Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Тема "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте" | Кузьминых Надежда Федоровна. Работа №328401

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Интегрированный урок по русскому языку и физике в 7 классе, построенный на материале "Давление твердых тел". Урок ведут два учителя: Кузьминых Нф, учитель русского языка и литературы,1 кв. категория, учитель физики Пономарев Г.А., 1 кв. категория. Урок построен в соответсвии  ФГОС нового поколения, поставлены цели,задачи, планируемые результаты, формирование УУД.  Форма работы с обучающимися: коллективная и индивидуальная. УМК к уроку русского языка: Баранов М.Т., Ладыженская Л.А и др. Русский язык в 2-х частях, часть 1., М. "Просвещение", 2020 г. УМК по физике Перышкин А.В. Физика 7 класс. Издательство "Дрофа"

План   

Интегрированный урок русского языка и физики в 7 классе, построенный на материале учебника физики 7 класс по теме «Давление твердых тел».

Учитель русского языка Кузьминых Надежда Федоровна, 1 кв категория и учитель физики Пономарев Геннадий Александрович, 1 кв. категория.

Тема: Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока русского языка: формирование у учащихся умений находить в предложениях, текстах деепричастный оборот и обособлять его;

Цель урока физики: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению представления о давлении, умение решать задачи, применяя формулы давления и единицы давления.

Обучающая задача по русскому языку:

закрепить знания по теме деепричастие;

познакомить учащихся с

деепричастным оборотом

;

формировать умение находить деепричастный оборот в тексте;

формировать умение расставлять запятые при деепричастном обороте;

Обучающая задача по физике:

выявить знания по предыдущему разделу;

обеспечить усвоение учащимися

нового определения

: давления, формулы давления, единицы давления;

формировать умение применять формулы давления и единицы давления при решении задач

Развивающая задача для урока русского языка и физики:

развивать навыки анализа текста;

развивать навыки работы со словарем;

развивать навыки осмысленного чтения текста учебника.

развивать внимание

, память, логическое и творческое мышление.

Воспитывающие задачи:

воспитывать

чувства

патриотизм

а

,

сострадания..

.

сформировать у учащихся представление о ходе блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны; способствовать познавательной активности учащихся;

воспитывать чувства

гордости за свою Родину;

прививать навык умственного труда

.

Планируемые результаты:

Формирование УУД на уроке русского языка и физики.

Познавательные УУД

формируют умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи;

формируют умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника

;

 

формируют

умение извлекать информацию из текста учебника

;

фо

рмируют умение на основе наблюдений и анализа экспериментов,

текста делать выводы;

формируют умение обобщать и классифицировать по признакам;

формируют умение ориентироваться на страницах учебника;

Коммуникативные УУД:

формируют умение слушать и понимать других;

формируют умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируют умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД:

формируют умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника

, иллюстраций, экспериментов

;

формируют умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формируют умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

формируют умение вы

казывать своё отношение к происходящим событиям

, выражать свои эмоции;

формируют мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

 

формируют умение управлять своей учебной деятельностью,

формируют интерес к физике

при анализе физических явлений и русскому языку

Методы:

проблемно –

поисковые(

побуждающий и подводящий к диалогу),

метод самостоятельной работы с текстом;

наглядный метод (презентация)

проблемный, репродуктивный, объяснительно – иллюстративный;

эксперимент,

работа с учебником,

решение задач;

наблюдение

Приемы:

диалог;

комментированное чтение;

фронтальный опрос

Средства обучения: ноутбук, мультимедийное оборудование, экран, карточки с задачами, учебники, презентация.

Формы работы с обучающимися: коллективная, индивидуальная.

УМК к уроку русского языка: Баранов М.Т., Ладыженская Л.А. и др. Русский язык в 2-х частях, часть 1., М. «Просвещение», 2020 г.

УМК к уроку физики: Пёрышкин А.В. Физика 7 класс. Издательство «Дрофа»

Ход урока.

