Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 02.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Технология продуктивного чтения на уроках русского языка и литературы | Алимова Ирина Витальевна. Работа №334081

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье автором рассматривается вопрос технологии продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Это технология, позволяющая реализовать деятельностный        подход в обучении.

Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Именно технология продуктивного чтения способствует этому

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Троицкая средняя школа № 2»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология продуктивного чтения

на уроках русского языка

и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик: Алимова Ирина Витальевна

Квалификационная категория «Специалист первой категории»

 

 

 

 

Троицкое2024

Аннотация: в представленной статье автором рассматривается вопрос технологии продуктивного чтения. В работе также описаны три этапа работы с текстом.

Чтение, как процесс, лежит в основе изучения любого предмета. А умение работать с книгой и любовь к чтению значительно облегчают этот процесс познания нового. К сожалению, в последние годы мы всё чаще убеждаемся, что дети не любят читать, не интересуются книгами, «боятся» объёмов читаемого, читают по слогам даже в подростковом возрасте. Другой проблемой является неосознанность чтения: прочитав текст вслух, дети не могут воспроизвести информацию даже частично. Как следствие не понимают прочитанного (огромное количество фактических ошибок в ответах устных и письменных свидетельствует об этом), не умеют работать с книгой, воспринимая чтение как наказание. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу? Особую актуальность приобретает эта проблема именно в школе.

Федеральный государственный образовательный стандарт поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.

Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное.

Работая в школе учителем литературы и русского языка, ищу варианты решения проблемы снижения читательской активности и уровня читательской грамотности современных подростков. Одним из эффективных вариантов является технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа.

 

Использование данной технологии способствует обеспечению нового качества образования за счет  сочетания ожидаемых результатов обучения, заложенных     ФГОС:

коммуникативных;

познавательных

;

личностных

;

регулятивных

;

а также навыков контроля, коррекции и оценки.

Технология продуктивного чтения – это технология формирования правильной  читательской деятельности. Целью данной технологии является формирование читательской и коммуникативной компетенции школьника.

Технология продуктивного чтения включает в себя

три этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

1. Читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

Если дети читают текст дома самостоятельно, этап антиципации сохраняется. Работу в классе начинаю с вопросов: «Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что вы обратили внимание перед чтением и почему?» и т.п.

2. Затем предлагаю прочитать текст, проверить возникшие предположения.

II этап. Работа с текстом во время чтения

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации

Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.

Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.

Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение.

По ходу чтения провожу словарную работу (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте. Есть два основных приема анализа текста технологии продуктивного чтения, которые обеспечивают наиболее короткий и доступный «путь к автору»– это диалог с автором через текст и комментированное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

Результатом коллективного обсуждения прочитанного должно стать понимание авторского смысла, выявление и формулирование основной идеи текста.

В данной технологии рассказ учителя о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ученик сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения.

На данном этапе предусмотрено повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Проводится беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора. По иллюстрации используются следующие вопросы:

- Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)?

-Точен ли художник в деталях?

- Совпадает ли видение автора с вашим?

Для третьего этапа работы с текстом предусмотрено творческое задание. При выборе творческих заданий учитываются особенности класса в целом и возможности отдельного ученика, используя дифференцированный подход на уроке и дома: ребятам с художественными наклонностями предложить иллюстрирование, «музыкантам» – подобрать музыкальный ряд, детям с развитым чувством языка – подготовить устное словесное рисование, творческие задания по группам.

На уроке нужно отводить время и на самостоятельное чтение: «Читай самому себе». С этого начинается воспитание вдумчивого читателя. Но есть обязательное условие: читать не спеша! Такое чтение помогает ребёнку увидеть, что ещё непонятно (тогда он задаёт вопрос классу или учителю), найти, что ему близко, и поделиться мыслями со всеми.

Примерная структура урока литературы с применением технологии продуктивного чтения.

