Технология «перевёрнутого класса» на уроках математики в средней школе | Шохина Наталья Ивановна. Работа №349502
Аннотация. Статья посвящена использованию технологии «перевернутого класса» на уроках математики в средней школе. Автор рассматривает основные особенности данной методики, её преимущества для организации учебного процесса и повышения познавательной активности учащихся. Описываются этапы реализации технологии «перевернутого класса», её влияние на самостоятельность и мотивацию учеников.
Ключевые слова: перевернутый класс, математика, средняя школа, самостоятельная работа, мотивация, активное обучение.
ТЕХНОЛОГИЯ «ПЕРЕВЁРНУТОГО КЛАССА» НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Шохина Наталья Ивановна, учитель математики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Павловская средняя общеобразовательная школа», с. Павловское
Аннотация. Статья посвящена использованию технологии «перевернутого класса» на уроках математики в средней школе. Автор рассматривает основные особенности данной методики, её преимущества для организации учебного процесса и повышения познавательной активности учащихся. Описываются этапы реализации технологии «перевернутого класса», её влияние на самостоятельность и мотивацию учеников.
Ключевые слова: перевернутый класс, математика, средняя школа, самостоятельная работа, мотивация, активное обучение.
Современные образовательные подходы требуют от учителя поиска методов, которые позволят не только передать знания, но и стимулировать активное участие учащихся в учебном процессе, развивая их самостоятельность и критическое мышление. Технология «перевернутого класса» является одним из таких подходов, который позволяет организовать уроки математики в средней школе более эффективно, предоставляя учащимся возможности для углубленного изучения материала и активного взаимодействия с ним. В отличие от традиционной формы обучения, где объяснение нового материала происходит на уроке, а его закрепление – дома, технология «перевернутого класса» предполагает предварительное самостоятельное изучение материала, что позволяет сосредоточить работу в классе на анализе, практике и решении задач.
Основная идея «перевернутого класса» заключается в том, что ученики получают базовые знания вне урока, обычно в виде видеолекций, электронных учебников или других цифровых ресурсов, а затем приходят на занятие с предварительно изученным материалом. На уроке учитель организует обсуждение, разбор сложных вопросов и выполнение практических заданий, что помогает учащимся применять полученные знания и лучше их осваивать. Таким образом, домашняя работа становится временем для изучения новых тем, а учебный час в классе – временем для углубленного обсуждения и практической работы. Этот подход позволяет каждому ученику работать в своем темпе, повторяя материал столько раз, сколько необходимо для его полного понимания, что особенно важно в изучении математики, где каждое понятие строится на предыдущих знаниях.
Технология «перевернутого класса» имеет ряд преимуществ для преподавания математики. Во-первых, она способствует развитию у учащихся навыков самостоятельной работы и ответственности за своё обучение. При традиционном подходе школьники часто испытывают трудности при выполнении домашних заданий, так как у них нет возможности задать вопрос учителю и уточнить непонятные моменты. При использовании «перевернутого класса» учащиеся получают возможность подготовиться к занятиям заранее, что делает их более уверенными в своих знаниях и снижает уровень стресса на уроке. Кроме того, формат видеолекций и интерактивных материалов дает возможность учащимся изучать материал в удобное для них время, повторять его и прорабатывать сложные моменты. Это повышает их мотивацию к обучению и позволяет лучше усвоить материал.
Применение технологии «перевернутого класса» также положительно сказывается на организации самого урока и качества взаимодействия между учителем и учащимися. Поскольку основная часть теоретического материала изучена заранее, время урока можно посвятить решению практических задач, групповой работе и обсуждению. Это позволяет учителю работать индивидуально с каждым учеником, помогая преодолеть трудности и обеспечить понимание темы на более глубоком уровне. В условиях «перевернутого класса» также легче применять дифференцированный подход, который позволяет каждому ученику выполнять задания, соответствующие его уровню знаний и навыков. Например, ученики, которые уже освоили материал, могут выполнять более сложные задачи, в то время как те, кто испытывает трудности, могут прорабатывать базовые упражнения при поддержке учителя. В такой форме обучение становится гибким и адаптивным, что особенно важно для математики, где каждый ученик требует индивидуального подхода.
На практике реализация технологии «перевернутого класса» может включать несколько этапов, которые способствуют глубокому усвоению материала и его осмысленному применению. Первый этап – это подготовка учеников к уроку через просмотр видеолекций, изучение материалов или решение простых задач. На этом этапе учащиеся знакомятся с базовыми понятиями и основными идеями, что позволяет им прийти на урок с определённым багажом знаний и вопросами по сложным моментам. Второй этап – это работа в классе, где учащиеся разбирают более сложные задачи, участвуют в обсуждениях и получают объяснения по трудным вопросам. На этом этапе учитель помогает учащимся применять полученные знания, анализировать свои ошибки и обсуждать различные подходы к решению задач. И наконец, третий этап – это закрепление знаний через выполнение итоговых заданий или участие в проектных работах, что позволяет учащимся не только закрепить усвоенный материал, но и осмыслить его практическое значение.
Среди возможных форм заданий, которые учитель может использовать в «перевернутом классе», особенно эффективными являются практические задачи, требующие от учащихся логического мышления, аналитического подхода и креативности. Например, задачам, связанным с реальными жизненными ситуациями, уделяется особое внимание, так как они помогают ученикам видеть практическую ценность изучаемых понятий и стимулируют их интерес. Проектные работы, такие как создание математических моделей, исследование статистических данных или решение прикладных задач, также способствуют активному освоению материала и развитию у учащихся исследовательских навыков.
Кроме того, важным аспектом применения технологии «перевернутого класса» на уроках математики является использование цифровых образовательных ресурсов и платформ, которые помогают организовать процесс предварительного изучения материала. Это могут быть как общедоступные образовательные платформы, так и специально подготовленные учителем материалы, такие как видеолекции, интерактивные задания и презентации. Важным аспектом успешного применения «перевернутого класса» является обратная связь, которая позволяет учителю контролировать процесс усвоения материала и своевременно оказывать поддержку учащимся. Различные онлайн-инструменты и платформы, такие как Google Classroom или Moodle, предоставляют возможность учителю следить за выполнением заданий и получать обратную связь от учеников.
В заключение можно отметить, что технология «перевернутого класса» является эффективным подходом к организации уроков математики, который позволяет учащимся более глубоко и осмысленно изучать материал, развивая при этом навыки самостоятельного обучения и аналитического мышления. Применение «перевернутого класса» способствует более активному участию школьников в учебном процессе, помогает им стать более уверенными в своих знаниях и делает изучение математики увлекательным и продуктивным. Однако успешное внедрение этой технологии требует тщательной подготовки со стороны учителя и осознания того, что её основная цель – это не замена традиционного обучения, а создание условий, в которых каждый ученик сможет проявить свои способности и раскрыть потенциал.
Список литературы
1. Безрукова А. С. Методика «перевёрнутого класса» в реализации требований ФГОС ООО / А. С. Безрукова, Н. А. Леонгард, А. И. Матвеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 275-277.
2. Рахимова Г. Н. Влияние применения технологии перевернутого обучения на самостоятельность и развитие функциональной грамотности у учащихся на уроках математики / Г. Н. Рахимова, А. Р. Сисалиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (406). — С. 269-271.