Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Технология развития критического мышления для формирования читательской компетенции детей дошкольного возраста | Гаврищак Ольга Владимировна. Работа №344357

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В статье рассматриваются особенности использования технологий развития критического мышления для формирования читательской компетенции у детей дошкольного возраста. Критическое мышление — это важный элемент общего интеллектуального развития ребенка, а формирование читательской компетенции способствует успешной социализации и подготовке к обучению в школе. Автор предлагает эффективные методы и приемы, применимые в дошкольных образовательных учреждениях, которые способствуют развитию у детей навыков осознанного восприятия текста, анализу и интерпретации прочитанного.

Ключевые слова: критическое мышление, читательская компетенция, дошкольный возраст, развитие мышления, технологии обучения, педагогика.

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Гаврищак Ольга Владимировна, воспитатель
МБОУ СОШ "Флагман" г. Химки Московская область
Аннотация: В статье рассматриваются особенности использования технологий развития критического мышления для формирования читательской компетенции у детей дошкольного возраста. Критическое мышление — это важный элемент общего интеллектуального развития ребенка, а формирование читательской компетенции способствует успешной социализации и подготовке к обучению в школе. Автор предлагает эффективные методы и приемы, применимые в дошкольных образовательных учреждениях, которые способствуют развитию у детей навыков осознанного восприятия текста, анализу и интерпретации прочитанного.
Ключевые слова: критическое мышление, читательская компетенция, дошкольный возраст, развитие мышления, технологии обучения, педагогика.
Развитие критического мышления — одна из ключевых задач современного образования, и важность этой технологии становится очевидной уже на этапе дошкольного возраста. Читательская компетенция формируется не только в школе, но и в раннем детстве, когда ребенок знакомится с первыми текстами, учится воспринимать их содержание и выстраивать смысловые связи. Критическое мышление, в свою очередь, помогает ребенку не просто воспринимать текст, но и анализировать его, задавать вопросы, формулировать собственные суждения, что становится основой для более глубокого понимания и взаимодействия с текстом.
Читательская компетенция — это совокупность навыков, которые позволяют ребенку воспринимать текст осмысленно, понимать его содержание и делать выводы. Однако, для развития таких навыков недостаточно просто читать книги. Важно организовать процесс чтения таким образом, чтобы ребенок не только слышал слова, но и размышлял о них, учился анализировать содержание и связывать его с собственным опытом.
Использование технологий развития критического мышления в формировании читательской компетенции позволяет педагогу стимулировать активное участие детей в процессе восприятия и анализа текста. Например, одна из технологий — метод Толстые и тонкие вопросы. Воспитатель, читая текст детям, может задавать вопросы двух типов: тонкие — это простые вопросы, требующие односложных ответов (например, Кто главный герой?), и толстые — вопросы, которые требуют размышлений и анализа (например, Почему герой поступил именно так?). Это помогает детям учиться задавать вопросы, различать их сложность и глубину, развивать умение рассуждать и формулировать ответы.
Другим эффективным приемом является технология Шляпы мышления Эдварда де Боно. Дети, разделенные на группы, получают шляпы разных цветов, каждая из которых символизирует определенный тип мышления. Например, красная шляпа отвечает за эмоции, белая — за факты, черная — за критику, желтая — за оптимизм, зеленая — за креативные идеи, синяя — за организацию процесса. Эта методика помогает детям рассматривать один и тот же текст с разных точек зрения, учиться анализировать его с разных позиций, а также находить баланс между эмоциями и фактами.
Пример использования этой технологии: воспитатель читает детям сказку Колобок. После прочтения детям предлагается надеть шляпы и высказать свое мнение о поступках героев. Например, ребенок в красной шляпе может поделиться своими эмоциями: Колобок был смелым, но мне жаль, что его съела лиса. Ребенок в черной шляпе может обратить внимание на ошибки главного героя: Колобок совершил ошибку, доверяя лисе. Такой подход учит детей анализировать поведение героев и делает чтение более глубоким и осмысленным.
Одной из простых, но эффективных технологий развития критического мышления является метод Кубик вопросов. Воспитатель изготавливает кубик, на гранях которого написаны различные вопросы, помогающие детям анализировать текст. Например, такие вопросы, как Что было самым интересным в этой истории?, Что бы ты изменил в поведении героев? или Что ты думаешь, будет дальше?. Детям предлагается бросить кубик и ответить на тот вопрос, который выпадет. Этот игровой элемент делает процесс анализа текста увлекательным, а также помогает развивать у детей воображение и умение формулировать мысли.
Технология развития критического мышления также подразумевает активное использование приёмов сравнения и противопоставления. Например, после прочтения двух различных сказок детям можно предложить найти сходства и различия между героями или сюжетами. Это помогает формировать у ребенка аналитическое мышление, учит его замечать детали, сопоставлять факты и делать выводы. Важно, чтобы такие задания выполнялись в форме игры, поскольку игровая деятельность — основная форма обучения в дошкольном возрасте.
Одним из ключевых аспектов использования критического мышления в работе с дошкольниками является развитие навыка самооценки и рефлексии. После каждой прочитанной истории можно предложить детям ответить на вопрос: Как бы ты поступил на месте героя? или Как ты оцениваешь его поступки?. Это не только способствует формированию критического взгляда на поведение персонажей, но и помогает детям учиться рассуждать о собственных поступках, развивать эмоциональный интеллект.
Педагогам, работающим с дошкольниками, важно помнить, что развитие критического мышления требует времени и систематической работы. Эффективность технологии будет зависеть от регулярности её использования и от того, насколько она соответствует возрастным особенностям детей. Важно не перегружать малышей сложными заданиями, а подходить к процессу обучения с пониманием их интересов и особенностей восприятия. Постепенное введение новых элементов критического мышления позволит создать условия для успешного формирования читательской компетенции.
Таким образом, технология развития критического мышления является важным инструментом в руках педагога. Она не только помогает формировать у детей читательскую компетенцию, но и развивает у них такие важные навыки, как умение анализировать, задавать вопросы, критически оценивать информацию и принимать решения. В современном мире эти навыки становятся необходимыми для успешной адаптации к образовательной среде и обществу в целом. Воспитатели, использующие данные методики, способствуют развитию всесторонне развитых, мыслящих и творческих личностей, готовых к дальнейшему обучению и жизни в условиях информационного общества.
Список литературы
Герасимова О.И., Гончарова-Тверская О.Н., Кряжевских Е.Г. Читательская компетентность детей дошкольного возраста // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chitatelskaya-kompetentnost-detey-doshkolnogo-vozrasta
Панова Н.В., Борисов В.А. К вопросу формирования ключевых читательских компетенций у младших школьников // Телескоп. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-formirovaniya-klyuchevyh-chitatelskih-kompetentsiy-u-mladshih-shkolnikov
Фарафонова Н.Н. Развитие критического мышления у дошкольников // Педагогическая наука и практика. 2019. №4 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kriticheskogo-myshleniya-u-doshkolnikov
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×