 

Организационный момент

Общая готовность к уроку

Проверка готовности к уроку, доброжелательные слова приветствия

Самоконтроль готовности

к уроку

 

Концентрация внимания детей

Выбор эффективного способа концентрации внимания (нужно было подобрать пословицы для мотивации работы на уроке)

Реакция на учителя, внимание на детей, которые подготовили «заготовки»

 

Общий план действий

Наличие общей установки на урок

Самоопределение:

1.знаю, что буду делать

2.понимаю, что буду делать

3.думаю, что могу сделать

 

1. Работа с текстом до чтения

Этап I.

Работа с текстом

до чтения произведения

Проверка домашнего задания

Дома нужно было поработать над прогнозированием текста в парах (пары создавались по желанию, что показывает готовность и добровольность работать в парах)

- проверка соответствует теме урока и типу урока (работа с текстом произведения до чтения, во время чтения, после чтения);

- создание возможности корректировать свою работу;

- формировать навык самооценки и самоконтроля

-Свободное владение знакомыми навыками проверки готовности к уроку (наличие своей пары на уроке, поднятая пара рук, готовность к работе в группе сменного состава или в группе по интересам).

-Умение высказывать свой прогноз «Я предположила, что этот рассказ познакомит меня…», «Я думаю, что речь пойдет о…», «Я рассуждала так: если речь идет об имени, то…» и т.д.

«Я думаю, что я смогу найти в тексте доказательства своей точки зрения», «Если у меня будут затруднения, я могу рассчитывать на поддержку в своей паре или группы», «Я не боюсь высказывать свою точку зрения, даже если она будет ошибочной, я еще учусь это делать» и т.д.

 

Актуализация знаний, появление темы, целей урока

Беседа с классом:

- Можем мы обозначить тему урока?

- Ваши предположения смогут нам помочь?

Ответы детей:

- с одной стороны, мы можем обозначить тему урока, потому что знаем название рассказа, а с другой стороны, что конкретно в рассказе мы будем рассматривать?

- да, смогут, потому что у нас есть опыт, как использовать наши предположения для определения темы урока.

 

Антиципация чтения (выявление первичного восприятия текста)

Организация подготовки обучающихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности в соответствии с их возрастом.

-Предлагаю вашему вниманию видео ( видеоролик, где хамелеон меняет свой окрас 40 сек.).

-Что это за животное?

Прогнозирование содержания рассказа А.П. Чехова «Хамелеон»:

- это разновидность ящериц;

- они меняю свой цвет в зависимости от ситуации;

- это человек, который легко меняющий свои взгляды в зависимости от (предположения высказывают по заглавию рассказа, по иллюстрациям к тексту, с опорой на читательский опыт).

 

 

Беседа с классом:

-Ребята, у нас урок литературы. Как вы думаете, почему мы просмотрели данное видео?

-В чем связь этого животного и литературы?

-А теперь мы можем сформулировать тему урока?

-Давайте определим цели нашего урока, виды деятельности для их достижения

Предполагаемая тема урока:

-Потому что произведение

А. П. Чехова связано с «Хамелеоном».

-Наверное, есть такие люди, которые меняются в разных ситуациях.

- Мы должны увидеть это увидеть, прочитав рассказ, а наши открытия переложить в творческую работу.

 

2. Работа с текстом во время чтения

Этап II.

Работа с текстом во время чтения

Перечитывание текста. Исследовательская работа

Чтение учителем первого абзаца

Активное слушание, отметка на полях текста атмосферы городка.

 

 

Беседа с классом:

- Человеческое достоинство - это та проблема, которая в той или иной степени находит отражение почти во всех произведениях А. П. Чехова.

- Как бы охарактеризовали атмосферу городка? Давайте найдем это в тексте.

- С помощью, каких средств художественной выразительности Чехов рисует город? Выпишем их в тетрадь.

- О каком событии повествует рассказ? Назовите героев рассказа.

 

 

 

 

 

 

 

 

- С какой целью Чехов пишет о столь незначительном событии?

