Технология песочной терапии в работе учителя-логопеда | Кириленко Ольга Александровна. Работа №318371
В статье описывается нетрадиционный метод воздействия в работе учителя-логопеда - это использование технологии песочной терапии. Игры с песком позволяют решать задачи диагностики, коррекции и речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи, а для ребёнка задачи самовыражения, самоосознавания, развивают самооценку, учат работать в коллективе. В статье раскрываются три вида игр, цели, задачи, методы и приёмы, основные принципы работы с песком для достижения положительной динамики. Автором предлагается применять песочницу для формирования звукопроизношения, обучения грамоте, чтению, развития психических процессов и стабилизации нервной системы детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Учитель-логопед Кириленко О.А.
Нетрадиционные методы воздействия в работе учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения в речи (далее-ТНР).
Эти методы терапии принадлежат к числу целесообразных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей с ТНР и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Эффект их применения зависит от компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно- развивающего процесса, создавать психофизиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий ситуацию уверенности их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности нетрадиционных методов содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
В настоящее время методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо, глина, воско-, кристаллотерапия- и др). Один из наиболее целесообразных и эффективных – песочная терапия.
Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самоосознавания и развивает самооценку, учится работать в коллективе
Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три вида:
Обучающие игры. Такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, восприятие различного темпа речи, высоту и силу голоса, работаем над дыханием.Происходит развитие внимания и памяти, фонематического слуха.Главное, идет обучение письму и чтению.
Познавательные игры.С их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.
Проективные игры.Направлены на осуществление психологической диагностики, коррекцию и развитие ребенка.
Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу, подгрупповую и на фронтальных занятиях. Использую игрушки – это животные, различные дома и замки, растения, рыбы, машинки и т.п. Таким образом, все лексические темы можно обыгрывать на песке, тем самым дети быстрее запоминают, что где растет, кто где живет и т.д.
Цели занятий(соответственно предмету):
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
2. Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.
3. Развитие фонематического слуха, автоматизация звука в слогах, словах, обучение чтению.
4. Дифференциация, автоматизация звуков, обучение чтению и письму.
5. Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства.
6. Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии.
7. Снижение психофизического напряжения.
8. Актуализация эмоций.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета.
2. Обучать умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера.
3. Обучать специальным движениям и их выполнение детьми.
4. Учить выстраивать композиции на песке по образцу.
5. Закрепить представления об окружающем мире.
Развивающие:
1. Развивать психические процессы (внимание, память).
2. Развивать логическое мышление.
3. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.
4. Развивать умение действовать по инструкции.
5. Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности.
Воспитательные:
1. Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.
2. Воспитывать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.
3. Воспитывать слуховое внимание и память.
4. Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.
5. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.
6. Проигрывание разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.
Методы и приёмы:
Дискуссии
Беседы
Игры – коммуникации
Экологические и исторические игры
Проективные игры
Познавательные игры
Рисование цветным песком
Посыпание цветной морской солью
Элементы сказкотерапии
Музыкальное сопровождение
Основные принципы игр на песке:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход.
2. Оживление абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
3. Реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемой ситуации в реальную и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не только предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он на деле убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ПЕСОЧНОЙ СТРАНЕ.
Работать с песочницей начинаю сразу: сначала строим с детьми сказочные города, придумываем, что произойдет с жителями во время стихийного бедствия. Такие занятия проводятся с целью диагностики и психопрофилактики. Здесь можно определить лидера, конфликтного ребенка, выявить скрытые таланты. Затем, на занятиях, включаются игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: горячее – холодное, сухое – мокрое, твердое – мягкое, гладкое – острое. Кинестетические ощущения получаются во время движения. Активно использую игры, которые предлагают Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева и Т.М. Грабенко в Практикуме по креативной терапии:- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;- пройтись ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;- пройтись по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными, большими и, наконец, мизинцами). Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадать, чьи следы? Можно поиграть на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола.
Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры Волшебный мешочек). Предварительно ребенку завязывают глаза. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние.
Неоднократно приходилось наблюдать, как возбужденные дети, приходившие на занятие, успокаивались, становились значительно добрее.
Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, стараюсь научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное – ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других. На первом этапе логопедической работы при восстановлении пробелов в развитии звуковой стороны речи использую игры на развитие фонематического слуха:- выбрать фигурки, в названиях которых есть звук [а] или другой гласный;- выбрать фигурки, в названиях которых есть автоматизируемый звук [с] или [ш] и т.д. Затем задание можно конкретизировать: составить устно предложения, в которых слова со звуком [с] находятся вначале, середине, конце слова. Если дети всё выполняют правильно, они получают ключ в страну принцессы С или Ш и т.д. и поселяют фигурки в этой стране, а сами становятся ее Почетными Гостями.
Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы Л в А, Ч в Т, О в Я и т.д.Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным. При изучении темы Ударение ребёнок произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке фигурку Феи Ударения и Волшебную палочку, он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения. Тема Деление слов на слоги осваивается с помощью игры Построй ступеньки. На возвышенностях, сделанных из песка, располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, определившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя – двухсложные; с тремя окнами – трехсложные. Для развития навыка дифференциации звуков используем игру Кто быстрее? Песочница разбивается на два поля (можно поставить забор или сетку). Участники команды берут флажки, на которых написаны слова с пропущенными буквами, и получают задание вписать их (пропущены дифференцируемые буквы). Потом они ставят флажок на свое поле. Побеждает команда, выставившая больше флажков и правильно определившая пропущенные буквы. Нравится детям игра Мой город. Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительную динамику: у детей с ТНР значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, дети чувствуют себя более успешными, на занятиях нет места монотонности и скуке, в более короткие сроки решаются коррекционные задачи.