Организационный момент. Самоопределение деятельности.

Учитель русского языка: Сегодня мы проводим интегрированный урок физики и русского языка, на котором мы постараемся показать, как можно использовать материал учебника физики на уроках русского языка, а знания одного предмета использовать на другом. Чтобы работа спорилась, мы должны приступить к ней с хорошим настроением, поэтому посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Постарайтесь во всем разобраться. Помните, что народная мудрость гласитТО, ЧТО ЗАПОМНИЛ, - УЙДЁТ, ТО, ЧТО ПОНЯЛ, - ОСТАНЕТСЯ. (слайд 2)

Актуализация опорных знаний

Учитель русского языка: На прошлом уроке вы познакомились с новой частью речи. Вспомните, как она называется? (деепричастие)

- Что такое деепричастие? (Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом)

- Прочитайте предложения: Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке. Флотилия, не заметив неприятеля, приступила к высадке. (слайд 3)

- Что вы заметили? (в первом предложении есть причастие , а во втором - деепричастие).

- Объясните постановку знаков препинания в 1 предложении. (выделили причастный оборот)

- Что такое причастный оборот? (причастие с зависимым словом)

- Когда причастный оборот выделяется запятыми? (когда стоит после определяемого слова? (слайд 4)

Постановка проблемы и темы урока.

а) Выявление проблемы урока Прочитайте выразительно рубаи.

Как-то раз спросили розу:
Отчего, чаруя око,
Ты колючими шипами
Нас царапаешь жестоко?

Омар Хайям (слайд 5)

Найдите в нем деепричастие (ЧАРУЯ).

Что интересного вы заметили еще? (око – устаревшее слово) Можете объяснить, почему ,чаруя око, выделено запятыми. (ответы учащихся)

б)Сообщение темы и цели урока русского языка:

Сегодня на уроке вы это узнаете. Итак, на уроке мы с вами должны выяснить, что такое деепричастный оборот, будем учиться определять его границы и выделять интонационно. Мы познакомимся с условиями обособления деепричастия и деепричастного оборота на письме, будем находить деепричастные обороты в предложениях и тексте.

Запишите тему урока: Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. (слайд 6)

Учитель физики: еще раз читают четверостишие о розе. (слайд 5)

- Как вы думаете, «что ответит» роза?(ответы учащихся)

На предыдущих уроках физики вы узнали, что в механике существует сила …(тяжести), сила упругости, сила трения).

- Как вы думаете, а есть еще какие силы? (ответы учеников)

Сегодня на уроке вы сможете узнать ответ на этот вопрос. Вы познакомитесь с новой физической величиной, которая поможет объяснить некоторые природные факты и понять устройство некоторых инструментов и механизмов, используемых в быту и технике. Для этого давайте отправимся в путь.

в) Сообщение темы урока физики.

В результате действия одного тела на другое либо изменяется скорость движения, либо изменяется форма (деформируется).

Хочу обратить ваше внимание на следующий факт. Когда мы стоим, то давим на пол, садимся – давим на сиденье, откидываемся – давим на спинку стула, прикрепляем листок к доске – давим на кнопку и т.д. (Изображает ситуации).

Что общего, с точки зрения физики, у тех воздействий, которые называют в жизни давлением одного тела на другое? (Действие силы на некоторую поверхность.)

Итак, получается, что действие одного тела на другое приводит не только к изменению скорости тел, отдельных его частей, т.е. к деформации тела, почему? ( Одно тело давит на другое).

- Какова же тогда будет тема нашего урока?( Давление).

Запишем в тетради тему урока: Давление. Единицы давления. (слайд 7)

Открытие новых знаний

.

Учитель русского языка: Прежде, чем вы познакомитесь с понятием давления, давайте заглянем в словарь В. Даля и узнаем его значение.

