«Технология «Волонтёрское движение» в старшей группе» | Демидова Инна Анатольевна. Работа №338091
С вступлением ФОПа в образовательном процессе изменилось отношение к волонтерской деятельности в ДОУ. Теперь волонтеское движение является обязательной частью воспитательного процесса в ДОУ. Но не каждый педагог готов к реализации такого движения, не все родители готовы поддержать педагога в такой деятельности. А ведь, ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения способствует позитивной социализации дошкольника через его активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и в ближайшем социальном окружении, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе. Поэтому волонтерское движение обязательно должно реализовываться в каждом образовательном учреждении. И в этой статье педагоги смогут разобраться, что такое волонтерское движение и как его организовать!
«Формирование социальной ответственности и воспитание активной жизненной позиции у детей старшего дошкольного возраста через технологию «Волонтёрское движение»»
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.
В современном обществе все чаще затрагивается вопрос о создании благоприятных условий для развития детей дошкольного возраста. Достижению этих целей способствуют различные виды деятельности, используемые в педагогике, одна из них – волонтерство.
Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Волонтерство - это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения
Детские дошкольные образовательные учреждения - социальный институт, в котором работают люди определенного общественного склада, умеющие выстраивать рейтинг духовных ценностей, для которых понятия «помощь» и «быть нужным» являются не пустыми словами. Приоритеты специалистов детского сада расставлены в пользу нравственных идеалов.
Актуальность: Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. Объединяя родителей, педагогов и детей, деятельностью, которая продиктована доброй волей.
Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить добродушие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Духовно-нравственное воспитание, волонтерство учит помогать нуждающимся, без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то значимого, интересного для себя.
Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.
Сегодня, на первый план выдвигаются проблемы обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности детского сада, его взаимодействия с семьей и другими социальными институтами. Делается акцент на эффективность процессов социализации, индивидуализации развития личности дошкольника. В связи с этим все более острой становится потребность в педагоге, способном к сотрудничеству.
Одной из эффективных форм такого сотрудничества, на мой взгляд, это - организация волонтерского движения в группе с привлечением родителей.
Организация волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствует ранней позитивной социализации ребенка дошкольника через активную деятельность, где он выступает инициатором и организатором позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении.
Проблема: отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Цель: развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ.
Задачи:
- воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыков общения в разновозрастном коллективе;
- привлечение детей старшего дошкольного возраста к работе в среде сверстников;
- создание условий для самореализации дошкольников и повышения их социальной активности, при которой происходит передача опыта (игрового, позновательного, социального) в естественной среде от старших к младшим;
- возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности;
- пропаганда здорового образа жизни (при помощи акций, тематических выступлений, конкурсов и др.).
- расширить представления о волонтерском движении у детей 5-6 лет, педагогов, родителей воспитанников группы.
- дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса;
- создать методические рекомендации по организации волонтерства в группе и распространить опыт работы в дошкольных образовательных учреждениях города.
Добровольческая деятельность способствует развитию таких социальных навыков, как:
развитие коммуникативных способностей;
опыт ответственного взаимодействия;
лидерские навыки;
исполнительская дисциплина;
инициативность.
Основные направления:
пропаганда здорового образа жизни;
привитие культурно — гигиенических навыков;
экологическое воспитание;
игровая деятельность;
трудовая деятельность;
театрализованная деятельность.
Основные принципы:
• принцип создания ситуации успеха;
• принцип творчества и сотворчества;
• принцип добровольности;
• принцип учета интересов, возрастных и психологических особенностей детей;
• принцип толерантности;
• интеграция проекта в разных видах деятельности
• развитие и самореализация;
• принцип партнерства и сотрудничества;
• правовое равенство.
Распространение информации о работе волонтеров.
1. Оформление материала о волонтерском движении на сайте МБДОУ.
2. Создание фотоальбома
Предварительная работа:
1.Придумать название волотерского движения
2.Разработать логотип и направления деятельности волонтерского движения
3.Выбрать талисманов волонтерского движения и дать им имена
4.Разработать план мероприятий
План работы волонтерского движения
Месяц
Работа с детьми
Работа с родителями
Сентябрь
Беседы «Что такое хорошо, что такое плохо.
«Кто такие волонтеры и как ими становятся»
Торжественное мероприятие «Посвящение в волонтеры»
Оказание помощи в организации игр с детьми второй младшей группы на прогулке.
