"Технология проблемного обучения на уроках географии" | Мой кабинет. Работа №344796
Успех обучения зависит от многих факторов, он может, определяется содержанием учебного материала, формой подачи, методами, приемами, средствами обучения. Многое зависит от методических приемов организации познавательной деятельности. Статья предлагат различные методические наработки по технологии проблемного обучения на уроках географии.
Технология проблемного обучения на уроках географии.
Из опыта работы учителя географии МБОУ СОШ №30
Г.Химки
Бурим Ольги Федоровны
Успех обучения зависит от многих факторов, он может, определяется содержанием учебного материала, формой подачи, методами, приемами, средствами обучения. Многое зависит от методических приемов организации познавательной деятельности. Основная часть учебной деятельности учащихся составляет умственная деятельность. Все, что ученик видит и слышит на уроке, он пропускает через собственный мозг. При этом сознательно или подсознательно акцентирует свое внимание на том, что его сильно эмоционально заинтересовало, т. е отбирает действительно необходимую лично значимую для него информацию. Самым простым способом такой деятельности является действие по образцу, простое воспроизведение услышанного или прочитанного, так называемый репродуктивный метод обучения. Но репродуктивный метод обучения не формирует по–настоящему творческую, самостоятельную деятельность. Творческий процесс индивидуален и своеобразен. Обучить творчеству невозможно, но, однако нужно развивать творческие способности учащихся: способность к анализу, к содержательным обобщениям, установлению причинно–следственных связей, стремление самостоятельно решать различные задачи, нестандартно объяснять различные явления, формулировать проблему и уметь решать её и т.д. Поэтому одним из условий реализации ФГОС является умения педагога использовать в своей работе технологию проблемного обучения и воспитания. Деятельность, где имеется познавательная задача, не имеющая стандартных решений должна занимать важную часть урока. Ведь каждая познавательная задача – это новая, неповторимая задача, имеющая подчас не одно решение. Задача педагога развить творческий подход, т.е. научить учащихся самостоятельно, последовательно раскрывать логику решения наиболее сложных конкретных задач, давать систему вопросов и способов действия, которые постепенно поводят к конечному выводу и успешному решению проблемной задачи. Важно понимать, что в школе, в одном и том же классе учатся дети с разными способностям, поэтому необходимо соблюдать дифференцированный подход и, следовательно, учебная задача, проблема должна быть решаема как для слабых учеников, так и для сильных. Но не всегда это возможно, поэтому ещё одна из задач учителя это умения правильно подбирать нестандартные задачи и проблемы, как для одаренных, сильных так и для слабых детей. Учитель, знающий своих учеников, дает задания и определяет, какой уровень сложности доступен данному ученику, что с него можно потребовать и за какую инициативу следует похвалить. Ведь решение различных задач учеником – это результат его собственной мыслительной деятельности. Или же оно может быть результатом групповой деятельности конкретных лиц.
Технология проблемного обучения и основы решения и применения проблемных задач закладываются в начальном курсе физической географии (5,6 кл.), затем развиваются и совершенствуются в курсе географии материков и океанов(7 кл.). Курс географии России (8,9 кл.) предполагает, что учащиеся более самостоятельно научатся решать и сами формулировать различные проблемные ситуации. В конечном итоге завершающий курс географии «Современный мир» (10,11 кл.) решить очень важную задачу – развитие географического мышления. Географическое мышление – это мышление, основанное на понимании тесной взаимосвязи между различными процессами и явлениями природы, между обществом и природой. Именно это поможет учащимся накопить социальный опыт и расставить жизненные приоритеты, определиться с роль в обществе.
Самым сложным этапом в работе педагога является разработка урока построенного или содержащего проблему. Первоначально в своей работе можно ориентироваться на применение заданий рассчитанные на проверку понимания простых связей между объектами и географическими понятиями.
В 5 классе по теме «Географические координаты» проблемные задания на проверку понимания связей между объектами или понимания связей между понятиями и задания на проверку осознания:
Чем отличается меридиан и параллель? В чем сходство параллели и экватора? Какой меридиан самый длинный?
В 6 классе усложняется система проблемных заданий.
По теме «Землетрясения. Вулканы» можно использовать как проблемные задания на проверку понимания связей между понятиями, так и задания на понимание связей между объектами и явлениями.
Например, проблемные задания на проверку понимания связей между понятиями «землетрясение» и «сейсмически активные зоны»:
Может ли быть землетрясение в вашей местности? Почему?
Почему землетрясения происходят в сейсмически активных зонах?
Проблемные задания на понимание связей между объектами и явлениями:
Как связано между собой то, что на территории Австралии нет вулканов и с движением литосферных плит?
