Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Тема любви в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Образы Оксаны и Вакулы | Рыбцева Юлия Владимировна. Работа №330035

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Конспект урока литературы в 5 классе.

Тема любви  в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Образы Оксаны и Вакулы

 

Цель урока: провести экскурсию  „Гоголевскими тропами”; презентовать повесть „Ночь перед   Рождеством”, сообщить об истории создания произведения, охарактеризовать образы Вакулы и Оксаны в повести Н.Гоголя, раскрыть тему любви в произведении,  развивать у учащихся логическое мышление, творческие способности, навыки выразительного чтения, внимательность; способствовать расширению у школьников читательского кругозора; воспитывать интерес  к творчеству Н.В.Гоголя.

 

Ожидаемые результаты: обучающиеся знают ключевые факты о жизни и творчестве Н. Гоголя, о связях писателя с Украиной; знают содержание повести «Ночь перед Рождеством» и могут воспроизвести основные события произведения; выявляет национальные традиции и обычаи, нашедшие отражение в повести элементы украинского фольклора (традиционные образы, символы, элементы сказки и т.п.); характеризует главные образы повести (Оксану, Вакулу, Черта, Солоху, Крысы и др.); выражает собственное впечатление от прочитанного.

 

Оборудование: учебник, тексты повести „Ночь перед Рождеством”, портрет писателя, выставка книг писателя, презентация, фрагмент фильма «Вечера на хуторе возле Диканьки».

 

Тип урока: урок изучения нового материала и закрепления знаний, умений, навыков

 

 

 

