Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Тема: Формирование звуков раннего и среднего онтогенеза у детей с задержкой речевого развития | Федяшкина Марина Михайловна. Работа №243082

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Федяшкина Марина Михайловна
В статье речь идет о формировании речи ребенка, нормах ее развития в онтогенезе. Рассказывается, какие основные приемы и практики используются для формированию правильного звукопроизношения. Освещен вопрос о подходах российской логопедии, какие технологии используют россиские речевые центры. 

Тема: Формирование звуков раннего и среднего онтогенеза у детей с задержкой речевого развития.

Подготовила: учитель-дефектолог МАДОУ ДС № 69 «Светофорчик» города Нижневартовска

Марина Михайловна Федяшкина

Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой специальной психологии и педагогики. Важнейшей причиной роста ее актуальности является высокий процент новорожденных с неблагополучным состоянием здоровья.

Исходя из положения Л.С. Выготского о том, что первичное нарушение непосредственно вытекает из биологического характера болезни, можно предположить, что дети с осложненным медицинским анамнезом составляют резерв коррекционной работы дефектологов, психологов, логопедов. Данные специальной психологии свидетельствуют о том, что среди различных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время наиболее распространенными являются речевые нарушения.

Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста характеризуется его высокой активностью. Дети постоянно разговаривают, между ребенком и родителем, а также между ребенком и сверстниками появляются диалоги. Чаще это вопросы, побуждения к чему-либо или сообщения о себе или о чем-либо. Тут на первое место выходит познавательная функция, ведь ребенок постоянно задает вопросы и развивается, получая на них ответы. Главной отличительно особенностью становится то, что малыш начинает говорить, действуя при этом, то есть речь становится частью действия. Дошкольный возраст является точкой отсчета в формировании словесно-логического мышления, так как ребенок начинает использовать речь для решения самых разных задач. Происходят изменения, развитие в познавательной сфере.

Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми формируется потребность в речевом развитии. В настоящее время в логопедии нет единой системы определений речевых нарушений, особенно для детей раннего и начала младшего дошкольного возраста. В специальной литературе встречаются следующие группы речевых нарушений в возрасте 2-4 лет: ЗРР, нарушение речевого развития, недоразвитие речи, которые по своим проявлениям во многом схожи.

Задержка речевого развития (ЗРР) у ребенка - это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 4 лет.

Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты. Логопеды, дефектологи, психологи и неврологи, такие как О.С.Ушакова, А.Н.Корнев, В.М. Акименко, А.Г. Арушанова и др., выражают озабоченность увеличением числа детей с недоразвитием речи, ориентируясь на то, что от нее зависит общее психологическое развитие ребенка и формирование сферы межличностного взаимодействия. Также от развития речи зависит и развитие познавательных процессов у ребенка: память, мышление, воображение, внимание.

Задержка в развитии речи отражается на формировании всей психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу (приложение 1).

 

Причины возникновения задержки речевого развития:

- Невостребованность речи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывает все его желание, и говорит с ним, не формируя потребность ребенка выражать свои требования и эмоции словами.

- Замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь

(чаще обусловлено генетически).

- Заболевания и поражения головного мозга (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, в период родов и в первый год жизни).

- Нарушения слуха. Речь формируется на основе услышанного, если у ребенка есть проблемы со слухом, то возникают проблемы с воспроизведением слов, то есть с речью.

- Различные заболевания в первые годы жизни.

- Наследственные факторы. В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.

- Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, нарушения эмоционально - волевой сферы и дефициту в развитии речи.

 

Признаки значительной задержки речевого развития:

Если ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка.

Если ребёнку уже 8-9 месяцев, а так и нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний), а в год это на редкость тихий ребёнок, мало издающий звуки.

Если ребёнку уже полтора, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит и не понимает простых слов - своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь».

Если у ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока.

Если в два года ребёнок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова.

Если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и

словоподражаний

. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)

Если трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.

Если трёхлетний ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет.

Если в три года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии. Если в три года малыш зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру!

Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов).

У ребенка может развиться стойкий речевой негативизм

, если его, имеющего задержку речевого развития, взрослые постоянно просят: «Скажи», «Повтори». Речевой негативизм, или отказ от речи, может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребенок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях.

Речь развивается по законам онтогенеза.

От 3 до 6 месяцев месяца – появляется

гуление

(голосовые вокализации), оно есть у всех детей, в том числе и глухих, умственно отсталых. Если

поражена

ЦНс

, то

гуление

обедненное, невыразительное, хрипловатое.

6-12 месяцев – активное появление лепета. Лепет отсутствует у детей с РДА, у детей с нарушением интеллекта значительно отстает.

Лепета нет у глухих детей. У детей с тяжелыми формами моторной алалии лепета может не быть, либо он может отодвинуться до 3-4 лет.

К 1-1,5 годам появляются первые слова (сейчас границы нормы сильно размыты, первые слова могут появиться и к 1,5 годам).

Если к 2 годам нет речи, нет слогов, слов, то это повод бить тревогу и обращаться к специалистам.

 

На что нужно обратить внимание родителям:

- Усвоение основных аспектов коммуникации – ребенок слушает, останавливает взгляд, есть приветственные жесты (нет у РДА).

- Понимание обращенной речи.

- Завершена стадия лепета.

- Сформированность базовых навыков – глотание и жевание.

- Тонус мышечного аппарата (чем раньше нормализуется тонус массажем, тем лучше)

 

Рассмотрим раннее речевое развитие в норме:

1 речевой период от 1 года до 1,5 лет. В словаре ребенка 10-12 слов, много звукопродражаний (би-би, мяу и др.), он понимает интонацию. В речи гласные звуки: а, у, и, о, губно-губные согласные: п-пь, б-бь, м-мь, н-нь.

 

2 речевой период – от 1,5 до 2 лет. В словаре в норме около 200 слов. Активно используется указательный жест. Есть глагол – дай. Понимание речи хорошо развито на бытовом уровне.

Оформляется структура слова 1-2 класса – из 2 слогов, 1 слога. Появляются губно-зубные звуки в-ф, звук ль, заднеязычные к-г-х. Также в этом периоде начинается активное формирование фонематического слуха (способность слышать и различать речевые звуки). «Покажи, где стОл, а где стУл?».

 

3 речевой период – от 2 до 3 лет. Словарь до 1000 слов. В речи появляются звуки с, з. Первое словотворчество. (его нет у РДА, моторных алаликов). Связная речь ситуативна. В этот же период может возникнуть заикание (нет запинок, но рассказ взахлеб). Почемучки. Этот период дети с задержкой и моторной алалией тоже переживают, но позже.

 

4 речевой период – от 3 до 5 лет. Заканчивается формирование звуковой стороны речи. Звуки постепенно появляются все. Идет активное формирование монологической речи. От ситуативной речь переходит к контекстной. К этому возрасту формируется чувство языковой нормы. Дети много фантазируют. Появляется понимание абстрактных слов: любовь, доброта, уважение. Смысловая сторона речи опережает формальную (звуковую)

 

Как формировать, вызывать речь у детей с ЗРР?

