Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ТЕХНОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА | Лукашина Елега Владимировна, Чуприянова Елена Владимиовна. Работа №349355

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Технологии рефлексивного обучения на уроках английского языка позволяет анализировать успехи обучающихся, определять их слабые и сильные стороны, а также способствует осознанию цели обучения, которая в свою очередь является мощным мотивационным фактором, побуждающим изучать иностранный язык. Использование различных приемов рефлексии является важным фактором мотивации учащихся в изучении иностранного языка. Рефлексия как прием обучения обеспечивает понимание причин успеха или неуспеха учебно-познавательной деятельности, формирует и развивает способность конструктивно действовать в разных ситуациях, что является основой для развития самосознания и личностного роста.

ТЕХНОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Лукашина Е.В., Чуприянова Е.В.

БОУ города Омска «Лицей № 66»

АННОТАЦИЯ: Технологии рефлексивного обучения на уроках английского языка позволяет анализировать успехи обучающихся, определять их слабые и сильные стороны, а также способствует осознанию цели обучения, которая в свою очередь является мощным мотивационным фактором, побуждающим изучать иностранный язык. Использование различных приемов рефлексии является важным фактором мотивации учащихся в изучении иностранного языка. Рефлексия как прием обучения обеспечивает понимание причин успеха или неуспеха учебно-познавательной деятельности, формирует и развивает способность конструктивно действовать в разных ситуациях, что является основой для развития самосознания и личностного роста.

Согласно новым реалиям обучающийся должен уметь самостоятельно планировать и контролировать свою деятельность, владеть навыками познавательной деятельности, в достаточной степени осознавать совершаемые действия и мыслительные процессы, их результаты и основания, границы своего знания и незнания, ставить новые познавательные задачи и определять средства их достижения. Поэтому одной из задач образования является формирование способности к рефлексивному контролю своей деятельности, как источника мотива и умения учиться.

Следовательно, передовые образовательные технологии должны быть ориентированы сегодня в первую очередь на самостоятельную учебную деятельность обучающегося, поскольку слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности – одна из причин отставания в обучении. Использование приёмов рефлексивных технологий способствует развитию у обучающихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, к осмыслению событий.

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учащихся концентрации внимания и напряжения сил, поэтому внимание ученых, методистов и учителей направлено на поиск резервов для совершенствования урока иностранного языка, на повышение его эффективности, что обуславливает необходимость изучения особенностей рефлексии на уроках английского языка. С помощью рефлексии происходит процесс осмысления и переосмысления полученных знаний, что способствует формированию умения у наших учащихся анализировать и осознанно корректировать свою деятельность на уроке.

Применение технологии рефлексивного обучения способствует повышению эффективности уроков и мотивации самих обучающихся в процессе изучения английского языка. Более того, любой вид деятельности в процессе обучения направлен на развитие рефлексивных умений и навыков. Рефлексия сопровождает всю учебно-познавательную деятельность и является необходимым составляющим саморазвития и самосовершенствования.

В процессе обучения одним из важных условий развития рефлексии является активизация межсубъектных отношений между участниками деятельности. Особенность отношений в образовательном процессе в условиях рефлексивной деятельности предполагает, что и педагог и обучающийся выступают субъектами деятельности, когда их общая деятельность протекает синхронно и каждый дополняет и обогащает деятельность другого участника. Результатом межсубъектных отношений в рефлексивной деятельности становятся взаимопонимание, сотрудничество и сотворчество педагога и обучающихся.

С точки зрения учебно-познавательной деятельности, рефлексия понимается как условие, необходимое для того, чтобы каждый участник образовательного процесса организовал собственную деятельность на уроке в соответствии с целями и оценил ее. Также участники процесса обучения выявляют и уточняют результаты деятельности на уроке, определяют способы и временные рамки для выполнения заданий. В ходе урока полученная информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается как педагогом, так и обучающимися.

Таким образом, рефлексия является инструментом самоанализа, который способствует достижению высоких личностных результатов учебно-познавательной деятельности или определяет уровень сформированности внутренней позиции обучающегося.

Приемы и методы технологии рефлексивного обучения могут использоваться на различных этапах урока, выполняя следующие функции: диагностическая, проектировочная, организаторская, коммуникативная, мотивационная, коррекционная и другие. При выборе формы и вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и уровень сложности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.

Процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность обучающихся и педагога, позволяющая совершенствовать учебно-познавательную деятельность, ориентируясь на личность каждого обучающегося, его особенности и потребности.