Литература 5 класс
Тема : Тема любви в повести Н.В.Гоголя Ночь перед Рождеством. Образы Оксаны и Вакулы
Цель урока: провести экскурсию „Гоголевскими тропами”; презентовать повесть „Ночь перед Рождеством”, сообщить об истории создания произведения, охарактеризовать образы Вакулы и Оксаны в повести Н.Гоголя, раскрыть тему любви в произведении, развивать у учащихся логическое мышление, творческие способности, навыки выразительного чтения, внимательность; способствовать расширению у школьников читательского кругозора; воспитывать интерес к творчеству Н.В.Гоголя.
Ожидаемые результаты: обучающиеся знают ключевые факты о жизни и творчестве Н. Гоголя, о связях писателя с Украиной; знают содержание повести Ночь перед Рождеством и могут воспроизвести основные события произведения; выявляет национальные традиции и обычаи, нашедшие отражение в повести элементы украинского фольклора (традиционные образы, символы, элементы сказки и т.п.); характеризует главные образы повести (Оксану, Вакулу, Черта, Солоху, Крысы и др.); выражает собственное впечатление от прочитанного.
Оборудование: учебник, тексты повести „Ночь перед Рождеством”, портрет писателя, выставка книг писателя, презентация, фрагмент фильма Вечера на хуторе возле Диканьки.
Тип урока: урок изучения нового материала и закрепления знаний, умений, навыков
Перед Гоголем должно благоговеть, как перед человеком, одаренным глубочайшим умом и величайшей любовью к людям
Гоголь – истинный знаток сердца человеческого…
Т. Шевченко
Сейчас прочитал Вечера вблизи Диканьки.
Они удивили меня. Вот настоящее веселье, искреннее, непринуждённое,
без чопорности.
А местами какая поэзия! Все это так необычно в нашей нынешней литературе…
А.Пушкин
ХОД УРОКА
І. Организационный момент
Уже звонок нам дал сигнал:
Работать время пришло.
Так и мы времени не теряем,
Работать начинаем!
ІІ. Актуализация опорных знаний
( Упреждающая задача: прочитать учебник с. 107-111)
Демонстрация фрагмента кинофильма (момент колядок)
- Мы только что просмотрели фрагмент кинофильма , снятого по очень известном произведении.
- Вы узнали его?
- Автор этого произведения Слайд №1 (презентация) – Николай Васильевич Гоголь. Он вводит нас, читателей, в радостную и таинственную атмосферу праздника. В описаниях мы видим любовь к родной природе и народу, к которому он принадлежит и среди которого он вырос. На фоне прекрасного пейзажа разворачиваются картины народной жизни, их традиции, и, конечно, бушуют чувства, чувство любви
-Дети, а кто из вас знает, как и почему встречали Рождество?
Слайд №2 (презентация)
(Рождество издавна праздновалось на Руси. Сорокадневный пост заканчивался в Сочельник, то есть можно было с появлением первой звезды - Рождественской. Ели кутью - зерна злаков, замоченные в воде, с мёдом. Обычно под Рождество начинались сильные морозы, но это не мешало народу. Праздничная процессия шла с бумажной звездой и вертепом – ярко раскрашенным ящиком в два яруса. В нем с помощью деревянных фигурок разыгрывали сценки, относящиеся к Рождеству Христову. Колядование начинали дети, ребята и получали за это разное угощение).
- Ночь перед Рождеством особенная: ночь в канун величайшего христианского праздника – Рождение Иисуса Христа, но вместе с тем в эту ночь злые силы - черт, ведьма - ведут себя наиболее активно, смело, пытаются согнать зло на добрых людях.
ІІІ. Объявление темы и цели урока, формулировка вместе с учениками цели урока
- Сегодня мы с Вами продолжаем изучать творчество Николая Васильевича Гоголя, закрепим изученное, и попробуем как можно шире раскрыть тему любви в произведении, будем и дальше развивать свои творческие способности
- Работа в тетрадях. (Запись даты и темы урока)
Эпиграф к уроку .
Выразительно прочитайте слова Т.Шевченко, которые служат эпиграфом к уроку
Слайд № 3( презентация)
Как Т. Шевченко характеризует Н. Гоголя?
Давайте прочитаем слова А. Пушкина о Повести Н. Гоголя Вечера на хуторе возле Диканьки. Слайд №4 (презентация)
Я прошу Вас задуматься над этими словами и сказать согласны Вы с ними или нет?.
ІV. Мотивация учебной деятельности
Благодаря произведениям мировой литературы мы с вами имеем возможность путешествовать по разным странам, проникнуть в разные исторические эпохи, почувствовать колорит, быт разных народов. Мы расширяем своё мировоззрение. Великий украинец Т. Шевченко писал: И чужого учитесь, и своего не сторонитесь...Поэтому сегодня мы снова прикоснёмся к необычным событиям: загадочных, фантастических и, безусловно, романтических, ведь только с приподнятым настроением можно читать Вечера на хуторе возле Диканьки.
V. Повторение изученного на предыдущем уроке.
Вопросы по материалам из жизни и творчества Н. В. Гоголя
Биография Николая Гоголя.
Игра Верю – не верю (Слайд №5 презентация)
Родился Н.В.Гоголь в селе Великие Сорочинцы. (Верю, он родился 20 марта 1809 года в семье небогатых помещиков );