а) Работа со словарем:

Давить – «гнести (мучить, терзать), нагнетать, угнетать, жать, сжимать, нажимать, прижимать, тискать, теснить, обременять тяжестью, жать силой». (В. Даль). (слайд 8)

- К какой части речи относятся эти слова? (это глаголы)

- Попробуйте от этих глаголов образовать деепричастия. По цепочке. (нагнетая, угнетая, сжимая, нажимая, прижимая, тиская, обременяя)

- Что вы заметили? ( от глаголов жать, гнести, нельзя образовать деепричастия, таких форм в русском языке нет, а вот от приставочных глаголов деепричастия образуются).

б) Задание №1: Спишите предложения, заменив глаголы из скобок деепричастиями (слайд 9)

По рыхлому снегу человек идет с большим трудом, глубоко (проваливаться) при каждом шаге. Но, (надеть) лыжи, он может идти, почти не (проваливаться) в него.

в)Самопроверка. (слайд 10)

По рыхлому снегу человек идет с большим трудом, глубоко проваливаясь при каждом шаге. Но, надев лыжи, он может идти, почти не проваливаясь в него.

- Назовите деепричастия, есть ли у деепричастия зависимые слова: проваливаясь (как?)глубоко, надев (что?) лыжи, не проваливаясь (во что?) в него.

У деепричастий , как и у причастий, есть зависимые слова. Значит, надев лыжи, глубоко проваливаясь при каждом шаге, глубоко проваливаясь. Это будут … (деепричастные обороты)

Итак, деепричастие с зависимым словом образует деепричастный оборот.

Деепричастие + зависимое слово = деепричастному обороту.

г)Работа с учебником.

Открыли учебник с. 100, п 29. Прочитайте материал параграфа. Что нового вы узнали из параграфа. (деепричастный оборот в предложении является одним членом предложения - обстоятельством) (Сказуемое и деепричастный оборот графически выделяется так: сказуемое, обстоятельство. Обстоятельство, сказуемое )

Задание №2: подчеркните деепричастный оборот и выделите его графически в 1 предложении. (слайд 11) По рыхлому снегу человек идет с большим трудом, глубоко проваливаясь при каждом шаге.

На письме деепричастие и деепричастный оборот с обеих сторон выделяются запятыми, если находятся внутри предложения, одной запятой, если стоят в начале или в конце предложения. лайд 12)

Учитель физики: Вернемся к предложениям: По рыхлому снегу человек идет с большим трудом, глубоко проваливаясь при каждом шаге. Но, надев лыжи, он может идти, почти не проваливаясь в него. (слайд 13)

- И рассмотрим их с научной точки зрения. Почему? Как вы думаете?

д)Объяснение материала учителем или комментированное чтение с. 101, &35

Эксперимент 1 (слайд 14) Эксперимент 2(слайд 15)

Учитель русского языка: А как вы думаете, может ли деепричастие или деепричастный оборот не обособляться? ( не выделяться запятыми)

Оказывается, может, рассмотрим, в каких случаях деепричастие и деепричастный оборот запятыми не выделяется (слайд 16) (ознакомление):

1) Если деепричастный оборот выражен фразеологизмом (устойчивым выражением)

Мальчик работал спустя рукава.

2) Если оборот (обычно со значением обстоятельства образа действия) тесно связан по содержанию со сказуемым и образует смысловой центр высказывания.

Он шёл тихо посвистывая.

3) Не обособляются одиночные слова сидя, стоя, лёжа, молча, нехотя, шутя, не глядя, так как они по значению обычно сближаются с наречиями.

Нельзя читать лёжа. НО: Он читал, лёжа на диване.

4) Если деепричастный оборот относится к одному из однородных сказуемых, связанных союзом Изапятая перед союзом И не ставится.

Он работал быстро и не отдыхая.

Первичное закрепление.

Учитель русского языка: Какое историческое событие, будет отмечать наша страна 27 января. (27 января Днем Воинской славы, в честь снятия блокады Ленинграда).

