Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Технология проблемного обучения на уроках химии | Мартыненко Виктория Васильевна. Работа №346542. Номер работы: №346542

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья посвящена технологии проблемного обучения, которая является важным инструментом повышения эффективности образовательного процесса на уроках химии. Рассматриваются основные принципы и особенности проблемного обучения, его роль в активизации познавательной деятельности учащихся, а также способы внедрения данной технологии в преподавание химии. Описаны методы создания проблемных ситуаций, которые способствуют развитию критического мышления, самостоятельности и творческого подхода у школьников. В статье приводятся конкретные примеры применения проблемного обучения на уроках химии, его преимущества и трудности, с которыми сталкиваются учителя при его реализации.

          Ключевые слова: проблемное обучение, химия, активное обучение, критическое мышление, познавательная деятельность, творческий подход, методика преподавания.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ

 

Мартыненко Виктория Васильевна, учитель химии,

ГБОУ ЛНР "Сычанская ООШ"

 

Аннотация: Статья посвящена технологии проблемного обучения, которая является важным инструментом повышения эффективности образовательного процесса на уроках химии. Рассматриваются основные принципы и особенности проблемного обучения, его роль в активизации познавательной деятельности учащихся, а также способы внедрения данной технологии в преподавание химии. Описаны методы создания проблемных ситуаций, которые способствуют развитию критического мышления, самостоятельности и творческого подхода у школьников. В статье приводятся конкретные примеры применения проблемного обучения на уроках химии, его преимущества и трудности, с которыми сталкиваются учителя при его реализации.

Ключевые слова: проблемное обучение, химия, активное обучение, критическое мышление, познавательная деятельность, творческий подход, методика преподавания.

 

Современное образование ориентировано на развитие учащихся, их способность к самостоятельному поиску знаний, умение решать нестандартные задачи и подходить к проблемам с разных точек зрения. В этом контексте особую значимость приобретает метод проблемного обучения, который ставит ученика в центр образовательного процесса, стимулируя его активное участие и развитие. Этот метод эффективен не только для гуманитарных дисциплин, но и для точных наук, таких как химия, где от студентов требуется не только запоминание фактов, но и умение применять знания на практике, решать задачи, искать ответы на вопросы, которые еще не решены.

Проблемное обучение основано на создании таких условий, в которых учащиеся сталкиваются с проблемой, требуют поиска решения и осознанного усвоения знаний. В отличие от традиционного метода, при котором учитель является основным источником информации, в проблемном обучении внимание сосредоточено на ученике, который активно участвует в процессе поиска и анализа. Основной целью этого метода является развитие у школьников критического мышления, самостоятельности и способности решать проблемы, с которыми они могут столкнуться в реальной жизни.

Технология проблемного обучения включает несколько основных принципов. Первый и, пожалуй, наиболее важный из них – это активизация познавательной деятельности учащихся. В процессе проблемного обучения ученики не просто получают готовую информацию, они начинают работать с ней, исследовать, анализировать, делать выводы. Они становятся активными участниками образовательного процесса, а не пассивными слушателями. При этом роль учителя заключается не в передаче знаний, а в организации поиска решения проблемы, в создании условий для учеников, чтобы они могли самостоятельно приходить к новым знаниям. Учитель в данном случае – наставник, а не источник всех знаний.

Другим важным принципом является организация поиска решения. В рамках уроков химии это может быть связано с созданием ситуаций, в которых учащиеся должны выяснить, как проходят те или иные химические процессы, какие факторы на них влияют, какие закономерности можно выявить. Например, учитель может предложить ученикам задачу, в которой необходимо предсказать результат реакции, исходя из известных данных о веществах, или выяснить, какие условия необходимо изменить, чтобы реакция протекала быстрее. Такие задачи побуждают учеников искать решения, делать предположения, а затем проверять их с помощью экспериментов.

Применение технологии проблемного обучения на уроках химии требует от учителя умения правильно формулировать проблему и строить урок так, чтобы ученик мог прийти к ее решению. Например, один из наиболее эффективных методов – это метод проблемных ситуаций. На основе такой ситуации ученикам предлагается не просто изучить теоретический материал, а найти решение конкретной проблемы. Это может быть задача, связанная с объяснением химических явлений, предсказанием результатов экспериментов или анализом реальных ситуаций из жизни, где химия играет важную роль.

