Технознайка по развитию инженерно-технического таорчества | Дьяконова Татьяна Спартаковна. Работа №344033. Номер работы: №344033
Технознайка по развитию инженерно -технического творчества у детей дошкольного возраста.
Актуальность проекта заключается в том, что, перерабатывая ненужные отходы, мы воспитываем у детей чувство экологического патриотизма, учим понимать важность рационального и бережного использования природных ресурсов, внести свой вклад в сохранение нашей планеты не на словах, а на деле.
Добрый день!
Я, Дьяконова Татьяна Спартаковна, воспитатель Центра развития ребенка детского сада «Сулусчаан» с. Ытык-Кюель, Таттинского улуса.
Представляю вашему вниманию проект «Технознайка» по развитию инженерно-конструктивного мышления детей дошкольного возраста посредством апсайклинга.
Ключевые слова: экологический патриотизм, апсайклинг, отходы, мусор, переделка, конструирование, инженерия, мышление.
Мы сегодня живем в такое время, когда весь мир беспокоит состояние окружающей среды. В каждом доме образуется огромное количество различных бытовых отходов, которые в конечном итоге выбрасываются или сжигаются. В последние десятилетия люди стали решать задачи вторичного использования материала, уменьшать количество мусора. Это и стало предпосылкой создания авторского проекта по развитию конструктивного творчества детей дошкольного возраста посредством апсайклинга.
Апсайклинг - это переделка старых вещей в нечто совершенно новое, слово означает и ремесло, и хобби, и способ переработки предметов, которые могли бы стать мусором. В результате апсайклинга получаются практичные вещи самых разных категорий – от блокнотов и украшений до уютных домов.
Существует два подхода к пониманию апсайклинга. Первый подразумевает вторичное использование предмета по тому же назначению, второй рассматривает явление как переделку старых вещей в нечто совершенно новое.
В то время как старые предметы повторно используются только при классической переработке, вторичная переработка направлена на обновление старых предметов. Например, стеклянную бутылку можно отмыть и снова налить в неё напиток в заводских условиях, а можно смастерить из неё светильник.
Вещи, созданные своими руками, — бюджетный и оригинальный способ украсить интерьер, сделать подарок и вдохнуть новую жизнь, добавить яркие краски. Наиболее ценны изделия, что выполнены из самых необычных материалов.
Актуальность проекта заключается в том, что, перерабатывая ненужные отходы, мы воспитываем у детей чувство экологического патриотизма, учим понимать важность рационального и бережного использования природных ресурсов, внести свой вклад в сохранение нашей планеты не на словах, а на деле.
ФГОС ДО регламентируют интеграцию образовательной деятельности, способствующую развитию дополнительных возможностей и формированию универсальных образовательных действий. Этот проект отражает новый подход в области приобщения дошкольников к инженерно-конструктивной деятельности и техническому творчеству.
Вовлечение детей в инженерное и техническое творчество является одной из важнейших задач развития современного образования. Активные исследования в инженерной, технической, технологической и информационной сферах являются главной движущей силой образования.
У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того,
чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство и
выбор такого вида деятельности, чтобы она способствовала формированию
умственной активности дошкольника.
Целью проекта является построение системы инновационной работы в ДОУ, направленной на развитие инженерно-конструктивной деятельности и технического творчества.
Задачи проекта следующие:
-воспитание экологического патриотизма;
-формировать у детей познавательную, исследовательскую, творческую активность, знания о различных материалах, интерес к инженерному конструированию;
- развивать творческие способности посредством апсайклинга;
- учить создавать электрические устройства из бросового материала;
-привлечь родителей к совместному техническому творчеству через организацию активных форм работы.
Тип проекта: Познавательно-исследовательский, творческий.
Вид проекта: групповой.
Участниками проекта выступают педагоги, дети дошкольного возраста, родители.
Срок реализации:5 лет.
Этапы работы:
Подготовительно-проектировочный:
Изучить технологию организации учебного процесса, оптимальных для дошкольников при изучении основ конструирования.
Разработать
план работы
по проекту
«
Технознайка
».
Основной этап (практический):
Практическое внедрение
инженерного конструирования в образовательный процесс ДОУ.
Установление взаимодействия с социальными партнерами.
Реализация совместных детско-родительских проектов.
Заключительный этап
Обобщение и распространение опыта внедрения и использования инженерного конструирования в образовательном пространстве.
Диссеминация педагогического опыта через открытые занятия, мастер-классы между педагогами дошкольного учреждения.
