вопросов и мы делаем вывод: Лыжи (деревянные) в сильный мороз приминая снег, издают звуки, схожий с музыкальными звуками.
Следующая остановка после 3 абзаца.
Почему автор не ушёл с того места, где услышал песенку?
-Каким был он человеком?
После 5 абзаца, я спросила: - Что увидел Н. Сладков в «чёрном провале»?
(В ходе беседы, выборочного чтения и словарной работы, ребята отвечают на вопросы: - Что значит «зимой вода в озере усохла?» -Почему «курчавиться пар»? Откуда подо льдом сосульки? (Учащиеся вспоминают материал по окружающему миру или жизненный опыт свой, тем самым активно включаются в познавательную деятельность, высказывают своё мнение)
Последняя остановка после 9 абзаца.
Кого автор называет «подлёдная певунья»?
СЛАЙД 11-12
(Учитель показывает оляпку и рассказывает о её повадках и внешнем облике, слушают её пение)
2.Работа по вопросам учебника (в.1,2,3,4)
После чтения рассказа, мы проверили наши предположения и сформулировали главную мысль рассказа.
Так кто же пел подо льдом? Почему воробей зимой оказался подо льдом?
3.В ходе повторного чтения, ребята делали пометки (приём инсерт)
Затем беседовали по этим пометкам. (лазоревый потолок, полынья, чёрный провал, зелёный полумрак…)
СЛАЙД 13
4. Работа с вопросниками. (Ребята работают в парах. Задают друг другу вопросы «толстые и тонкие»)
Тонкие вопросы
Толстые вопросы
Кто...
Дайте объяснение, почему....
Что...
Почему вы так думаете..
Когда ..
Может..
Будет ли ...
Предположите,что будет.если...
Когда ..
Может..
Будет ли ...
Что, если...
Верно ли ..
Согласны ли вы…...
СЛАЙД 14
3. Рефлексия.
Какую чудесную лесную загадку мы вместе с Н. Сладковым отгадали на сегодняшнем уроке?
- Ребята, а какими вы были сегодня на уроке читателями?
-Вспомните, какую цель вы ставили в начале урока?
Вы достигли этой цели?
- Запишите в тетрадь, что вы открыли для себя нового и интересного на уроке?
Я понял … . Я узнал….. . Мне захотелось … . Меня удивило ….. .
(Оляпка – это ………….)
Домашнее задание.
1) Выразительное чтение рассказа.
2) Пересказ рассказа (по плану)
3) с.121, в.5 (Что ты знаешь о жизни других птиц зимой в нашей местности?
Расскажи, как ты узнал об этом.)
СЛАЙД 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
1. При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим ребенком.
2 Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую умения и навыки работы с информацией на уроках и жизни:
- ориентироваться в источниках информации;
- понимать прочитанное;
- оценивать информацию с точки зрения её важности;
- выделять главное в информации;
- убирать второстепенную информацию;
- критически оценивать новые знания;
- делать выводы и обобщения.
3.Технология «Развитие критического мышления» направлена на формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
ЛИТЕРАТУРА.
http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-304
http://74214s002.edusite.ru/p68aa1.html
http://www.openclass.ru/node/138345
http://74214s002.edusite.ru/p66aa1.html
http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm