Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Текстовые задачи в математике как средство формирования и развития функциональной грамотности в начальной школе | Чебанова Галина Николаевна. Работа №352474

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается роль текстовых задач в процессе обучения математике как средства формирования функциональной грамотности учащихся начальной школы. Освещается значимость текстовых задач для развития логического мышления, умения анализировать информацию, планировать действия и применять полученные знания в реальной жизни. Особое внимание уделяется интеграции текстовых задач с другими областями знаний, что способствует формированию междисциплинарных связей и развивает у школьников навыки решения практических задач.

Ключевые слова: текстовые задачи, математика, начальная школа, функциональная грамотность, логическое мышление, анализ информации, междисциплинарные связи.

ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ В МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Чебанова Галина Николаевна, учитель начальных классов

МКОУ «Погорельская начальная школа», д. Погорелка

 

Аннотация. В статье рассматривается роль текстовых задач в процессе обучения математике как средства формирования функциональной грамотности учащихся начальной школы. Освещается значимость текстовых задач для развития логического мышления, умения анализировать информацию, планировать действия и применять полученные знания в реальной жизни. Особое внимание уделяется интеграции текстовых задач с другими областями знаний, что способствует формированию междисциплинарных связей и развивает у школьников навыки решения практических задач.

Ключевые слова: текстовые задачи, математика, начальная школа, функциональная грамотность, логическое мышление, анализ информации, междисциплинарные связи.

 

Современное образование ставит перед учителем задачу не только передать ученикам знания, но и развить у них способность использовать эти знания в реальной жизни. Функциональная грамотность, включающая навыки анализа, понимания, обработки и применения информации, становится ключевой целью обучения на всех уровнях образования, начиная с начальной школы. В этом контексте текстовые задачи в математике выступают как универсальный инструмент, позволяющий не только усваивать базовые математические понятия, но и формировать у учащихся комплексные компетенции, необходимые для решения жизненных ситуаций.

Особенность текстовых задач заключается в их многофункциональности. Решение таких задач требует от школьников понимания условия, выделения ключевых данных, анализа взаимосвязей между элементами задачи и планирования последовательности действий. Таким образом, ученики развивают навыки логического мышления, учатся обобщать и систематизировать информацию, что играет важную роль в формировании их интеллектуальных способностей.

На этапе начальной школы текстовые задачи выполняют одновременно несколько функций. Они способствуют освоению математических операций, таких как сложение, вычитание, умножение и деление, помогая школьникам осознать их практическое значение. Например, задачи, связанные с подсчетом предметов, измерением длины, массы или объема, позволяют детям понять, как математические знания применяются в повседневной жизни. Такой подход способствует повышению интереса учащихся к изучению предмета, поскольку они видят, что полученные навыки имеют непосредственное практическое значение.

Текстовые задачи также являются важным инструментом формирования у младших школьников навыков работы с информацией. В процессе их решения дети учатся извлекать из текста необходимую информацию, структурировать её, отделяя главное от второстепенного, и использовать её для построения решения. Эти умения выходят за рамки математики и становятся основой для формирования читательской, цифровой и других видов грамотности, которые включаются в понятие функциональной грамотности.

Не менее важно, что текстовые задачи способствуют развитию междисциплинарных связей. Многие задачи включают элементы из окружающего мира, природоведения, технологии, что позволяет учащимся увидеть взаимосвязь между различными областями знаний. Например, задачи, связанные с измерением времени, расстояния, скорости, находят применение как в математике, так и в изучении окружающего мира, что помогает детям осознавать комплексность и взаимосвязанность явлений.

Важным аспектом использования текстовых задач является их потенциал в развитии у детей умения рассуждать, обосновывать свои действия и проверять правильность решения. В процессе обсуждения решений дети учатся аргументировать свои ответы, что развивает их устную и письменную речь, способствует формированию навыков общения и сотрудничества. Такие задачи могут быть использованы не только как средство контроля знаний, но и как способ организации совместной работы, которая стимулирует познавательную активность учащихся.

Решение текстовых задач требует от учащихся активного включения в процесс обучения, что способствует развитию их самостоятельности и ответственности. Умение анализировать условия задачи, планировать свои действия, искать пути решения и проверять результаты позволяет школьникам почувствовать уверенность в своих силах, осознать ценность собственных усилий. Эти качества играют ключевую роль в становлении личности ученика и формировании у него позитивной учебной мотивации.

Особое внимание следует уделять тому, чтобы текстовые задачи, используемые в образовательном процессе, соответствовали возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Разнообразие формулировок, уровней сложности и контекстов способствует тому, что каждый ребенок может найти задачи, которые будут ему интересны и посильны. Кроме того, это позволяет учителю учитывать разный уровень подготовки учеников, стимулируя их к постепенному повышению уровня сложности задач и развитию своих навыков.

Таким образом, текстовые задачи в начальной школе выступают как важное средство формирования функциональной грамотности. Они способствуют развитию логического мышления, навыков работы с информацией, междисциплинарных связей и практической направленности обучения. Использование текстовых задач, ориентированных на реальные жизненные ситуации, позволяет не только повысить качество математического образования, но и подготовить учащихся к успешной адаптации в современном обществе.

 

Список литературы

 

1. Куманькина А. А. Практико-ориентированные задачи как средство формирования функциональной грамотности при обучении математике / А. А. Куманькина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 52 (499). — С. 168-171.

2. Паволоцкая О. В. Текстовые задачи — инструмент педагога в обучении математике / О. В. Паволоцкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 31 (478). — С. 157-161.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×