Применение технологии рефлексивного обучения, как на уроках английского языка, так и на занятиях внеурочной деятельности, позволяет оптимизировать управление обучением, повысить эффективность и объективность учебной деятельности, позволяя посмотреть на неё с точки зрения обучающихся. Технология рефлексивного обучения позволяет педагогу реализовать творческий подход при планировании и осуществлении обучения, а также дифференцировать сложность учебного материала с учетом учебных возможностей обучающихся.

Применительно к занятию рефлексия – это этап, в ходе которого обучающиеся самостоятельно оценивают своё состояние, эмоции, знание или незнание, результаты собственной деятельности. Рефлексия помогает не только обращать внимание на собственные мысли и эмоции, но и замечать переживания других, сравнивать их со своими. Это, в свою очередь, приводит к возникновению чувства общности, укрепляет взаимопонимание.

Для эффективного развития рефлексивных умений у обучающихся необходимо комплексное использование различных технологий, методов и приёмов рефлексии в образовательном процессе. Важным фактором, влияющим на эффективность развития рефлексивных умений в процессе обучения, является многообразие видов рефлексии.

Различают типы и виды образовательной рефлексии:

по содержанию: знаково-символьная (оценка с помощью знаков, символов – карточек, жетонов, жестов и т.д.); устная (связное высказывание и описание своих мыслей и эмоций); письменная (письменная фиксация своего состояния, чувств, размышлений);

по временному принципу: ситуативная (обеспечение непосредственной включённости субъекта в ситуацию, осмысления её элементов, анализа происходящего в данный момент); ретроспективная (анализ и оценка уже выполненных заданий, прошедших событий); перспективная (размышление о ходе предстоящей деятельности, планирование);

по функциям: физическая (определение физического состояния обучающихся: успел – не успел, легко – тяжело); сенсорная (определение самочувствия обучающихся: комфортно – дискомфортно); интеллектуальная (определение умения обучающихся оценивать, выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия: что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал); духовная (определение умения обучающихся осмысливать и анализировать свои духовные ценности и убеждения, находить пути решения жизненных проблем: стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других);

по форме организации деятельности: коллективная (одновременная оценка занятия всеми обучающимися, например, путём поднятия карточек); групповая (оценка занятия группой обучающихся, которая предварительно обсудила его и выразила своё общее мнение); фронтальная (выборочная) (выполнение всеми обучающимися одинаковой, общей для всех работы, например, по цепочке высказать своё мнение о прошедшем занятии); индивидуальная (каждый обучающийся даёт свою личную оценку прошедшему занятию);

по цели: рефлексия настроения и эмоционального состояния; рефлексия деятельности; рефлексия содержания учебного материала.

В процессе обучения задания, основанные на технологии рефлексивного обучения, позволяют обеспечить активизацию таких мыслительных процессов как воображение, память, а также развивают самостоятельную творческую деятельность и обеспечивают более успешное освоение материала. Подобные задания способствуют взаимодействию обучающегося с другими участниками учебного процесса:

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Обучающимся предъявляются карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного, и предлагается выбрать изображение, которое соответствует их настроению.

Рефлексия

содержания пройденного материала.

Обучающимся

предлагается

закончить

предложение

(

Today

on

the

lesson

I

have

known

/

found

out

/

learnt

.)

или

предложить

завершить

фразы

,

связанных

непосредственно

с

тематикой

урока

(

I

would

like

to

go

to

school

where

...

I want to help people…Ideal friend is a person who ...

The most serious problem(s) in my life is (are)...

It was interesting to know…

I’ve realized that…)

Прием

«

Синквейн

»,

позволяющий

в

нескольких

словах

изложить

учебный

материал

на

определенную

тему

.

Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме.

Наиболее эффективным способом организации такой работы мы считаем работу в парах или группах.

Структура написания синквейна:

1. Первая строка — одно слово, описывающее тему (существительное).

2. Вторая строка – два слова, обычно это прилагательные.

3. Третья строка – три слова, выражающие действие по теме (глаголы).

4. Четвёртая – фраза из 4-х слов, показывающая отношение к теме — предложение.

5. Последняя строка – одно слово, синоним первого, ассоциация или итоговое слово.

Прием «Запрет». Когда

обучающийся

своди

т размышления о себе и происходящих событиях к фразам:

«

I

ll

fail

…»

, «

I

can

t

…», «

I

don

t

know

how

…»,

ему предлагается отказаться от негативной установки «Я не…» и

заменить ее на

позитивную

рефлексию над своим опытом.