Как было сказано выше, данный проект предусматривает интеграцию
образовательной деятельности. В своей педагогической практике параллельно реализую несколько рабочих проектов, разработанных в рамках сетевого объединения по педагогике олонхо «Арылы кустук» с использованием технологии СЭДИП. В республике идет работа по концептуальному, системному внедрению педагогики олонхо с целью воспитания духовно развитой, творческой личности. Сеть “Арылы кустук” строится на возможности вклада педагогов и учреждений в методическую разработку технологии СЭДИП как средства образования, воспитания обучающихся.
В начале работы с целью развития мелкой моторики широко использую массажную гимнастику с применением изделий из конских волос. Эти массажные средства изготавливаем в проекте “Использование массажных средств из конского волоса для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста”. Стимуляция моторных навыков пальцев рук в свою очередь положительно влияет на активизацию речевого центра, повышает тонус коры головного мозга, способствует улучшению артикуляционной моторики. В данном проекте используются различные виды массажных средств в виде игр, в том числе со стихами. Применение игр и упражнений п в комплексе, то они способствуют развитию разных групп мышц руки, развивают мышечный контроль, точность, гибкость и координацию движений.
Следующий проект “Түп этинии” нацелен на воспитание духовно-нравственных ценностей, укрепление психологического состояния детей. Наши предки верили в чудодейственную силу доброго слова, укрепляющего внутреннее состояние человека. При проговаривании түп этинии у детей развивается родная речь, обогащается активный словарный запас. Поэтому перед групповой работой мы проговариваем алгыс для установки мотивации на коммуникацию, на совместную деятельность.
Проекты успешно интегрируются, дополняют друг друга, создают благоприятную почву для развития детей по проекту “Технознайка”.
Для реализация проекта «Технознайка» не нужны высокозатратные оборудования, дорогостоящие материалы. Необходимо лишь собрать необходимые детали из сломанных бытовых устройств. Развработав план действий, мы активно взаимодействуем с родителями воспитанников, с социальными партнерами.
Собрав необходимый материал, приступаем к созданию изделий. Вначале ведем беседу, знакомим с методом апсайклинга, делаем технологическую карту, разрабатываем алгоритм действий.
В групповой работе важно соблюдать правила безопасности, правила поведения, уметь договариваться, учитывать чувства и интересы других.
В процессе работы над изделием у ребят развиваются логическое мышление, способность объяснять техническое решение, умение сконструировать изделие. Также помогаем детям самостоятельно создавать свои авторские модели из бросовых материалов.
На примере проектной работы мы показали, как можно вторично использовать некоторые бытовые отходы.
В проектной деятельности дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместном конструировании, техническом творчестве;
- учатся договариваться, учитывать чувства и интересы других;
-достаточно хорошо владеют устной речью, способны объяснить техническое решение, могут использовать речь в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности;
-самостоятельно создают свои авторские модели из бросовых материалов.
Формирование нового взгляда на жизнь, заключающегося в бережном отношении к экологии нашей планеты и формированию нового экологического мышления.
Также сохраняем связь между поколениями, воспитываем любить и уважать наследие своих предков, развиваем чувство сопричастности к настоящему и будущему своей страны и родного края.
План работы с воспитанниками
Содержание работы
Срок исполнения
Конструктивная деятельность
Тема месяца - «Работа с бумагой – оригами»
Оригами «Домик»
Цель: Развитие художественного творчества посредством оригами с элементами аппликации.
Сентябрь: первая и вторая недели.
Оригами «Вертушка»
Цель: Продолжать формировать умения выполнять поделки посредством оригами.
Сентябрь: третья и четвёртая недели.
Тема месяца – «Работа с природным и бросовым материалом»
Поделка из шишек «Цветы в вазе»
Цель: Учить выполнять поделки из природного материала.
Октябрь: первая и вторая недели.
Поделка из ваты «Рожок с мороженым»
Цель: Учить выполнять поделки из бросового материала.
Октябрь: третья и четвёртая недели.
Тема месяца – «Работа с разными видами конструктора»
Конструирование из крупных мягких модулей «Дом, в котором мы живём»
Цель: Развивать конструктивные способности.
Ноябрь: первая неделя
Конструирование из конструктора «Городская жизнь LEGO»«Улицы нашего города»
Цель: Учить создавать конструкцию по образцу.
Ноябрь: вторая неделя
Конструирование по лего – карточке «Разноцветная мозаика»
Цель: учить конструированию с использованием лего-карточек.
Ноябрь: третья неделя
Конструирование из конструктора «Моя первая история DUPLO» «Куклы вышли погулять»
Цель: Продолжать учить разным видам конструирования.