- Итак, только что собака укусила за палец Хрюкина, он кричит. Зрители собираются! Зачем?

-Что вы можете сказать об Очумелове, Елдырине, Хрюкине? Обратите внимание на иллюстрации. Кто есть кто?

Ответы:

-Уныние, скука, однообразие.

Это же подтверждает первая иллюстрация к тексту рассказа.

 

 

 

- Метафоры, сравнения.

 

 

- Героями рассказа являются люди ничем не примечательные, обыкновенные, Событие, о котором рассказывает Чехов, тоже бытовое, обыденное - человека укусила собака.

-Бытовая сцена для Чехова – лишь повод, чтобы поговорить о вполне серьёзных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств.

-Чтобы развеять скуку.

 

 

 

 

 

Исследовательская работа

с текстом

 

- Какое впечатление произвел на вас Хрюкин? Сочувствуете ли вы ему?

-Найдите 5 абзац и покажите, как стоит Хрюкин, каково его выражение лица? О чем он думает?

- Какое впечатление произвел на вас Очумелов? Можете ли вы догадаться, у кого конфисковал крыжовник Очумелов, и что у него в узелке?

- С какой целью Чехов, описывая Очумелова, использует деепричастие «врезываясь»?

- Покажите, как смотрит Очумелов на собаку в начале и в конце рассказа.

- Как ведет себя Елдырин? Что он должен делать на сцене?

(работа в парах с обсуждением вопроса, кто будет защищать свою исследовательскую работу, какое количество аргументов необходимо назвать, какое ключевое слово нужно подобрать к найденному предмету, чтобы получить отметку «5», «4»).

Работа в паре (на этом уроке постоянный состав пары, потому что вместе искали предположения по тексту рассказа).

 

 

 

 

 

 

 

 

- С целью подчеркнуть, что власть в его руках.

 

- Игра «Актер».

 

 

- Игра «Актер».

 

 

Итог исследовательской

работы текста.

- Сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет «окраску»?

 

 

- Из персонажей рассказа только ли Очумелов принадлежит к

разряду хамелеонов?

Работа в парах.

-Шесть раз полицейский надзиратель меняет свое поведение, показывая

то деспотическую сущность, то рабскую.

-В соответствии с поведением Очумелова меняется и поведение Хрюкина.

 

Беседа с классом, постановка проблемы

Беседа с классом:

- Как изображена толпа? Кому она сочувствует? Над кем смеется?

-Что составляет комедийную основу рассказа?

- Что показалось вам смешным в рассказе?

 

- Какие художественные средства использует автор для

создания комического текста?

(Подкрепление из текста)

 

Предположительные ответы:

-Вначале толпа выжидает, боится явно выразить свое отношение. Затем

смелеет, а в итоге «хохочет над Хрюкиным».

-Смешное в рассказе составляет несоответствие незначительного

вопроса о принадлежности собаки, но важного для персонажей, серьезному, страстному тону обсуждения этой «проблемы».

-Сама история, название рассказа, поведение Очумелова и Хрюкина.

-Чехов использовал говорящие фамилии»:

Очумелов - от слова «очуметь», потерять соображение, одуреть; Хрюкин - от слова «хрюкать» (не случайно Очумелое о нем

говорит: «... а ежели каждый свинья...»)

 

Диалог с автором

Самостоятельное чтение текста (см. учебник литературы).

Дети читают самостоятельно текст.

 

 

Беседа с классом после чтения:

- Чехов любил строить свои рассказы на диалогах. Проследите,

как создаются речевые характеристики в «Хамелеоне», как меняется интонация персонажей.

- Игра «Актер».

 

 

Диалог с автором

(выразительное чтение текста – критерии выразительности текста отработаны на предыдущих уроках, оценка качества чтения переведена в отметку + умение вести диалог с автором, т.е. задавать «скрытые вопросы».

Чтение отрывков, формулировка «скрытых вопросов», например:

- «Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям!» (А чем они отличаются от остальных? Они, что какие-то особенные?)