П

редлагается

эту

же

мысль

выразить

другими

словами

: «

What

I

need

to

make

it

work

…»; «

What

skills do

I

need

to

…»; «

What

information

do

I

need

to

…»

и

т

.

п

.

Прием

«Мнение»

. При обучении взаимному оцениванию ответов учениками, предлагается высказать свое мнение по поводу выступления/рассказа/чтения по определенным заранее критериям. В

первую очередь, отмечаются положите

льные моменты ответа

, а о недочётах

следует

высказыва

ться

с позиции пожеланий.

Можно использовать карточки с рисунками эмоциональных реакций, жесты, аплодисменты и пр.

Прием

«Звездочки». На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на уроке, за неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и т.д

.

Прием

«Дело в шляпе». Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку

работающим у доски и обосновывает ее.

Прием «Плюс – минус – интересно». Таблица Эдварда де

Боно

позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

Таблицу можно написать на доске и высказаться устно или записать в тетради и заполнить письменно, предварительно графы обозначить «+»,

«–

» и «?». Прием

позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

Для учащихся наиболее важными будут графы «П

люс

» и «И

нтересно», так как

будут содержать

памятки

.

Прием «Ключевые слова». На доску можно прикрепить или написать основные лексические единицы урока и предложить

обучающимся

составить текст в определенном жанре. Эту работу можно провести, например, на этапе закрепления материала.

Прием

«Бортовой журнал»

позволяет

фикс

ировать

информаци

ю

с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых

учителем

частей "бортового журнала", которые будут заполняться

обучающимися

, м

огут быть: ключевые лексические единицы

,

грамматические правила, ряд синонимов или антонимов, важные моменты урока и т.п

.

Прием «Двухчастный дневник». В одной графе – предмет рефлексии, в другой - комментарии. Дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени. Например, отслеживание результатов контрольных работ

или мониторинг конкретного вида учебной деятельности (письма, аудирования, чтения, говорения)

.

Прием

«Комплимент»

. Для завершения урока

на

высокой

ноте можно воспользоваться одним из вари

антов упражнении «Комплимент» (комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, к

омплимент в чувствах), в котором

обучающиеся

оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетвор

ить

потребност

ь

в признании личностной значимости каждого

участника учебного процесса

.

Прием «Рефлексия себя в проекте» осуществляется при помощи таблицы и условных обозначений. Обучающиеся оценивают свою работу с позиции «

I

» (как работал, был активен), «

We

» (оценка эффективности сотрудничества), «

Project

» (оценка результативности сотрудничества). Использование этого приема позволяет

обучающимся

осознать собственны

е

дефицит

ы и возможные способы

их преодоления

при создании групповых проектов

.

Приём «Релаксация».

Обучающимся

предлагается закрыть глаза и вспомнить приятные моменты занятия. Педагог

говорит

: «I am glad that you were attentive throughout the lesson. I

want everyone

:

who worked well

smile at me

;

who

feel

the

potential

to

work

even

better

applaud themselves

Приём «Слон». Обучающимся предлагается на листочках нарисовать слона. Потом педагог собирает листочки для дальнейшего анализа работы

обучающихся

на занятии и представляет краткий анализ.

Если крупнее и детальнее прорисованы

уши

– значит, человек внимательно слушает, больше воспринимает на слух;

глаза

– значит, человек внимательно смотрит, воспринимает информацию больше зрительно;

хобот

– значит, человек больше воспринимает знания, которые приобретает;

голова

– означает мыслительные процессы.

Если посмотреть на соотношение головы и туловища, то

большая голова

означает, что автор рисунка больше действует головой;

тонкие ноги

– неуверенность в себе и своих знаниях.

Приём «Пчелиный улей». Приём используется после предъявления нового материала. Педагог просит обсудить услышанный материал в парах и задать вопросы по материалу, который не поняли обучающиеся. Тем самым сразу же ликвидируются пробелы в знаниях. Каждая пчёлка – это вопросы по материалу, который не понял обучающийся

.

Приём «Камушек в ботинке». Данный приём используется как простая и понятная

обучающимся

метафора, с помощью которой дети могут сообщать о своих трудностях, как только те возникают. Время от времени имеет смысл проводить эту игру в качестве группового ритуала, чтобы побудить даже самых стеснительных детей рассказывать о своих проблемах.

