Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 29.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Технология «Обучение в сотрудничестве» на уроках английского языка. | Сорокина Ирина Юрьевна. Работа №325242

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Осознание необходимости владения хотя бы одним иностранным языком  пришло в наше общество. Любому специалисту, если он хочет преуспеть в своей области, знание иностранного языка жизненно важно. Качественное владение иностранными языками необходимо для вхождения в открытое информационное пространство, обеспечения поля выбора общения, облегчения социализации в нынешней среде. Знание иностранного языка превращается в новой ситуации развития общества в категорию, реально востребованную в практической и интеллектуальной деятельности человека.  Поэтому мотивация к его изучению резко возросла. Однако трудностей на пути овладения иностранным языком не убавилось. Недостаток активной устной практики в расчете на каждого ученика группы, отсутствие необходимой индивидуализации и дифференциации были и остаются одними из самых актуальных проблем в обучении. Кроме того возникают  противоречия между высокими требованиями стандартов в условиях модернизации региональной политики, желаниями родителей и недостаточно благоприятными реальными условиями для овладения иностранным языком и, как следствие, низкий уровень обученности. Таким образом, внимание учителя должно быть направлено на поиск технологий для совершенствования урока иностранного  языка, на повышение его эффективности и действенности. 

 

 

 

 

 

 

«Основные направления региональной образовательной политики

в контексте модернизации российского образования»

 

«Технология «Обучение в сотрудничестве» на уроках английского языка»

 

 

 

Выполнила

Сорокина Ирина Юрьевна

учитель английского языка,

ГБОУ ООШ № 21 г. Новокуйбышевск

 

Технология «Обучение в сотрудничестве» на уроках английского языка.

Введение.

Осознание необходимости владения хотя бы одним иностранным языком пришло в наше общество. Любому специалисту, если он хочет преуспеть в своей области, знание иностранного языка жизненно важно. Качественное владение иностранными языками необходимо для вхождения в открытое информационное пространство, обеспечения поля выбора общения, облегчения социализации в нынешней среде. Знание иностранного языка превращается в новой ситуации развития общества в категорию, реально востребованную в практической и интеллектуальной деятельности человека. Поэтому мотивация к его изучению резко возросла. Однако трудностей на пути овладения иностранным языком не убавилось. Недостаток активной устной практики в расчете на каждого ученика группы, отсутствие необходимой индивидуализации и дифференциации были и остаются одними из самых актуальных проблем в обучении. Кроме того возникают противоречия между высокими требованиями стандартов в условиях модернизации региональной политики, желаниями родителей и недостаточно благоприятными реальными условиями для овладения иностранным языком и, как следствие, низкий уровень обученности. Таким образом, внимание учителя должно быть направлено на поиск технологий для совершенствования урока иностранного языка, на повышение его эффективности и действенности. Речь идет о необходимости реализации компетентностно - ориентированного подхода в обучении иностранному языку, который относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель; деятельность познания, а не преподавания. Такой подход воздействует на все компоненты системы образования и на весь учебно-воспитательный процесс в целом, способствуя

1

созданию благоприятной для школьника обучающей и воспитывающей среды, предполагает гибкость в определении целей, учитывает личностные интересы школьников, их индивидуальные особенности и создает предпосылки для большей результативности обучения.

Как создается законодательная база для реализации личностно-ориентированной стратегии обновления школы?

- разработан и принят «Закон об образовании»,

-разработаны проекты Базисного учебного плана.

Их достоинства:

-закреплено начало обучения иностранному языку со второго класса начальной школы,

-на изучение иностранного языка в основной школе отводится три часа в неделю,

-изучение иностранного языка на старшем этапе признается обязательным. Мировой практике известны различные пути решения проблемы личностно-ориентированного обучения. Современные учебные пособия по педагогической психологии относят к гуманистическому направлению в обучении три дидактические системы: открытые школы, индивидуальный стиль обучения и обучение в сотрудничестве.

Технология обучения в сотрудничестве вполне органично вписывается в классно-урочную систему, не затрагивает содержание обучения, позволяет наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика. Учитывая специфику предмета «иностранный язык», эта технология может обеспечить

2

необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, предоставляя ему возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений.

Идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов: Р. Славиным из университета Джона Хопкинса; Р. Джонсоном и Д. Джонсоном из университета штата Миннесота; группой Э. Аронсона из университета штата Калифорния. Основная цель этой технологии – создать условия для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве.

Основные принципы:

- группы учащихся формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости детей. В каждой группе должны быть девочки и мальчики, разные по силам. Состав группы можно менять от урока к уроку;

- группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы;

- оценивается работа всей группы;

- учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитаться за задание.