Почему землетрясения, вулканы и гейзеры, как правило, встречаются в одних и тех же местах?
Объясните связь между движением земной коры и появлениями разных равнин по высоте?
Проблемные задания на проверку умения моделирования и прогнозирования проблемных ситуаций:
Оцените возможность появления вулкана на территории Липецкой области.
Каковы последствия строительства плотины на р. Обь, если известно, что уровень воды поднимется на 50 м?
Проблемные задания на знание закономерностей, например по теме «Океанические течения»
Северо – Атлантическое и Канарское течения образуются из вод Гольфстрима. Почему одно теплое, а другое холодное?
Воды у берегов п – ва Аляска и Лабрадор будут по – разному влиять на температуру данных территорий. Почему?
В 7 классе все предложенные проблемные задания развиваются и совершенствуются, можно добавить проблемные задания на понимания причинно – следственных связей, например при изучении тем: «Рельеф Земли», «Рельеф Южной Америки», «Рельеф Евразии» и т.д.:
Где в Евразии особенно много вулканов? Объясните факт наличия большого скопления вулканов в этой области.
Объясните различие рельефа запада и востока материка– Южная Америка.
В 8– 9 классах необходимо учить самостоятельно решать и формулировать проблемные задания. Это достаточно трудно решаемая для педагога задача. Как это сделать?
Необходимо применять такую форму работы, с учащимися при которой, осуществляется постепенное или пошаговое формулирование и решение проблемных заданий.
Например, при изучении темы «Западная Сибирь» учащимся необходимо самим сформулировать и решить проблему « Заболоченности Западно – Сибирской равнины»
Шаг 1.
Определите абсолютные высоты равнины. В каком направлении общий уклон равнины? Какой рельеф Западно – Сибирской равнины плоский или холмистый?
Шаг 2.
Определите, какие факторы сформировали континентальный и суровый климат равнины?
Шаг 3.
Определите средние температуры января, июля на полуострове Ямал, в районе Сургута и на юге равнины, сделайте вывод. Где выпадает больше осадков на Восточно – Европейской равнине или на Западно – Сибирской равнине?
Шаг 4.
Определите крупные реки равнины, бассейн океана, скорость течения, берега рек? Почему весной Обь и ее притоки очень сильно разливаются?
Шаг 5.
Объясните причины заболоченности.
Шаг 6.
Сформулируйте проблему
( Несмотря на то, что осадков на Западно – Сибирской равнине выпадает меньше, чем на Восточно - Европейской равнине, болота здесь занимают огромную площадь. В чем причины?)
Интересными являются проблемные задания творческого характера, которые могут выполнять как сильные, так и слабые учащиеся, например работа по созданию рекламных проектов для какой либо территории России.
Проблемное задание
Проблема творческого характера
В чем уникальность территории Дальнего Востока?
Все вы приняты на работу в туристическое агентство. Ваша задача сделать рекламу уникальным территориям Дальнего Востока. В чем уникальность территории Дальнего Востока?
Шаг 1. Определите географическое положение Дальнего Востока.
Шаг 2. Выясните, кто изучал, открыл территорию?
Шаг 3. Определите основные формы рельефа.
Шаг 4. Выясните особенности климата (тип климата, влажный сезон, благоприятен ли для туристов)
Шаг 5. Что можно посмотреть – какие природные объекты? Достопримечательности?
Шаг 6. Чем можно заняться – рыбалка, восхождение на вершину, охота, ванна с теплой водой?
Шаг 7. Назовите природные уникумы Дальнего Востока.
Иногда для решения проблемных задач от учащихся требуются умения выражать свою точку зрения. Например, по теме «Электроэнергетика» в 9 классе, учащимся предлагается проблемное задание « Существуют ли перспективы развития АЭС и замена всех ТЭС на АЭС?» Обсуждение осуществляется с учетом общечеловеческих ценностей, учащимся предлагается алгоритм, позволяющий им выбрать свою позицию в споре:
· Какие потребности человечества удовлетворяются в результате строительства АЭС?
· Интересы, каких социальных групп выражает их создание?
· Каковы масштабы воздействия на окружающую среду?
· Каковы последствия для человека?
· Каков экономический эффект для хозяйства страны?
· Существуют ли перспективы развития АЭС и замена всех ТЭС на АЭС?
· Какова ваша позиция по данному вопросу?
Систематическое применение проблемных заданий и ситуаций приведет к формированию географического мышления, которое является залогом успешного обучения в завершающем курсе географии «Современный мир» (10,11 кл.)
Литература
1. Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.: «ВАКО», 2016, 288с.
2. Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. – М.: «ВАКО», 2016, 288 с.
3. Жижина Е. А. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М.: «ВАКО», 2016, 288 с.