Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Технология проблемного обучения на уроках истории и обществознания» | Мой кабинет. Работа №352521

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Что же такое проблемное обучение? На этот вопрос хороший ответ дал Н.Г. Дайри: обучение является проблемным, если оно «всем своим содержанием и способом раскрытия ставит какой-то вопрос, требующий решения, но прямого решения не дает и побуждает учащихся искать ответ. В этом случае возникает проблемная ситуация. 

«Технология проблемного обучения на уроках истории и обществознания»

 

Знание только тогда знание,

когда оно приобретено усилиями

своей мысли, а не памятью.

Л.Н.Толстой

Теоретическая интерпретация опыта.

Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научить учиться, действовать в разной обстановке, общаться, жить в ладу с самим собой, в обществе.

Развитие личности зависит не только от врожденных способностей человека, социального окружения, но и от его собственной позиции, его мироощущения. Большая роль в воспитании этих качеств отводится, в частности, урокам истории.

В своей педагогической практике я столкнулась с определенными трудностями:

во-первых, имея ограниченные возможности использования полученных по истории знаний вне класса, обучающиеся теряют интерес к ее изучению;

во-вторых, при использовании традиционной методики с ее идеей максимальной помощи детям в процессе обучения происходит снижение уровня самостоятельности учеников. Таким образом, возникает конфликт между целями учения и стилем преподавания, который мешает развитию способности ребенка учиться. Разрешение данного противоречия я нашла в теории проблемного обучения.

Что же такое проблемное обучение? На этот вопрос хороший ответ дал Н.Г. Дайри: обучение является проблемным, если оно «всем своим содержанием и способом раскрытия ставит какой-то вопрос, требующий решения, но прямого решения не дает и побуждает учащихся искать ответ. В этом случае возникает проблемная ситуация. Она создается также при изложении различных мнений, с тем, чтобы учащиеся сами их разобрали, оценили, либо при указании на противоречие, конфликт, с тем, чтобы учащиеся сами нашли пути его решения».

В нашей стране разработкой тех или иных аспектов проблемного обучения и проблемного обучения как концепции в целом занимались и занимаются сегодня многие учёные и практики: М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, В.Т. Кудрявцев, Н.Г. Дайри и мн. др.

Наиболее важными, на мой взгляд, функциями проблемного обучения являются, во-первых, развитие творческих способностей учащихся и, во-вторых, развитие практических навыков использования знаний и повышение уровня усвоения учебного материала. Рассмотрим их более подробно. В современной педагогике всё шире распространяется убеждение, что репродуктивная деятельность отрицательно влияет на возможность последующего творчества. К этому выводу приходят как теоретики, так и практики, как педагоги, так и психологи. Специфика построения проблемного обучения на моделировании проблемных ситуаций, содержащих противоречия, отношение к которым является одним из важнейших критериев творчества, позволяет сделать вывод о его эффективности в этом направлении. Второй важнейшей функцией проблемного обучения, как уже отмечалось выше, является развитие у учащихся практических навыков использования знаний и повышение уровня усвоения учебного материала. Как показывает практика, практическое воспроизведение знаний и навыков, осуществляемое учащимися осознанно и в рамках проблемной ситуации, способствует значительно лучшему усвоению знаний, нежели лишь вербальное или практическое их воспроизведение при традиционном обучении. Для успешной сдачи ОГЭ необходимо научить учащихся решать поставленный задачи. Именно поэтому в процессе обучения и воспитания приоритет должен отдаваться моделированию, воссозданию практических проблемных ситуаций и их самостоятельному решению учащимися, что и реализуется в проблемном обучении. Итак, я сосредотачиваю своё внимание на создании и решении учебных проблем, обеспечивающих эффективное воздействие проблемного обучения на развитие личности школьника, и её подготовку к дальнейшему развитию за стенами школы.

Актуальность опыта заключается в том, что использование различных форм работы в рамках технологии проблемного обучения обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности и желания творческой самореализации.

Ведущей идеей своего педагогического опыта вижу развитие личности, способной к творчеству и самостоятельности в решении жизненных социальных проблем через уроки истории и обществознания.
        Новизна опыта заключается в том, что предпринята попытка создания системы использования современных технологий в процессе преподавания истории и обществознания в школе. Я  стараюсь  стимулировать интересы учащихся,  развивать  у них  желание практически использовать знания, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом. Процесс обучения я строю с учётом достигнутого. В каждой группе есть свои приёмы работы и  формы её организации. При подготовке к уроку тщательно продумываю, чем сегодняшнее занятие будет отличаться от вчерашнего, меняю в зависимости от профессии и психологических особенностей учащихся, приёмы и виды работ, направленные на развитие интереса и потребности в знаниях.    Анализируя полученные результаты, я  намечаю необходимые способы оказания помощи отдельным детям.

 

 

Цели и задачи педагогического процесса.

Основная цель - повышение познавательной активности школьников, мотивации к изучению предмета, как необходимых условий формирования потребности в самообразовании и саморазвитии.