 

В настоящее время в России есть несколько школ, чей опыт можно взять на вооружение и использовать эти методы и приемы в домашних условиях.

- Методика Т. Н. Новиковой-Иванцовой (РМИОЯ) – можно использовать предложенное ею ритмичное пение гласных звуков, слогов и слов с различным ударением. Эта методика хорошо работает на неговорящих детях. Мелодия и ритмичные похлопывания вызывают желание повторять за взрослым. Если ребенку трудно открыть рот, он не понимает, как это делать, делаем это за него (открываем ему рот, формируем позу для гласного звука) (показ)

(Показ и пение вместе с родителями)

- Школа «Территория речи» Татьяны Грузиновой направлена на формирование речи через создание игровых ситуаций. (просмотр роликов). Их принцип – вызывание согласных звуков. Через эмоциональное вовлечение. (вызывание п – плевок с пробкой). Каждая игра связана с определенным согласным звуком – просеивание песочка – с-с-с, забивание гвоздиков молоточком – т-т-т, машинка едет с горки –в-в-в., ш-ш-ш – из шарика выходит воздух. И каждая игра обязательна связана с каким то определенным жестом. (показ жестов). Это опора, подсказка для звука. (показ способов)

- С механической помощью. С помощью выдоха. Нужно научить ребенка дуть. Но начинать издалека, движения по ушкам, носику, шутливые. Затем можно предложить ребенку дунуть в трубочку, свечку ф-ф-ф. Трубочка из туалетной бумаги – шире раствор рта – х-хх. И т. д.(показ способов)

- Методика Башинской, Пятницы «Как превратить неговорящего ребенка в болтуна»

основная идея данной методики состоит в следующем: необходимо максимально совместить момент резкого движения плечевого сустава (размах, бросок, линию) с моментом начала речи (голосовой реакцией).

Все упражнения чётко разделены на концентры, всего их 5: «Звук», «Слог», «Слово», «Фраза», «Связная речь».

В своём пособии авторы в каждый концентр поместили 6-7 видов заданий-блоков, которые характеризуются своей специальной направленностью и по мере усвоения усложняются. Задания включают в себя:

- выражение просьбы;

- координацию речи с движением;

- пальчиковую гимнастику, рисование;

- звуковую гимнастику;

- артикуляционно-мимическую и дыхательную гимнастику;

- ориентировку в пространстве и во времени;

- самостоятельную речь.

Рекомендуется заниматься 20-30 минут каждый день и брать по 1 упражнению из каждого блока. И повторять один и тот же комплекс изо дня в день, постепенно заменяя отработанные упражнения аналогичными (т.к. дети с моторной алалией плохо запоминают то, что уже делали, прежде, чем навык закрепится и образуется необходимая связь в коре головного мозга, ребёнок должен многократно повторить одно и то же задание).

 

-Метод сенсорной интеграции Джинн Айрес.

В России представлен Марианной Лынской. Хорошо описан в книге «Неговорящий ребенок. Инструкция по применению». Мне очень нравится подход Марианны Лынской, поэтому в приложении я полностью привожу ее статью. (См. Приложение).

 

В заключение хочу сказать, что работа логопеда по формированию речи – многогранна. И каждый ребенок – индивидуален. То, что подходит одному, не всегда получится с другим. Поэтому нужно пробовать разные методы, способы и приемы. И обязательно все получится!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Марианна Лынская «НЕГОВОРЯЩИЙ РЕБЕНОК. ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ»

Ответы логопеда на вопросы родителей

 

Книга написана автором в формате беседы с родителями, воспитывающими ребенка, не заговорившего в положенные сроки по разным причинам. За более чем 10 летний опыт работы к автору обратились сотни подобных семей, большинство из них задавали вопросы| ответы на которые и даны в данном пособии. Бели и вы задаетесь вопросами: «Почему мой ребенок не говорит»? «Как общаться «малышом, чтобы он заговорил?», «Как реагировать на проявления негативизма и истерики, ведь он меня не понимает?», «Во что играть с ребенком?», «Какие игрушки лучше купить?», то вам стоит прочитать эту книгу. ББК 74.3

 

УДК 376.1

 

© Лынская М.И., 2015

 

ISBN 978-5-4214-0034-9 © ПАРАДИГМА, 2015

 

Вопрос №1

Как должно быть в норме?

Прежде всего, необходимо сказать, что понятие «нормы» весьма условно. Каждый ребенок имеет собственный ритм развития, зависящий как от биологических предпосылок. так и от социального окружения. Однако в генетической памяти нервной системы каждого ребенка заложены определенные ориентиры, которым следует большинство детей. Логопеды оценивают первый крик ребенка, его гуление и лепет, ведь уже по их характеру можно говорить о возможных речевых нарушениях. У большинства детей гуление появляется и развивается в возрасте от 2 до 4 месяцев, лепет возникает от 6 до 8 месяцев. Бедный звуковой состав гуления и лепета, их ненаправленный характер и другие признаки могут стать для родителей первым сигналом необходимости обращения к логопеду. Квалифицированный специалист уже на столь раннем этапе сможет дать родителям рекомендации по стимуляции речевого развития. Начиная с 6 месяцев, у ребенка активно развивается понимание речи. К 14 месяцам малыш, используя указательный жест, показывает на членов семьи, свои части тела, некоторых животных и пр. Первые слова у всех детей появляются в разные сроки, но, как правило, их появление примерно совпадает по срокам с появлением навыка самостоятельной ходьбы. Если к 1,5 годам ребенок не использует указательный жест, не произносит хотя бы 3-5 слов, обращенных ко взрослому, не реагирует на собственное имя или просьбу дать вам какой-либо знакомый ему предмет, то именно в это время стоит обратиться к логопеду для выяснения причин задержки речевого развития и определения дальнейшей стратегии действий. Простая фраза, например, «идем туда», «дай пить» и т.п. должна появиться у детей к 2 годам, а к 3 годам дети уже используют развернутую фразовую речь, допуская отдельные ошибки в словообразовании и словоизменении. В 3 года понимание речи уже настолько развито, что ребенок различает основные предлоги, например, «на-под», формы единственного и множественного числа, рода и другие грамматические категории. Поэтому, прежде чем, сообщать логопеду о том, что ваш ребенок «все понимает, но не говорит», задумайтесь, что вы вкладываете в понятие «все». Если у ребенка 24-26 месяцев отсутствует фразовая речь, либо имеется явно ограниченный запас понимаемых слов, то это однозначная причина для посещения логопеда. Однако необходимо учесть, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается, мальчики чаще начинают говорить позже.

