ТЕХНОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА | Лукашина Елега Владимировна, Чуприянова Елена Владимиовна. Работа №349355
Технологии рефлексивного обучения на уроках английского языка позволяет анализировать успехи обучающихся, определять их слабые и сильные стороны, а также способствует осознанию цели обучения, которая в свою очередь является мощным мотивационным фактором, побуждающим изучать иностранный язык. Использование различных приемов рефлексии является важным фактором мотивации учащихся в изучении иностранного языка. Рефлексия как прием обучения обеспечивает понимание причин успеха или неуспеха учебно-познавательной деятельности, формирует и развивает способность конструктивно действовать в разных ситуациях, что является основой для развития самосознания и личностного роста.
ТЕХНОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Лукашина Е.В., Чуприянова Е.В.
БОУ города Омска «Лицей № 66»
АННОТАЦИЯ: Технологии рефлексивного обучения на уроках английского языка позволяет анализировать успехи обучающихся, определять их слабые и сильные стороны, а также способствует осознанию цели обучения, которая в свою очередь является мощным мотивационным фактором, побуждающим изучать иностранный язык. Использование различных приемов рефлексии является важным фактором мотивации учащихся в изучении иностранного языка. Рефлексия как прием обучения обеспечивает понимание причин успеха или неуспеха учебно-познавательной деятельности, формирует и развивает способность конструктивно действовать в разных ситуациях, что является основой для развития самосознания и личностного роста.
Согласно новым реалиям обучающийся должен уметь самостоятельно планировать и контролировать свою деятельность, владеть навыками познавательной деятельности, в достаточной степени осознавать совершаемые действия и мыслительные процессы, их результаты и основания, границы своего знания и незнания, ставить новые познавательные задачи и определять средства их достижения. Поэтому одной из задач образования является формирование способности к рефлексивному контролю своей деятельности, как источника мотива и умения учиться.
Следовательно, передовые образовательные технологии должны быть ориентированы сегодня в первую очередь на самостоятельную учебную деятельность обучающегося, поскольку слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности – одна из причин отставания в обучении. Использование приёмов рефлексивных технологий способствует развитию у обучающихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, к осмыслению событий.
Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учащихся концентрации внимания и напряжения сил, поэтому внимание ученых, методистов и учителей направлено на поиск резервов для совершенствования урока иностранного языка, на повышение его эффективности, что обуславливает необходимость изучения особенностей рефлексии на уроках английского языка. С помощью рефлексии происходит процесс осмысления и переосмысления полученных знаний, что способствует формированию умения у наших учащихся анализировать и осознанно корректировать свою деятельность на уроке.
Применение технологии рефлексивного обучения способствует повышению эффективности уроков и мотивации самих обучающихся в процессе изучения английского языка. Более того, любой вид деятельности в процессе обучения направлен на развитие рефлексивных умений и навыков. Рефлексия сопровождает всю учебно-познавательную деятельность и является необходимым составляющим саморазвития и самосовершенствования.
В процессе обучения одним из важных условий развития рефлексии является активизация межсубъектных отношений между участниками деятельности. Особенность отношений в образовательном процессе в условиях рефлексивной деятельности предполагает, что и педагог и обучающийся выступают субъектами деятельности, когда их общая деятельность протекает синхронно и каждый дополняет и обогащает деятельность другого участника. Результатом межсубъектных отношений в рефлексивной деятельности становятся взаимопонимание, сотрудничество и сотворчество педагога и обучающихся.
С точки зрения учебно-познавательной деятельности, рефлексия понимается как условие, необходимое для того, чтобы каждый участник образовательного процесса организовал собственную деятельность на уроке в соответствии с целями и оценил ее. Также участники процесса обучения выявляют и уточняют результаты деятельности на уроке, определяют способы и временные рамки для выполнения заданий. В ходе урока полученная информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается как педагогом, так и обучающимися.
Таким образом, рефлексия является инструментом самоанализа, который способствует достижению высоких личностных результатов учебно-познавательной деятельности или определяет уровень сформированности внутренней позиции обучающегося.
Приемы и методы технологии рефлексивного обучения могут использоваться на различных этапах урока, выполняя следующие функции: диагностическая, проектировочная, организаторская, коммуникативная, мотивационная, коррекционная и другие. При выборе формы и вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и уровень сложности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность обучающихся и педагога, позволяющая совершенствовать учебно-познавательную деятельность, ориентируясь на личность каждого обучающегося, его особенности и потребности.
