Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Технология проблемного обучения на уроках математики в начальных классах. | Матвеева Марина Дмитриевна. Работа №353255

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Данная статья посвящена вопросам по использованию технологий проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе, какова эффективность использования проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе. Создание проблемных ситуаций как основное звено процесса обучения. Методические приѐмы использования проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе. Цель статьи: дать понять, что эффективность обучения младших школьников и развитие их творческого мышления на уроках математики повышается  за счѐт создания проблемных ситуаций. 

 

Матвеева Марина Дмитриевна

Студентка ПНК-22-303 группы

учащаяся ГАПОУ СО НТПК №1

Свердловская область, Нижний Тагил

 

ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

АННОТАЦИЯ. Данная статья посвящена вопросам по использованию технологий проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе, какова эффективность использования проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе. Создание проблемных ситуаций как основное звено процесса обучения. Методические приѐмы использования проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе. Цель статьи: дать понять, что эффективность обучения младших школьников и развитие их творческого мышления на уроках математики повышается за счѐт создания проблемных ситуаций.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Технология проблемного обучения, проблемное обучение на уроках математики в начальных классах, педагогика, проблемный метод, создание проблемной ситуации, проблемный метод, стимулирование умственной активности

Технология проблемного обучения в образовательных учреждениях является эффективным инструментом для повышения познавательной активности учеников. Она способствует развитию творческих навыков, формированию самостоятельного мышления и успешному усвоению знаний. Этот метод универсален, поскольку может быть применён в любом предмете.

Суть технологии проблемного обучения можно выразить словами П.П. Блонского: «Обучение ребёнка — это не передача ему готовой истины, а развитие его собственной истины в направлении нашей, то есть не навязывание ему нашего мировосприятия, созданного нашим мышлением, а помощь в переработке им непосредственного чувственного мира».

Проблемный подход к обучению нельзя считать новшеством. Сократ использовал его для стимулирования умственной активности во время своих дискуссий, а также в пифагорейской школе. Чешский педагог Я. Коменский был сторонником активного обучения.

Ф.А. Дистервег считал успешным тот метод, который раскрывает познавательную деятельность ученика. Вместе с ним к представителям активного обучения относятся Ж.Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци.

Педагоги стремились создать новые, более эффективные методы, заменяющие простое заучивание. В начале XX века в учебную практику были внедрены активные методы обучения: эвристический, опытно-эвристический, лабораторно-эвристический и другие, которые Б.Е. Райков назвал исследовательскими. Однако в 30-х годах XX века этот метод был признан ошибочным. Тем не менее, вскоре вопрос активизации учебного процесса вновь стал актуальным, поскольку традиционное запоминание не способствовало реальному развитию.

В начале 20 века в американской школе произошли значительные изменения в педагогическом подходе. Например, Джон Дьюи в Чикагской школе начал внедрять новые методики, направленные на активизацию учебной активности учащихся. Он предложил перейти к самостоятельному обучению, акцентируя внимание на решении учебных задач. Дьюи также разработал идею «полного акта мышления», при которой учитель выступал в качестве помощника, который поддерживал студента в процессе освоения материала. Учебные программы претерпели изменения, были введены новые, ориентированные на исследовательскую работу учеников. Российские педагоги, такие как И.Я. Лернер и М.К. Скаткин, внесли значительный вклад в теорию проблемного обучения, классифицируя его методы. Матюшкин обозначил роль проблемных ситуаций, а М.И. Махмутов выделил основные этапы этого подхода. H.A. Мечинская и Е.H. Кабанова-Меллер внесли идеи о системах методов познавательной деятельности. Проблемное обучение нацелено на развитие творческих способностей учеников, сочетая их самостоятельный поиск с уже имеющимися знаниями.

Проблемное обучение отличается от традиционных методов, в первую очередь, своей целью и организацией процесса усвоения знаний. На уроках с использованием проблемного подхода учащиеся получают возможность самостоятельно искать решения для поставленных задач.