Варианты обучения в сотрудничестве:

1. Student Team Learning (STL, обучение в команде). Уделяется особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы. Таким образом, задача каждого

3

члена команды состоит в том, чтобы он овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом вся команда должна знать, чего достиг каждый. Вкратце STL сводится к трем основным принципам:

- команды получают одну награду на всех, группы не соревнуются друг с другом, так как все они имеют разную «планку» и им дается разное время для ее достижения,

- «индивидуальная» ответственность каждого ученика означает, что успех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена,

- каждый ученик приносит очки своей группе, которые она зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учащихся этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами.

2. Другой вариант обучения в сотрудничестве разработал профессор Э. Аронсон в 1978 году и назвал его Jigsaw («Пила»). Учащиеся объединяются в группы по 4 - 6 человек для работы над учебным материалом, который разделен на фрагменты. Каждый член группы находит материал на свою тему. Затем школьники, изучающие один и тот же вопрос, но работающие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Затем ребята возвращаются в свои группы и обучают всему новому товарищей в своей группе. На заключительном этапе учитель может попросить любого учащегося команды ответить на любой вопрос по данной теме.

3. В 1986 году Р. Славин разработал вариант технологии «Jigsaw-2». «Пила-2» предусматривает работу группами по 4-5 человек. Вся команда работает над одним и тем же материалом, но при этом каждый член группы получает свою тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится экспертом по данному вопросу. Эксперты встречаются и обмениваются информацией.

4

В конце цикла все учащиеся проходят индивидуальный контроль. Результаты суммируются. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, награждается.

4. Еще один вариант обучения в сотрудничестве –« Learning together» («Учимся вместе») - разработан в университете штата Миннесота в 1987 году (Д. Джонсон, Р. Джонсон). Класс делится на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает одно задание, которое является частью какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В процессе работы группы общаются между собой, участвуя в коллективном обсуждении, уточняя детали, предлагая свои варианты, задавая вопросы друг другу. Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. Поэтому и в данном случае задания в группах дифференцированы по сложности и объему.

II. Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка.

Работая учителем английского языка семнадцать лет, считаю, что одной из наиболее актуальных и сложных проблем является обучение устному общению.

Поэтому цель педагогического опыта – создать условия для активной учебной деятельности в различных учебных ситуациях. При этом решаются следующие задачи:

- мотивировать обучающихся на проявление инициативы и самостоятельности в процессе изучения английского языка,

- развивать навыки самореализации.

В настоящее время в естественных коммуникативных ситуациях человек гораздо чаще сталкивается с диалогической формой общения. Поэтому

5

в учебном процессе значительное место отводится работе в парах и группах. При таких формах работы ученики добиваются поставленной цели, сотрудничая друг с другом. Замечу, на таких уроках работают все учащиеся. Они учатся слушать и слышать. Каждый чувствует себя раскованно. Работая в малых группах, каждый получает возможность реализовываться в том, что является его сильной стороной, и получать помощь в том, в чём он слабее других. Сотрудничая, дети учатся работать без контроля со стороны учителя, совместно с товарищами, стремясь к поставленной цели. Обучение групповому взаимодействию на уроках стало не только методом обучения устной речи, а естественным компонентом учебного процесса.

Работа в этом направлении и наблюдения показали, что технология обучения в сотрудничестве обладает рядом достоинств:

- она способствует повышению мотивации к учению,

- учит объективно оценивать себя и других,

- повышает деловой статус ученика в коллективе,

- разнообразит урок.

- работая в группе, учащиеся проявляют раскованность, речевую самостоятельность, помогают друг другу, успешно корректируют высказывания собеседников.

Чтобы групповое речевое сотрудничество было эффективным, необходимо целенаправленно обучать школьников технологии общения, чётко соблюдая основные принципы обучения в сотрудничестве.

III. Организация обучения в сотрудничестве начинается с формирования речевых групп с учётом психологической совместимости детей, а так же с

6

учетом различных типов мышления. Оптимальный состав группы – 4- 5 человек. При этом в каждой группе есть сильный, средний и слабый ученики, обязательно девочки и мальчики. Если группа на протяжении нескольких уроков работает слаженно, то она работает в этом составе постоянно.

Практика показала, что наиболее удачными оказываются группы, где их члены дополняют друг друга: один работоспособен, но не эмоционален; другой обладает личным опытом, но слабо успевает; третий мало знает, но интересуется данным вопросом. В процессе работы возникает чувство сотрудничества, взаимной поддержки.

Участие в речевом общении предполагает владение мотивом деятельности, задаваемым коммуникативным заданием, и совершение речевого поступка в соответствии с этим мотивом.

Если всем группам предстоит обсуждать одну и ту же проблему, то о цели задания сообщается после организации речевых групп. Для обсуждения разных проблем задания лучше объявлять до формирования групп, тогда учащиеся, интересующиеся одной темой, смогут объединиться для совместного творчества. Роли обычно распределяют сами ученики, но в некоторых случаях помогает учитель.