Применение технологии рефлексивного обучения, как на уроках английского языка, так и на занятиях внеурочной деятельности, позволяет оптимизировать управление обучением, повысить эффективность и объективность учебной деятельности, позволяя посмотреть на неё с точки зрения обучающихся. Технология рефлексивного обучения позволяет педагогу реализовать творческий подход при планировании и осуществлении обучения, а также дифференцировать сложность учебного материала с учетом учебных возможностей обучающихся.
Применительно к занятию рефлексия – это этап, в ходе которого обучающиеся самостоятельно оценивают своё состояние, эмоции, знание или незнание, результаты собственной деятельности. Рефлексия помогает не только обращать внимание на собственные мысли и эмоции, но и замечать переживания других, сравнивать их со своими. Это, в свою очередь, приводит к возникновению чувства общности, укрепляет взаимопонимание.
Для эффективного развития рефлексивных умений у обучающихся необходимо комплексное использование различных технологий, методов и приёмов рефлексии в образовательном процессе. Важным фактором, влияющим на эффективность развития рефлексивных умений в процессе обучения, является многообразие видов рефлексии.
Различают типы и виды образовательной рефлексии:
по содержанию: знаково-символьная (оценка с помощью знаков, символов – карточек, жетонов, жестов и т.д.); устная (связное высказывание и описание своих мыслей и эмоций); письменная (письменная фиксация своего состояния, чувств, размышлений);
по временному принципу: ситуативная (обеспечение непосредственной включённости субъекта в ситуацию, осмысления её элементов, анализа происходящего в данный момент); ретроспективная (анализ и оценка уже выполненных заданий, прошедших событий); перспективная (размышление о ходе предстоящей деятельности, планирование);
по функциям: физическая (определение физического состояния обучающихся: успел – не успел, легко – тяжело); сенсорная (определение самочувствия обучающихся: комфортно – дискомфортно); интеллектуальная (определение умения обучающихся оценивать, выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия: что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал); духовная (определение умения обучающихся осмысливать и анализировать свои духовные ценности и убеждения, находить пути решения жизненных проблем: стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других);
по форме организации деятельности: коллективная (одновременная оценка занятия всеми обучающимися, например, путём поднятия карточек); групповая (оценка занятия группой обучающихся, которая предварительно обсудила его и выразила своё общее мнение); фронтальная (выборочная) (выполнение всеми обучающимися одинаковой, общей для всех работы, например, по цепочке высказать своё мнение о прошедшем занятии); индивидуальная (каждый обучающийся даёт свою личную оценку прошедшему занятию);
по цели: рефлексия настроения и эмоционального состояния; рефлексия деятельности; рефлексия содержания учебного материала.
В процессе обучения задания, основанные на технологии рефлексивного обучения, позволяют обеспечить активизацию таких мыслительных процессов как воображение, память, а также развивают самостоятельную творческую деятельность и обеспечивают более успешное освоение материала. Подобные задания способствуют взаимодействию обучающегося с другими участниками учебного процесса:
Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Обучающимся предъявляются карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного, и предлагается выбрать изображение, которое соответствует их настроению.
Рефлексия
содержания пройденного материала.
Обучающимся
предлагается
закончить
предложение
(
Today
on
the
lesson
I
have
known
/
found
out
/
learnt
.)
или
предложить
завершить
фразы
,
связанных
непосредственно
с
тематикой
урока
(
I
would
like
to
go
to
school
where
...
I want to help people…Ideal friend is a person who ...
The most serious problem(s) in my life is (are)...
It was interesting to know…
I’ve realized that…)
Прием
«
Синквейн
»,
позволяющий
в
нескольких
словах
изложить
учебный
материал
на
определенную
тему
.
Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме.
Наиболее эффективным способом организации такой работы мы считаем работу в парах или группах.
Структура написания синквейна:
1. Первая строка — одно слово, описывающее тему (существительное).
2. Вторая строка – два слова, обычно это прилагательные.
3. Третья строка – три слова, выражающие действие по теме (глаголы).
4. Четвёртая – фраза из 4-х слов, показывающая отношение к теме — предложение.
5. Последняя строка – одно слово, синоним первого, ассоциация или итоговое слово.
Прием «Запрет». Когда
обучающийся
своди
т размышления о себе и происходящих событиях к фразам:
«
I
’
ll
fail
…»
, «
I
can
’
t
…», «
I
don
’
t
know
how
…»,
ему предлагается отказаться от негативной установки «Я не…» и
заменить ее на
позитивную
рефлексию над своим опытом.
