ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ | Юшкова Ольга Андреевна. Работа №148709
Автор: Юшкова Ольга Андреевна
На современном этапе развития общества формирование читательской грамотности младших школьников является первостепенной целью обучения литературному чтению в начальной школе. От уровня сформированности читательской грамотности младших школьников зависит продуктивность дальнейшего обучения в старших aклассах. Читательская грамотность сегодня анализируется как один из самых значительных параметров готовности к жизни в современном обществе. Невзирая на то, что проблемам обучения чтению в начальной школе всегда придавалось большое значение, задача развития читательской грамотности является новой сферой для современного образования, которая внедряет требования государственного образовательного стандарта.
Развитие читательской грамотности – это ступень к функциональной грамотности, то есть способность самостоятельно реализовывать деятельность учения и использовать приобретенные знания при решении жизненных задач как личных, так и социальных. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования, в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования»
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Главенствующей целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с социумом, к самообразованию и саморазвитию. Такое направление задает повышенные запросы на всех ступенях образования. Важным пунктом среди метапредметных универсальных учебных действий является чтение и работа с информацией.
Читательская грамотность сегодня это один из самых важных показателей готовности к жизни в современном социуме. Чтение и работа с информацией, её анализ и способность применить на практике прочитанное занимают особо важное место среди метапредметных универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС.
Педагогические условия формирования читательской компетентности младших школьников – это совокупность факторов, представляющих единство и взаимодействие субъектов образовательного процесса. На данный момент существует целый ряд обстоятельств, которые значительно тормозят процесс формирования читательской грамотности в начальной школе. К основным трудностям, которые связаны с чтением детей, относят:
- снижение интереса к чтению;
- ограниченность круга чтения детей;
- неумение находить источники информации;
Ж. Пиаже и Л. С. Выготский, рассуждая о приоритетности обучения и развития, пришли к выводу, что мышление ребенка развивается в проблемной ситуации. Ключ к успешному развитию ребенка лежит в создании особых условий для его обучения, при которых учащийся имеет возможность самостоятельно собрать информацию об изучаемом предмете, тем самым вырабатывая свое отношение и представление о нем. Это естественный процесс генезиса мышления, высшей психической функции. Если учитель предпочитает давать знания в готовой форме, которая не требует осмысления и анализа, а также требует лишь запоминания и дальнейшего воспроизведения этой информации, то в таком случае мыслительная деятельность ребенка сводится к нулю. Ребенок, в таком случае, сосредоточен на том, чтобы как можно точнее запомнить и воспроизвести представленную информацию. Понятие критического мышления тесно связано с понятием направленного мышления, которое несет такое название потому что оно направлено на достижение поставленных образовательных целей. Критическое мышление - это один из видов умственной деятельности человека, под которым подразумевается хорошо развитые навыки и умение, направленные на восприятие, осмысление и адекватный подход к оценке современного информационного пространства. Это непростой и замысловатый процесс, направленный на достижение креативности мышления, которое откроет двери в мир активного познания и оригинального подхода к решению поставленных задач.
Русский методист Д.И.Тихомиров утверждал, что буквально с первых школьных шагов обучения «необходимо приучать ученика проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслить, читать и чувствовать, а через это и развивать свои духовные способности и обогащать мысль и чувство образовательным содержанием».
Технология «Развитие критического мышления» возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. Технология была разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. В России технология известна с конца 90-х годов. Разработчиками технологии являются Куртис Мередит, Чарльз Темпл и Джинни Стилл. Составители технологии развития критического мышления внесли большой вклад посредством переноса теоретических аспектов развития критического мышления в практическую деятельность. Они создали целую прикладную систему с приемами, методами и критериями оценки результата.
Рассматриваемая технология предполагает совершенно отличную от традиционной системы обучения деятельность учащихся. При использовании данной технологии ученики берут на себя главную роль в добыче знаний, они выступают субъектами определения целей работы на уроке, критериев оценки её результатов. При таком устройстве процесса обучения, учащиеся владеют всеми условиями для проявления своих оригинальных решений, для показа своего индивидуального и неповторимого видения проблем.
Технология развития критического мышления оказывает ряд положительных воздействий на ученика и меняет его представления об учебном процессе. Уроки, построенные по принципам и методики данной технологии, позволяют повысить заинтересованность и вовлеченность обучающихся в учебную деятельность. Деятельность учеников не сводится к пассивному восприятию информации, к безучастному слушанию. Учащиеся становятся инициаторами получения знаний. Они размышляют, соотносят информацию с уже имеющимися знаниями, обмениваются выводами, догадками, предположениями, выносят на обсуждение гипотезы. Учащиеся имеют роль активных участников образовательного процесса. Педагог не является единственным источником информации. Таким образом, технология развития критического мышление преобразует процесс обучения. Приемы данной технологии позволяют превратить обучение в совместный поиск, в котором учащиеся становятся главными исследователями. При использовании данной технологию увеличивается уровень эффективности восприятия учениками информации на уроке, а также происходит повышение интереса как к самому изучаемому предмету, так и к самой учебной деятельности. В процессе обучения у учащихся развивается желание стать человеком мыслящим, который учится в течении всей жизни.