Ноябрь: четвёртая неделя
Познавательно – исследовательская деятельность
Тема месяца – «Что на поверхности?» (песок, глина, почва, камни)
Тема «Польза для человека»
Цель: формировать представления о пользе поверхности для человека.
Декабрь: первая неделя
Тема опыта «Вода и поверхность»
Цель: формировать представление о свойстве поверхности впитывать воду.
Декабрь: вторая неделя
Тема опыта «Холод и поверхность»
Цель: формировать представления о свойствах поверхности при замораживании, умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования;
Декабрь: третья неделя
Тема опыта «Семя и поверхность»
Цель: продолжать учить детей выявлять свойства и качества материалов в сравнении.
Декабрь: четвёртая неделя
Тема месяца – «Предметы с секретом»
Тема «Пройдем по лужам?»
Цель: познакомить со свойством резины – непромокаемостью, учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта.
Январь: первая неделя
Тема «Магнитная задачка»
Цель: познакомить с магнитом, его свойством притягивать металлические предметы, развивать интерес к исследованиям.
Январь: вторая неделя
Тема "Деревянный мир"
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами древесины, учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта.
Январь: третья неделя
Тема "Стеклянный мир"
Цель: познакомить со свойствами стекла, развивать интерес к исследовательской деятельности.
Январь: четвёртая неделя
Тема месяца - "Тайны волшебных превращений"
Тема «Мыльные сказки»
Цель: учить детей выявлять свойства исследуемого объекта (мыла), закреплять умение устанавливать взаимосвязи между объектами исследования (мыло и вода).
Февраль: первая неделя
Тема «Извержение вулкана»
Цель: воспитывать интерес к познавательно – исследовательской деятельности; дать элементарные знания о природном явлении – вулкане.
Февраль: вторая неделя
Тема «Дождевые облака»
Цель: дать элементарные представления о круговороте воды в природе; развивать любознательность.
Февраль: третья неделя
Тема «Радуга в стакане»
Цель: ознакомление детей со свойствами сахара через экспериментирование.
Февраль: четвёртая неделя
Логико - математическое мышление
Тема месяца - «Логические блоки Дьенеша»
Игра «Второй ряд»
Цель: учить выявлять в объектах разнообразные свойства, называя их.
Март: первая неделя
Игра «Раздели фигуры»
Цель: учить решать логические задачи на разбиение по свойствам, используя блоки Дьенеша.
Март: вторая неделя
Игра «Заселим домик»
Цель: развивать логическое мышление. Учить выявлять свойства блоков по наглядности.
Март: третья неделя
Игра «На свою веточку»
Цель: формировать умение обобщать объект по двум свойствам, используя блоки Дьенеша.
Март: четвёртая неделя
Тема месяца - «Соты Кайе»
Игра «Дорожка»
Цель: познакомить с предметно – игровой системой «Соты Кайе». Способствовать ориентации на плоскости.
Апрель: первая неделя
Игра «Гусеница»
Цель: формировать конструктивную деятельность. Учить выкладывать гусеницу из сот Кайе.
Апрель: вторая неделя
Игра «Составь цветок»
Цель: развивать фантазию, воображение. Учить составлять узор без образца.
Апрель: третья неделя
Игра «Домино»
Цель: развивать мышление. Учить играть в домино, используя двухцветные соты Кайе.
Апрель: четвёртая неделя
Тема месяца - «Математический планшет»
Игра «Узор по образцу» (простой)
Цель: познакомить детей с игровым материалом.
Май: первая неделя
Игра «Дождик»
Цель: учить понимать смысл пространственных отношений.
Май: вторая неделя
Игра «Конфета»
Цель: учить работать со схемой, выкладывать узор по образцу. Развивать моторику рук.
Май: третья неделя
Игра «Дорисуй узор»
Цель: развивать воображение, продолжать учить работать с математическим планшетом.
Май: четвёртая неделя
Самостоятельные игры с конструктором разного размера.
Каждую неделю
План взаимодействия с родителями:
Форма
Дата проведения
Презентация проекта «Технознайка»
Сентябрь
Памятка «Польза оригами»
Октябрь
Презентация «Инженерно – техническое образование детей среднего дошкольного возраста»
Ноябрь
Выставка для родителей «Виды конструкторов для детей»
Декабрь
Папка – передвижка «Исследование в детском саду»
Январь
Фотоколлаж «Маленькие исследователи»
Февраль
Консультация для родителей «Что такое «Логические блоки Дьеныша», «Математический планшет - что это?»
Март
Памятка для родителей «Игры с сотами Кайе»
Апрель
Развлечение с детьми «В стране технознаек»
Май