Технология профессиональной ориентации | Эдуард Николаевич Нагаев. Работа №329284
Актуальность работы заключается в том, что современная молодежь вступает в самостоятельную трудовую жизнь почти вслепую. Большинство выпускников не имеют представления о реальном спросе на специалистов на рынке труда. Преобладает случайный, внесоциальный выбор, влекущий за собой личностные и социальные издержки. Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности уч-ся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде). С этой целью ежегодно составляются планы работы по профориентации. Это направление прослеживается в плане каждого воспитателя – раздел профориентация. Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся, которую проводят психологи. На основании этих данных дальнейшую работу с воспитанниками проводят воспитатели.
Паспорт педагогической технологии
Название технологии
Технология профессиональной ориентации
Основание для разработки педагогической технологии (актуальность с учетом специфики учреждения)
Актуальностьработы заключается в том, что современная молодежь вступает в самостоятельную трудовую жизнь почти вслепую. Большинство выпускников не имеют представления о реальном спросе на специалистов на рынке труда. Преобладает случайный, внесоциальный выбор, влекущий за собой личностные и социальные издержки.
Целевая аудитория (возраст воспитанников)
Возраст воспитанников 14 – 18 лет
Цель
Выработка у воспитанников сознательного отношения к труду и выбору будущей профессии.
Задачи
-научить воспитанников объективно выявить уровень своих качеств и соотносить их с требованиями;
-вооружить методами диагностирования своих интересов, способностей, склонностей и профессиональных намерений при выборе профессии;
-ознакомить со спецификой профессиональной деятельности человека.
Сроки реализации (этапы)
ознакомительный
аналитический
практический
итоговый
*Организационно-методическая работа. Информационно-аналитическая деятельность.
*Мониторинг качества профориентационной работы.
Краткое содержание педагогической технологии
Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности уч-ся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).
С этой целью ежегодно составляются планы работы по профориентации. Это направление прослеживается в плане каждого воспитателя – раздел профориентация. Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся, которую проводят психологи. На основании этих данных дальнейшую работу с воспитанниками проводят воспитатели.
Новизна, практическая значимость педагогической технологии
Новизна – организация скоординированной совместной деятельности воспитанников и воспитателя во внеурочное время с использованием информационных телекоммуникационных мультимедиа технологий.
Практическая значимость определяется выявлением психолого – педагогических условий осуществления педагогической поддержки личностного саморазвития.
Ожидаемые результаты
*Владение учащимися технологией принятия решения в ситуации профессионального выбора.
*Адекватная система представлений учащихся о себе, рынке труда, рынке образовательных услуг.
*Наличие у учащихся навыков рефлексии, в том числе навыков анализа своих интересов, способностей, возможностей, своего личного и профессионального опыта.
Автор(ы) кейса технологии
Нагаев Эдуард Николаевич
Перечень публикаций
будем заполнять позднее
Технология профессиональной ориентации
Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии (с учётом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
В любом воспитательном мероприятии выполняются четыре психологически необходимых этапа деятельности:
Целеполагание,
Планирование,
Реализация цели,
Анализ результатов.
Воспитанником для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи должна система школьной профориентации.
Урок разработан на основе традиционной классно-урочной системы с использованием компьютерных методов обучения. Урок проходит с элементами тренинга, с использованием активных методов обучения: игровой метод “ролевая проба”, дискуссия, моделирование ситуации, диагностические методики. В зависимости от задания педагог выступает то в качестве информатора, то диагноста, то равноправного участника, а в некоторых заданиях — наблюдателя.
Эффективное преподавание предполагает поддержку интереса и активности учащихся, контроль их деятельности, представление опыта использования компьютерных информационных технологий в различных режимах образовательной деятельности.
На данном уроке используется мультимедийное сопровождение в виде презентации Power Point. При помощи презентации рассматриваются мотивы выбора профессии, способы выбора профессии, формула выбора профессии и требования, которым должна соответствовать выбранная профессия. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.
Основные виды: познавательные дела; трудовые дела.
Стадии профессиональной технологии
Стадии
Педагогическое целеполагание
Методы, формы деятельности коллектива
Предварительная работа воспитателя (1 стадия)
-Для чего, с кем? - С какой целью? Кто может помочь?
-Кому быть организатором?
Нацеливающие воспитательные мероприятия: «стартовые беседы», товарищеская беседа, рассказ - размышление, убеждение на собственном опыте.
Коллективное планирование
(2 стадия)
- Какие дела проведем?
–С кем лучше проводить?
обоснование предложений, анализ задач на размышление. Творческий поиск. Открытая дискуссия. Деловая игра. Побуждение ободрением, похвалой, помощью, доверием. Выборы «совета дела» и др.
Подготовка дела
(3 стадия)
- Как развивать положительные качества ребят?
- Как преодолевать отрицательные качества ребят?
