Текстоцентрический подход при подготовке к ВПР и ГВЭ | Литвих Татьяна Павловна. Работа №349279
Аннотация. В статье анализируется текстоцентрический подход как метод подготовки учащихся к всероссийским проверочным работам (ВПР) и государственному выпускному экзамену (ГВЭ). Рассматриваются основные принципы подхода, его преимущества и значимость в формировании ключевых навыков чтения и анализа текста. На основе современных исследований и практического опыта преподавателей выделяются эффективные методики, направленные на развитие текстовой компетенции у учащихся, что способствует улучшению их результатов на экзаменах.
Ключевые слова: текстоцентрический подход, подготовка к ВПР, подготовка к ГВЭ, текстовая компетенция, анализ текста, экзаменационные задания.
ТЕКСТОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД ПРИ ПОДГОТОВКЕ
К ВПР И ГВЭ
Литвих Татьяна Павловна, учитель
ГОБОУ «Морской лицей городского округа Мариуполь»,
г. Мариуполь
Аннотация. В статье анализируется текстоцентрический подход как метод подготовки учащихся к всероссийским проверочным работам (ВПР) и государственному выпускному экзамену (ГВЭ). Рассматриваются основные принципы подхода, его преимущества и значимость в формировании ключевых навыков чтения и анализа текста. На основе современных исследований и практического опыта преподавателей выделяются эффективные методики, направленные на развитие текстовой компетенции у учащихся, что способствует улучшению их результатов на экзаменах.
Ключевые слова: текстоцентрический подход, подготовка к ВПР, подготовка к ГВЭ, текстовая компетенция, анализ текста, экзаменационные задания.
Подготовка учащихся к ВПР и ГВЭ требует тщательной проработки различных методических подходов, направленных на формирование ключевых учебных компетенций. Один из таких подходов, получивший широкое распространение в последнее время, — текстоцентрический подход, который акцентирует внимание на работе с текстом. Умение анализировать и интерпретировать текст играет важную роль в успешной сдаче экзаменов и проверочных работ, поскольку большинство заданий построены на понимании и интерпретации текстового материала.
Основная цель текстоцентрического подхода — развитие у учащихся текстовой компетенции, то есть умения полноценно понимать, анализировать и интерпретировать текст. В данной статье рассматриваются основные методики и приёмы текстоцентрического подхода, которые помогут учащимся эффективно подготовиться к ВПР и ГВЭ.
Рассмотрим основные принципы текстоцентрического подхода в подготовке к ВПР и ГВЭ. Подготовка к ВПР и ГВЭ требует от учащихся умения анализировать тексты различных жанров, будь то художественные, публицистические или научно-популярные тексты. Поэтому важным компонентом текстоцентрического подхода является знакомство учащихся с различными типами текстов. Это позволяет не только повысить общую культурную эрудицию, но и подготовить учащихся к заданиям разного уровня сложности. Например, анализ публицистических текстов помогает развивать критическое мышление, а работа с научно-популярными текстами — формирует умение вычленять ключевые понятия и аргументы.
На экзаменах учащимся необходимо демонстрировать умение анализировать содержание, структуру и идею текста, определять позицию автора, выявлять связи между частями текста. Это требует специальных навыков, которые можно развивать через регулярные упражнения и обсуждения. Например, при анализе художественного текста учащиеся могут выполнять задания по выявлению лексических средств, выявлению настроения, анализу сюжета и характеристик персонажей.
Смысловое чтение — это понимание текста на глубоком уровне, способность устанавливать связи между частями текста и делать выводы. Этот навык особенно важен для подготовки к ВПР и ГВЭ, где часто требуется не просто воспроизвести информацию из текста, но и осмыслить её, сравнить, интерпретировать. Методика смыслового чтения может включать вопросы на обобщение, интерпретацию, определение основной идеи и выделение смысловых связей в тексте.
Текстоцентрический подход также направлен на активное использование текста в устной и письменной речи учащихся. Это предполагает организацию дискуссий, написание отзывов, эссе и других письменных работ, основанных на анализе текстов. Например, после чтения текста учащимся можно предложить обсудить его основные идеи или написать сочинение, что способствует закреплению навыков анализа и синтеза информации. Этот метод также помогает подготовить учащихся к заданиям на письменное изложение или сочинение, которые могут присутствовать на экзаменах.
Для эффективной подготовки к ВПР и ГВЭ необходимо использовать задания различного уровня сложности. Начав с базового понимания текста, можно постепенно переходить к заданиям, требующим более глубокого анализа, синтеза и оценки.
Например, учащимся можно предложить сначала ответить на вопросы, связанные с содержанием текста, а затем обсудить авторскую позицию и идею текста. Это позволяет ученикам развивать умения анализа и понимания текста в ходе подготовки.
Использование текстоцентрического подхода при подготовке к экзаменам имеет ряд значительных преимуществ:
- Развитие критического мышления и аналитических навыков. Работа с текстами учит учащихся критически осмысливать информацию, выявлять подтексты, анализировать авторскую позицию и формировать собственное мнение.
- Формирование общей текстовой компетенции. Текстоцентрический подход позволяет учащимся развить навыки, которые пригодятся не только на экзаменах, но и в будущей учебной и профессиональной деятельности.
- Повышение уровня подготовки к конкретным заданиям ВПР и ГВЭ. Учащиеся лучше ориентируются в заданиях, связанных с пониманием текста, что положительно сказывается на их результатах.
В заключение отметим, что текстоцентрический подход при подготовке к ВПР и ГВЭ представляет собой один из наиболее эффективных методов, способствующих развитию текстовой компетенции учащихся. Регулярная работа с текстами различных жанров и типов, умение анализировать и интерпретировать тексты, а также активное использование полученной информации в устной и письменной речи позволяют учащимся глубже усваивать учебный материал и более уверенно чувствовать себя на экзаменах. В будущем текстоцентрический подход, вероятно, будет оставаться одним из ключевых инструментов в обучении, направленном на подготовку к экзаменам и формирование универсальных учебных компетенций.
Список литературы
1. Андреева М. П., Лазарева Е. В. (2019). Текстоцентрический подход в подготовке к экзаменам: методика и практика. Педагогическое мастерство, 6(5), 34–45.
2. Борисова Л. И., Чернова Т. В. (2021). Развитие текстовой компетенции в школьной программе. Современные технологии обучения, 4(12), 98–112.
3. Галкина О. А., Румянцева Ю. К. (2018). Формирование навыков смыслового чтения у школьников. Вестник образования, 22(4), 56–65.