Внимание! Чего НЕ стоит делать родителям:

• Связывать задержку речи ребенка с историей развития речи в семье, например, полагая, что если дедушка заговорил после 5 лет, то и здесь «само пройдет». Во-первых, во времена детства дедушки общество предъявляло менее жесткие требования к развитию детей, не была столь распространена ранняя диагностика и пр. Во-вторых, велика вероятность субъективных факторов в оценке сроков появления речи у предыдущих поколений. В-третьих, особенности речи «по наследству» не передаются, нарушения речи у каждого индивидуальны и зависят от особенностей нервной системы конкретного ребенка.

• Ждать до 2, 3, 4 и другого количества лет, чтобы обратиться к логопеду. Грамотный логопед способен определить тип речевого развития и дать рекомендации по речевому развитию в любом возрасте. Если специалист, советует вам «подождать» 3 лет, то советую Вам обратиться к другому.

 

Вопрос №2

Почему мой ребенок не говорит?

Как правило, в этом вопросе заключается два: «Кто виноват или как так вышло?» и «Какое нарушение у ребенка?». У логопедов это называется «этиопатогенез», определяя который специалист выясняет причину отсутствия речи и представляет механизм нарушения в нервной системе. Принято выделять две основные группы причин речевых нарушений: биологические и социальные. В большинстве случаев к отсутствию речи приводят биологические причины, либо их сочетание с социальными. Отдельные формы речевых нарушений, вызванные исключительно социальными причинами рассматриваться в данном пособии не будут.

Для того, чтобы определить причину, специалист соберет у вас анамнез (историю) развития ребенка, начиная с момента его зачатия. Полученные сведения помогают определить тип речевого нарушения, а, следовательно, определить программу реабилитации. Не ставя перед собой цель - рассмотреть все возможные «ужасы» беременности и родов, перечислю наиболее частые особенности течения внутриутробного и родового периодов, встречающихся в истории детей, обращавшихся ко мне за помощью:

• внутриутробная или натальная (возникшая во время родов) гипоксия. Отдельно обозначу значительное увеличение числа неговорящих детей, рожденных в период смога в Москве в 2010 году или сразу после его окончания;

• не физиологичные роды: окситоциновая стимуляция на фоне слабой родовой деятельности, эпидуральная анестезия, кесарево сечение;

• родовые травмы;

• осложнения на ревакцинацию АКДС.

Не буду останавливаться подробно на той или иной причине, т.к. данный вопрос актуален больше в пособии, посвященном профилактике речевых нарушений. Мне же хочется отметить, что не столь важна причина отсутствия речи, гораздо важнее — что с этим делать? Однозначно скажу, что чувство вины матери за то, что ее беременность и/ или роды повлияли на дисгармонию в развитии ребенка» существенно снижает эффективность работы с ребенком.

Гораздо важнее установления причины определение механизма, сути, типа нарушения речи. В современной логопедии возникла ситуация путаницы в терминологии и отсутствия единства взглядов на классификацию речевых нарушений. Поэтому приведем здесь перечень наиболее часто встречающихся логопедических заключений, выданных неговорящим детям, оставляя за рамками данного пособия оценку их равнозначности и корректности. Итак, неговорящий ребенок может получить следующее логопедическое заключение:

1. Задержка речевого развития. В России за этим термином стоит чрезвычайно размытые представления о сути этого нарушения, но чаще всего имеется в виду отставание в темпах развития речи. Например, у ребенка в 1 год и 6 месяцев в активном словаре всего 2 слова, или в 25 месяцев есть около 20 слов, но нет фразы. Однако полное отсутствие общеупотребительных слов (лепет в данном случае не учитывается) в 2 года и 10 месяцев не позволяет грамотному специалисту говорить о темповой задержке речи, ведь ясно, что за 2 месяца до 3 лет ребенок не овладеет развернутой фразовой речью. Задержка речевого развития требует логопедического вмешательства.

2. Сенсорная, моторная, сенсомоторная алалия. Эти названия возникли по аналогии с речевыми расстройствами у взрослых людей достаточно давно. В настоящее время, их границы размыты не менее, чем у понятия «задержка речевого развития», однако этот вопрос мы оставим для специалистов. Родителям же следует знать, что наличие алалии у ребенка требует целого системокомплекса реабилитационных мер. И чем раньше будет начата работа по устранению алалии, тем больше у ребенка шансов к началу школьного обучения иметь развернутую речь и не значительно отличаться от сверстников по уровню речевого развития.

3. Системные нарушения речи у детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы (расстройствами аутистического спектра), интеллектуальными нарушениями, ЗПР и ДР- данном случае имеются в виду специфические речевые расстройства речи, возникшие у детей с первично другой проблемой.

4. Общее недоразвитие речи — заключение психолого-педагогического характера, не раскрывающее механизмы нарушения, а носящее больше описательный характер. При общем недоразвитии речи определяют 4 уровня речевого развития, в случае неговорящего ребенка - это будет 1 уровень речевого развития при ОНР.

Внимание! Что НЕ стоит делать родителям?

Пытаться определить тип речевого нарушения самостоятельно, прочитав характеристику каждого в интернете или в любом пособии. Порой даже логопед на первичной консультации затрудняется в определении типа речевого нарушения, однако, вопрос дифференциального диагноза крайне важен, т.к. от него зависит индивидуальный маршрут ребенка. Возможно, логопед определит тип после нескольких встреч, но совершенно точно, вряд ли в этом могут помочь другие мамы с интернет-форумов.

 

Авторский взгляд на проблему безречия у детей

Личный опыт работы автора, а также его коллег и сотрудников центра «Логомаг» в госква, позволяет определить следующие типы первично речевых нарушений:

 

1. Темповую задержку речевого развития вследствие биолого-социальных причин. Ее устранение возможно в максимально короткие сроки путем разъяснения родителям способов общения с ребенком и обучению их речевым играм и упражнениям. В этом случае, как правило, преобладает социальная причина, например, родители обучают ребенка какому-либо навыку (чтению, иностранному языку), не обращая внимания на значимость сюжетно-ролевой игры, коммуникации друг с другом и пр.

2. Дисфазию, обусловленную нарушениями обработки сенсорной информации, в т.ч. дисфункцией сенсорной интеграции. Речь возникает на основе чувственное бейка. В случае, если у ребенка нарушены отдельные операции модуляции ощущений (в т.ч. в виду ошибочности родительских стратегий), либо имеется нарушение сенсорной интеграции (сенсорная интеграция - характеристика психического развития, отражающая взаимосвязь и взаимовлияние разных видов восприятия: зрительного, слухового, тактильного, проприорецептивного, вестибулярного, вкусового, обонятельного), речь не может возникнуть, либо она возникает в виде эхолалий (лишенных предметного содержания, индивидуального смысла и общего значения повторений речевых выражений).

3. Дисфазию, обусловленную недостаточной мотивацией к речи вследствие фрустрированных базовых потребностей ребенка. Значительная часть детей, посещавших меня в рамках первичной консультации, воспитывается родите ля- ми, те знакомыми с основами возрастной психологии и интуитивно не осознающими ее законов. В результате родители этих детей устанавливают запрет на чувства (гнев, горе и т.п.), на активность (прежде всего, исследовательскую и двигательную), нарушают потребность в безопасности детей и пр., разрушают основание пирамиды речевого развития - мотивацию к коммуникации.

