Телесно-ориентированная терапия в практике педагога-психолога: пути развития эмоциональной стабильности у подростков | Михеева Людмила Валерьевна. Работа №344978
Аннотация. Телесно-ориентированная терапия занимает важное место в психологической практике, направленной на развитие эмоциональной стабильности у подростков. В школьной среде данный метод становится особенно актуальным, так как именно в подростковом возрасте учащиеся сталкиваются с многочисленными эмоциональными трудностями и стрессами, связанными как с учебной, так и с социальной средой. В статье рассматриваются особенности применения телесно-ориентированных методов в работе с подростками, раскрываются их возможности для развития эмоциональной стабильности и гармоничного психоэмоционального состояния.
Ключевые слова: телесно-ориентированная терапия, эмоциональная стабильность, подростки, психология, стресс, педагог-психолог.
ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ В ПРАКТИКЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА: ПУТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Михеева Людмила Валерьевна, педагог-психолог
МБОУ «СOШ № 1 им. М.И. Калинина» г. Белореченск МО Белореченский район
Аннотация. Телесно-ориентированная терапия занимает важное место в психологической практике, направленной на развитие эмоциональной стабильности у подростков. В школьной среде данный метод становится особенно актуальным, так как именно в подростковом возрасте учащиеся сталкиваются с многочисленными эмоциональными трудностями и стрессами, связанными как с учебной, так и с социальной средой. В статье рассматриваются особенности применения телесно-ориентированных методов в работе с подростками, раскрываются их возможности для развития эмоциональной стабильности и гармоничного психоэмоционального состояния.
Ключевые слова: телесно-ориентированная терапия, эмоциональная стабильность, подростки, психология, стресс, педагог-психолог.
Современная школьная практика требует не только академической подготовки, но и серьезного внимания к эмоциональному и психическому благополучию учащихся. Подростковый возраст, характеризующийся множеством социальных, личностных и физиологических изменений, вызывает целый спектр эмоциональных трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся. В этом контексте телесно-ориентированная терапия представляет собой эффективный метод для работы с подростками, направленный на укрепление их эмоциональной стабильности и устойчивости к стрессу.
Телесно-ориентированная терапия основывается на представлении о том, что телесные ощущения и эмоции неразрывно связаны. Эмоции, переживаемые подростками, могут находить отражение в телесных ощущениях, напряжении мышц и даже позе. Например, страх и тревога часто сопровождаются повышенным мышечным напряжением, учащенным сердцебиением и изменениями в дыхании. Это делает телесно-ориентированные методы особенно полезными для работы с подростками, так как они позволяют не только осознавать и выражать эмоции, но и работать с ними через телесные практики.
Одним из ключевых методов телесно-ориентированной терапии является использование техники расслабления и осознанного дыхания. Данные упражнения помогают подросткам снижать уровень стресса и эмоционального напряжения, восстанавливать психоэмоциональное равновесие. Педагог-психолог, применяя такие практики, может не только помочь подросткам лучше понять собственные эмоциональные состояния, но и дать им инструменты для их саморегуляции в сложных ситуациях, например, во время подготовки к экзаменам или в случае межличностных конфликтов.
Телесная терапия также играет важную роль в развитии способности к эмпатии и самопониманию. Через осознанное взаимодействие с телом подростки учатся лучше осознавать свои эмоциональные реакции и их связь с окружающей средой. Психологическая поддержка, опирающаяся на работу с телом, может помочь подросткам осознать собственные внутренние переживания, а также научиться выражать их конструктивным образом, что особенно важно в условиях школьного коллектива.
Применение телесно-ориентированных техник, таких как движение, работа с дыханием и осознанное расслабление, позволяет подросткам справляться с тревогой и психоэмоциональным напряжением, снижает их уязвимость к стрессам и вырабатывает устойчивость в стрессовых ситуациях. Это становится особенно важным в условиях школы, где учащиеся часто оказываются в стрессовых ситуациях, связанных с учебной нагрузкой, социальными взаимодействиями и собственными внутренними конфликтами.
Телесно-ориентированная терапия может также применяться для работы с учащимися, испытывающими трудности в выражении своих эмоций. Подростковый возраст часто сопровождается внутренними противоречиями и стремлением к социальной адаптации, что нередко приводит к эмоциональной закрытости и затруднениям в самовыражении. Работа через телесные практики помогает подросткам лучше осознавать собственные эмоциональные состояния, развивать способность к рефлексии и эмпатии.
Кроме того, телесная терапия способствует формированию более глубокого понимания собственной личности, что крайне важно для подростков в период их самоидентификации. При помощи телесно-ориентированных практик учащиеся начинают понимать взаимосвязь между их психоэмоциональным состоянием и телесными реакциями, что ведет к более гармоничному восприятию себя и своих возможностей. Такая работа позволяет подросткам научиться лучше справляться с переживаниями, связанными с социальным давлением, академическими трудностями и внутренними конфликтами.
Внедрение телесно-ориентированной терапии в школьную психологическую практику также способствует развитию эмоционального интеллекта у подростков. Эмоциональная стабильность и способность осознанного управления своими чувствами становятся важными компонентами успешной учебной деятельности и социальной адаптации в школьной среде. Телесно-ориентированная терапия помогает подросткам не только лучше справляться с возникающими эмоциями, но и более эффективно взаимодействовать с окружающими, что в конечном итоге способствует гармоничному развитию личности.
Таким образом, телесно-ориентированная терапия в практике школьного педагога-психолога является важным инструментом, позволяющим развивать эмоциональную стабильность у подростков. Ее применение способствует укреплению психоэмоционального здоровья, снижению уровня стресса и тревожности, улучшению навыков саморегуляции и эмоционального интеллекта. Включение телесно-ориентированной терапии в образовательный процесс способствует созданию гармоничной школьной среды, в которой подростки могут чувствовать себя более уверенно и эмоционально устойчиво.
Список литературы
1. Куташов В.А., Хабарова Т.Ю., Щербак Е.А. Депрессивные состояния у подростков с гиперкинетическими расстройствами // Молодой ученый. — 2015. — № 14. — С. 66-69.
2. Рыбаченко А. Б. Телесно-ориентированные практики в работе с детьми. Метод замещающего онтогенеза / А. Б. Рыбаченко, М. Ф. Барба, М. И. Кравченко // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 3 (3). — С. 99-101.