Путь к достижению основной цели педагогического процесса лежит через более конкретное целеполагание и поэтапное решение стоящих в связи с этим задач:

Задачи:

Дать ученикам прочные и глубокие знания по предметам.

Вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение.

Научить исследовательской деятельности.

Содействовать творческому развитию каждого ученика.

Воспитывать у детей любознательность, самостоятельность.

Развивать интеллектуальные способности.

Способы создания ситуаций проблемного обучения.

1. Использование фактов, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью.

2. Ситуация конфликта - новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями.

3. Ситуация несоответствия - жизненный опыт учащихся противоречит научным данным, предъявленным в условии задачи.

4. Ситуация неопределенности - проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность и интуицию учащихся.

5. Ситуация предположения - которая основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий.

6. Ситуация выбора - учащимся предлагается из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, наиболее на их взгляд убедительный.

7. Ситуация прогнозирования альтернативных путей развития исторических событий: и тех которые уже состоялись, и тех, последствия которых еще некому не известны.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и развитие мыслительной деятельности. Проблемное обучение основано на создании проблемной ситуации.

Эффективность использования технологии проблемного обучения во многом зависит от соблюдения этапов её реализации:

1) Постановка проблемы.

2) Выдвижение гипотез.

3) Подтверждение гипотез фактами, документами, примерами.

4) Выводы по решению проблемы.

Формируется проблемный вопрос: "Почти 250 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380г.? Явилась ли эта победа полной неожиданностью для обеих сторон?" Затем даётся характеристика Д. Донского и предлагается серия проблемно-поисковых вопросов:

1)Почему сражение на р. Воже стало первым сражением, которое русская рать смогла выиграть?

2)Почему Мамай так торопился начать поход на Русь?

3)Почему местом сражения князь Д. Донской выбрал именно Куликово поле?

4)Почему Д. Донской принял решение переправиться через Дон?

5)Какую тактику использовал Д. Донской?

6)Чем вы объясните успех русских?

7)Каково значение Куликовской битвы?

       Теперь обучающиеся, рассмотрев серию наводящих вопросов, будут готовы ответить на главный проблемный вопрос.

Также при изучении темы "Восстание декабристов" предлагаю ответить на проблемный вопрос: "Почему восстание декабристов потерпело поражение и каковы причины этого поражения?"

Учащимся даётся задание выписать в тетрадь причины поражения восстания, а в конце урока подводятся итоги работы.

Примерные ответы учащихся:

1)срыв первоначального плана восстания;

2)оторванность от народа;

3)поведение Трубецкого и Якубовича;

4)численное превосходство и лучшее вооружение царских войск;

5)недостатки в подготовке восстания;

6)нерешительность восставших.

Безусловно, если решение проблемной задачи на каком-то этапе зашло в тупик, преподаватель может и должен направлять учащихся в нужное русло.

      При изучении темы "Октябрьская революция 1917г." Я предлагаю учащимся самостоятельно сформулировать проблемный вопрос, на который они должны ответить в течение урока. Было предложено выяснить, была ли Октябрьская революция неизбежна? Для того чтобы получить ответ на вопрос,  учащиеся по ходу изучения темы должны были определить причины, задачи, характер, движущие силы революции 1917 г. Выполнив задание, учащиеся ответили на поставленный в начале урока вопрос.

       При изучения темы "Гражданская война в России" я создавала проблемный вопрос: "К весне 1919 г. армии генералов Юденича, Деникина, адмирала Колчака были хорошо вооружены, имели превосходство в численности (более 500 тыс. солдат и офицеров против 380 тыс. красноармейцев), в военном мастерстве командных кадров, пользовались поддержкой интервентов. Тем не менее, победу в гражданской войне одержали большевики. Почему?

Работая со схемой, материалом учебника, таблицей учащиеся в конце урока решают проблемный вопрос.

             Для того, чтобы посмотреть, стали ли учащиеся после всех проведённых занятий с использованием технологий проблемного обучения более самостоятельными  в принятии в принятии решений, увеличилась ли заинтересованность в изучении предметов им следует задать следующие вопросы:

            Закончите предложение:

Самым интересным для меня было..., потому что ...

На уроке я узнал(а)...

Мне понравилось..., потому что...

Мне не понравилось...

            Опыт показал, что данная технология довольно интересна для учащихся. Ведь они получают не только готовые знания, но и развивают определённые умения.

Планирую продолжить работу по данной теме в дальнейшем. Ставлю перед собою задачи:

Повысить уровень подготовки к О

ГЭ по истории и обществознанию;

Развитие творческого потенциала учащихся через привлечение учащихся к участию в конкурсах по истории и обществознанию;

Воспитывать в каждом ребёнке желание стать исследователем.

Работа по данной системе дают возможность наблюдать у моих учеников сформированность таких личностных качеств, как мышление, речь, творчество, эмоциональность, смысловая память, эффективное внимание, что позволяет мне воспитывать в ребятах самостоятельность, толерантность, уважение друг к другу, открытость, искренность, ответственность, вежливость, этикетность речи, культуру чувств и эмоций.

Диагностика.

Результаты качества знаний по истории за последние 3 года.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×