4. Алалию вследствие артикуляционной апраксии. По выражению одного из классиков логопедии: «когда сигналы в головном мозгу попадают не в ту область». Ребенок пытается сказать звук или слово, «крутит» языком, но совершает регулярные ошибки, в результате он или отказывается говорить, или разговаривает на «своем» языке.

5. Комплексное нарушение, включающее в себя вышеназванные.

 

По мнению автора, в описанной выше классификации Выражены причины отсутствия речи, устранение или нивелирование которых в сочетании с комплексной логотерапии» позволяет достичь наилучших результатов, практически полностью компенсировав нарушение.

 

Вопрос №3

Стоит ли ходить в детский сад на развивающие занятия?

Одна из основных речевых функций - это коммуникативная функция. Поэтому ребенку необходимо посещать детские коллективы: детский сад, группы кратковременного пребывания. Замечательно, если семья найдет возможность для посещения специально организованных коммуникативных групп. При выборе занятий стоит обратить внимание на то, чтобы эти они не перегружали ослабленную, нервную систему неговорящего ребенка (не изучать иностранный язык, не готовить к школе раньше 5-6 лет и т.п.), лучше отдать предпочтение тем занятиям, где самостоятельная речь детей поощряется и активизируется (театральные занятия, музыкальные занятия «вместе с мамой», игротерапия и т.п.).

 

Вопрос №4

Помогают ли занятия по развитию мелкой моторки, по системе Монтессори неговорящим детям?

Занятия в Монтессори-центрах в настоящее время крайне популярны. Посещение подобных занятий не вредит ребенку, однако и стимуляции речи способствует лишь опосредованно. Как правило, в данных группах дети занимаются чем-либо обособленно со своими родителями, либо под руководством педагога, без коммуникативной деятельности друг с другом, либо эта деятельность носит «свободный» характер, адаптироваться к которому ребенку с речевым нарушением не просто, поэтому лучше сочетать эти занятия с посещением других, либо отдать иным предпочтение.

В родительской среде развитию мелкой моторики придается излишнее значение. Занятия по развитию мелкой моторики действительно опосредованно влияют на общее развитие ребенка, его произношение и дикцию, но не существует прямой взаимосвязи между развитием мелкой моторики и появлением первых слов и грамматических категорий. Посему, заниматься развитием мелкой моторики нужно, но в той же мере, в какой и крупной моторикой, развитием внимания, памяти и других процессов.

 

Вопрос №5

Нужно ли неговорящему ребенку делать логопедический массаж и «ставить» звуки?

Логопедический массаж в классическом понимании этого термина — это метод работы, направленный на нормализацию тонуса и питания мышц артикуляционного аппарата.

В структуре описанных речевых расстройств нет нарушений тонуса. Однако иногда у ребенка присутствуют сразу два речевых нарушения, например, алалия и дизартрия. В этом случае, массаж будет необходим, но на более позднем этапе. Если же массаж проводится с точки зрения развития тактильной, проприорецептивной чувствительности, то он однозначно полезен неговорящим детям, если вызывает у них исключительно положительные эмоции.

Постановкой звуков на этапе безречия заниматься не нужно, возможно, это станет отдельной задачей и этапом; в более поздние сроки, когда у ребенка появится фразовая речь.

 

Вопрос №6

Когда это пройдет и сколько нужно занятий?

Сроки и характер появления речи сугубо индивидуальны. В целом, можно сказать, что развитие идет по двум сценариям: 1) постоянное, но медленное накопление слов, словоформ; 2) скачкообразное развитие: долго молчит с момента начала занятий, в определенный момент случается «взрыв» и появляется сразу несколько слов, активизируется повторение и пр., затем опять наступает пауза.

В случае первичных речевых нарушений (то есть, если у ребенка нет ДЦП, РДА и т.п.) ребенок заговорит в любом случае. Но темпы, сроки и качество речи у каждого ребенка будет разное, что зависит с одной стороны, от возраста начала терапии, с другой стороны, от выбранной системы реабилитации и методики логопедической работы, и с третьей стороны, от языковой способности ребенка, складывающейся из многих показателей.

Каждый логопед по-разному определяет периодичность и продолжительность занятий. В нашем опыте есть: дистанционное консультирование (1 раз в два-три месяца), регулярно-разовые встречи (2-4 раза в месяц), регулярные занятия (2 раза в неделю). Опыт работы показывает, что более показательным фактором является не продолжительность занятия, а его методическая обоснованность. Так для одного занятия достаточно 20 минут в виду его насыщенности и нагрузки на ребенка, а для другого занятия потребуется до 90 минут. В любом случае, от родителя требуется ежедневная работа дома, о содержании которой и пойдет дальнейший разговор. Длительность занятий зависит от многих факторов: выбранной методики, общей системы реабилитации, включенности родителей в процесс и регулярность занятий дома, особенности нервной системы и характера каждого ребенка и др.

 

Вопрос №7

Как общаться с ребенком, чтобы он заговорил?

Общение бывает как вербальное, т.е. с использованием речи, так и невербальное, например, с помощью прикосновений. Мы опишем разные типы коммуникации, способствующие развитию речевой активности и пониманию речи у неговорящего ребенка.

Правила общения с неговорящим ребенком

1. Сопровождайте собственные действия, а также действия других и самого ребенка, происходящие явления речевым комментарием. Все режимные моменты и деятельность неговорящего ребенка требуют пояснений, например: «Доброе утро, ты проснулся. Идем в ванную. Будем умываться» или «Слышишь? Это звук молотка. Соседи делают ремонт. Стучат».

2. Речевой комментарий не должен перегружать внимание ребенка, строго дозируйте речевой материал, направленный к ребенку. Представьте, что Вам необходимо повесить напоминание на холодильник о каком-либо действии. Вы не будете писать много слов, Вы напишите отдельные слова - суть явления. Другой аналогией может служить вычитывание учебника для конспектирования, когда из всего текста, Вы отмечаете только самое важное. Вспоминайте об этих аналогиях, когда Вы формулируете речевой комментарий. Например: «Вот дерево (недлительная пауза). Высокое дерево (снова короткая пауза). Вон гнездо (снова пауза). Там птичка (снова пауза). Где птичка? Покажи! А вот низкое дерево. На нем нет птички. Тут есть птичка? Нет, нет птички». Для ребенка с нарушением понимания речи комментарий должен быть еще короче. Например, во время вечернего купания: «Вода. Вода течет. Утка. Пищит. Резиновая». Таким образом, речевой комментарий - это не развернутая связная речь взрослого со сложноподчиненными предложениями, а речевые «метки» для окружающей действительности.

3. Речевой комментарий должен включать в себя части речи. Называйте не только предметы, но и действия. Например: «Это ключ. Железный. Сделан из железа, значит железный. Положи на руку. Холодный. Ключ открывает дверь. Ключ упал. Звенит».