- « А ежели я вру, так пущай мировой рассудит. У него в законе сказано... Нынче все равны... У меня у самого брат в жандармах... ежели хотите знать... (А что будет, если нет такого брата. Кто тогда рассудит? Или правды не найти?)

- « — Я еще доберусь до тебя! - грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади». (Зачем запахивать шинель? Он, что сильно замерз?) и т.д.

 

 

- О чем говорил с вами автор? Какое новое открытие вы сделали? ак почему рассказ назван «Хамелеон»?

-Очумелов в зависимости от того, кто является хозяином собаки, меняет свое поведение, демонстрируя угодливость по отношению к возможному хозяину-генералу.

-Превращения Очумелова послужили основой для

названия рассказа.

 

 

Чтение текста до конца. Ответ на вопрос:

– Слова «хамелеон» нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок?

Что это за животное? В прямом или переносном значении употреблено это слово?

-В чем смысл названия рассказа?

-Кого в нем можно назвать «хамелеоном»?

 

 

 

 

 

-Какова же идея рассказа?

 

 

 

 

- Первоначально рассказ имел подзаголовок "Сценка", но потом А. П. Чехов его снял. Почему?

Предположительные ответы обучающихся:

- Могу предположить, рассказ так назван из-за того, что полицейский Очумелов меняет свои решения в зависимости от того, какая ситуация складывается.

- -И Очумелова, и Елдырина, и Хрюкина, и толпу.

-Я немного разочаровалась, что есть такие «люди-хамелеоны».

- А меня поразила низость человеческой натуры, угождающей начальству ради своего благополучия.

-Cпособность подстраиваться под ситуацию.

-Одевать маску, чтобы спрятаться.

-Выглядеть как хамелеон, который меняет свой цвет в зависимости от окружающей обстановки.

-Слово "сценка" указывает на единственный конкретный случай. аменив заголовок, Чехов подчеркнул, что хамелеонство, чинопочитание вошло в кровь и ложь русского человека, приобрело всеохватывающий характер!)

 

3.  Работа с текстом после чтения

Этап III.

Работа с текстом

после чтения

Концептуальная беседа по тексту

Постановка концептуального вопроса по тексту проблемного характера:

-Чехов-писатель неразрывно соединяет в содержании произведения авторскую мысль (идею) и авторскую эмоцию (в данном случае - смех).

-Во время чтения рассказов Чехова в классе часто раздается смех. Но всегда ли мы смеемся над тем, что действительно смешно?

-Что показалось вам смешным в рассказе?

-Вся ситуация в «Хамелеоне» может вызвать у нас смех, но за смехом порой просматривается печальный порядок вещей.

-Итак, есть смех безобидный и смех злобный. О каких понятиях идет речь?

-Приведите примеры из текста.

-Как бы вы определили, что такое «хамелеонство»? Какого человека мы называем Хамелеоном?

-Какое настроение от этого у вас?

-Чем интересен рассказ сегодня? Встречается ли «хамелеонство» в нашей жизни?

Предположительные ответы обучающихся:

 

 

 

 

 

 

-Нет.

 

 

 

-Сама история, название, поведение Очумелова и Хрюкина.

 

 

 

 

 

 

-Сатира и юмор.

 

 

 

 

 

 

-От этого становится грустно.

 

 

Знакомство

с писателем (Слайдовая презентация портрета

А.П. Чехова)

- В подмосковной деревне Мелихово и сейчас можно услышать песню:

Из-под камушка,

Из-под кустика,

Течёт реченька,

Речка быстрая,

Вода чистая…

- А что известно вам об

А. П. Чехове?

- Каким человеком был писатель?

- Какие его произведения запомнились вам?

Высказывание предположений о личности писателя с опорой на читательский опыт, на биографию писателя:

- Могу предположить, что это как будто про жизнь и судьбу А. П. Чехова сказано, который жил в Мелихове.

