Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Технология проектно-исследовательской деятельности как средство формирования функциональной грамотности обучающихся | Балхарова Ирина Жаповна. Работа №349898

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается технология проектно-исследовательской деятельности как эффективный метод формирования функциональной грамотности обучающихся. Описаны основные принципы проектного и исследовательского подхода в обучении, которые способствуют развитию у школьников навыков анализа, самостоятельности, критического мышления и умения решать практические задачи. Приведены примеры проектов и исследований, направленных на применение знаний в реальных ситуациях.

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, функциональная грамотность, обучение, самостоятельность, критическое мышление, проект, исследование.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Балхарова Ирина Жаповна, учитель биологии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа им. В. Р. Поликанова р.п. Многовершинный Николаевского муниципального района Хабаровского края

 

 

Аннотация. В статье рассматривается технология проектно-исследовательской деятельности как эффективный метод формирования функциональной грамотности обучающихся. Описаны основные принципы проектного и исследовательского подхода в обучении, которые способствуют развитию у школьников навыков анализа, самостоятельности, критического мышления и умения решать практические задачи. Приведены примеры проектов и исследований, направленных на применение знаний в реальных ситуациях.

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, функциональная грамотность, обучение, самостоятельность, критическое мышление, проект, исследование.

 

Формирование функциональной грамотности — одна из ключевых задач современного образования. Функциональная грамотность предполагает, что учащиеся не просто усваивают знания, но и умеют применять их на практике, решать реальные проблемы, анализировать информацию и делать выводы. Технология проектно-исследовательской деятельности отвечает этим требованиям, позволяя школьникам развивать функциональные навыки, необходимые для успешной адаптации в жизни и профессиональной деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность основана на интеграции проектного и исследовательского подходов, при которых учащиеся не просто получают знания, а самостоятельно их открывают и применяют. В ходе проектной деятельности ученики работают над решением реальных задач, исследуют определённую тему, проводят эксперименты и анализируют результаты. Например, проект «Экология нашего города» может включать в себя исследование экологической ситуации, сбор данных, составление отчётов и предложений по улучшению состояния окружающей среды. Такой подход помогает школьникам развивать аналитическое мышление, способность к планированию и учит использовать знания в реальных жизненных ситуациях.

Этапы проектно-исследовательской деятельности включают постановку цели, сбор и анализ информации, выполнение проекта, презентацию и рефлексию. На первом этапе ученики определяют, какую проблему они будут решать и какие знания им для этого понадобятся. Например, если цель проекта — изучение биологического разнообразия школьного двора, то учащиеся определяют задачи, составляют план работы и обсуждают, какие методы исследования им понадобятся. Этот этап развивает у детей способность формулировать цели, определять ресурсы и планировать действия.

Сбор и анализ информации являются важными этапами, на которых учащиеся изучают материал по теме, собирают данные и делают выводы. Например, при выполнении проекта по математике ученики могут собирать статистические данные, анализировать их и строить графики. Это учит их работать с информацией, анализировать её и делать обоснованные выводы. Способность структурировать информацию, выделять главное и понимать взаимосвязи — важные составляющие функциональной грамотности.

Практическое выполнение проекта даёт школьникам возможность применять знания на практике, что развивает самостоятельность и уверенность в собственных силах. Например, при создании миниатюрной модели вулкана учащиеся изучают строение вулканов, причины их извержений и воссоздают процесс извержения на практике. Это помогает детям понять, как теория связана с практикой, и даёт им опыт применения знаний, что укрепляет уверенность в себе и интерес к предмету. Выполнение проекта способствует развитию навыков работы с материалами, учит анализировать результаты и корректировать свои действия.

Презентация результатов проекта развивает коммуникативные навыки и учит детей структурировать информацию. Учащиеся представляют свой проект классу или учителю, рассказывают о результатах и делятся выводами. Например, при защите проекта на тему «Энергосбережение» ученики могут представить макеты, графики и статистику, а также предложить идеи по экономии энергии в школе или дома. Презентация учит детей выражать свои мысли, аргументировать и взаимодействовать с аудиторией, что способствует формированию уверенности в себе и развивает навык публичного выступления.

Рефлексия по итогам проекта позволяет учащимся оценить свой опыт, осознать успехи и ошибки, а также сделать выводы для дальнейшей работы. В ходе рефлексии школьники обсуждают, что они узнали, что получилось хорошо, а что можно улучшить. Это учит их анализировать собственные действия, критически оценивать результаты и стремиться к улучшению. Рефлексия развивает способность к самоконтролю и самооценке, что также является важной частью функциональной грамотности.

Примеры проектных заданий для развития функциональной грамотности могут включать такие темы, как «Изучение водных ресурсов местности», «Создание экологически чистых продуктов», «Исследование использования интернет-технологий в жизни людей». В таких проектах учащиеся учатся искать информацию, работать в команде, анализировать данные и предлагать решения. Например, в рамках проекта «Изучение водных ресурсов местности» школьники могут исследовать чистоту местных водоёмов, проводить эксперименты с водой, составлять отчёты и предлагать меры по улучшению состояния воды. Это позволяет детям использовать знания из разных областей, видеть связь между предметами и применять их для решения реальных проблем.

Вовлечение учащихся в коллективные проекты способствует развитию навыков командной работы и учит детей взаимодействовать с другими. Работая над проектом, школьники учатся распределять обязанности, обсуждать идеи, договариваться и поддерживать друг друга. Например, в проекте «Организация школьного праздника» учащиеся совместно планируют мероприятие, распределяют роли, готовят программы и декорации. Коллективные проекты развивают у детей чувство ответственности, взаимопомощи и учат учитывать мнения других, что важно для успешной социализации и формирования функциональной грамотности.

В заключение следует отметить, что технология проектно-исследовательской деятельности является эффективным средством формирования функциональной грамотности у школьников. Этапы проекта — от постановки цели и сбора информации до презентации и рефлексии — развивают у детей критическое мышление, самостоятельность, способность анализировать и применять знания на практике. Примеры проектных заданий и исследований показывают, как можно привлекать детей к решению реальных задач, что помогает им усваивать знания осознанно и уверенно. Важно, чтобы учителя активно внедряли проектно-исследовательскую деятельность в учебный процесс, что способствует всестороннему развитию учащихся и формирует у них навыки, необходимые для успешной жизни и работы.

 

Список литературы

Гуськов, Е. А. Индивидуальный проект как эффективная технология формирования функциональной грамотности обучающихся / Е. А. Гуськов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 235-238.

Панкратова, В. М. Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в контексте ФГОС. Из опыта работы / В. М. Панкратова. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы I

Междунар

. науч.

конф

. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Т. 0. — Казань: Бук, 2014. — С. 41-44.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×