Мальчика назвали Николаем на честь царя Николая II.( Не верю, его назвали так на честь Святого Николая, потому что у матери Гоголя перед этим умерло двое детей, и она дала святому такой обет);
Гоголь получил образование в военной академии. (Не верю, сначала он учился в Полтавском уездном училище, а затем в Ниженской гимназии высших наук)
Обучаючись в гимназии, Николай много читал , увлекался музыкою, живописью, театром. (Верю, он мечтал стать артистом)
Закончив обучение, Гоголь вернулся в Полтаву. ( Не верю, Гоголь едет в Петербург и устраивается на должность мелкого чиновника)
В Петербурге Николай Васильевич знакомится с Ф.Достоевским и А.Куприным. (Не верю, он знакомится с А.Пушкиным и В.Жуковским );
Повесть Ночь перед Рождеством вошла в сборник сочинений Вечера на хуторе возле Диканьки. (Верю, сборник Вечера на хуторе возле Диканьки были опубликованы в 1831-1832 годах)
Работа со словарём литературоведческих терминов
(Учащиеся прорабатывают и записывают в тетрадь понятие повесть)
Повесть – эпическое прозаическое произведение (реже стихотворное), определяемое однолинейным сюжетом. Чаще это история одной человеческой жизни, рассказанная от имени самого автора или какого-то героя.
Задание для учащихся: попробовать в конце урока доказать, что Ночь перед Рождеством - это повесть.
V. Изучение нового материала
Учитель. Для того чтобы подойти к теме нашего урока, мы должны вспомнить, как построен сюжет повести
Вопрос:
Как построен сюжет повести Ночь перед Рождеством? Слайд №6 (презентация)
( В сюжете Ночь перед Рождеством переплетаются три линии: первая – линия черта, другая– линия поклонников Солохи, третья – линия Вакулы и Оксаны. А объединяет их образ черта, который медленно превращается в волшебного помощника кузнеца.)
Какая основная мысль повести? Слайд №7 (презентация)
( Основная мысль произведения – победа добра над злом: мечты – над действительностью (любовь Вакулы – над безразличием Оксаны), светлых сил – над тьмой (чистой души кузнеца – над чёртом).
Работа над содержанием произведения и героями (Слайд №8 Черт)
- Что Вы узнали о Черте? Подтвердите строками из текста учебника (Короткозорок, хотя бы он наложил на нос вместо очков колеса из комиссаровой брички, и тогда не распознал бы, что это такое. Впереди немец: узенькая мордочка, которая непрерывно вращалась во все стороны и нюхала все, что только случалось, заканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком; ножки были такие тоненькие, что если бы у них был яресковский голова, то он сломал бы их по первому казачку. Зато сзади был точь-в-точь губернский стряпчий в мундире, потому что у него болтался хвост, такой острый и длинный, как нынешние мундирные фалды; разве только на козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчащим на голове, и что весь был не больше трубочиста, можно было догадаться, что это не немец и не губернский стряпчий, а просто черт, которому последнюю ночь осталось бродить по белому. мира и подзадоривать на грехи добрых людей. Завтра же, как только ударят первые колокола к утрени, побежит он, не оглядываясь, поджав хвост, к своей берлоге. Как человек он ухаживает за Солохой, мстит Вакуле за рисунок, который тот написал в церкви на стене Петр в день Страшного суда выгоняет черта из ада)
- Какие народные верования описываются в произведении? (Вера в ведьм и чертей.)
- Кто выступает в повести в роли нечистой силы? (Черт и ведьма Солоха)
- По народным поверьям, в ночь накануне Рождества активизируется нечистая сила. Это время апогея борьбы тёмных сил с силами добра. Поэтому появление на страницах произведения образов ведьмы и черта, изображение которых не слишком отличается от народных представлений, вполне мотивированным.
(Слайд №9 Солоха)
А что нам известно о Солохе?
Солоха (Ведьма) – Мы знакомимся с Солохой в начале повести, когда она летает на метле и собирает звезды. По внешним признакам она не похожа на ведьму. Женщина 40 лет Нет хорошая не плохая из себя. Мать кузнеца Вакулы. Но она летает на метле, о ней ходят недобрые сплетни. Бабы говорят: что видели у неё из зада хвост, чёрной кошкой перебегавшей дорогу, превращающейся в свинью, поёт петухом, который с распущенной косой, в самой рубашке, доит коров.
Как человек он имел полезные намерения, хотел выйти замуж за богатого Чуба и прибрать в руки его богатство. Ругала Вакулу с Чубом, чтобы Вакула не женился на Оксане, и не прибрал к рукам имущество Чуба.
(Слайд №10 Кузнец Вакула)
- А что нам известно о Вакуле? Подтвердите строчками из произведения.
(Кузнец, крепыш и парень хоть куда казак, что противнее был черту, чем отца Кондрата проповедь. На досуге кузнец рисовал, и прославлен его за лучшего маляра на всю окраину. Ещё как жил покойный сотник Л...ко, то даже он умышленно призвал его в Полтаву красить деревянный забор возле своего дома. Кузнец разрисовал и все миски, из которых диканские казаки хлебали борщ)
