Технология развития критического мышления в условиях внедрения ФГОС | Орлова Людмила Владимировна. Работа №325233
Сегодня жизнь диктует нам новые, более жёсткие требования к организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией. Необходимо, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, а не автоматическое запоминание и воспроизведение материала. Поэтому учить работать с текстом нужно уже в начальных классах.
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, учит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения самообразования. Новый стандарт обязывает каждого из нас работать именно так. За такими технологиями будущее.
Использование приёмов «Технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе
в условиях внедрения ФГОС»
Сегодня жизнь диктует нам новые, более жёсткие требования к организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией. Необходимо, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, а не автоматическое запоминание и воспроизведение материала. Поэтому учить работать с текстом нужно уже в начальных классах. Современное образование озабочено не столько тем, чтобы «накормить», столько тем, чтобы научить обучающего «добывать и готовить пищу», привить вкус к учебной деятельности, самообразованию. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Прежде всего - умением учиться. У него должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД). Об этом нам говорят новые образовательные стандарты. Таким образом, у меня возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.
Среди многих технологий меня очень заинтересовала «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» Название технологии может показаться громоздким, однако ни одного слова убрать нельзя. Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию. Технология «Развития критического мышления» - это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться.
Почему меня заинтересовала данная технология:
1. Критическое мышление – мышление самостоятельное. Каждый ученик сам формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных.
2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
3. Критическое мышление предполагает постановку вопросов и уяснение проблем, которые нужно решить.
4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
5. Критическое мышление есть мышление социальное.
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
Технология критического мышления даёт ученику:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников.
Технология критического мышления даёт учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
Большим полем деятельности в применении технологии развития критического мышления в начальной школе являются уроки окружающего мира, литературного чтения, русского языка, реже – уроки математики (например, кластер). (Работа с художественным текстом, урок-дискуссия, письмо, взаимообучение, работа с информационным текстом, урок-исследование идр.)
Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
I фаза (5 минут)
Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации) обязательно присутствует на каждом уроке. Позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме или проблеме; побудить ученика к активной работе на уроке и дома
II фаза (30 минут)
Осмысление содержания (получение новой информации) позволяет: получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями.
III фаза (10 минут)
Рефлексия (размышления, именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний) позволяет: целостно осмыслить, обобщить полученную информацию; присвоить новое знание; сформировать у каждого из учащихся собственное отношение к изучаемому.
Вроде бы всё уже нам знакомо. Так что же принципиально нового несёт технология критического мышления? Элемент новизны – это методические приёмы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много. Каждый приём и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.
Теоретически все просто, а на практике существуют определённые трудности: опыт работы показывает, что смоделировать урок в той или иной технологии не просто, потому что организация и проведение подобных уроков требует большой подготовки и соответственно много времени. приходится перестраивать всю работу на уроках, не на каждом уроке технология применима. Но при этом открывается огромное поле деятельности для творческой работы учителя и обучающихся.
Сначала необходимо рассказать детям о сути применения того или иного метода и приёма ТРКМ, затем научить их применять в работе на уроке. Например, что такое «Фишбоун» или «Кластер»? Как правильно и быстро создать (написать) «Синквейн»? Что даёт «Чтение с остановками»? И самое главное, нужно помнить, что учитель на данных уроках выступает в роли координатора работы: направляет усилия учеников в определенное русло, сталкивает различные суждения и создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений.
Я остановлюсь на тех приёмах, которые меня заинтересовали, которые использую на своих уроках.
1. Приём «Верные и неверные высказывания» - детям предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт. Можно занести данные в таблицу.
2.Приём «Корзина идей» - можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющие отношения к теме урока.
В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Идеи детей не критикуются, не оцениваются.
3. Приём «Ассоциативный куст» - Я даю ключевое слово. В нашем случае это название стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус». Назовите все возможные ассоциации с этим словом (море, корабль, волна, ткань, шторм, алые паруса и т.д.).
А сейчас послушайте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус» и скажите, чем можно дополнить наш ряд ассоциаций.
4. Приём «Кластер» - оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале. (Члены предложения- виды, на какие вопросы отвечают, как подчёркиваются и тд.)
5. Приём «Толстые и тонкие вопросы» - этот приём развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Например, «тонкие» вопросы к сказке «Репка»: Кто посадил репку? Что выросло? Когда можно убрать репку? Может, стоит позвать внучку? Согласны ли вы, что без мышки не справятся? Верно ли тянули репку наши герои?
6. Приём «Знаю, хочу узнать, узнал» (ЗХУ) - предполагает работу с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, предположения, собственные знания). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? для устранения пробелов в знаниях и заполняют 2 графу. По ходу работы с текстом или в процессе обсуждения заполняют 3 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность. (Окружающий мир - Природная зона «Пустыня»)
7. «Круги по воде» - Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.
8. Дневник исследователя (Бортовой журнал) – в процессе знакомства с текстом заполняется таблица. (Знаю, новая информация).
9. Чтение с остановками - заранее разбивается текст на смысловые отрывки. Важно, чтобы каждый отрывок был логически законченным, при этом давал простор для воображения: "А что же будет дальше?".
Чтение начинается на стадии осмысления и проходит в несколько этапов: чтение — вопросы по тексту — предположения. Эта цепочка повторяется столько раз, сколько отрывков в тексте. Важно! Вопросы должны быть разными по уровню сложности и затрагивать все аспекты восприятия.
10. Сводная таблица - позволяет быстро и четко описать и изучить большое количество информации. Сводные таблицы используются при необходимости сравнения процессов и явлений. Использование этих таблиц позволяет лучше структурировать и систематизировать информацию.
11. Приём «Инсерт» - во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Этот приём работает и на стадии осмысления.