4. Речь, обращенная к ребенку должна быть эмоциональной, с вариабельными интонацией, тембром, громкостью, с четкой, периодически утрированной артикуляцией. Именно такая речь активизирует ориентировочную реакцию ребенка и стимулирует его установить с Вами глазной коммуникативный контакт. Важно, чтобы ребенок смотрел на рот взрослого, но не нужно насильно поворачивать лицо ребенка или кричать: «Посмотри на меня». Привлекать внимание к собственной речи можно также визуальными эффектами: накрасить губы яркой помадой, надеть шляпу или парик, крупные серьги и пр. Также можно положить руки ребенка на свое лицо, если он не против.

5. Для детей с нарушением понимания речи необходимо подкреплять речь жестами, а также использовать предметы или фотографии (в возрасте до 5 лет - НЕ схемы) для улучшения понимания. Например, если ребенок злится и хочет Вас ударить (агрессия часто сопровождает поведение неговорящего ребенка и является естественной реакцией, нельзя запрещать ребенку злиться, это усилит негативизм и еще больше снизит желание говорить, но необходимо четко обозначить границы возможного проявления злости), скажите коротко «Стоп! Драться нельзя» и поставьте перед ребенком подушку или кресло мешок. Особенно в момент яркой эмоции необходимо следить за речевым образцом, подаваемым ребенку. Речь может появиться, в том числе, и на фоне отрицательной эмоции, поэтому важно не читать ребенку нотаций, а говорить четко и коротко. Если Вы хотите, чтобы ребенок начал собираться на улицу, кратко скажите «Идем гулять» и покажите фотографию ребенка на улице.

 

6. Говорите о том, что актуально для ребенка в данный момент, желательно в тот момент, когда активна перцептивная (познание через ощущения) или предметно-практическая деятельность ребенка (например ребенок помогает развесить выстиранное белье)

7. Оречевляйте чувства, эмоции свои и ребенка для развития эмоциональной лексики. Вы можете сказать в ответ на поведение ребенка, которое Вам не нравится «Я злюсь» или в ответ на нежелание общаться «Мне грустно, что я не могу поговорить с тобой».

8. Не используйте разнообразный речевой материал к одинаковым ситуациям, действиям и предметам. Используйте одну и ту же речевую форму, но показывайте разные типы одного и того же явления или предмета. Например, на начальных этапах, и море, и река, и вода в бутылке, и лужа - будут обозначаться одним словом «вода». Или при обучении пониманию инструкций, Вы будете говорить одно слово «Дуй», но дуть ребенок будет на горящие свечи, перья, вату, воду в ванной, лепестки цветов и т.п. Разработайте совместно с логопедом или самостоятельно перечень слов и инструкций, отрабатываемых в течение недели или даже месяца, и создавайте для ребенка такие ситуации деятельности, чтобы как можно чаще использовать слова из этого перечня.

9. Не используйте инвертированные словосочетания, метафоры и т.п. в общении с неговорящим ребенком. Стройте предложение по схеме «субъект + действие + объект», например: «собака бежит», «я мою посуду».

10. Помните самое главное правило: следите за активностью ребенка! Как только Вы видите его готовность повторить или сказать самому, поощряйте эту активность, а сами затихайте. Для того, чтобы ребенок говорил ему нужно обилие собственной речевой практики.

Чего не стоит делать родителям?

Сопровождать речевым комментарием ребенка постоянно. В этом случае мы получаем два эффекта: 1) родитель устает от постоянной необходимости выдумывать и говорить, возникает раздражение и злость на ребенка; 2) ребенок воспринимает речь как фоновый шум, наподобие постоянно включенного телевизора.

Использовать вместо самостоятельного комментария аудиовизуальные средства, например, записать свою речь на планшет или использовать готовые программы.

 

Вопрос №8

Какие игрушки способствуют речевому развитию?

Игрушек у ребенка должно быть и не много, и не мало, а достаточно. При этом отметим, что при подходящей родительской стратегии, игрушками становятся и палочки, найденные на улице, и настоящие кастрюли, и папины старые носки.

Отдельных игрушек для развития именно речи не так много, так или иначе, все игрушки преследуют и другие развивающие цели, однако мы приведем здесь необходимый перечень игрового материала с указанием, каким образом он воздействует на речевое развитие.

Общие правила выбора и использования

игрушек для развития речи:

1. Соответствие игрушек реальным предметам и объектам по цвету, форме и пр. Например, стоит избегать покупки розовых обезьян или кукол с излишне крупной головой. При выборе деревянных рамок-вкладышей или картинного материала также необходимо следить за реалистичностью изображений

2. Разнообразие материалов, из которых сделаны игрушки одного и того же типа. Например, пирамидка может быть деревянной, связанной, свалянной из шерсти, пластиковой, резиновой и пр., а мячики для игр могут звенеть, сверкать, шуршать, колоться и т.д.

3. Сенсорные свойства игрушки должны подходить конкретному ребенку. В связи с тем, что у детей с отсутствием речи часто встречаются нарушения модуляции сенсорной информации, выбирая игрушку, задумайтесь: не испугается аи ребенок зайчика, сшитого из настоящего меха? не слишком ли шершавая игрушка? достаточны ли яркие цвета у этой пирамидки? и т.п.

4. Сортируйте игрушки по коробкам, ящикам и пр. в зависимости от стоящих перед вами задач. На одной неделе для вас актуальны коробки, в одной из которых лежат все звери, а в другой - птицы. На следующей - в одной коробке будут лежать мягкие, а в другой — колючие предметы. На такие коробки, корзинки и мешочки лучше наклеить значок - обозначение, что будет способствовать развитию инициативы ребенка по выбору игры. Внимание! Не заставляйте неговорящего ребенка убирать игрушки самостоятельно одной фразой «Убери игрушки!», он вполне может не согласиться не потому что, не хочет, а потому что не понимает, как это сделать. Помогите ребенку сортировать игрушки, превратив это в игру.

5. Для развития мотивации и преодоления негативизма иногда стоит завести одну игрушку-героя ваших занятий. Например, зайчик или фея, или пират, который от своего лица просит ребенка сделать что-либо, а также выдает поощрения (в частности, лакомство). В случае, если ребенок вел себя негативно, то именно зайчик или пират не дадут ему лакомство, а не мама.

 

Примерный перечень необходимых игрушек

1. Куклы и фигурки людей с набором атрибутов для игры в них, Ошибочно считать, что куклы не нужны мальчикам. Именно на кукле ребенок учится имитировать действия взрослого, а способность к имитации чрезвычайно важна для развития речи. Куклы могут быть: мальчиками и девочками, взрослыми и малышами. Фигурки людей используются в сюжетных играх, позволяют развивать словарь. Например, фигурки в одежде, атрибутивной для профессий: фигурки повара, доктора и пр. для закрепления названий профессий и развития понимания глаголов: «лечит», «готовит» и пр. Фигурки членов семьи для отработки понятий: старше - младше, брат-сестра, сын-дочка, высокий - низкий. Фигурки сказочных персонажей: гномов, фей, пиратов, русалок и пр. позволяют обогатить словарь редко встречающимися глаголами: колдует, ныряет, хулиганит и В европейских странах и США в продаже имеются фи- гурки людей с инвалидностью.