- Как включить всех ребят в активный творческий поиск?
Помощь товарищеским советом. Доверие. Товарищеское поощрение. Увлечение делом, поиском, героизмом, игрой. Обсуждение. Товарищеский контроль. Обсуждение. Уточнение проекта коллективного творческого дела.
Проведение дела
(4 стадия)
- Как увлечь воспитанников личным примером?
-Как добиться радостной перспективы близкого успеха''
- Как научить ребят выходить из затруднительного положения?
Подведение итогов
(5 стадия)
- Как убедить ребят в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни?
- Как научить воспитанников анализировать и оценивать свою работу?
- Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией?
Товарищеский разбор. Похвала, поддержка, побуждение. Деловой спор. Награда. Контроль. Требование. Обсуждение. Критика. Наказание.
Ближайшие последствия (6 стадия)
- Как научить ребят реализовывать выводы и предложения?
- Как научить воспитанников использовать полученный опыт в жизни коллектива?
Творческие группы. Расстановка сил. Доверие. Радостная перспектива. Изменение режима. Выполнение чередующихся поручений. Преемственность в делах. Перспектива. Взаимопомощь
Профессиональное самоопределение по И. С. Кону можно подразделить на ряд этапов, продолжительность, которых зависит от социальных условий и индивидуальных особенностей развития личности.
Первый этап - детская игра, в ходе которой ребёнок принимает на себя разные профессиональные роли и “проигрывает” отдельные элементы связанного с ним поведения.
Второй этап – подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии.
Третий этап захватывает весь подростковый и большую часть юношеского возраста - предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности оцениваются с точки зрения интересов подростка, его способностей, системы ценностей.
Четвёртый этап - практическое принятие решения, что включает в себя два главных компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объёма подготовки к нему и, непосредственно, выбор специальности.
Профессиональное самоопределение личности – сознательное выявление и утверждение собственной позиции в решении проблемы профессионального выбора. Технология профессионального самоопределения учащихся традиционно связана с понятием «профессиональная ориентация».
Примеры профессиональной технологии
Возраст участников 14- 18 лет
Мероприятие
(название, дата, цель и задачи, форма проведения)
Описание работы коллектива
Тема: «Много есть профессий разных»
Дата проведения: 14. 04. 2020 г.
Форма проведения: выступление
Цель: обобщить и активизировать знания воспитанников о труде, профессиях.
Задачи:
1. Закреплять знания о различных профессиях.
2. Учить определять профессию по описанию, делить разные профессии на группы по признаку.
3. Развивать речь, мышление, воображение, активность, самостоятельность.
Данное мероприятие проводилось в рамках недели, посвященной патриотическому воспитанию.
На занятий был позитивный настрой.
Для реализации вышеперечисленных целей и задач, заранее была сформулирована тема выступления, для большего воздействия на эмоционально-чувственную сторону обучающихся, была составлена презентация со звуковым сопровождением, подготовлен видео материал, подготовлен раздаточный материал.
Поставленные цели и задачи были достигнуты.
Данное мероприятие стимулировало у обучающихся развитие таких личностных качеств как уважение, воображение, активность, самостоятельность. Мероприятие имело большое познавательное и воспитательное значение.
Тема: «Роль профессии в жизни человека»
Дата проведения: 11. 02. 2021 г.
Форма проведения: выступление, беседа
Цели мероприятия: Обобщение знаний по разделу «Современное производство и профессиональное образование» в систему. Активизация процесса профессионального самоопределения воспитанников.
Задачи мероприятия:
-Способствовать формированию и обобщению знаний по планированию профессионального пути, и представлений о мире профессий и их требованиях, предъявляемых человеку; формирование навыков самоконтроля, готовности к профессиональному самоопределению
- способствовать развитию у учащихся знаний о методах самопознания и самовоспитания,
- содействовать развитию необходимых знаний по планированию профессионального и жизненного пути и помочь им в применении этих знаний на практике,
- предоставить возможность учащимся возможность «заглянуть в будущее» с учётом полученных знаний
Методы: словесный, обсуждение.
Мероприятие проводилось в рамках представляющего выбора профессии.
Во время мероприятия обучающие участвовали активно. С удовольствием задавали вопросы, а также отвечал сами. Общение было свободным. Обучающие закрепили знания в профессиях, а также узнали многое интересное про профессии. Мероприятие прошло очень интересно, активно и в дружественной обстановке. Поставленные цели и задачи были достигнуты. Психологическая атмосфера на мероприятии была доброжелательной.
Я считаю, что профессиональная деятельность – это человеческая специальность в определённой области. Навыки и умения труда определяются в зависимости от того, насколько люди отдаются работе. От того, как человек готов к своей профессиональной деятельности, зависит его успех в работе. Профессиональную деятельность можно рассматривать как составляющую трудовой - основной деятельности человека