Приём «Человечек без лица». Обучающимся раздаются размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо

или предлагается нарисовать его тетради под выполненными заданиями

. Дети

изображают

эмоции,

которые

свойственны им сейчас

, и отвечают

на вопросы: понравилось ли мне занятие, остались ли у меня вопросы, доволен ли я своей работой, они могут дополнить изображение деталями, что будет дополнять общее впечатление.

Приём «Выбери фразеологизм или пословицу». Обучающимся предлагается подобрать выражение, соответствующее их восприятию занятия: слышал краем уха (

got

wind

of

); хлопал ушами

(

fell

on

deaf

ears

)

; шевелил мозгами

(

put

on

my

thinking

cap

)

;

считал ворон (

counted

flies

) и т.д.

Приём «Соседу по парте».

Обучающимся

предлагается выбрать одну фразу, чтобы оценить работу

соседа по парте

на занятии:

Good job

!

Well done!

You were great!

You could work better!

Thanks you for the help!

I could help you with

Приём «Выбери дистанцию».

Обучающимся

предлагается определить своё положение по отношению к теме, встав на соответствующую позицию:

I don't know and I don't want to know (

не

знаю

и

знать

не

хочу

);

Life will make you/me

(

жизнь

заставит

);

I don't know anything, but I'm interested

in (

ничего

не

знаю

,

но

проявляю

интерес

)

;

I

have a vague idea

(

имею смутное представление

)

;

I want to know more

(

хочу

знать

больше

)

;

I can share my knowledge with others

(

могу

поделиться

знаниями

с

другими

).

Применение технологии рефлексивного обучения позволяет приучить обучающихся к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению происходящих событий и возникающих проблем. Рефлексия деятельности дает возможность педагогу осмыслить способы и приемы работы с учебным материалом, способствует поиску наиболее рациональных методов и приемов.

Залогом успешного обучения является осознание приёмов и средств, с помощью которых осуществляется учебная деятельность, умения правильно оценивать свои достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного совершенствования. Важнейшей особенностью рефлексии является ее способность управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами, формировать и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности. Рефлексия – это один из механизмов, который помогает достигнуть этих целей.

 

ЛИТЕРАТУРА

Кашлев

С. С. Современные технологии педагогического процесса:

Пособие для педагогов.

/ С

.

С

.

Кашлев

. —

Мн

.:

Высшаяшкола

, 2002.

Капитонова Л.В. Обзор современных российских исследований, посвященных рефлексии и

рефлексивности

/ Тенденции развития науки и о

бразования, 2021.

Лактионова А.И. Взаимосвязь смысловых образований и

рефлексивности

с жизнеспособностью человека // Психологи

ческий журнал. 2017.

«Рефлексия,

рефлексивность

и высшие и высшие рефлексивные способности: подходы к исследованию

Ожиганова

Г.В.», с

т., Вестник КГУ, 2018

Цветкова М.В. Рефлексия как форма проявления

субъектности

сознания // Психология и Психотехн

ика. – 2018.

Чмулева

, О.В. Современные педагогические технологии как сред

ство реализации ФГОС СПО

: // Инновационные педагогические технологии: материалы III международной научной конференции (г. Казань, октябрь

2015 г.). – Казань: Бук, 2015.

Cowan

J. On becoming an innovative university teacher — Open University Press

,2006

 

David

Merril

. F

irst principles of instruction.

Educationaltechnology

,

researchanddevelopment

, 2002.

:

http://edutechwiki.unige.ch/en/First_principles_of_instruction

Приёмы рефлексии на занятиях

https://linguistschool.ru/articles/chto-sposobstvuet-effektivnoy-refleksii-uchebnogozanyatiya.html

Приемы формирования рефлексии

https://urok.1sept.ru/articles/634006

Рефлексивные техники, методы и приемы

https://gimnaziyaurzhumr43.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/69/Reflexivnye_tehniki_metody_i_priemy .

pdf

Техники и приемы рефлексии, инструментарии самооценки и

взаимооценки

обучающимися

своей деятельности и образовательных результатов в учебном процессе

http://eztea.ru/главная_/samplepage/копилка/методы-и-приемы-рефлексии/

Эффективные приемы рефлексивной деятельности младших школьников.

https://infourok.ru/statya-effektivnie-priemi-refleksivnoydeyatelnosti-mladshih-shkolnikov-1509691.html

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×