2. Фигурки животных. Для неговорящих детей лучше подобрать тех животных, названия которых имеют простую слоговую структуру, доступную для повторения неговорящим ребенком: коза, пума, лиса, сова, медуза, киса, бык, панда и т.п. Помимо закрепления названий самих животных, у ребенка появляется возможность в игровой форме запомнить глаголы, обозначающие способы передвижения (плавает, прыгает, летает), приема пищи (грызет, жует, лакает), звучания (мычит, блеет); или прилагательные: злой, полосатый, колючий. Желательно, чтобы одно и то же животное было представлено в разном типаже: резиновый еж, пластиковый, связанный, свалянный из шерсти и пр., а также одного типа, но разные по виду: несколько разных резиновых ежей. И тогда вы сможете сформировать у ребенка еще и грамматические показатели: еж - ежи - ежата.

3. Игрушки и наборы для сюжетных игр: в доктора, в почтальона; в «званый ужин», в «нашествие инопланетян», в «приготовление лекарств» и пр. Здесь используются как готовые игрушки, так и самодельные.

4. Игровые наборы для проигрывания сказок. Например, для игры в сказку «Колобок» могут быть использованы перчаточные куклы, пальчиковые куклы, конструкторы сказки, фигурки животных и колобок из настоящего теста.

5. Мешочек и зеркало для артикуляционной и дыхательной гимнастики. Зеркало может быть любым, интересным для ребенка: зеркало от шкафа-купе или настольное зеркало на витой ножке, «как в сказке». В мешочке будут лежать: специи для сплевывания (душистый перец, кардамон и пр.) с кончика языка; грецкий орех, фундук, миндаль в скорлупе для перекатывания языком из стороны в сторону; ложки с разной поверхностью, в т.ч. с рельефной для облизывания; различные свистульки и тренажеры для дыхания; пипетка для капания разной по вкусу жидкости на кончик языка; марлевые салфетки для выталкивания языком из-за щеки; деревянные пробки из-под шампанского для удержания губами; палочки корицы для удержания между губами и носом. Как видите, артикуляционная гимнастика — это не только произвольные

упражнения на движения языка перед зеркалом, их лучше оставить для более поздних этапов.

6. Игрушечная еда для кормления животных и отработки предложно-падежных форм: «коза ест сено, собака ест мясо, кошка пьет молоко» и т.п. А затем: «мишка ест малинУ, собака косточкУ» и пр. Рыбку дадим кому? МишкЕ, лисЕ, кискЕ» и пр. А также для закрепления близких по значению глаголов: жарить-варить-печь; развитию пониманию относительных прилагательных: хлебный, овощной, яблочный.

 

7. Дидактические игры и игрушки:

Разные пирамидки и конструкторы, при их сборке стимулируйте ребенка к проговариванию цепочек слогов. Одно колечко - «та», второе — «то», третье — снова «та» и т.д. При строительстве башен из кубиков, учите ребенка соблюдать ритм, чередуя кубики разной формы или цвета в заданной последовательности: красный - белый; красный - красный - белый.

Тематические рамки-вкладыши и пазлы по самым разным темам: «животные», «фрукты», «машины» и др. Когда ребенок собирает такие пазлы, вкладывает в рамку контурные части, сопровождайте его действия комментарием или вопросами: «Это капуста. Вставь теперь что-то колючее/кого-то зубастого».

Лото и картинки-сцепки. Сейчас в продаже появилось множество мультисенсорных лото, когда ребенок должен выбрать подходящую картинку или игрушку по запаху, фактуре и т.п. Подобные лото можно изготовить самостоятельно. Например, подготовив разные по вкусу/цвету/запаху/фактуре наполнители для одинаковых баночек и изображения этих наполнителей. Ребенку нужно будет попробовать содержимое баночки и соотнести с соответствующей картинкой.

8. Сенсомоторные игрушки:

Набор разнофактурных мячиков: резиновых, связанных, пластиковых, звучащих по-разному, сделанных из ротанга, суджок, из искусственной зелени, разные клубки ниток.

Корзина с массажерами: пуховками, каталками, че-салками, щетками, зубными щетками, прищепками и пр.

Корзина с разнофактурной тканью разного размера: в нее можно заворачивать ребенка, можно на ней сидеть, раскладывать ее для животных, имитируя среды обитания (голубая ткань — вода, желтая — песок); подбирать парные лоскуты; играть в прятки и пр.

Наборы «марблс» (стеклянные шарики для аквариумного дизайна): из них выкладывать ритм, сочетая с проговариванием слогов; использовать в качестве имитации еды (красный - это помидор, оранжевый - это морковка и т.п.), выкладывать из них узоры, как из мозаики.

Сенсорные коробки. Подробный список сенсорных коробок и варианты их использования представлены на моем авторском сайте: www.kinderquest.ru

Резиновые игрушки — ежки для коммуникативных игр, развития тактильных ощущения и снятия психоэмоционального напряжения.

Оборудования для развития сенсорной интеграции: «яйцо Кислинг», утяжеленные одеяла и подушки, гамак или качели, маты, фитболы с различной поверхностью и пр.

Набор свечей: в виде животных или предметов, разных по форме, величине, цвету для развития понимания речи и навыков самоконтроля: «Задуй красную свечу, подуй на зайчика».

Набор музыкальных инструментов. Желательно, чтобы это были не игрушечные инструменты с синтезированным звуком, а настоящие инструменты, интересные и необычные для ребенка: ахоко, музыка дождя, этнические маракасы и пр.

Аудиовизуальные приборы: микрофон для пропевания различных слов и наушники для прослушивания бытовых шумов (воды, шуршащей бумаги и т.п.); планшетный компьютер и специализированные программы, например SoundTouch.

Светодиодные светильники, оптоволоконные предмета интерьера, проекторы звездного неба.

Наборы разнофактурной бумаги для нахождения в ней картинок с изображениями нужных слов, а также для закрепления глаголов-действий: рвать, резать, бросать, дуть и т.п.

Подобранные живые растения, листья которые имеют разную фактуру, цвет, запах. Например, лоток с пряными травами или, например, растения, обладающие определенными свойствами: нефролепис – защищает ребенка от стресса и перенасыщенности информацией.

Драгоценные и полудрагоценные камни, имеющие различные тактильные свойства, а также литотерапевтический эффект, например, аметист в литотерапии стимулирует речевое развитие.

