Технология проблемного обучения в доу. | Карпова Елена Николаевна. Работа №276797
Автор: Карпова Елена Николаевна
В числе современных педагогических технологий рассматривается технология проблемного обучения. Согласно ФГОС у выпускника дошкольного образовательного учреждения должны быть сформированы такие интегративные качества как «способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем)». В настоящее время мы все чаще сталкиваемся со скованностью детского мышления, стремлением мыслить по готовым схемам, получать эти схемы от взрослого. Дети боятся ошибаться при выполнении того или иного задания. Каков может быть способ решения проблемы? Я думаю, что использование проблемного обучения в работе с дошкольниками положительно повлияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей, активизирует мысль детей, придаст ей критичность, приучит к самостоятельности в процессе познания.
Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи, основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу.
Рассмотрим основные определения проблемного обучения.
Проблемное обучение – организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения, учится мыслить, творчески усваивать знания (А.М. Матюшкин).
Проблемное обучение – это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание
ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний (В. Оконь).
Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций (М.И. Махмутов).
Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г.К. Селевко).
Особенности проблемного обучения:
- знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде;
- правила или инструкции не предлагаются;
- поисковая деятельность детей стимулируется вопросами педагога;
- проблемная ситуация должна находиться в «зоне ближайшего развития», т. е. с проблемной ситуацией ребёнок может справиться благодаря незначительной помощи взрослого.
Основные этапы технологии проблемного обучения
Последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:
1. Создание (возникновение) проблемной ситуации
2. Постановка проблемы
3. Поиск способов решения
4. Решение проблемы.
1 этап. Создание (возникновение) проблемной ситуации
Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить факт, явление или процесс действительности, не может достичь цели известными ему способами действий.
Основная цель воспитателя – создание условий для возникновения познавательной активности детей.
Основные компоненты проблемной ситуации:
неизвестное, т.е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности;
познавательная деятельность;
творческие возможности и достигнутый ребенком уровень знаний.
Наиболее распространенными способами создания проблемной ситуации для старших дошкольников являются:
- постановка проблемного вопроса;
- проблемная задача или задание;
- демонстрация опыта;
- сочетание слова и наглядности.
Проблемный вопрос при ответе подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний.
Проблемная задача: как в любой задаче есть условие и вопрос.
Приведем примеры проблемных ситуаций, проблемных задач и проблемных вопросов.
Примеры проблемных ситуаций:
Тема: «Фрукты»
Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?
Тема: «Свойства материалов»
В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.
Тема: «Стороны света»
«Свойства магнита»
Винтик и Шпунтик потеряли металлическую деталь в коробке среди деталей из разных материалов.
Как быстро найти нужную деталь?
Ответ: с помощью магнита.
«Изменение температуры»
Нужно срочно искупать малыша, но из крана течёт только горячая вода.
Как быстро охладить воду?
Ответ: поставить ёмкость с водой в холодное место, переливать из одной посуды в другую, положить в воду лёд и т.д.
«Роса»
Утром на траве часто бывает роса, а днём её уже не увидишь.
Куда исчезает роса?
Ответ: роса испаряется на солнце.
«Бумажный кораблик»
Незнайка хотел переплыть реку. На пристани стояли две лодки – бумажная и резиновая. Незнайка выбрал красивую, сделанную из цветной бумаги. Сможет ли Незнайка переплыть реку и почему?
Ответ: не сможет, т.к. бумага в воде размокает.
«Тонет - не тонет»
Мама после обеда мыла в тазу ложки. Одни ложки опустились на дно тазика, а другие – плавали на поверхности.
Почему не все ложки утонули?
Ответ: ложки были разные: металлические, деревянные, пластмассовые.
«Песочные пирожки»
В песочнице дети лепят пирожки. У одного пирожки лепятся хорошо, а у другого - рассыпаются.
Почему?
Ответ: один ребёнок лепит из сухого песка, а другой – достаёт песок со дна песочницы там, где он влажный, поэтому эти пирожки не рассыпаются.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения.
3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения.
3 этап. Поиск способов решения
Цель воспитателя – актуализация необходимых знаний детей.
«Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?»; вовлечение детей в процесс выдвижения предположений; поиск «ключа», идеи решения.
Этапы поиска способов решения:
1. Выдвижение первоначальных идей (догадок)
2. Обоснование предположений
3. Формулировка гипотезы
4 этап. Решение проблемы
Доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, например, экспериментированием, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.
Этапы решения проблемы:
1. Доказательство или опровержение гипотезы
2. Проверка правильности решения проблемы.
Рассмотрим все этапы на одном из примеров.