В соответствии с логикой организации учебного процесса, которую диктует данная технология, основными типами уроков могут быть следующие:

- урок постановки учебной и практической задач,

- урок накопления или сбора информации для решения поставленных задач и обмена этой информацией между участниками (на нем одновременно решаются задачи закрепления и применения полученных знаний),

7

- урок использования полученной информации для решения поставленной задачи (это уроки применения новых знаний, уроки систематизации и обобщения),

- урок контроля и коррекции знаний.

Процесс обучения в рамках этой технологии может заканчиваться уроками индивидуальной проверки знаний учащихся с подведением итогов работы каждой малой группы. Эта форма контроля позволяет выявлять и корректировать эффективность групповой работы, подлинность и полноценность реализации принципа сотрудничества в обучении.

Интеграция данной технологии может проходить разными способами:

- возможность обсудить новый или заданный на дом языковой материал в группах прежде, чем будут предложены индивидуальные задания,

- при проверке знания лексики используется прием «Пирамида». Учащиеся записывают слова под диктовку, для проверки объединяются в пары, затем в группы по 4, затем по 6 человек,

- для запоминания новых слов эффективен прием «Снежный ком», позволяющий за короткое время усвоить большое количество лексических единиц: первый учащийся называет какое-либо слово, второй повторяет слово, названное первым учеником, и называет свое и т.д. После таких упражнений группе предлагается карточка с лексическим заданием.

- при обучении разграничению главного и второстепенного можно использовать прием «Сокращение рассказа». Каждый ученик читает короткий рассказ и передает содержание максимально сжато, используя 2-3 предложения. Затем, объединившись в группы, учащиеся обсуждают предложенные варианты и выбирают лучший.

8

- проверка домашнего задания. При обучении в сотрудничестве основная задача учителя - добиться полного осмысления ранее пройденного материала, по которому было дано домашнее задание, и убедиться, действительно ли все учащиеся поняли данный материал. Например, если на дом было задано чтение рассказа с последующим его пересказом, то на уроке ребятам предлагается проверить правильность выполнения домашнего упражнения в группах. Учащиеся получают этот рассказ, разделенный на отдельные предложения. Читая по цепочке каждый свое предложение, в итоге ребята должны передать смысл прочитанного рассказа. Помимо внимания это упражнение способствует развитию и формированию навыков и умений восприятия иноязычной речи на слух. Каждому ученику в группе разрешено дополнить высказывание своего товарища, чтобы принести группе баллы.

- метод обучения в сотрудничестве можно использовать для ознакомления с новым материалом, т.е. предоставить учащимся возможность самостоятельно разобраться с новым материалом, приучая ребят к сложной и кропотливой работе с информацией, к аналитической работе. Например, при ознакомлении с грамматическим материалом «Present Simple и Present Continuous», учащимся предлагается самостоятельно ознакомиться с новым материалом, используя учебник. При этом один из партнеров исполняет роль диктора, другой - роль художника (на основе восприятия материала на слух схематически отображает правила), третий ученик - аналитик (по схеме объясняет новое правило). Затем каждая группа анализирует диалог с точки зрения нового грамматического материала. Для проверки полученных знаний предлагаются индивидуальные задания (по степени сложности, сообразуясь с уровнем обученности): определить, какие предложения в Present Simple, а какие Present Continuous; выбрать из двух глаголов правильный; раскрыть скобки, поставив глагол в нужной форме. Результат засчитывается всей

9

группе. Таким образом, ученики в наглядной форме устанавливают различия в употреблении Present Simple и Present Continuous.

- усвоение нового материала. После объяснения нового материала учащиеся объединяются в группы. Каждой группе предлагается одна проблема, один текст и серия вопросов/заданий к нему, на которые должна ответить эта группа. Учащиеся читают текст, знакомятся с проблемой и договариваются между собой, кто в каком вопросе будет разбираться (по методу «пилы»), с тем, чтобы выполнить часть общего задания и, если у кого-то из группы возникнут проблемы по тому или иному вопросу, быть в состоянии доходчиво объяснить суть проблемы. Каждый ученик группы должен понять весь материал и быть готовым ответить на любой вопрос. Как только группы справляются с работой, организовывается общее обсуждение, в котором участвуют все учащиеся, отвечая на вопросы учителя, дополняя друг друга. Преимущества использования данной технологии:

1.Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При совместной деятельности учащиеся обращаются друг к другу, а в случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.

2.Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.

3.Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и применять в конкретных речевых ситуациях.

4.У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся отстаивать свое мнение.

5.Ребята учатся общаться между собой, с учителем, овладевают коммуникативными умениями.

10

6.Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

Выводы:

Технология «Обучение в сотрудничестве» обеспечит:

- условия для формирования потребности в использовании иностранного языка как средства общения;

-необходимый объем устной практики для каждого ученика на уроке при эффективной обратной связи и контроле;

- условия для одновременной устной практики всех учащихся группы;

-эффективное сотрудничество и взаимопомощь между учащимися.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×