Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Технология продуктивного чтения на уроках русского языка | Полякова Маргарита Михайловна. Работа №242435

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Полякова Маргарита Михайловна
В статье рассказываестся о формировании продуктивного чтения  на уроках русского языка

Проектная работа на тему:
Применение технологии продуктивного чтения на уроках русского языка в начальной школе
Автор Полякова Маргарита Михайловна – учитель начальных классов Петропавловской ООШ
2020 г.
Содержание
Введение
Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа. Этапы работы и структура урока продуктивного чтения.
Методические приемы организации продуктивного чтения.
Сравнение признаков традиционного урока и урока продуктивного чтения.
Фрагмент урока русского языка, разработанный в соответствии с технологией продуктивного чтения.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
Введение
ФГОС начального и общего среднего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и т.д.
С позиции деятельностного компонента содержания образования выращивание грамотного читателя требует обеспечения полноценного восприятия и понимания прочитанного текста, переживания произведения искусства читателем.
Великий И.В. Гёте сказал: Чего человек не понимает, тем он не владеет. Эту мысль можно продолжить: Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не любит. Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное.
Объект исследования: технология продуктивного чтения.
Предмет исследования: методы и приемы продуктивного чтения.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать
эффективность применения технологии продуктивного чтения, повышающей уровень метапредметной подготовки на уроках русского языка.
Задачи:
Изучить технологию продуктивного чтения в начальной школе.
Проанализировать этапы работы и структуру урока продуктивного чтения.
Сравнить признаки традиционного урока и урока продуктивного чтения.
Показать на примере фрагмента урока русского языка в 3 классе некоторые приемы технологии продуктивного чтения.
Гипотеза: верно ли, что читать правильно, эффективно, продуктивно не только на уроках литературного чтения повышает у учащихся уровень метапредметной подготовки.
Методы:
теоретический анализ и обобщение научной литературы;
анализ собственной педагогической деятельности;
систематизация и обобщение опыта.
Предполагаемый результат:
•Формирование у детей техники чтения и приёмов понимания прочитанного на базе устойчивого интереса к чтению.
•Приобщение детей к литературе как искусству слова через анализ текстов.
•Введение ребёнка в мир нравственных ценностей.
•Обеспечение речевого развития школьников, активное развитие речевых умений и навыков.
•Приобщение к чтению и пониманию художественной литературы через собственное литературное творчество.
•Формирование у ребёнка эмоционально – нравственной отзывчивости.
Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа. Этапы работы и структура урока продуктивного чтения
Проблема формирования навыков продуктивного чтения у младших школьников, несмотря на свою непосредственную связь с ФГОС НОО не является абсолютно новой. Продуктивное чтение - это целенаправленно организованный поиск информации в прочитываемом тексте. То есть, чтение становится продуктивным когда:
ученик приступает к чтению осознанно, держа в уме определенную познавательную (учебную ) цель;
ученик владеет инструментарием поиска информации в рамках текста;
ученик предполагает дальнейшее использование полученной информации.
Технология продуктивного чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом:
1 этап – работа с текстом до чтения.
Цель: развитие важнейшего читательского умения – антиципации- умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, содержанию.
Главная задача: вызвать у ребенка желание , мотивацию прочитать произведение.
Антиципация.( предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Самостоятельное по названию, по имени автора, по ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.
Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе ( учебная, мотивационная, эмоциональная и психологическая готовность)
2 этап – работа с текстом во время чтения.( первичное чтение текста, использование приема активный читатель, перечитывание текста, беседа по содержанию в целом.
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки)
Главная задача: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.
Первичное чтение текста.
-Самостоятельное чтение ( дома или в классе),
- чтение-слушание,
- комбинированное чтение, с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Выявление первичного восприятия при помощи беседы, теста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы, рисунков, схем.
Перечитывание текста.
Медленное, вдумчивое повторное чтение всего текста или отдельных его фрагментов. Постановка вопросов к тексту и автору. Необходимое комментирование текста (словарь, подтекст). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Беседа по содержанию в целом.
Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение в случае необходимости к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
3 этап – после чтения.
Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.
Задача: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.
1.Концептуальная (смысловая) беседа.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста. Или совокупности его главных смыслов.
2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе, беседа о его личности, работа с материалами учебника и дополнительными источниками.
Работа с заглавием, иллюстрациями.
Обсуждение смысла заглавия, обращение учащихся к готовым иллюстрациям, соотнесение видения художника с авторским и собственным представлением.
Творческие задания, опирающиеся на одну из сфер читательской деятельности: эмоции, воображение, осмысление содержания, художественные формы.
Технология продуктивного чтения применима уже с уроков обучения грамоте. Ведь в букваре тоже есть что читать.