П
редлагается
эту
же
мысль
выразить
другими
словами
: «
What
I
need
to
make
it
work
…»; «
What
skills do
I
need
to
…»; «
What
information
do
I
need
to
…»
и
т
.
п
.
Прием
«Мнение»
. При обучении взаимному оцениванию ответов учениками, предлагается высказать свое мнение по поводу выступления/рассказа/чтения по определенным заранее критериям. В
первую очередь, отмечаются положите
льные моменты ответа
, а о недочётах
следует
высказыва
ться
с позиции пожеланий.
Можно использовать карточки с рисунками эмоциональных реакций, жесты, аплодисменты и пр.
Прием
«Звездочки». На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на уроке, за неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и т.д
.
Прием
«Дело в шляпе». Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку
работающим у доски и обосновывает ее.
Прием «Плюс – минус – интересно». Таблица Эдварда де
Боно
позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.
Таблицу можно написать на доске и высказаться устно или записать в тетради и заполнить письменно, предварительно графы обозначить «+»,
«–
» и «?». Прием
позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.
Для учащихся наиболее важными будут графы «П
люс
» и «И
нтересно», так как
будут содержать
памятки
.
Прием «Ключевые слова». На доску можно прикрепить или написать основные лексические единицы урока и предложить
обучающимся
составить текст в определенном жанре. Эту работу можно провести, например, на этапе закрепления материала.
Прием
«Бортовой журнал»
позволяет
фикс
ировать
информаци
ю
с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых
учителем
частей "бортового журнала", которые будут заполняться
обучающимися
, м
огут быть: ключевые лексические единицы
,
грамматические правила, ряд синонимов или антонимов, важные моменты урока и т.п
.
Прием «Двухчастный дневник». В одной графе – предмет рефлексии, в другой - комментарии. Дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени. Например, отслеживание результатов контрольных работ
или мониторинг конкретного вида учебной деятельности (письма, аудирования, чтения, говорения)
.
Прием
«Комплимент»
. Для завершения урока
на
высокой
ноте можно воспользоваться одним из вари
антов упражнении «Комплимент» (комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, к
омплимент в чувствах), в котором
обучающиеся
оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетвор
ить
потребност
ь
в признании личностной значимости каждого
участника учебного процесса
.
Прием «Рефлексия себя в проекте» осуществляется при помощи таблицы и условных обозначений. Обучающиеся оценивают свою работу с позиции «
I
» (как работал, был активен), «
We
» (оценка эффективности сотрудничества), «
Project
» (оценка результативности сотрудничества). Использование этого приема позволяет
обучающимся
осознать собственны
е
дефицит
ы и возможные способы
их преодоления
при создании групповых проектов
.
Приём «Релаксация».
Обучающимся
предлагается закрыть глаза и вспомнить приятные моменты занятия. Педагог
говорит
: «I am glad that you were attentive throughout the lesson. I
want everyone
:
who worked well
–
smile at me
;
who
feel
the
potential
to
work
even
better
–
applaud themselves
.»
Приём «Слон». Обучающимся предлагается на листочках нарисовать слона. Потом педагог собирает листочки для дальнейшего анализа работы
обучающихся
на занятии и представляет краткий анализ.
Если крупнее и детальнее прорисованы
уши
– значит, человек внимательно слушает, больше воспринимает на слух;
глаза
– значит, человек внимательно смотрит, воспринимает информацию больше зрительно;
хобот
– значит, человек больше воспринимает знания, которые приобретает;
голова
– означает мыслительные процессы.
Если посмотреть на соотношение головы и туловища, то
большая голова
означает, что автор рисунка больше действует головой;
тонкие ноги
– неуверенность в себе и своих знаниях.
Приём «Пчелиный улей». Приём используется после предъявления нового материала. Педагог просит обсудить услышанный материал в парах и задать вопросы по материалу, который не поняли обучающиеся. Тем самым сразу же ликвидируются пробелы в знаниях. Каждая пчёлка – это вопросы по материалу, который не понял обучающийся
.
Приём «Камушек в ботинке». Данный приём используется как простая и понятная
обучающимся
метафора, с помощью которой дети могут сообщать о своих трудностях, как только те возникают. Время от времени имеет смысл проводить эту игру в качестве группового ритуала, чтобы побудить даже самых стеснительных детей рассказывать о своих проблемах.