12. Приём «Шесть шляп» - это прием групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки.
Алгоритм работы с приемом6
Задается проблемная ситуация (вопрос, текст). Скажем сразу, что эта ситуация изначально должна быть многовариантной и не должна иметь однозначного ответа или решения.
Класс делится на шесть групп. Каждая выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию).
Цвет шляпы определяет направление развития мысли:
Белая — самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.
Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.
Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.
Красная — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.
Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.
Синяя — нейтральная, оценочная. По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.
Это эталон приема «Шесть шляп». Но каждый учитель может адаптировать стратегию, исходя из собственных планов и темы урока.
13. Приём «Фишбоун» - в переводе означает «рыбья кость». Чаще всего использую на стадии содержания при работе с текстом проблемного характера. В «голове» схемы записывается проблема, на верхних косточках схемы дети записывают причины, обусловившие возникновение данной проблемы, на нижних косточках – факты, подтверждающие наличие вышеперечисленных причин, вывод в «хвосте» схемы. Все записи в схеме «Фишбоун» должны быть краткими, по существу. Рассмотрим на конкретном примере. Урок окружающего мира по теме «Пустыня». В «голове» - экологическая проблема; верхние косточки – браконьерство, неумелое орошение, люди создают каналы; на нижних косточках – погибают животные, погибают растения, не хватает воды; «хвост» - нужно беречь зону пустынь.
14. Приём «Сюжетная таблица» - читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста. Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.
15. Приём «Дерево предсказаний» - правила работы с данным приёмом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
16. Приём «Интеллектуальная карта» - В центральный круг помещают изучаемое понятие (вписывают тему, слово, личность, объект, систему, явление).
От него рисуют расходящиеся лучи (или ветки) разного цвета, длиннее, короче, толще, тоньше. На них вписывают слова — ассоциации, вызванные родительским понятием.
Рисуют ветви второго порядка, на которых помещают ассоциации, принадлежащие ветвям первого уровня. Можно и нужно рисовать картинки, использовать наклейки. Смысловые блоки (ветви, образующие деревья) рекомендуется обводить в круги, рамочки разного цвета.
Интеллект-карта должна отвечать принципам наглядности (разноцветные линии, картинки, сигналы) и полноты (мысль должна раскрываться со всех сторон). В итоге должен получиться макет нейрона человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. После того, как ассоциативная карта готова, учителю и учащимся следует выполнить действия: выбрать ключевые моменты темы (основные изучаемые на уроке понятия); расставить приоритеты между ветвями (выделить главное и второстепенное); определить основные задачи и действия (слушать, обсуждать, аргументировать, воспроизводить).
17. Синквейн - в переводе с французского означает «пять». Нерифмованное стихотворение – творческая работа, позволяющая в сжатой форме запечатлеть эмоциональное переживание изучаемой темы (на фазе рефлексии). Процесс написание синквейна очень нравиться моим ученикам. Это творческое задание позволяет даже слабым учащимся понять самое важное. Когда зачитываются работы, повышается самооценка.
Нет смысла приводить подробно перечень всех вопросов для каждой фазы урока. У каждого учителя они свои. Главное – эти приемы действенны. Они помогают ученику конструировать учебный процесс, отслеживать направления своего развития, самому определять конечный результат. Становится очевидным, что применение даже некоторых приёмов технологии РКМ даёт возможность развить и совершенствовать творческий потенциал учащихся. Однако, не только учащиеся могут достигать высоких результатов в своём развитии, РКМЧП – это прекрасная возможность для каждого учителя совершенствоваться и расти профессионально.
Используя тот или иной метод, приём ТРКМ я учитываю возрастные особенности обучающихся.
В наше время очень важно развивать критическое мышление у детей, чтобы ребёнок стал получать удовольствие от чтения книг, научился их анализировать и делать самостоятельные выводы, чтобы научился задавать умные вопросы и творчески находить на них ответы. Важно отметить, что ТРКМЧП помогает обучающимся самостоятельно определять направление в изучении темы и самостоятельно решать проблемы, т.е. мыслить «по-настоящему».
Итак, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.
Но роз без шипов не бывает. Хотелось бы остановиться и на тех проблемах, которые возникают при овладении этой технологией. Одна из них – это дефицит времени, как и у любого другого учителя. Очень много усилий требует разработка и составление карточек для работы в группах, не всегда учащиеся обеспечены необходимыми текстами, приходится делать много ксерокопий. Но, кроме технических трудностей, выступает еще одна – не все учащиеся пока еще достаточно активны, сохраняется желание остаться в стороне, наблюдать за происходящим со стороны. Часть учащихся ждёт, чтобы был дан «правильный ответ», нет ещё ответственности за своё обучение. Поэтому важно вовлекать каждого в процесс познания и самопознания. Но я уверена, что со временем большинство проблем будет решено, так как эта технология – технология развития критического мышления через чтение и письмо – получает всё большее распространение, за ней – возможность воспитания будущего гражданина, самостоятельной, творческой личности.
Обобщая все вышеуказанное, ещё раз хочется отметить, что работа, проводимая в рамках развития критического мышления, учит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения самообразования. Очень интересна данная технология. Новый стандарт обязывает каждого из нас работать именно так. За такими технологиями будущее.
Список литературы:
1. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 134 с.
2. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб., 2003. - 192 с.
3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004. - 175 с
4. Ласкожевская Е.В. Технология развития критического мышления младших школьников. // Начальная школа. – 2007, № 7, с.68-70.
Интернет-ресурсы:
1.http://ppt4web.ru/pedagogika/tekhnologija-razvitie-kriticheskogo-myshlenija.html
2.http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/02/25/o-formirovanii-tvorcheskogo-i
3.http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65635b3bc78a4d53a88421316c27_0.html