Оказание помощи в организации НОД «Здравствуй, светофор» в рамках недели безопасности.
Консультация для родителей «Кто такие волонтеры»
Ознакомительная публикация о волонтерском движении в ДОУ «Дорогою добра»
Голосование на выбор имени талисманов волонтерского движения
Отчеты о работе волонтерского движения
Октябрь
Праздник «День пожилого человека»
Оказание помощи в изготовлении открытки ко дню пожилого человека детям младшей группы.
Оказание помощи в организации игр с детьми средней группы.
Оказание помощи при одевании на прогулку детям второй группы раннего возраста.
Совместные сюжетно-ролевые игры с детьми второй группы раннего возраста.
Фотоотчет «Вместе с бабушкой испеку оладушки!» «Дедушка и я - лучшие друзья!»
Показ мультфильма «Как стать волонтером»
Консультация для родителей «Как научить ребенка уважать старших»
Акция "Поддержи идейку, сдай батарейку " и «Добрые крышки»
Отчеты о работе волонтерского движения
Ноябрь
Оказание помощи детям первой группы раннего возраста при одевании на прогулку.
Помощь детям младшей группы в уборке постели после сна.
Оказание помощи в расчистке снега на участке группы.
Акция «Покормим птиц зимой».
Совместные сюжетно-ролевые игры по ситуации месяца.
Консультации «Трудовое воспитание - залог успешного развития положительных качеств личности»
Ознакомительная публикация «Как правильно кормить птиц зимой!
Отчеты о работе волонтерского движения
Декабрь
Дыхательная гимнастика с малышами
Помощь в украшении ёлочки малышам группы.
Подарки для малышей (снежинки).
Оказание помощи детям в изготовлении аппликации новогодний шар, в подарок мамам.
Оказание помощи в расчистке снега на участке группы
Анкетирование «Отношение родителей к технологии «Дети-волонтеры»?»
Совместная работа родителей и детей по изготовлению подарков для малышей.
Участие родителей в оформлении участка к новому году.
Отчеты о работе волонтерского движения
Январь
Театрализация для детей младших групп (ростовые куклы).
Чтение стихов про зиму.
Оказание помощи в расчистке снега на участке группы.
Совместные сюжетно-ролевые игры по ситуации месяца
Буклет «7 способов сделать добро»
Помощь родителей в создании декораций для театрализации.
Отчеты о работе волонтерского движения
Февраль
«Неделя добрых дел» от малышей.
Оказание помощи в расчистке снега на участке группы.
Совместные сюжетно-ролевые игры по ситуации
Буклет «Хороший пример - заразителен»
Отчеты о работе волонтерского движения
Март
Оказание помощи маме по дому. Фотоочет.
Совместные сюжетно-ролевые игры по ситуации месяца
Видеоролик «Моя мама мастерица!!!»
Круглый стол «Ценности в воспитании ребенка»
Отчеты о работе волонтерского движения
Апрель
Оказание помощи в расчистке листвы на участке группы.
Совместные сюжетно-ролевые игры по ситуации месяца
Консультация «Может ли быть ребенок самостоятельным?»
Отчеты о работе волонтерского движения
Май
Акция «Бессмертный полк».
Совместные сюжетно-ролевые игры по ситуации месяца
Изготовление транспаранта для участия в «Бессмертном полку»
Отчеты о работе волонтерского движения
Литература
1. Гришаева Н.. П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.
2. Гришаева Н.. П. Как стать самостоятельным // Комсомольская правда. 2004.7 июня.
3.Дошкольный мир: социальный проект. Гришаева Н. П. // Учительская газета.. 1988. 30 июня
4. Клешина С.А. Орехова В.И. Социальная адаптация детей разных возрастных групп к условиям детского сада// Журнал Детский сад: теория и практика. 2013 №5 с.98-99
5. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н.П.Гришаева. - М.: Вентана - Граф, 2016. - 184 с. - (Тропинки).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014. - 32с.
7. Филипович И.В. Правила успешного общения с ребенком раннего возраста // Ежеквартальный научно-практический журнал «Психолог в детском саду». 2009. Июль-сентябрь.с.75
8. http://www.efremova.
9. http://ru.wikipedia.org/wiki/Волонтер