Примером может служить задача, в которой ученикам нужно объяснить, почему в некоторых странах вода в реках и озерах так загрязнена, что невозможно ее пить, а в других странах вода подвергается очистке и используется в быту. В данном случае, чтобы найти ответ, ученики должны изучить химические процессы, происходящие в воде, ознакомиться с методами очистки воды, проанализировать влияние загрязняющих веществ на экологию. Этот подход заставляет учащихся активно мыслить, ставит их перед реальной проблемой и помогает понимать значимость знаний химии в повседневной жизни.

Еще одним важным приемом является метод экспериментального поиска. В данном случае ученикам предлагается самостоятельно провести эксперименты, которые помогут им на практике убедиться в тех или иных химических закономерностях. Например, на уроке о кислотах и основаниях можно организовать лабораторную работу, в ходе которой ученики должны будут наблюдать реакцию между различными веществами, измерять pH растворов, а затем сделать выводы о свойствах кислот и оснований. При этом учитель задает вопросы, направляя учащихся к самостоятельным выводам, а не дает готовых ответов.

Проблемное обучение на уроках химии также помогает развивать критическое мышление учащихся. Для этого важно правильно формулировать задания, которые требуют не только воспроизведения фактов, но и их анализа, сравнения, выстраивания причинно-следственных связей. Например, можно предложить учащимся задачу, в которой они должны оценить, насколько безопасны для здоровья химические вещества, содержащиеся в бытовых чистящих средствах. Для этого ученики должны будут рассмотреть состав этих веществ, исследовать их химические свойства и взаимодействия с другими веществами, а также разобраться в том, какие риски для здоровья может повлечь их использование.

Проблемные задания могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Работа в группе помогает школьникам обмениваться мнениями, обсуждать возможные решения, а также развивать коммуникативные навыки. Особенно важна такая форма работы на уроках химии, так как она способствует развитию у учащихся умения работать в команде, выслушивать мнение других, аргументировать свои решения и принимать совместные решения.

Основными преимуществами проблемного обучения являются повышение интереса к предмету, развитие самостоятельности, критического мышления и творческого подхода. Учащиеся начинают осознавать важность химии не только как школьного предмета, но и как науки, которая влияет на их повседневную жизнь. Проблемное обучение также способствует более глубокому усвоению материала, так как знания не просто запоминаются, но и активно используются в поиске решения проблем.

Однако внедрение проблемного обучения в школьную практику также связано с определенными вызовами. Во-первых, подготовка проблемных ситуаций требует времени и усилий от учителя, который должен продумывать каждую задачу, адаптировать ее под уровень класса и контролировать процесс работы учащихся. Во-вторых, не все учащиеся сразу могут привыкнуть к такому подходу, и некоторые могут испытывать трудности с самостоятельным решением задач, что может потребовать дополнительного времени для их поддержки.

Таким образом, проблемное обучение на уроках химии способствует развитию у учащихся навыков критического мышления, самостоятельности и творческого подхода. Использование проблемных ситуаций помогает учащимся осознать значимость химии в их повседневной жизни и способствует более глубокому усвоению материала. Несмотря на вызовы, связанные с внедрением этой технологии, она имеет огромное потенциал для повышения качества образования и формирования у школьников важнейших компетенций, необходимых в современном мире.

 

Список литературы

 

Абдибаева

М.М.,

Сабденова

У.О.,

Джумашева

А.Б.,

Идирисбаева

Р.У.,

Халикова

Х.Ш.,

Ермаханов

М.Н.

П

роблемное обучение на уроках химии в средней школе

// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 12-8. – С. 1509-1511

.

Бузрукходжаев

А.Н.,

Комилов

К.У.

Технология проблемного обучения на уроках химии в школе

// Экономика и социум. 2022. №2-2 (93). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-problemnogo-obucheniya-na-urokah-himii-v-shkole (дата обращения: 09.10.2024).

Максудова Г

.

Д

.

Применение метода проблемного обучения на уроках химии

//

Talqin

va

tadqiqotlar

ilmiy-uslubiy

jurnali

. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-metoda-problemnogo-obucheniya-na-urokah-himii (дата обращения: 09.10.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×