1этап. Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял через неделю, а другой стоял до конца зимы? Почему?
2 этап. Постановка учебной проблемы:
• Почему из двух слепленных снеговиков один растаял, а другой нет?
• Почему так произошло, что позволило одному растаять, а другому нет?
3 этап. Поиск способов решения:
Выдвижение первоначальных идей (догадок):
• один стоял в тени, а другой на солнце;
• один был тепло одетый;
• одного слепили прочно, а другого нет.
Обоснование предположений:
• на солнце снег быстрее тает;
• в одежде снеговику стало тепло;
• если слепить непрочно, он быстрее сломается и растает.
Формулировка гипотезы:
• Один снеговик растаял быстрее потому, что…
4 этап. Проверка правильности решения:
• проведение опытов со снегом;
• размещение слепленных снеговиков на солнечной стороне и в тени.
Исследовательская деятельность как вариант проблемного обучения
Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания.
Модель исследовательских технологий совпадает с моделью научного исследования.
Алгоритм осуществления исследовательской деятельности (А.И. Савенков):
• Шаг 1. Выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Для того, чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подобрать содержание, доступное их пониманию (окружающий мир, природа и др.).
• Шаг 2. Выбор темы исследования.
• Шаг 3.Определение цели исследования.
• Шаг 4. Определение задач исследования.
• Шаг 5. Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом).
• Шаг 6. Составление предварительного плана исследования. Возможные пути и методы исследования: подумать самому, прочитать книги о том, что исследуешь; посмотреть видеофильмы по проблеме; обратиться к компьютеру; спросить у других людей; понаблюдать; провести эксперимент.
• Шаг 7. Проведение эксперимента (опыта), наблюдения, проверка гипотезы, выводы.
Рекомендации по развитию проблемного видения у дошкольников:
• Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка, помните, что каждый ребенок талантлив.
• Не раскрывайте истину, а научите ее находить с помощью рассуждений, наводящих вопросов.
• Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всем» (в каждом предмете, явлении, факте). «Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда-что- то в нем хорошо, а что-то - плохо (например, солнце – это хорошо, потому что светит, греет; но солнце - это и плохо, потому что сушит, жжет).
• Акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом. (Мы знаем, что температура снега ниже нуля градусов. Почему же тогда, сгребая зимой снег к стволу дерева, мы считаем, что спасаем его от мороза?).
• Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете, надо изменить агрегатное состояние вещества: вода - лед).
• Рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций часто ролевых. (Что может рассказать о снеге (цветке, туче…) художник, медик, эколог).
• Играйте каждый день. Темы: «Антонимы», «Чем похожи...», «Чем может быть... листок, палочка и т.п.», «Если бы ты превратился в...» (Используйте «Грамматику фантазии» Д. Родари).
• Беседуйте с детьми на исторические темы (например, «История изобретения колеса, карандаша...»).
Рекомендации по стилю общения с детьми
• Выслушивайте каждого желающего.
• Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорите «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо».
• Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения. Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая.
• Если в группе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него.
• В развитии творческих способностей детей можно использовать следующие формы обучения -групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, проекты.
Преимущества технологии проблемного обучения:
• способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности;
• развивает интерес к учебному труду;
• обеспечивает прочные результаты обучения.
Трудности при использовании данной технологии:
• большие затраты времени на достижение запланированных результатов;
• слабая управляемость познавательной деятельностью воспитанников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей. Воспитатель не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания.
Технология проблемного обучения применима в работе с дошкольниками при условии, что проблемная ситуация, предлагаемая взрослым, находится в «зоне ближайшего развития».
Технология проблемного обучения, предполагая сотрудничество ребенка с педагогом в процессе разрешения проблемной ситуации, обеспечивает реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении. Для того чтобы деятельность детей сохраняла поисковый, самостоятельный характер, педагог должен так организовать процесс, чтобы он решал возникающие задачи вместе с ними, осуществлял совместный поиск, который опирается на распределение между ними последовательных этапов решения проблемной ситуации и приобретает характер совместно-распределенной деятельности. Специфика целей и методов технологии проблемного обучения существенно изменяет роль воспитателя в педагогическом процессе и обуславливает появление новых требований к педагогу, так как он перестает быть источником знаний, а становится помощником или руководителем в поиске этих знаний. Педагог одновременно выступает и как координатор или партнер (в ходе каждого этапа обучения), и как руководитель обучения (если рассматривать обучение как единое целое).
Технология проблемного обучения - это специально созданная совокупность специфических приемов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребенка и
развитию творческого мышления (добывать знания, применять их в решении новых познавательных задач.)