Приём «Человечек без лица». Обучающимся раздаются размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо
или предлагается нарисовать его тетради под выполненными заданиями
. Дети
изображают
эмоции,
которые
свойственны им сейчас
, и отвечают
на вопросы: понравилось ли мне занятие, остались ли у меня вопросы, доволен ли я своей работой, они могут дополнить изображение деталями, что будет дополнять общее впечатление.
Приём «Выбери фразеологизм или пословицу». Обучающимся предлагается подобрать выражение, соответствующее их восприятию занятия: слышал краем уха (
got
wind
of
); хлопал ушами
(
fell
on
deaf
ears
)
; шевелил мозгами
(
put
on
my
thinking
cap
)
;
считал ворон (
counted
flies
) и т.д.
Приём «Соседу по парте».
Обучающимся
предлагается выбрать одну фразу, чтобы оценить работу
соседа по парте
на занятии:
Good job
!
Well done!
You were great!
You could work better!
Thanks you for the help!
I could help you with
…
Приём «Выбери дистанцию».
Обучающимся
предлагается определить своё положение по отношению к теме, встав на соответствующую позицию:
I don't know and I don't want to know (
не
знаю
и
знать
не
хочу
);
Life will make you/me
(
жизнь
заставит
);
I don't know anything, but I'm interested
in (
ничего
не
знаю
,
но
проявляю
интерес
)
;
I
have a vague idea
(
имею смутное представление
)
;
I want to know more
(
хочу
знать
больше
)
;
I can share my knowledge with others
(
могу
поделиться
знаниями
с
другими
).
Применение технологии рефлексивного обучения позволяет приучить обучающихся к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению происходящих событий и возникающих проблем. Рефлексия деятельности дает возможность педагогу осмыслить способы и приемы работы с учебным материалом, способствует поиску наиболее рациональных методов и приемов.
Залогом успешного обучения является осознание приёмов и средств, с помощью которых осуществляется учебная деятельность, умения правильно оценивать свои достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного совершенствования. Важнейшей особенностью рефлексии является ее способность управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами, формировать и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности. Рефлексия – это один из механизмов, который помогает достигнуть этих целей.
ЛИТЕРАТУРА
Кашлев
С. С. Современные технологии педагогического процесса:
Пособие для педагогов.
/ С
.
С
.
Кашлев
. —
Мн
.:
Высшаяшкола
, 2002.
Капитонова Л.В. Обзор современных российских исследований, посвященных рефлексии и
рефлексивности
/ Тенденции развития науки и о
бразования, 2021.
Лактионова А.И. Взаимосвязь смысловых образований и
рефлексивности
с жизнеспособностью человека // Психологи
ческий журнал. 2017.
«Рефлексия,
рефлексивность
и высшие и высшие рефлексивные способности: подходы к исследованию
Ожиганова
Г.В.», с
т., Вестник КГУ, 2018
Цветкова М.В. Рефлексия как форма проявления
субъектности
сознания // Психология и Психотехн
ика. – 2018.
Чмулева
, О.В. Современные педагогические технологии как сред
ство реализации ФГОС СПО
: // Инновационные педагогические технологии: материалы III международной научной конференции (г. Казань, октябрь
2015 г.). – Казань: Бук, 2015.
Cowan
J. On becoming an innovative university teacher — Open University Press
,2006
David
Merril
. F
irst principles of instruction.
Educationaltechnology
,
researchanddevelopment
, 2002.
:
http://edutechwiki.unige.ch/en/First_principles_of_instruction
Приёмы рефлексии на занятиях
https://linguistschool.ru/articles/chto-sposobstvuet-effektivnoy-refleksii-uchebnogozanyatiya.html
Приемы формирования рефлексии
https://urok.1sept.ru/articles/634006
Рефлексивные техники, методы и приемы
https://gimnaziyaurzhumr43.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/69/Reflexivnye_tehniki_metody_i_priemy .
Техники и приемы рефлексии, инструментарии самооценки и
взаимооценки
обучающимися
своей деятельности и образовательных результатов в учебном процессе
http://eztea.ru/главная_/samplepage/копилка/методы-и-приемы-рефлексии/
Эффективные приемы рефлексивной деятельности младших школьников.
https://infourok.ru/statya-effektivnie-priemi-refleksivnoydeyatelnosti-mladshih-shkolnikov-1509691.html