Технология 'Лэпбук' как инструмент развития речи у дошкольников | Кушнер Илона Владимировна. Работа №342908
Аннотация. В статье рассматривается технология «Лэпбук» как эффективный инструмент для развития речи у дошкольников. Описаны преимущества использования лэпбуков в образовательном процессе, их влияние на развитие словарного запаса, связной речи и коммуникативных навыков у детей. Особое внимание уделено методам создания и использования лэпбуков в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), а также роли воспитателя в организации работы с этим инструментом.
Ключевые слова: лэпбук, развитие речи, дошкольники, словарный запас, связная речь, коммуникативные навыки, ДОУ.
ТЕХНОЛОГИЯ 'ЛЭПБУК' КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Кушнер Илона Владимировна, воспитатель
МБДОУ № 27 г. Мурманск
Аннотация. В статье рассматривается технология «Лэпбук» как эффективный инструмент для развития речи у дошкольников. Описаны преимущества использования лэпбуков в образовательном процессе, их влияние на развитие словарного запаса, связной речи и коммуникативных навыков у детей. Особое внимание уделено методам создания и использования лэпбуков в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), а также роли воспитателя в организации работы с этим инструментом.
Ключевые слова: лэпбук, развитие речи, дошкольники, словарный запас, связная речь, коммуникативные навыки, ДОУ.
Технология «Лэпбук» является одним из современных и эффективных инструментов, который широко используется в образовательных учреждениях для развития речи у дошкольников. Лэпбук представляет собой тематическую папку или альбом с карманами, вкладками, картинками и игровыми элементами, которые помогают детям изучать материал в увлекательной и интерактивной форме. Работая с лэпбуком, дети развивают не только познавательные навыки, но и совершенствуют речевые способности, такие как расширение словарного запаса, развитие связной речи и умение выражать свои мысли.
Одним из ключевых преимуществ технологии «Лэпбук» является её интерактивность и многослойность. Лэпбук предоставляет возможность работы с материалом в различных форматах: рассматривание картинок, чтение коротких текстов, выполнение игровых заданий и самостоятельное исследование информации. Все эти элементы способствуют развитию активной речи ребёнка, так как дети вовлекаются в обсуждение, пересказ и взаимодействие с материалами. Например, при работе с лэпбуком на тему «Животные», дети могут описывать внешний вид животных, их поведение, среду обитания, что помогает пополнять словарный запас и развивать связную речь.
Лэпбук позволяет развивать различные аспекты речи, такие как артикуляция, грамматическая правильность и логичность высказываний. Каждый раздел лэпбука может содержать задания, направленные на работу с определёнными звуками, грамматическими формами или построением предложений. Например, дети могут выполнять задания по подбору слов для описания изображённых объектов, составлять предложения или короткие рассказы по картинкам. Это способствует формированию у детей правильной речевой деятельности и развивает умение выражать свои мысли последовательно и грамотно.
Процесс создания лэпбуков также играет важную роль в развитии речи. Дети могут участвовать в создании отдельных элементов лэпбука, обсуждая, какие картинки выбрать, какие задания придумать, что записать на вкладках. Это развивает их инициативность, активность и стремление к взаимодействию с окружающими. В процессе обсуждения дети учатся формулировать свои идеи, предлагать решения и аргументировать их, что способствует развитию их коммуникативных навыков.
Методика использования лэпбуков в ДОУ может включать в себя как индивидуальные, так и групповые задания. Индивидуальная работа с лэпбуком позволяет воспитателю уделить внимание каждому ребёнку, помогая ему развивать речевые способности в соответствии с его уровнем подготовки. Например, воспитатель может предложить ребёнку самостоятельно пересказать текст или описать картинку, отвечая на наводящие вопросы. Групповая работа с лэпбуком, напротив, развивает умение детей взаимодействовать друг с другом, обсуждать задания и выслушивать мнения сверстников. Это учит детей строить диалог, обмениваться информацией и поддерживать беседу.
Игровая форма работы с лэпбуками способствует тому, что дети легче вовлекаются в процесс обучения и воспринимают его как увлекательную игру, а не как формальный урок. Лэпбуки могут включать в себя игровые элементы, такие как загадки, головоломки, задания на сопоставление картинок и слов. Эти задания помогают детям развивать интерес к обучению, повышают мотивацию и активизируют речевую деятельность. Например, игра «Угадай, кто это?» может включать описание персонажа, а затем дети должны догадаться, о каком животном или предмете идёт речь. Это развивает у них внимание к деталям и умение чётко формулировать свои мысли.
Для успешного использования технологии «Лэпбук» в процессе развития речи дошкольников важна роль воспитателя, который организует работу с этим инструментом и направляет детей в процессе выполнения заданий. Воспитатель может создавать условия для самостоятельного использования лэпбуков детьми, а также активно участвовать в обсуждениях и выполнении заданий, задавая вопросы, направляющие речь детей в нужное русло. Важно, чтобы воспитатель поощрял активность и инициативу детей, стимулировал их к высказываниям и помогал формировать у них уверенность в своих речевых способностях.
Таким образом, можно утверждать, что технология «Лэпбук» является эффективным средством для развития речи у дошкольников, поскольку она объединяет различные виды деятельности — от игры и обсуждения до самостоятельного выполнения заданий. Лэпбуки способствуют развитию словарного запаса, связной речи, коммуникативных навыков и активизируют речевую деятельность детей. Воспитатель играет ключевую роль в организации работы с лэпбуками, создавая условия для активного участия детей в процессе обучения и поддерживая их инициативу.
Список литературы
Балукова
, О. А. Современная игровая технология «
лэпбук
» как средство познавательного развития дошкольников / О. А.
Балукова
. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 233-235.
Блохина Елена,
Лиханова
Тамара.
Лэпбук
- «наколенная книга» // Обруч. 2015. №4. С. 29-30.
Методические рекомендации «Практическое применение технологии
лэпбук
в педагогической деятельности» / Сост.
Н.И.Калашникова
, Л.В.
Трухач
ёва
- Строитель, 2018 г. – 24 с
.