Технология проблемного обучения ☼ | Шемет Светлана Александровна. Работа №297638
Автор: Шемет Светлана Александровна
Проблемное обучение – это обучение, при котором усвоение знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыков происходят в процессе относительно самостоятельного решения системы задач – проблем, протекающего под общим руководством учителя.Проблемное обучение вооружает школьников методами познания окружающей действительности, развивает умения и навыки целесообразного наблюдения, воспитывает способность к обобщениям и выводу основных закономерностей с обоснованием их, прививает вкус к доступной исследовательской работе.
В контексте деятельностной парадигмы результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлением личностного развития и представлены в деятельностной форме. Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Методологической основой решения данной задачи выступает системно-деятельностный подход.
В ходе педагогической деятельности мы столкнулись со следующими проблемами:
проблема
несоответствия
уровня
обученности
школьников
их
реальным
возможностям;
низкий
уровень
мотивации;
снижение
или
отсутствие
интереса
к
предмету;
высокий
уровень
тревожности
;
быстрая
утомляемость
на
уроках
и,
как
следствие,
ухудшение их здоровья.
Одним из путей решения данных проблем является активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках.
Активная познавательная деятельность обучающихся на уроках способствует более качественному усвоению знаний, повышает интерес к предмету, повышает самооценку детей, что, в свою очередь, помогает школьникам чувствовать себя в классе более комфортно.
Как показывает практика, применение технологии проблемного обучения в образовательной деятельности соответствует логике системно- деятельностного подхода, так как способствует активизации познавательной деятельности обучающихся.
Технология проблемного обучения является необходимым элементом содержания математического образования.
Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х годах. Идея и принципы проблемного обучения в русле исследования психологии мышления разрабатывались советскими психологами С. Л. Рубинштейном, Д. Н. Богоявленским, Н. А. Менчинской, А. М. Матюшкиным, а в применении к школьному обучению такими дидактами, как М. А. Данилов, М. Н. Скаткин. Много этими вопросами занимались Т. В. Кудрявцев, Д. В. Вилькеев, Ю. К. Бабанский, М. И. Махмутов и И. Я. Лернер. Исследования в этой области ведутся сейчас и другими представителями педагогической науки.
Проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке собственно процесс обучения, изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию.
Проблемное обучение – это обучение, при котором усвоение знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыков происходят в процессе относительно самостоятельного решения системы задач – проблем, протекающего под общим руководством учителя. И. Я. Лернер 4 сущность проблемного обучения видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям школы». Т. В. Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися
дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщенными знаниями и принципами проблемных задач. Проблемное обучение вооружает школьников методами познания окружающей действительности, развивает умения и навыки целесообразного наблюдения, воспитывает способность к обобщениям и выводу основных закономерностей с обоснованием их, прививает вкус к доступной исследовательской работе.
При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность. На основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют (с помощью учителя) определение понятий, правила, или самостоятельно применяют известные знания в новой ситуации. При проблемном обучении учитель систематически организует самостоятельные работы учащихся по усвоению новых знаний, умений и отработке навыков. Учащиеся сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.
Этапы технологии проблемного обучения:
Постановка
учебной
проблемы;
организация
проблемной
ситуации.
Результат этого этапа– затруднение учащихся и постановка проблемного вопроса, который и будет являться целью урока.
Поиск
решения
проблемы:
через
диалог;
выдвижение
гипотез.
Проверка
гипотез,
начиная
с
ложной.
Формулировка
правила,
способа;
сравнение
его
с
научным
образцом в учебнике.
Обучение
постановке
учебных
вопросов
(проблемных).
Проведение
контрольных
и
проверочных
работ
с
включение
м
заданий проблемного характера:
поставь
проблемный
вопрос;
выдвини
гипотезу;
докажи.
Наиболее оптимальной является следующая структура проблемного урока:
Проблемная
ситуация.
Формулировка
проблемы.
Выдвижение
гипотез.
Доказательство
или
опровержение
гипотез.
Проверка
правильности
решений
(рефлексия-самоанализ).
Воспроизведение
нового
материала
(выражение
решения).
Будущее образования находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения. Цель проблемного обучения широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов; она включает ещё и формирование познавательной самостоятельности ученика и развития его творческих способностей.
Проблемное обучение – тип обучения, характеризующийся творческим «открытием» знаний учениками.
Место
проблемного
обучения:
это
урок
изучения
нового
материала
на любом предметном содержании.
Цель
проблемного
обучения:
развитие
интеллекта
и
творческих
способностей
учащихся;
формирование
прочных
знаний;
повышение
мотивации
через
эмоциональную
окраску
урока;
воспитание
активной
личности.
Успех использования проблемного метода во многом зависит от заинтересованной позиции педагога и высокой внутренней мотивации учащихся. В процессе использования проблемного обучения происходит и усвоение материала, и развитие мыслительной деятельности.
Главным результатом использования технологии проблемного обучения является то, что выпускник школы ориентируется в современных ценностях, обретает опыт творческой деятельности, что он готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству.
Список литературы:
Использование
технологий
деятельностного
типа
на
уроках
математики в условиях реализации
федеральных государственных образовательных стандартов основного образования: сборник методических материалов / Под ред. И. В. Долженко; Авт. учреждение доп. проф. образования Ханты-Манс. авт. окр.
–
Югры «Ин-т
развития
образования».
–
Ханты-Мансийск :
АУ «Ин-т
развития образования», 2015
Алексеев,
Н.
А.
Личностно-ориентированное
обучение
в
школ
е
Н. А. Алексеев. – Ростов н/Д : Феникс, 2006.
2.
Лернер, И. Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических
чтениях
/
И.
Я.
Лернер
//
Советская
педагогика,
1986.
Педагогика.
Научно-теоретический
журнал,
2008.
-
№10.
Совертков, П. И. Актуальные проблемы преподавания математики и информатики
.
Сборник
научно-методических
работ
кафедры
высшей математики и информатики СурГПИ. Выпуск
1. – Сургут: РИО СурГП
И, 2005
.
Интернет-ресурс:
www
.ht
t
p://nsportal.ru