- Быстрой речкой протекла жизнь писателя – всего 44 года было отмерено Чехову,

- И он прожил их без ложи, предательства, приспособленчества и других пороков.

- А может он описывал, именно, эти человеческие недостатки в своих рассказах

- Это не обязательно могла быть его семья, ведь во время войны столько детей осталось сиротами, росли без отцов, а матери трудились день и ночь.

- А я в тексте о биографии писателя нашла строчки, которые многое объясняют, например, один из персонажей его пьесы говорит: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

- Эти слова можно считать убеждением и самого писателя, всю жизнь помогавшего людям и как врач, и как человек.

 

\

Подведение итогов урока

Подведение

итогов урока

 

Аргументированное оценивание качества состоявшейся исследовательской работы, диалога с автором, деятельности обучающихся в целом и по отдельности.

 

Комментарии всех видов работы проводят сами обучающиеся в паре по известным критериям:

- определили, что такое «хамелеонство»;

- нашли ключевое слово к предмету – «живой» предмет;

- привели не менее 3 – х примеров сатира и юмор в рассказе;

- интерпретировали текст;

- ответили на проблемный вопрос;

- перевели полученные оценки своих действий в отметку.

Комментарий диалога с автором:

- желающие выразительно прочитали текст и провели диалог с автором, они задавали «скрытые вопросы», которые помогли понять автора, дали возможность получить от него ответ.

Навыками комментирования ответов, различных видов работ владеет весь класс.

За комментарии работ дети тоже получают оценки.

 

Выбор творческого задания, направленного на одну из сфер читательской деятельности: эмоциональная сфера, сфера воображения, сфера осмысления содержания.

Выбор организационной формы выполнения задания (индивидуально, в паре сменного состава, в творческой группе)

Комментарий учителя к видам творческих работ:

1.Прочитать рассказ «Толстый и тонкий» А. П. Чехова.

2.Подготовить «Толстые и тонкие вопросы» к рассказу (по рядам).

3.Проведите исследовательскую работу на тему: «Истинные и

ложные ценности в рассказах А. П. Чехова.

4.Составьте словарь незнакомых слов рассказов, определите лексическое значение этих слов.

Выскажите свое предположение, о чем будет это произведение (используйте читательский опыт, иллюстрации к произведению)

 

 

 

 Данный прием позволяет учащимся определить главную мысль произведения.

На заключительном этапе урока  «Работа с текстом после чтения» идет обсуждение прочитанного, соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией, формулирование  основной идеи текста.

Задача учителя – обеспечить полноценное восприятие и понимание текста.

Работа с пословицами – один из приемов работы, позволяющих обобщить прочитанное.

 «Живи добрее – будешь милее».   

«Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает».

Во внутреннем мире человека доброта — это солнце. (Гюго В.)

Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. (Толстой Л. Н.)

Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. (Марк Твен)

Детям нужно выбрать одно из высказываний, которое, на их взгляд, больше подходит по смыслу к тектсу  и  обосновать свой  выбор.

На этом же этапе эффективным считается использование приема «Творческая работа», создание продукта нашей деятельности.

Письменную  работу  по впечатлениям  можно проводить  после прочтения любого произведения.

Этот вид деятельности развивает способность к лаконичному изложению мыслей, требует внимательного отношения к чувствам и размышлениям героя.

Использование данных приемов  направлено на  обобщение полученной информации и выработки собственного отношения к изучаемому материалу,  именно на этом этапе урока появляется  возможность формировать навык аргументации своей точки зрения.

При этом формируются предметные универсальные учебные действия: 

умения производить анализ и сравнение, соотносить впечатления со своим жизненным опытом,

умения читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного, сочинять небольшие тексты на заданную тему; метапредметные

умения обобщать полученную информацию, аргументировать свое высказывание и объяснять свой выбор, умения проявлять инициативу и  самостоятельность;

умения ориентироваться в нравственном содержании рассказа; оформлять свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с поставленными учебными задачами;

осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности.

