Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Технология профессиональной ориентации | Эдуард Николаевич Нагаев. Работа №329284

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Актуальность работы заключается в том, что современная молодежь вступает в самостоятельную трудовую жизнь почти вслепую. Большинство выпускников не имеют представления о реальном спросе на специалистов на рынке труда. Преобладает случайный, внесоциальный выбор, влекущий за собой личностные и социальные издержки. Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности уч-ся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде). С этой целью ежегодно составляются планы работы по профориентации. Это направление прослеживается в плане каждого воспитателя – раздел профориентация. Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся, которую проводят психологи. На основании этих данных дальнейшую работу с воспитанниками проводят воспитатели. 

Паспорт педагогической технологии

Название технологии

Технология профессиональной ориентации

Основание для разработки педагогической технологии (актуальность с учетом специфики учреждения)

Актуальностьработы заключается в том, что современная молодежь вступает в самостоятельную трудовую жизнь почти вслепую. Большинство выпускников не имеют представления о реальном спросе на специалистов на рынке труда. Преобладает случайный, внесоциальный выбор, влекущий за собой личностные и социальные издержки.

Целевая аудитория (возраст воспитанников)

Возраст воспитанников 14 – 18 лет

Цель

Выработка у воспитанников сознательного отношения к труду и выбору будущей профессии.

Задачи

-научить воспитанников объективно выявить уровень своих качеств и соотносить их с требованиями;

-вооружить методами диагностирования своих интересов, способностей, склонностей и профессиональных намерений при выборе профессии;

-ознакомить со спецификой профессиональной деятельности человека.

Сроки реализации (этапы)

ознакомительный

аналитический

практический

итоговый

*Организационно-методическая работа. Информационно-аналитическая деятельность.

*Мониторинг качества профориентационной работы.

Краткое содержание педагогической технологии

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности уч-ся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).

С этой целью ежегодно составляются планы работы по профориентации. Это направление прослеживается в плане каждого воспитателя – раздел профориентация. Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся, которую проводят психологи. На основании этих данных дальнейшую работу с воспитанниками проводят воспитатели.

Новизна, практическая значимость педагогической технологии

Новизна – организация скоординированной совместной деятельности воспитанников и воспитателя во внеурочное время с использованием информационных телекоммуникационных мультимедиа технологий.

Практическая значимость определяется выявлением психолого – педагогических условий осуществления педагогической поддержки личностного саморазвития.

Ожидаемые результаты

*Владение учащимися технологией принятия решения в ситуации профессионального выбора.

*Адекватная система представлений учащихся о себе, рынке труда, рынке образовательных услуг.

*Наличие у учащихся навыков рефлексии, в том числе навыков анализа своих интересов, способностей, возможностей, своего личного и профессионального опыта.

Автор(ы) кейса технологии

Нагаев Эдуард Николаевич

Перечень публикаций

будем заполнять позднее

 

Технология профессиональной ориентации

Профессиональная ориентацияпрофориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии (с учётом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

В любом воспитательном мероприятии выполняются четыре психологически необходимых этапа деятельности:

Целеполагание,

Планирование,

Реализация цели,

Анализ результатов.

Воспитанником для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи должна система школьной профориентации.

Урок разработан на основе традиционной классно-урочной системы с использованием компьютерных методов обучения. Урок проходит с элементами тренинга, с использованием активных методов обучения: игровой метод “ролевая проба”, дискуссия, моделирование ситуации, диагностические методики. В зависимости от задания педагог выступает то в качестве информатора, то диагноста, то равноправного участника, а в некоторых заданиях — наблюдателя.

Эффективное преподавание предполагает поддержку интереса и активности учащихся, контроль их деятельности, представление опыта использования компьютерных информационных технологий в различных режимах образовательной деятельности.

На данном уроке используется мультимедийное сопровождение в виде презентации Power Point. При помощи презентации рассматриваются мотивы выбора профессии, способы выбора профессии, формула выбора профессии и требования, которым должна соответствовать выбранная профессия. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.

Основные виды: познавательные дела; трудовые дела.

Стадии профессиональной технологии

Стадии

Педагогическое целеполагание

Методы, формы деятельности коллектива

Предварительная работа воспитателя (1 стадия)

-Для чего, с кем? - С какой целью? Кто может помочь?

-Кому быть организатором?

Нацеливающие воспитательные мероприятия: «стартовые беседы», товарищеская беседа, рассказ - размышление, убеждение на собственном опыте.

Коллективное планирование

(2 стадия)

- Какие дела проведем?

–С кем лучше проводить?

обоснование предложений, анализ задач на размышление. Творческий поиск. Открытая дискуссия. Деловая игра. Побуждение ободрением, похвалой, помощью, доверием. Выборы «совета дела» и др.

Подготовка дела

(3 стадия)

- Как развивать положительные качества ребят?

- Как преодолевать отрицательные качества ребят?