9. Развивающие фото-книги. В результате накопления определенных фотографий или специально организованных фотосессий, у вас может появиться целая коллекция: эмоций ребенка и членов семьи; его занятий (пьешь, ешь, одеваешься, читаешь, спишь и пр.); его любимых игр и игрушек. Подобные фото-книги являются важным инструментом для развития, поскольку позволяют эмоционально подкрепить ежедневную деятельность, очень помогут вам в очереди или в поездке занять малыша с пользой.

 

10. Песочница с обычным и кинетическим песком или песочный стол для рисования.

 

11. Исследовательские корзины или сумки. Например, «мамина сумка», в которой лежат мамины: часы, помада, тени и др. предметы с простыми названиями. Или же корзина с разными предметами, собранными по дому: резиновыми, стеклянными, деревянными и т.п.

 

12. Корзины с природным материалом для изучения его свойств: мягким мхом, гладкими камнями, легкими перьями, наливными яблоками, ароматной корицей и пр.

 

13. Кукольные дома и предметы интерьера для них (это могут быть также рыцарские замки или пещеры первобытных людей) для формирования предметности лексики, создания образца фразы: «утюг, чтобы гладить».

 

14. Куклы или зверята с комплектами одежды так для развития грамматических показателей: «Оденем Вике пана-мУ, юбкУ, курткУ»

 

15. Игры типа «мемори», которые позволяют закрепить названия нужных слов.

 

Вопрос №9

В какие игры играть с ребенком для развития речи?

Некоторые игры понятны вам уже из описания перечня игрушек, ниже приводится список типов игр, при этом самим играм посвящены другие книги автора, а также подробно описаны на авторском проекте www.kinderquest.ru

 

1. Игры-прятки.

Выкладывать перед ребенком игрушки, предметы, картинки и пр., затем закрывать или завязывать ребенку глаза, прятать игрушку и задавать вопрос: «Что там?». Ребенок отвечает, используя именительный падеж: «Там коза».

 

«Чудесный мешочек»: складывать в привлекательный мешочек игрушки и предметы, задача ребенка назвать предмет, ощупав его, либо достать на ощупь по инструкции взрослого;

Прятать игрушки или предметы в разные места в доме или во время прогулки на улице, искать их вместе и называть. Например, спрячьте разных игрушечек собак в стиральной машине, холодильнике и других неожиданных для ребенка местах. Искать спрятанное интереснее в темноте, передвигаясь со свечкой или фонариком в руках.

 

2. Игровые массажи и пассивная гимнастика. Например, в сопровождении песенок Е.Железновой «У жирафа пятна» или: кладем ребенка на себя животом вверх, стучим его руками по его животу и приговариваем: «Старый барабанщик, старый барабанщик, старый барабанщик крепко спал. Он проснулся (разводим руками), перевернулся (покачиваем ребенка), и по барабану застучал: «там-там, там-там-тум-тым» (2 раза). Также можно использовать всем знакомые с детства приговорки: «Рельсы-рельсы, шпалы, шпалы». Или же со¬чинять истории самостоятельно в зависимости от текущих Туевых задач, например, изображать способы передвижения животных различными движениями рук по телу ребенка.

 

3. Двигательные игры:

• «Борцы сумо»: надеть папины большие футболки, засунуть под них подушки и «бороться» друг с другом.

• Доставать из мешочка фигурки животных и изображать их с помощью характерных движений.

Качать ребенка на коленях.

 

• Играть в «снежки», слепленные из фольги, бросаясь в друг в друга.

• Прыгать вместе на батуте, проговаривая потешки или слоговые цепочки.

 

4. Игры с сенсорными коробками и рыбалками: закапывать и откапывать предметы, фигурки, картинки и пр.; ловить их с помощью сита.

 

5. Игры в «домиках». Построить домик из стульев или коробок и т.п., сидя в нем готовить еду, кормить мягкие игрушки, собирать паззлы или читать книжки.

 

6. Игры в «очередь». Создавать «очередь» из фигурок животных, людей в поликлинике, в магазине, в аэропорту и пр., проговаривая кто ЗА кем стоит, кто впереди, а кто сзади.

 

7. Игры в коллекции. Собрать коллекцию собак и посчитать, или коллекцию ложек.

 

8. Кухонные игры. Для развития моторики ребенка можно предложить ему самостоятельно почистить банан, оторвать ножки от шампиньонов, листочки от ягод клубники, вытащить горошины из стручков и пр. Или же предложить пересыпать крупы в разные баночки и слушать, как они звучат; сортировать сухофрукты со свежими фруктами, обсуждая, что из чего получилось: изюм из винограда, курага из абрикоса и пр.

 

9. Игры в ванной: в «переливалки» (см. книгу автора Премирование речевой деятельности у неговорящих детей с помощью инновационных технологий»), «тонет - не тонет» (там же); искать «подводные сокровища» с использованием подводного фонарика.

 

10. Сюжетно-ролевые игры. Сюжеты для игр: больница; семья; гонки; праздник; в космический полет; магазин; кафе; пожарная станция; сюжеты сказок/мультфильмов; полиция; пираты/феи; инопланетное нашествие; «юрский период»/первобытные люди; приведения; детективы; косметический салон; поход в театр/музей/цирк; ателье и др.

 

11. Игры - квесты, предполагающие нахождение чего- либо, либо выполнение развивающих заданий в общем сюжете.

Пример развивающего квеста на прогулке

«Эликсир для хорошей погоды» (авторство А. Лынского)

«Это зайчик Муся (знакомим ребенка с персонажем). Сегодня он отправится в гости к лесному волшебнику, чтобы помочь ему подготовиться к празднику весны в лесу. Зайчик пришел в лес и увидел волшебника (усадить на ветку дерева фигурку волшебника, пока ребенок не видит). Волшебник грустит.

Почему ты такой грустный? - взрослый говорит от имени зайчика.

Скоро праздник, а у меня закончился эликсир для хорошей погоды. Эликсир — это такая волшебная вода. Без него погода будет дождливой. Все промокнут и замерзнут. - взрослый говорит от имени волшебника.

А ты можешь сделать новый эликсир хорошей погоды?

Конечно, могу! Но мне нужно то, из чего я могу его готовить. Поможешь мне?

Только это непросто. Чтобы ты ничего не забыл, я дам тебе список того, что нужно будет найти (взрослый заранее готовит лист с графическим изображением природного материала, который можно найти в месте прогулки, а также контейнер с ячейками, например, упаковка из-под яиц, в каждой ячейке которой располагается тактильная карточка-подсказка). Вот список (список корректируется в зависимости от условий прогулки):

 

•Что-нибудь зеленое (листик, травинка)

 

•Что-то мягкое (земля, песок, бутон цветка)

 

•Что-нибудь твердое (камень, палка)

 

•Что-то колючее (шишка, веточка с иголками, с шипами)

 

•Что-то гладкое (гладкая палочка, плод, камень)

 

•Что-нибудь шершавое (кора, шишка, мох)

 

•Что-то длинное (палочка, травинка, стебель растения)

 

•Что-то короткое (-//-)

 

•Что-то круглое (камень, плод)

 

•Что-нибудь большое (лист, плод)

 

•Что-нибудь маленькое (ягода, иголочка, почка)

 

Все, что найдешь, складывай вот в этот сундук. Возвращайся скорее. Удачи! (После прогулки все материалы можно сложить в игрушечную кастрюлю еще раз называя их свойства).