Познавательная активность в условиях проблемной ситуации строится по следующей схеме: возникновение проблемы, обозначение сложности, поиск способов ее преодоления и, непосредственно, решение проблемы.

Важно понимать, что термин «проблема» и «проблемная ситуация» не являются синонимами. Проблема включает в себя проблемную ситуацию, а последняя представляет собой осознанное затруднение, для которого необходимо найти решение.

Преимущества проблемного метода включают формирование личной мотивации, развитие мысли и познавательной активности, а также становление диалектического мышления. Однако применение данного подхода требует больше времени по сравнению с традиционными методами, которые более распространены в образовательной практике.

Классно-урочная система, предложенная Яковом Коменским более 400 лет назад, ориентирована на усвоение знаний в готовом виде, что подразумевает меньшие затраты времени. А.А. Вербицкий отмечал, что при традиционном обучении ученики не видят перспективу применения знаний, что снижает личную мотивацию.

Дисциплины. Информация, которую усваивают учащиеся, представляет собой фрагменты единого целого, что приводит к утрате представления о целостности мира. Однако проблемное обучение сталкивается с определёнными трудностями. Оно требует, прежде всего, индивидуального подхода. Учитель должен уметь привести ученика к противоречию, а учащийся, в свою очередь, обязан найти путь к разрешению. Искусство педагога заключается в создании проблемной ситуации. В рамках проблемного обучения можно предложить ученикам такие задания, как сравнение, формулирование вопросов и сопоставление фактов.

Рассмотрим различия между традиционным и проблемным методами обучения. При использовании классического подхода ученики получают готовые знания, которые закрепляют с помощью упражнений, вопросов и учебников. Новые сведения в процессе обучения связываются с ранее изученным материалом. Таким образом, активность учащихся становится репродуктивной. В отличие от этого, в проблемном обучении знания приобретаются путём самостоятельного решения задач. Традиционное обучение опирается на наглядно-иллюстративный метод, в то время как в проблемном акцент делается на исследовательскую деятельность и управление учебными процессами. В первом случае мотивация учащихся зависит от активности учителя, тогда как в проблемном обучении студенты развивают свои навыки и умения, мотивируясь интеллектуальными интересами.

Наглядно-иллюстративное обучение представляет собой процесс, при котором студенты получают готовую информацию и изучают примеры исследовательской работы, опираясь на собственную инициативу. В управлении учебной деятельностью учащихся их работа зачастую носит репродуктивный характер: это выражается в запоминании подготовленного материала, выполнении заданий самостоятельно и организации учебного процесса.

Формулировка проблемы и поиск её решения становятся важными аспектами учебной деятельности. Также незаменимыми являются самоконтроль и самооценка учебной работы. Мотивация в данном контексте — это прямое побуждение, вызванное действиями учителя, к примеру, увлекательной подачей материала.

Интеллектуальные мотивы также важны: учащиеся получают удовлетворение от умственной деятельности. Таким образом, метод проблемного обучения выстраивает систему занятий, основная цель которых — создать условия для открытия новых знаний, освоения методов поиска информации и развития критического мышления. Важным становится разнообразие продуктивных форм занятий и самоорганизация студентов. Изменяется и роль учителя, который выступает не только как преподаватель, но и как организатор и консультант.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

2. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ И.Н. Андреева. - Москва: Академия, 2000. - 173 с.

3. Гончаров Н.К. Из истории русской школы (роль и место классных наставников и надзирателей s дореволюционной школе).//Советская педагогика. - 1938. - №6. - с.120 -137.

4. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: «Знание», 2011. – 80 с.

5. Кухарев Н. В. Эффективность обучения и воспитания. - М.: Педагогика, 2014. - 209 с.

6. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / М.: «Педагогика», 1981. – с 48.

7. Махмутов М.И. Принцип проблемности в обучении / М.И. Махмутов // Вопросительная психология. СПб. 2016. – 498 с.

23. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2 –е изд. - М.: Педагогика, 1984.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×