- Какими чертами характера наделяет автор кузнеца?
(физическая сила, застенчивость, одарённость по живописи, настойчивость (он был единственным, кто упадал за Оксаной, несмотря на её сопротивление и насмешку над ним), простодушие (не заметил, что Оксана насмехается над ним), преданность своей мечте, способность на самопожертвование).
- Верил ли кузнец в Бога? Подтвердите строками из текста.
(Кузнец был богобоязненный человек и рисовал часто образы святых, и теперь ещё можно найти в Т... церкви его евангелиста Луку. Но все превзошёл он, как изобразил в церкви на стене, в правом притворе, святого Петра в день Страшного Суда, с ключами в руках, что изгоняет из ада нечистую силу)
Итак, Гоголь использовал в произведении распространённую в Украине фольклорную легенду о благочестивом маляре и объединил её с сюжетами о популярном герое славянской мифологии (Слайд №11 Оксана )
Одной из сюжетных линий повести есть любовь Оксаны и кузнеца Вакулы. Безнадёжное, безответное чувство кузнеца нашло все же отклик в сердце надменной красавицы. Многое произошло перед этим всего за одну ночь. Но не забывайте. Что эта ночь была Рождественская.
- Теперь посмотрим, что делает, оставшись сама, красавица-дочка
Инсценировка отрывка из повести (исполняют дети из класса)
(Дом. Оксана сидит перед зеркалом. Входит кузнец Вакула.)
Оксана. Что людям вздумалось говорить, будто я хороша? Обманывают люди, я совсем некрасивая! Неужели чёрные брови и глаза мои так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что здесь хорошего в этом носу, и в щеках, и в губах? Как хороши мои чёрные косы? Их можно испугаться вечером: Они словно длинные змеи, перепутались и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем некрасива… Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо!
(Заходит Вакула).
Вакула. Замечательная девка! С час сидит, смотрит в зеркало и не наглядится, да ещё хвалит себя в голос.
Оксана. Что ты пришёл сюда? Разве хочется, чтобы вывела за дверь лопатой? Вы все ловкие подъезжать к нам. Вмиг пронюхаете, когда родителей нет дома. О! Я вас знаю! Как там мой сундук, готовый?
Вакула. Будет готова, моё сердце, после праздников будет готова. Если бы ты знала, сколько я работал возле неё: две ночи не выходил из кузницы; зато ни в одной поповне не будет такого сундука. Не сердись же на меня! Позволь хоть поговорить с тобой, хоть поглядеть на тебя!
Оксана. Кто тебе запрещает, говори и смотри! Но девушки сейчас придут. Пора колядовать.
Вакула.Так тебе весело с ними?
Оксана. Но веселее, чем с тобой.
Входит Одарка
Одарка. Смотри, Оксана, у меня новые туфельки. А как хороши! С золотом!
Оксана. Хорошо тебе Одарка, у тебя есть тот, кто тебе все покупает, а мне некому достать такие туфельки.
Вакула. Не унывай, моя дорогая Оксана! Я тебе достану такие туфли, что мало какая барышня носит.
Оксана. Ты? Посмотрю я, где ты достанешь такие туфли, которые могла бы я надеть на свою ногу. Разве принесёшь те, что носит царица.
Одарка. Видишь, каких пожелала!
Оксана. А так! Будь свидетелем, если кузнец Вакула принесёт те туфельки, которые носит царица, то вот вам моё слово, что выйду немедленно за него замуж.
Вакула. Прощай, Оксана, дури кого угодно, а меня не увидишь больше на этом свете!
Беседа
- Какими качествами наделяет автор Оксану? Какие черты характера он подчёркивает в её образе? Подтвердите строками из текста
(Оксана — самая красивая девушка, капризная, чопорная, кокетливая, игривая, надменная, самодовольная и тем не менее привлекательная, ибо, как подчёркивает автор, ей подходят даже её недостатки, которые в дальнейшем излечивает всепобеждающая сила настоящей любви).
В каких условиях жила Оксана?
(Отец, казак Чуб, был состоятельным, так что и его дочь ни в чем не имела недостатка. Оксана привыкла, что отец выполняет все ее прихоти.)
Как Вы думаете, нравится ли Оксане кузнец Вакула?
(ей, скорее, нравились его подарки и преданность. Она крутила кузнецом во все стороны.)
- Какой Вакула видел Оксану? Подтвердите словами из текста.
(Кузнец, как и все влюблённые, её обожал, идеализировал. "Да: это она! Стоит, как царица, и сверкает чёрными глазами. Ей рассказывает что-то показной парень, наверное, забавное, потому что она смеётся. Но она всегда смеётся"; " Но, Боже ты мой, почему она такая чертовски хороша? Ее взгляд, и язык, и все, ну вот так и курит, так и курит…)
Как Вы думаете, почему Вакула никогда не смеялся?
(Ибо Вакула был влюблён в Оксану, которая не отвечала ему взаимностью. Его сердце краялось, сжималось от тоски из-за безответной любви).
Как вы считаете, зачем М.В. Гоголь добавил к повести линию Оксаны и Вакулы, линию любви, и нужна ли она вообще?