 

Ты уже вернулся, мой друг?! Сложи все находки в мой волшебный котел. ... Накрываем котел крышкой и варим волшебный эликсир. Ой! Что это с твоими руками? Они испачкались! Вытри руки салфеткой. (После того, как все предметы оказались в кастрюле, нужно накрыть ее крышкой, и отвлечь ребенка протиранием рук. В это время убрать из кастрюли ингредиенты, поставить туда заранее приготовленную банку/бутылочку/стакан с "эликсиром" и накрыть его крышкой. Если предполагается, что ребенок захочет его попробовать, то сделать можно из сока или смеси соков для более необычного цвета, и добавить туда «остатки ингредиентов»: ягоды, мяту, кусочки фруктов).

 

Наш эликсир почти готов. Проверим, что получилось. Загляника под крышку котла... Да, это он - эликсир хорошей погоды! Теперь давай отведаем его, чтобы завтра была хорошая погода! Спасибо тебе большое за помощь! До свидания, спасибо, что ты меня выручил! Пока!

 

Вопрос №10

Что еще можно делать, чтобы развивать речь?

Обучать глобальному чтению, или альтернативным средствам коммуникации

Существуют специальные методики формирования речи через обучение глобальному чтению, либо через введение альтернативных систем. Однако, мнение автора в том, что прежде чем использовать альтернативные средства (например, карточки) следует попробовать все способы актуализации звучащей речи, то же касается вопроса замены устной речи на письменную.

Организовать режим дня, наполнив его повторяющимися сенсорными стимулами

Ложиться спать, просыпаться, купаться, кушать и пр. примерно в одно и то же время, комфортное для всей семьи.

Регулярно посвящать одни и те же дни недели определенному занятию. Например, четверг - день творчества, и оно будет преобладать над другими видами деятельности, а воскресение — день чтения и т.п.

Проводить речевые занятия в одно и то же время, посещать логопеда в одни и те же дни недели.

Будить ребенка с помощью регулярных сенсорных стимуляций. Например, включать приятную музыку: детский джаз в сочетании с шумами моря; классическую музыку; проводить легкий игровой массаж, либо использовать пуховки, кусочки меха или же, наоборот, (в зависимости от типа чувствительности ребенка) мочалки из люфы и колючие шарики суджок; подносить к лицу ребенка свежеиспеченный кусочек хлеба для активации коры головного мозга приятным запахом и т.п.

 

Стимулировать тактильную, проприорецептивную и вестибулярную чувствительность (выборочно, не все сразу) перед сложными, важными для ребенка задачами, либо режимными моментами, вызывающими у ребенка негативизм.

 

Предоставлять время для реализации потребности в активности и возможность самостоятельно выбирать тип деятельности.

 

Визуализировать расписание ребенка с помощью фотографий» на которых изображен ребенок, выполняющий те или иные действия.

 

Гулять не менее 2 часов в день с целью насыщение организма кислородом, который является неоходимым компонентом для расщепления глюкозы - основного источника энергии для нервной системы.

 

 

Определить систему питания, насытив ее по возможности полиненасыщенными жирными кислотами (добавляя в еду перемолотое (льняное семя, различное нерафинированное масло), витаминами группы В (зеленая гречка, орехи, курага, картофель, рыба, яйца и др.), глюкозой (виноград, бананы, тыква, черешня и пр.).

 

Сократить количество просмотра мультфильмов и игры на компьютере (в т.ч. телефоне, планшете) до 20 минут в день! Выключать телевизор, когда его не смотрят, исключая фоновый шум, на который рассеивается внимание ребенка.

 

Перед сном настраивать ребенка на отдых, принимая теплую ванну, просматривая диафильмы или читая сказку, или просто удерживанием ребенка в объятиях на коленях.

 

Стараться обеспечить дневной сон или хотя бы от- кровати:

 

Оборудовать детскую комнату, или детский уголок

Повесить гамак и/или качели.

Поставить кресло-качалку.

Соорудить вигвам, палатку или домик из картонных коробок.

Разложить на полу разнофактурные коврики: овечью шкуру (можно искусственную), ковролин, коврики-букле и пр.

Купить фитбол, а лучше два: маленький с рельефной поверхностью и большой гладкий.

Повесить небьющееся зеркало.

Купить зеркальный шар, развесить гирлянды.

Купить коляску для куклы/тележку для игрушек/ корзину для покупок, сложить в нее шары с водой или другие тяжелые игрушки.

Купить утяжеленные одеяла, подушки, шарфы и т.п.

Установить настольный фонтан/лавовую лампу.

Повесить при входе в детскую реллинг с привязанными на него разнофактурными лентами, канатами и пр.

Сделать коробку с вибрирующими игрушками.

Купить интерьерные куклы, набитые травами или ароматизированные кофе/корицей.

Завести мягких питомцев-грелки с вишневыми косточками и/или просом с лавандой.

Оснастить комнату разнофактурными комнатными растениями.

 

Ходить вместе за покупками по заранее составленному списку

Список готовится совместно с ребенком путем подготовки таблицы, где левая колонка — фотография/вырезка из газеты или рекламного каталога с изображением того, что нужно купить, а правая — пустая клеточка для галочки. Помогите ребенку совершить покупку самостоятельно: найти в магазине необходимое, положить в тележку, расплатиться на кассе.

Заниматься домашними делами вместе

 

 

Готовить суп: ребенок подает вам необходимые ингредиенты;

Разбирать сумки с покупками;

Разбирать, продукты в холодильнике, вещи в шкафу, пуговицы в коробке для рукоделия;

Закладывать в стиральную машину и развешивать выстиранные вещи;

Ухаживать за комнатными растениями и домашними питомцами ;

Загружать и разгружать посудомоечную машину.

 

Разнообразить культурную программу

Вместе с ребенком посещать детские библиотеки, музеи, зоопарк и пр. В один день посещать не более одного заведения с целью предотвращены перегрузки ребенка.

Рисовать необычными, техниками с целью сенсорного развития

Рисовать можно: самодельными красками, изготовленными из муки, воды и пищевых красителей; пластилинов; овощами и фруктами, испачканными в краске; пальцем или палочкой корицы на разных но запаху и цвету скрабах для тела; йогуртом или водой, смешанными со специями разных цветов (паприкой, петрушкой, черным кунжутом, карри, корицей) на бумаге или металлических крышках; рисовать на песке или манке; рисовать овощными или фруктовыми пюре, свежими ягодами; специальными фломастерами на стене в ванной или окне в детской комнате.

 

А главное проводить столько времени вместе с ребенком и таким образом его организовывать, чтобы всем участникам процесса это приносило удовольствие. Удачи вам и высокого уровня языковой способности вашим детям!

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×