Технология обучения в сотрудничестве ☼☼ | Орехова Ольга Александровна. Работа №299025
Автор: Орехова Ольга Александровна
Обучение в сотрудничестве - наиболее успешная альтернатива традиционным методам.
Эффективность формирования иноязычной коммуникативной компетенции в начальной школе во многом зависит от того, какие технологии используются в обучении иностранному языку. Основная идея технологии обучения в сотрудничестве - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.
Существует три основных метода обучения в сотрудничестве: «Пила», «Учимся вместе», «Обучение в команде».
Применение технологии обучения в сотрудничестве на уроках английского языка в начальной школе.
Основной целью обучения иностранному языку в школе является формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции, то есть обучение практическому владению иностранным языком. Достижение этой цели предполагает изменения в требованиях к уровню сформированности речевых навыков и умений, требует новых подходов к отбору содержания и организации материала. Нужны новые подходы при организации учебного процесса по обучению иностранному языку. Из всего многообразия педагогических идей необходимо было выбрать технологию, применение которой в обучении иностранному языку младших школьников обеспечивает прочное усвоение знаний и способствует формированию быстрой и умелой социальной ориентировки.
Обучение в сотрудничестве – наиболее успешная альтернатива традиционным методам.
Проанализировав литературу по данной теме, мы выяснили, что основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов: Робертом Славиным из университета Джона Хопкинса, Роджерсом Джонсоном и Дэвидом Джонсоном из университета штата Миннесота; группой Элиота Аронсона из университета штата Калифорния.
Одна из эффективных форм сотрудничества в учебной деятельности - предоставление ученику возможности взять на себя роль учителя (как по отношению к одноклассникам, так и в плане самообучения). С раннего детства психическое развитие ребенка определяется механизмом подражания действиям взрослых, "присвоением" этих действий. Став школьником, ребенок инстинктивно стремится сохранить эту тенденцию, при этом главная модель-учитель По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью и наглядной опорой.
Таким образом, технологию обучения в сотрудничестве необходимо применять в младшем школьном возрасте для формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Обучение в сотрудничестве способствует раскрытию потенциальных возможностей умственного развития учащихся, повышению удельного веса самостоятельной интеллектуальной деятельности младших школьников за счет создания ситуаций, требующих самостоятельности мышления, развития критичности ума, самооценки и анализа действий партнеров. Применение технологии обучения в сотрудничестве в раннем иноязычном образовании значительно способствует оптимизации учебного процесса и его переходу на качественно новый уровень развития.
Особенности применения технологии обучения в сотрудничестве на уроках английского языка в начальной школе
Обучение в сотрудничестве (cooperative learning), обучение в малых группах относится к методам гуманистического направления в педагогике. Г.К.Селевко, один из ведущих специалистов в области образовательных технологий, выделяет следующие этапы технологического процесса групповой работы:
I. Подготовка к выполнению группового задания.
1. Постановка познавательной задачи (проблемы).
2. Инструктаж о последовательности работы.
3. Раздача дидактического материала по группам.
II. Групповая работа.
4. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
5. Распределение заданий внутри группы.
6. Индивидуальное выполнение задания.
7. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группой (замечания, дополнения, уточнения и обобщения).
III. Заключительная часть.
9. Сообщение о результатах работы в группах.
10. Анализ познавательной задачи, рефлексия.
11. Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы
Варианты обучения в сотрудничестве.
1. Student team learning (STL, обучение в команде). В данном варианте реализации обучения в сотрудничестве уделяется особое внимание групповым целям (team goals) и успеху всей группы (team success), что может быть достигнуто только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими учениками этой же группы при работе над темой/проблемой/вопросом, подлежащим изучению. Вариантами этого подхода можно считать: 1) индивидуально-групповую (student - teams - achievement divisions - STAD) и 2) командно-игровую (teams - games - tournament - TGT) работу.
В первом случае (индивидуально-групповая работа) ученики разбиваются на группы в четыре человека (обязательно разные по уровню обученности, девочки и мальчики). Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали. Говоря психологическим языком, организуется работа по формированию ориентировочной основы действий (но для каждого ученика). Задание выполняется, как и в предыдущем случае, либо по частям (каждый ученик выполняет свою часть), либо по "вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый). При этом выполнение каждого задания объясняется каждым учеником и контролируется всей группой.
После выполнения заданий всеми группами, учитель дает тест на проверку понимания нового материала. Задания теста учащиеся выполняют индивидуально, вне группы. При этом учитель, конечно, тоже дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых учеников по сложности и объему. Оценки за выполнение индивидуальных заданий (теста) суммируются на группу и объявляется общая оценка группе.
Таким образом, соревнуются не сильные со слабым, а каждый как бы соревнуется сам с собой, т.е. со своим ранее достигнутым результатом. И сильный, и слабый ученик, таким образом, могут принести группе одинаковые оценки или баллы. Это чрезвычайно эффективная работа для усвоения нового материала каждым учеником.