Кроме того, технология развития критического мышления дает возможность педагогу создать в классе доверительную атмосферу, при которой учащиеся могут открыться и проявить себя.
Структура данной инновационной технологии последовательна и логична. Все этапы её взаимосвязаны и соответствуют этапам когнитивной деятельности личности.
Технология развития критического мышления собирает в себе стратегии и методические приемы, направленные на достижение конкретных образовательных результатов:
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
умение решать проблемы;
умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.
Основой технологии развития критического мышления выступает построение урока по определенному алгоритму: последовательности трёх стадий - вызов, осмысление и рефлексия.
Первая стадия технологии - "вызов" подразумевает актуализацию, анализ и структурирование тех знаний, которые имеются по изучаемой теме, создание ассоциаций по изучаемому вопросу, что сыграет важную роль в формировании мотивации для дальнейшей работы.
Вторая стадия - "осмысление" представляет собой содержательную часть работы. На данном этапе проводится целенаправленная и осмысленная работа с текстом. Важно при работе с текстом для учащихся отслеживать собственное понимание текста. Для этого они выделяют главное, делают пометки, составляют таблицы и пр. На этом этапе важно получить новую информацию, систематизировать её. Обучаемые должны сознательно строить мосты между старой и новой информацией, чтобы сформировать новое понимание и определить свое отношение.
Третья стадия - "рефлексия". Целью данной фазы является синтез новой информации, выработка собственной позиции, формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Информация здесь проходит через субъективную интерпретацию и творческую переработку. Центральной идеей на данном этапе является анализ собственных мыслительных операций. Данная фаза сопровождается переоценкой имеющихся представлений, их переосмысление. Это связано с принятием и интеграцией новых знаний в багаж уже имеющихся.
Нахождение фаз технологии критического мышления именно в такой последовательности (вызов – осмысление – рефлексия) не случайно. Именно в таком порядке протекают все мыслительные операции человек. Помимо того, что данный дидактический круг способствует более основательному усвоению знаний учениками, также реализуется идея взаимосвязей информации. Внутренний мотив к учебной деятельности появляется по мере того как ученики самостоятельно ставят цели урока. Это способствует созданию целостного когнитивного поля у каждого ребенка, которое объединяет базу теоретическую и практическую.
Каждая стадия имеет свои уникальные задачи, выполнение которых достигается путем применения специальных методических приемов и техник. Комбинируя разные приемы, педагог имеет возможность разрабатывать уроки, опираясь на уровень зрелости учащихся, цель урока и объем учебного материала. Имея возможность совмещать различные техники и приемы, учитель чувствует себя свободно. Каждый педагог подстраивает технологию, опираясь на свои предпочтения, а также на цели и задачи урока. Использование приемов в различном сочетании способствует достижению одной из основных целей применения данной технологии - научить детей использовать техники и приемы данной технологии без помощи наставника, чтобы они смогли стать самодостаточными и искусными мыслителями, получающими наслаждение от процесса обучения не только в школе, но и за её пределами.
В противоположность механическому заучиванию, применение технологии развития критического мышления ведет к активному участию учащихся в учебном процессе, дружную исследовательскую и поисковую деятельность с классом, более лёгкое усвоение нового материала.
Использование технологии развития критического мышления в образовании помогает готовить учащихся к современной жизни в социуме, где высоко ценится оригинальный взгляд на вещи, навык разработки новых приемов по решению различных задач, умения вести независимый поиск, вести аргументированную беседу. Осмысляя и перерабатывая различные точки зрения, учащиеся вырабатывают механизм построения своего мнения. Они учатся защищать свою позицию в дискуссиях, слушать аргументы и приводить свои. В процессе взаимодействия они учатся видеть логические связи, а из них делать умозаключения.
Технология развития критического мышления представляет собой целую систему приемов, которые не зависят от конкретного школьного предмета. Все методы работы могут быть применимы на любом уроке. Педагоги, применяющие технологию развития критического мышления, отмечают большое количество преимуществ данной технологии. В информационно-поисковом процессе работа в парах или малых группах значительно повышает интеллектуальный потенциал учащихся, помогает им расширить словарный запас, способствует качественному пониманию и усвоению нового материала.
Также работа в группах помогает повысить уровень восприимчивости к опыту одноклассников, способствует сближению детей, что оказывает положительное влияние на развитие умений слушать друг друга и нести ответственность за совместный способ познания.
Глубокому пониманию изучаемого материала способствует групповое обсуждение, в ходе которого дети анализируют несколько трактовок одного содержания. Как следствие - развивается умение слушать.