(Да, нужна, ведь все линии тесно между собой переплетены, а любовь главных героев сквозная. Если бы не отношения Оксаны и Вакулы мы бы не увидели в повести интересного путешествия кузнеца в Санкт-петербург, не познакомились с казаками, Потемкиным, королевой…)
Составление кластеров
Правила создания кластеров
1. Посредине чистого листочка записываем ключевое слово или предложение темы.
2. Вокруг него – слова или предложения, дополняющие тему.
3. Вокруг записанных слов появляются спутники и устанавливаются новые логические связи.
4. Записываем столько идей, сколько называют дети.
Теперь переходим к следующей части нашего урока. Возьмите листочки и фломастеры, лежащие перед вами. Составим кластеры на главных героев, а также на тему любви.
1.Вакула- верный, преданный, любящий, смелый, ловкий.
2.Оксана- красивая, гордая, привередливая, требовательная, любящая.
3.Любовь – пылкая, нежная, горячая, бурная, болезненная, преданная, гордая.
Работа по теории литературы
Учитель: Ещё одно интересное выражение Пушкина после прочтения "Вечеров…", "Что за привлекательность эти сказки"! Давайте подумаем, почему именно так выразился поэт?
(Ибо встречаются элементы сказки в повести, Черт украл луну, Вакула летает на черте).
Народные традиции.
- Какой религиозный праздник описывает Гоголь? Слайд №12
Ответ: Рождество
- О каких обрядах вы узнали?
Слайд №13
1. Колядование.
2. Пост. Голодная кутья
- Придерживаемся ли с вами мы таких обрядов на Рождество? Конечно
Викторина.
- Давайте проверим, удалось ли вам погрузиться в текст повести и оказаться наблюдательными читателями. Сегодня к нам в гости пришёл фантастический герой, это черт, он принёс нам в корзине звёздочки с вопросами, вы по очереди возьмите по одной звёздочке и быстро ответьте….
1) Как называлось село, в котором жил гоголевский персонаж Вакула? (Диканька)
2) Кем приходилась ведьма Солоха кузнецу Вакуле? (Матерью)
3) Кем по профессии был Вакула.? (Кузнец)
4) Назовите "транспортное средство" кузнеца Вакулы при полете в Петербург. (Черт)
5) Как звали отца Оксаны в повести Гоголя? (Корней Чуб)
6) Предмет домашнего обихода, в котором хранили добро. (сундук)
7) Что спрятал бес в карман? (Месяц)
8) Человек, вторым заглянувший в гости к Солохе. (Дьяк)
9) За чем отправился Вакула к Царице? (за башмачками)
10) Песни, которые распевали накануне Рождества (Колядки)
VІ. Подведение итогов урока.
1) Игра „Угадай героя”. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
Учитель.
Российский литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский отмечал: "Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат красками действительности. Видишь и слышишь их".
Поэтому, я думаю, вы легко узнаете героев повести по их описанию
…Узенькая мордашка, которая непрерывно вращалась во все стороны и нюхала все, что только случалось, заканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком; ножки были такие тоненькие... А зато заду был точь-в-точь губернский стряпчий в мундире, потому что у него болтался хвост, такой острый и длинный, как нынешние мундирные фалды...(Черт). (СЛАЙД 14)
".не прошло ещё и семнадцати лет. ...знала и слышала все, что о ней говорили, и была привередлива, как красавица" (Оксана). (СЛАЙД 15)
Местный знахарь и колдун. В прошлом – казак. Очень велик и поэтому практически не ходит. Достаточно интересны его слова: Поэтому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами (Пузатая крыса) (СЛАЙД 16)
„...имела от рождения не более сорока лет. Она была ни хорошая ни плохая собой…К ней ухаживают все состоятельные мужчины Диканьки, но она хочет только получить их хозяйство.” (Солоха). (СЛАЙД 17)
„... вошёл, покряхтывая и потирая руки, и рассказал, что у него не был никто и что он сердечно рад этому случаю погулять немного в неё и не испугался метели. (Дьяк). (СЛАЙД 18)
„…Единственный на селе кузнец. Мастер на все руки. Очень любит Оксану и ради неё готов на все”. (Кузнец Вакула) (СЛАЙД 19)
Учитель. Попытайтесь доказать, что Ночь перед Рождеством - это повесть. (Ответы учащихся)
Ответьте на вопросы по этому алгоритму:(СЛАЙД 20)
Я
запомнил …задумался над… решил, что…
Учитель. Гоголь в своей повести сумел в шутливой форме рассказать об обычаях украинского народа, при этом он умело перемешал фантастику и реальность. Действие совершается и на земле и в небе. В небе летают черти и ведьмы, задумывающие интриги во вред людям. На земле же соединяются влюблённые, торжествующие добро.
- Какой же можно сделать итог? Где творится прекрасное? Какие силы побеждают?
(Все прекрасное творится на земле. Здесь должна торжествовать справедливость. Именно здесь мы видим победу земного человеческого начала.)
Оценивание. Определение 2-3 наиболее активных учащихся
VІІ Домашнее задание.
Составить кроссворд к прочитанной повести , нарисовать рисунок.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×