8сентября 1941 года город был окружён с трех сторон, с четвертой было Ладожское озеро. Это значит, что из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. (слайд 17)

27 января 1944 года в результате операции советских войск блокада была снята.
Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тыс. человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на стене Пискаревского кладбища в Ленинграде: «Никто не забыт и ничто не забыто».
Российское правительство объявило 27 января Днем Воинской славы. Это день героизма и самоотдачи советского населения. (слайд 18)

а) Задание №3: Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения русского поэта А. Яшина «Обстрел», найдите деепричастный оборот. (слайд19).

Снаряд упал на берегу Невы,
Швырнув осколки и волну взрывную
В чугунную резьбу, на мостовую.
С подъезда ошарашенные львы
По улице метнулись врассыпную. (1942 г)

Учитель физики: В воздухе совершались налеты, в которых участвовали 276 фашистских самолётов, в течение дня Ленинград бомбили до 6 раз. Никто не мог приехать в город. Нет возможности пополнить запасы продовольствия: муки, крупы, масла… Немцы разбомбили продовольственные склады. В городе начался голод. В декабре население стало получать самую низкую норму за все время блокады – 125 граммов. Хлеб был сырой и состоял на две трети из древесной целлюлозы и пшеничной пыли с мельницы. Чтобы заполнить ни с чем не сравнимые страдания от голода люди сдирали обои со стен, чтобы съесть клейстер, ловили грачей, собак и кошек. Начался сильный голод. Ленинградцы начали умирать от голода: умирали по дорогу на работу, дома, у станка. (слайд 20)

22 ноября 1941 года по Ладоге возобновила действие Дорога жизни. 60 автомашин вышли в свой первый ледовый рейс. Трещит, прогибается под машинами лед. «Вдруг не выдержит. Так и есть! Провалилась одна машина! Водитель успел выскочить, а машина затонула, но остальные прошли». Днем и ночью шли полуторки ГАЗ по ледовой трассе, под бомбами, под снарядами. (слайд 21)

б)Решение задач.

Как вы думаете, почему провалилась первая машина? (много везла продовольствия)

Д

авайте рассчитаем, может ли полностью загруженная машина пройти по льду Ладожского озера.

(слайд 22

)

Задание № 4: решите задачу, используя формулы давления и единицы давления

Масса ГАЗ-АА (полуторка) – 1810 кг. Максимальная масса перевозимого груза – 3 т. Площадь опоры одного колеса – 0,048 м

2

. Максимальное давление, которое выдерживал лед Ладожского озера - 90 кПа. Проедет ли «Полуторка» по льду Ладожского озера, если сзади колёса сдвоены?

Дано: Си: Решение у доски:

m1 = 1810 кг

m2 = 3т = 3000 кг р1  = 

S1 = 0,048 м2

р2 = 90 кПа = 90000 Па р1 = 

р1 = ? p1 =  =

= 167014 Па

Ответ: p1 p2, машина не сможет проехать по льду.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель русского языка: откройте учебник физики, с 101, & 35. Найдите и запишите предложения с причастным и деепричастными оборотами. Объясните постановку знаков препинания (слайд 23)

Задание: найти предложения с деепричастным и причастным оборотом

Эталон ответа: Ученик, прикалывая кнопками газету к доске, действует на каждую кнопку с одинаковой силой. Однако кнопка, имеющая более острый конец, легче входит в дерево

Учитель физики: запишите в тетрадь определение давления, формулы давления и единицы давления

(самопроверка по слайду 24)

Учитель физики: Мы с вами выяснили, что машина, полностью загруженная провалилась и ушла в воду. Остальные машины проехали по льду, груз какой массы находился в машинах. Давайте узнаем, самостоятельно решив следующую задачу (карточки)

Задание№ 5 реши задачу: какой массы находился груз в машине?

Дано:

Mмаш= 1810 кг

S1 = 0,048м2

Р = 90000 Па

Nк = 6

_____________

m груза - ?