Таким образом, технология продуктивного чтения является технологией деятельностного типа, направлена на формирование предметных и метапредметных универсальных учебных действий, т.е. умений осознанно читать вслух и про себя, истолковывать прочитанное, умения извлекать все виды текстовой информации. Таким образом, учитель, применяющий новые технологии, имеет возможность достигать новых целей образования, формируя у своих учеников универсальные учебные действия.

Итак, какие технологические приёмы используются в технике активно-продуктивного чтения?

«

Диалог с автором

»

«

Удивляй

»

!

«

Отсроченная отгадка

»

«Спросить – значит понять»

«

Кубик

Блума

»

«

Пометки на полях

»

«Верные и неверные утверждения». 

«

К

ластера»

«

Литературный портрет

»

«

Синквейн

»

Таким образом, технология продуктивного чтения – это образовательная технология, обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Это технология, позволяющая реализовать деятельностный        подход           в          обучении.

Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Ученик – не просто слушатель и исполнитель – он творческая личность, его работа на уроке приобретает исследовательский характер. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное. Именно технология продуктивного чтения способствует этому

ПАМЯТКА

по подготовке урока с использованием

ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ

1. Выберите текст, который вам необходимо предложить ученикам для чтения на уроке (законченный текст, фрагмент, абзац, формулировка правила, таблица, схема и т.п.).

2. Прочитайте текст, выделите в нем три уровня информации: – фактуальную (то, о чем говорится в явном виде); – подтекстовую (то, о чем сказано в неявном виде, «между строк»). (Данный уровень может быть не во всех текстах); – концептуальную (основная идея, замысел автора).

3. Определите роль данного текста на уроке: – используется на этапе введения нового знания или на этапе развития умений; – какова основная цель чтения этого текста на уроке (например, дается специальное продуктивное задание к тексту: составить список особенностей, причин, доказать чтолибо, вывести формулировку понятия, заполнить таблицу, преобразовать текст в схему и т.д.).

4. Сформулируйте задания для работы с текстом ДО чтения в целях прогнозирования будущего содержания текста, создания мотива для знакомства с текстом. Например: судя по заглавию (иллюстрациям / автору) – о чем будет этот текст? Или: из каких смысловых частей состоит текст, есть ли выделенные слова, иллюстрации? и т.п. (Для каждого конкретного текста должны быть свои вопросы –не стоит пользоваться только приведёнными выше примерами. Этап должен быть коротким, плавно перетекающим в собственно чтение!)

5. Выделите в тексте места остановок ВО ВРЕМЯ чтения текста (вслух, по очереди разными учениками):

– короткие комментарии для облегчения понимания каких-то слов, оборотов (словарная работа);

– краткие реплики, которые позволяют включить механизм антиципации (прогнозирование содержания текста);

– вопросы, облегчающие ученикам ведение диалога с автором:

В – вопрос к автору текста, возникающий в ходе чтения. Или обращение учителя классу, побуждающее задать такой вопрос;

О – предложение ученикам спрогнозировать ответ на возникший вопрос к автору;

П – предложение ученикам проверить свои предположения после прочтения тех фрагментов текста, которые позволяют увидеть авторские ответы на возникшие вопросы.

6. Сформулируйте главный смысловой вопрос ПОСЛЕ чтения –вопрос на осмысление концептуальной информации, идеи текста (или систему вопросов для обобщающей беседы); – или запланируйте проверку выполнения продуктивного задания к тексту.

Список литературы

1. Бунеева Е.В. Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. – М.: Баласс, 2014. – 43 с.

2. Светловская Н.Н. Введение в науку о читателе / Моск. гор. пед. ун-т, каф. методики и педагогики нач. обучения. – М.: Библиомаркет, 1997. – 156 с.

3. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе: теория формирования типа правильной читательской деятельности / Н.Н. Светловская. – М.: Магистр, 1993. – 180 с.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×