Такая технология продуктивного чтения применима и на других уроках в начальной школе ( окружающий мир, русский язык, математика, ОРКСЭ, технология, изо). Такой подход действительно является обоснованным и рациональным, как показывают наблюдения, он позволяет добиваться высоких результатов обучения.
Методические приемы организации продуктивного чтения
Отсроченная отгадка
В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
Задай вопрос
С чего начинается осмысление учеником учебного материала?
- Когда он задает себе вопросы: Что это…? Почему…?, Зачем это мне нужно…? и т.п.
Составь задание
Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики “приподнимаются” над учебным материалом, выполняют “роль учителя”, конструируя учебные задачи.
Кубик Блума
О замечательном американском педагоге Бенджамине Блуме обычно говорят, как об авторе известной Таксономии учебных целей. Но он же является и автором нескольких приёмов педагогической техники. Один из них Кубик Блума.
На гранях кубика написаны начала вопросов:
Почему, Объясни, Назови, Предложи, Придумай, Поделись
Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.
Аналитик
Более сложной может стать работа учеников не с текстом учебника, а с хрестоматией, другими дополнительными материалами. И тут необходимо так продумать задание, чтобы работа выполнялась учениками не механически, а творчески.
Пометки на полях
Ещё один вариант самостоятельного изучения нового материала. Этот эффективный приём является ключевым в известной технологии критического мышления.
Сравнение признаков традиционного урока и урока продуктивного чтения
Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь я организовываю исследовательскую работу детей так, что они сами додумываются до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Я становлюсь учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.
Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к режиссированию этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.
Сравним признаки традиционного урока и урока продуктивного чтения.
Традиционный урок.
Продуктивное чтение.
До чтения. Учитель готовит к восприятию текста, например: Сейчас я расскажу вам о писателе или Сегодня узнаем о….
До чтения. Ученики прогнозируют содержание текста Предположите, о чѐм этот текст, по его названию… А иллюстрация подтверждает это?. Возникает мотивация к чтению.
Во время чтения. Учитель сам читает вслух текст, ученики слушают.
Во время чтения. Читаем и ведѐм диалог с автором: задаѐм вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская интерпретация.
После чтения. Ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст по заданиям учителя.
После чтения. Беседуем и уточняем позицию автора.
При изучении художественных произведений главное для меня – исследование языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются и шлифуются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя заранее подготовленные мною опорные фразы (а далее – и без них), школьники определяют цель урока, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им.
Перед чтением любого произведения применяю приём прогнозирования, то есть ученикам предлагаю сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.)
Таким образом, действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всѐ более сводится к режиссированию этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощѐнные и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.
Ученик на уроке – не просто слушатель и исполнитель – он творческая личность. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.
Считаю, что главное для педагога не точное исполнение пронумерованных действий внутри этапа, а достижение цели. Именно диалог с автором через текст и комментированное чтение – ведущие приёмы, которые обеспечивают полноценное восприятие текста.
Фрагмент урока русского языка, разработанные в соответствии с технологией продуктивного чтения.
Технология направлена на формирование всех УУД, приведу примеры заданий.
Урок русского языка в 3 классе
Тема: Род имен прилагательных
Цель деятельности учителя: ознакомление с изменением имен прилагательных по родам; формирование умений определять род имён прилагательных.
Планируемые результаты
Предметные:
знать: способы определения рода у имен прилагательных;
уметь: соотносить окончания прилагательных с вопросом; изменять прилагательные по родам; согласовывать прилагательные с существительными.
Личностные:
- сформировать уважительного отношения к иному мнению;
- принять и освоить социальную роль обучающегося, развить мотивы учебной деятельности и сформировать личностный смысл учения.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: УМК Школа России учебник Русский язык 3 класс: В 2 ч./В.П.Канакина,В.Г.Горецкий.-М.:Просвещение\Учебник,2015.-Ч.2; учебная презентация.
Применение технологии продуктивного чтения на этапе урока – Включение в систему знаний (выполнение практических заданий на заданную тему)
I Работа с текстом до чтения.
1. Откройте учебник с. 76, найдите упр. 132 и внимательно рассмотрите иллюстрацию под текстом.
2. Как нам помогает понять содержание текста иллюстрация? Какое настроение вызывает у вас эта иллюстрация?
3. Какие слова вы употребляли чаще всего, чтобы высказать свои предположения? (утренний, красивая, весенний)
4. Какой частью речи они являются? (имена прилагательными)
5. Какую роль выполняют имена прилагательные в предложениях? (обогащают, уточняют)
6. А теперь посмотрите на текст. На что вы обратили внимание? (пропущены буквы)
7. Какую цель мы поставим пред собой? (вспомнить правило определения рода имен прилагательных и применить его при вставлении пропущенных букв)
8. А можем ли мы это сделать, не прочитав текст? (нет)
II этап Работа с текстом во время чтения.