2. Другой подход в организации обучения в сотрудничестве (cooperative learning) был разработан профессором Элиотом Аронсоном в 1978 г. и назван Jigsaw (в дословном переводе с английского - ажурная пила, машинная ножовка). В педагогической практике такой подход именуется сокращенно "пила". Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Такая работа на уроках иностранного языка организуется на этапе творческого применения языкового материала. Например, при работе над темой «Путешествие» можно выделить различные подтемы: путешествие по морю, в самолете, в поезде, пешком, на машине. Можно выделить подтемы по другим признакам, взяв за основу один вид путешествия для всей группы: выбор маршрута, заказ билетов, сбор багажа, заказ гостиницы, пр. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется " встречей экспертов". Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Разумеется, все общение ведется на иностранном языке. Так как единственный путь освоить материал всех фрагментов и таким образом подготовить путешествие - это внимательно слушать своих партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе, который проводится фронтально, учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме. Причем вопросы задает не только и даже не столько учитель, сколько члены других групп. Ученики одной группе вправе дополнять ответ своего товарища так, как считают нужным. Дополнения учитываются в общий зачет. Но и вопросы других групп также идут в зачет этим группам. Причем учитель ведет учет баллов, объявляя лишь конечный результат, чтобы не превращать само обсуждение, дискуссию в способ зарабатывания баллов. Это должно быть вполне естественное обсуждение, стимулируемое учителем лишь в крайних случаях, когда это не удается сделать самим учащимся.
В 1986 г. Роберт Славин разработал модификацию этого метода "Пила -2"(Jigsaw-2), который предусматривал работу учащихся группами в 4-5 человек. Вместо того, чтобы каждый член группы получал отдельную часть общей работы, вся команда работала над одним и тем же материалом (например, знакомилась с базовым текстом по теме «Путешествие» печатным или звуковым). Но при этом каждый член группы получал свою подтему, которую разрабатывал особенно тщательно и становился в ней экспертом. Встречи экспертов из разных групп оставались. В конце цикла все учащиеся проходили индивидуальный контроль, который и оценивался. Результаты учащихся суммировались. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждалась].
3. Learning Together («Учимся вместе») разработан в университете штата Миннесота в 1987 году (Дэвид Джонсон, Роберт Джонсон). Класс разбивается на однородные (по уровню обученности) группы в 3-4 человека. Каждая группа получает одно задание, которое является частью какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. Например, весь класс (т.е. языковая группа) работает над той же темой «Путешествие». Все вместе вырабатывают маршрут и вид путешествия. Тогда каждой группе дается задание подготовить свою часть: разработать программу пребывания группы туристов или официальной делегации в конечной точке маршрута; заказать билеты для всей группы, гостиницу; подготовить багаж и т.д. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. По ходу работы группы общаются между собой в процессе коллективного обсуждения, уточняя детали, предлагая свои варианты, задавая друг другу вопросы. Надо иметь в виду, что вся лексика, необходимая по теме, усвоена в ходе предыдущей работы на других уроках. Поэтому на данном уроке идет чисто речевая практика, коммуникативная деятельность. Основные принципы: награды - всей команде, индивидуальный подход, равные возможности - работают и здесь.
Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. Поэтому и в этом случае задания в группах дифференцируются по сложности и объему. Обязательным остается требование активного участия каждого члена группы в общей работе, но в соответствии со своими возможностями. По мнению разработчиков данного метода, большое внимание должно быть уделено учителем вопросу комплектации групп (с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена) и разработке задач для каждой конкретной группы.
Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого члена группы не только для выполнения общего задания, но и для организации согласованной, успешной работы всей группы: отслеживания, мониторинга активности каждого члена группы в решении общей задачи, культуры общения внутри группы; фиксации результатов промежуточных и итоговых; оформления этих результатов, их редактирования, пр. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую - достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или скорее, социально-психологическую –осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. И то, и другое одинаково значимо. Учитель также обязательно отслеживает не только успешность выполнения академического задания группами учащихся, но и способ их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу.
Индивидуальная самостоятельная работа при организации учебной деятельности по методу обучения в сотрудничестве становится как бы исходной, элементарной частицей самостоятельной коллективной работы. А ее результат, с одной стороны, влияет на результат групповой и коллективной работы, а с другой, вбирает в себя результаты работы других членов группы, всего коллектива. Каждый учащийся пользуется результатами, как групповой работы, так и коллективной, но уже на следующем витке, при обобщении результатов, их обсуждении и принятии общего решения, либо уже при работе над следующим, новым заданием/проектом/проблемой, когда учащиеся используют знания, полученные и обработанные усилиями всей группы.
В результате систематической и целенаправленной работы в сотрудничестве удается значительно увеличить время устной и речевой практики для каждого ученика на уроке, дать шанс каждому ученику сформировать в своем сознании систему изучаемого языка. Это неплохой фундамент до профессионального овладения языком. Учитель приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса роль – роль организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него появляется значительно больше возможностей дифференцировать процесс обучения, использовать возможности межличностной коммуникации учащихся в процессе их совместной деятельности для совершенствования речевых умений.
Эффективность формирования иноязычной коммуникативной компетенции в начальной школе во многом зависит от того, какие технологии используются в обучении иностранному языку.
Основная идея технологии обучения в сотрудничестве - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Существует три основных метода обучения в сотрудничестве: «Пила», «Учимся вместе», «Обучение в команде».