- Как включить всех ребят в активный творческий поиск?

 

Помощь товарищеским советом. Доверие. Товарищеское поощрение. Увлечение делом, поиском, героизмом, игрой. Обсуждение. Товарищеский контроль. Обсуждение. Уточнение проекта коллективного творческого дела.

Проведение дела

(4 стадия)

- Как увлечь воспитанников личным примером?

-Как добиться радостной перспективы близкого успеха''

- Как научить ребят выходить из затруднительного положения?

 

Подведение итогов

(5 стадия)

- Как убедить ребят в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни?

- Как научить воспитанников анализировать и оценивать свою работу?

- Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией?

Товарищеский разбор. Похвала, поддержка, побуждение. Деловой спор. Награда. Контроль. Требование. Обсуждение. Критика. Наказание.

Ближайшие последствия (6 стадия)

- Как научить ребят реализовывать выводы и предложения?

- Как научить воспитанников использовать полученный опыт в жизни коллектива?

Творческие группы. Расстановка сил. Доверие. Радостная перспектива. Изменение режима. Выполнение чередующихся поручений. Преемственность в делах. Перспектива. Взаимопомощь

Профессиональное самоопределение по И. С. Кону можно подразделить на ряд этапов, продолжительность, которых зависит от социальных условий и индивидуальных особенностей развития личности.

Первый этап - детская игра, в ходе которой ребёнок принимает на себя разные профессиональные роли и “проигрывает” отдельные элементы связанного с ним поведения.

Второй этапподростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии.

Третий этап захватывает весь подростковый и большую часть юношеского возраста - предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности оцениваются с точки зрения интересов подростка, его способностей, системы ценностей.

Четвёртый этап - практическое принятие решения, что включает в себя два главных компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объёма подготовки к нему и, непосредственно, выбор специальности.

Профессиональное самоопределение личности – сознательное выявление и утверждение собственной позиции в решении проблемы профессионального выбора. Технология профессионального самоопределения учащихся традиционно связана с понятием «профессиональная ориентация».

Примеры профессиональной технологии

Возраст участников 14- 18 лет

Мероприятие

(название, дата, цель и задачи, форма проведения)

Описание работы коллектива

Тема: «Много есть профессий разных»

Дата проведения: 14. 04. 2020 г.

Форма проведения: выступление

Цель: обобщить и активизировать знания воспитанников о труде, профессиях.

Задачи:

1. Закреплять знания о различных профессиях.

 2. Учить определять профессию по описанию, делить разные профессии на группы по признаку.

 3. Развивать речь, мышление, воображение, активность, самостоятельность.

 

Данное мероприятие проводилось в рамках недели, посвященной патриотическому воспитанию.

На занятий был позитивный настрой.

Для реализации вышеперечисленных целей и задач, заранее была сформулирована тема выступления, для большего воздействия на эмоционально-чувственную сторону обучающихся, была составлена презентация со звуковым сопровождением, подготовлен видео материал, подготовлен раздаточный материал.

Поставленные цели и задачи были достигнуты.

Данное мероприятие стимулировало у обучающихся развитие таких личностных качеств как уважение, воображение, активность, самостоятельность. Мероприятие имело большое познавательное и воспитательное значение.

Тема: «Роль профессии в жизни человека»

Дата проведения: 11. 02. 2021 г.

Форма проведения: выступление, беседа

Цели мероприятия: Обобщение знаний по разделу «Современное производство и профессиональное образование» в систему. Активизация процесса профессионального самоопределения воспитанников.

Задачи мероприятия:

-Способствовать формированию и обобщению знаний по планированию профессионального пути, и представлений о мире профессий и их требованиях, предъявляемых человеку; формирование навыков самоконтроля, готовности к профессиональному самоопределению

- способствовать развитию у учащихся знаний о методах самопознания и самовоспитания,

- содействовать развитию необходимых знаний по планированию профессионального и жизненного пути и помочь им в применении этих знаний на практике,

- предоставить возможность учащимся возможность «заглянуть в будущее» с учётом полученных знаний

 Методы: словесный, обсуждение.

Мероприятие проводилось в рамках представляющего выбора профессии.

Во время мероприятия обучающие участвовали активно. С удовольствием задавали вопросы, а также отвечал сами. Общение было свободным. Обучающие закрепили знания в профессиях, а также узнали многое интересное про профессии. Мероприятие прошло очень интересно, активно и в дружественной обстановке. Поставленные цели и задачи были достигнуты. Психологическая атмосфера на мероприятии была доброжелательной.

 

 

Я считаю, что профессиональная деятельность – это человеческая специальность в определённой области. Навыки и умения труда определяются в зависимости от того, насколько люди отдаются работе. От того, как человек готов к своей профессиональной деятельности, зависит его успех в работе. Профессиональную деятельность можно рассматривать как составляющую трудовой - основной деятельности человека

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×