Первичное прочтение текста
- Какое настроение вызвал у вас прочитанный текст? (весеннее, радостное)
- Понравился ли вам текст?
2. Перечитывание текста
- Какие вопросы возникали у вас при чтение этого текста?
- Какое правило вам нужно было вспомнить, чтобы правильно вставить окончания имен прилагательных?
- Давайте проверим себя с помощью таблицы Изменение имен прилагательных по родам. От чего зависит род имени прилагательного?
3. Беседа по содержанию в целом
- Совпали ли ваши предположения о чем этот текст после его прочтения? (ответы детей)
- Придумайте заголовок? (Зарянка, Апрельское утро)
- Как вы думаете, почему птицу назвали зарянкой? (оперение напоминает яркую зарю, начинает петь ранней весной. Ранним утром и т.д.)
- Обратимся к словарю, прослушаем фонограмму песни зарянки и т.д.
- Запишите заголовок и текст и укажите род имен прилагательных.
III этап Работа с текстом после чтения
- Какую цель мы перед собой ставили? Как мы ее достигли?
- Подведем итог. Как нам помог текст в проверке знаний определения рода имен прилагательных?
- А как вы думаете, о чем писал автор этого текста Николай Сладков? Русский писатель, о природе)
- Можете поинтересоваться в библиотеке, есть ли у нас в школе сборники рассказов Н.Сладкова и прочитать.
Творческое задание
- Найдите в энциклопедии о птице, которая тоже начинает свое пение ранней весной.
5. Заключение
В заключение могу с уверенностью сказать: технология продуктивного чтения обеспечивает сочетание результатов обучения, заложенных в ФГОС:
- предметные результаты: знание писателей и их произведений, умения понимания текста, самостоятельного выбора книг, речевые умения, в том числе связной письменной и устной речи, высокий и стойкий интерес к чтению и желание читать и т.д.
- метапредметные результаты: развитие общеучебных умений (универсальных учебных действий)
а) интеллектуально-речевых умений (умения восприятия речи - гибкое чтение, освоение приемов просмотрового, изучающего и ознакомительного чтения, рефлексивное и нерефлексивное слушание и т.д., умения порождения речи - самостоятельное создание текстов-повествований и описаний, подробное изложение текстов;
б) организационных умений (постановка цели, работа по плану, рефлексия и т.д.);
в) коммуникативных умений (эффективное и результативное общение в совместной деятельности);
г) нравственно-оценочных умений (анализ характеров и поступков героев).
- личностные результаты: духовно-нравственное развитие средствами предмета, развитие читательской самостоятельности, социализация личности.
Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна. Она эффективна как на уроках литературного чтения, так и на уроках русского языка и окружающего мира. Педагоги среднего звена с успехом используют её на уроках истории и иностранного языка.
Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС.
Список используемой литературы
1. Светловская, Н.Н. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение / Н.Н. Светловская. – М.: Academia, 2011.
2. Светловская, Н.Н. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать / Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-Оол. – М.: Аркти, 2010.
3.АсмоловА.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, М: Просвещение, 2010.
4. Бондаренко С.М., Граник Г.Г., Концева Л.А. Как учить работать с книгой, М.,1995.
5. Бунеев Р.Н. Программа Чтение и начальное литературное образование
(для четырѐхлетней начальной школы) [Электронный ресурс] /Р.Н. Бунеев, Е.Н. Бунеева.
6. Дыбленко С.А., Соболева О.В. Обучение диалогу с текстом: взгляд психолога и взгляд учителя, 2002, №8.
7. Кондратьева Е.П. Проекты – 4: проблемы, поиск, опыт. Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей. – Чебоксары, 2014.
8. Образовательные технологии: сб. мат. – М.: Баласс, 2012. – 160 с.
9. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалѐвой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 210 с. – (Стандарты второго поколения).
10.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы школьного образования. [Электронный ресурс]. – http://www.edu.ru.
11. Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования: [Монография] /О.В. Чиндилова. –М.: Баласс, 2010. – 208 с
Приложение
Провести практикум по технологии продуктивного чтения
Практикум по технологии продуктивного чтенияЗадание: установите правильный порядок действий учителя при организации работы учеников с текстом
Этапы работы с текстом
Порядок действий учителя
Действия учителя
До чтения
1
А
Рассказывает о писателе
2
Б
Обсуждает с учениками смысл заглавия
3
В
Рассматривает с детьми предтекстовую иллюстрацию
Во время чтения
4
Г
Выявляет первичное восприятие
5
Д
Организует первичное чтение в режиме диалога с автором
6
Е
Проводит обобщающую беседу
7
Ж
Организует выполнение творческих заданий
После чтения
8
З
Предлагает прочитать ключевые слова текста
9
И
Организует перечитывание текста
12
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×