 

F = P . 6 . S = 90000Па . 0,028 м2 = 25920H

m = = = 2592 кг

m =

mгр = mmмашины

mгр = 2592 кг – 1810 кг = 782 кг

Ответ: m груза = 782 кг

 

Самопроверка. Решение у доски.

VII.Включение новых знаний в систему знаний (повторение)

Учитель русского языка:

Творческое задание 6: заменить деепричастием сначала первый, а потом второй глагол. Полученные предложения записать. (слайд 25)

1) Белочка распустила хвост и прыгала по веткам.

2) Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.

3) Фонарь мигал и тускло освещал улицу.

Эталон ответа: (слайд 26)

Белочка, распустив хвост, прыгала по веткам. Белочка распустила хвост, прыгая по веткам. Снег, падая на землю, покрывал ее пушистым ковром. Снег падал на землю, покрывая ее пушистым ковром. Фонарь, мигая, тускло освещал улицу. Фонарь мигал, тускло освещая улицу.

Учитель физики: Многие животные и растения покрыты колючками. Не трогайте их, иначе ... Продолжите, ссылаясь на формулу давления. (слайд 27)

Почему по скошенному лугу трудно идти босиком?

Каково назначение широких копыт у верблюда – жителя пустыни?

Каким образом (с научной точки зрения) удалось выявить девицу благородного происхождения в сказке «Принцесса на горошине»?

VIII.Рефлексия.

Помните стихотворение в начале урока. Кто может объяснить с точки зрения физики, почему же шипы розы колючие? (слайд 28)

Народная мудрость гласит

ТО, ЧТО ЗАПОМНИЛ, - УЙДЁТ, ТО, ЧТО ПОНЯЛ, - ОСТАНЕТСЯ. (слайд 29)

 

Источники:

Библиотека ЦОК htt://m.edsoo.ru/7f4159f6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

 

 

Задание № 1: Спишите предложения, заменив глаголы из скобок деепричастиями

По рыхлому снегу человек идет с большим трудом, глубоко (проваливаться) при каждом шаге. Но, (надеть) лыжи, он может идти, почти не (проваливаться) в него.

 

Задание №2: подчеркните деепричастный оборот и выделите его графически в 1 предложении.

По рыхлому снегу человек идет с большим трудом, глубоко проваливаясь при каждом шаге.

 

Задание № 3: Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения русского поэта А. Яшина «Обстрел», найдите деепричастный оборот.

Снаряд упал на берегу Невы,
Швырнув осколки и волну взрывную
В чугунную резьбу, на мостовую.
С подъезда ошарашенные львы
По улице метнулись врассыпную.

 

Задание №4: реши задачу, используя формулы давления и единицы давления.

Масса ГАЗ-АА (полуторка) – 1810 кг. Максимальная масса перевозимого груза – 3 т. Площадь опоры одного колеса – 0,048 м2. Максимальное давление, которое выдерживал лед Ладожского озера - 90 кПа. Проедет ли «Полуторка» по льду Ладожского озера, если сзади колёса сдвоены?

 

Задание № 5 Реши задачу, какой массы находился груз в машине.

Дано:

Mмаш= 1810 кг

S1 = 0,048м2

Р = 90000 Па

Nк = 6

_____________

m груза - ?

 

Творческое задание № 6: заменить деепричастием сначала первый, а потом второй глагол. Полученные предложения записать.

1) Белочка распустила хвост и прыгала по веткам.

2) Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.

3) Фонарь мигал и тускло освещал улицу.

 

 

Задание№ 5: Решение задачи.

 

Дано:

Mмаш= 1810 кг

S1 = 0,048м2

Р = 90000 Па

Nк = 6

_____________

m груза - ?

 

 

 

F = P . 6 . S = 90000Па . 0,028 м2 = 25920H

m = = = 2592 кг

m =

mгр = mmмашины

mгр = 2592 кг – 1810 кг = 782 кг

Ответ: m груза = 782 кг

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×