Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Тема: Особенности технической подготовки на тренировочном этапе в единоборствах | Десяткина Алина Рахметовна . Работа №309488

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Техника единоборств играет ведущую роль в достижении спортивных результатов, а техническая подготовка является основным ведущим звеном. Спортивные единоборства имеют весьма сложный и обширный технический арсенал.

По содержанию технического арсенала можно условно разделить все спортивные единоборства еще на четыре группы: единоборства с оружием, ударные единоборства, виды борьбы и смешанные единоборства.

Ударные единоборства отличаются наиболее простой техникой. Например, в боксе лишь три основных удара и несколько вариантов защиты от них. В такой ситуации возрастают требования, предъявляемые к другим качествам спортсмена - реакции, скорости, выносливости и другим.

И в борьбе, наоборот, техника выполнения бросков очень сложна и разнообразна, так как все броски являются сложно-координационными движениями и выполняются в условиях сопротивления в тесном контакте с противником. Необходимо не только проявить скоростно-силовые качества, но и координировать проявления различных мышечных усилий в разных направлениях. Поэтому и технической подготовке уделяется значительно больше внимания.

Самыми сложными в этом отношении являются смешанные единоборства, так как приходится не только разучивать и совершенствовать ударную и борцовскую технику, но и комбинировать ее, что предъявляет новые требования к психическим, координационным и другим способностям спортсменов.

Центральная задача в технической подготовке - сформировать такие навыки выполнения соревновательных действий, которые позволили бы спортсмену с наибольшей эффективностью использовать его возможности в состязаниях, и обеспечить неуклонное совершенствование технического мастерства в процессе многолетних занятий спортом.

Тема: Особенности технической подготовки на тренировочном этапе в единоборствах

 

Общая характеристика процесса обучения и технического совершенствования.

Этап начального разучивания. Создается общее представление о двигательном действии и формируется установка на овладение им, изучается главный механизм движения, формируется ритмическая структура, предупреждаются и устраняются грубые ошибки.

Этап углубленного разучивания. Детализируется понимание закономерностей двигательного действия, совершенствуется его координационная структура по элементам движения, динамическим и кинематическим характеристикам, совершенствуется ритмическая структура, обеспечивается их соответствие индивидуальным особенностям занимающихся.

Этап закрепления и дальнейшего совершенствования. Навык стабилизируется, совершенствуется целесообразная вариативность действий применительно к индивидуальным особенностям спортсмена, различным условиям, в том числе и при максимальных проявлениях двигательных качеств.

Разделение процесс технической подготовки на большее количество относительно самостоятельных этапов (стадий), позволяет точнее детализировать задачи, средства и методы технического совершенствования

Стадия создания первого представления о двигательном действии и формирования установки на обучение ему.

Возникающие психомоторные реакции и направленность воли на выполнение действия

,

создают соответствующую функциональную настройку. Достигается это

,

применением словесных и наглядных методов, при использовании которых формируются установки и основные пути освоения техники. Информация, получаемая спортсменом на этой стадии, должна быть представлена в наиболее общем виде и четко характеризовать главный механизм движения. Внимание спортсмена концентрируется на основных частях двигательных действий и способах их выполнения. Детали спортивной техники, особенности ее становления

,

в зависимости от индивидуальных и других качеств

,

на этом этапе не рассматриваются, так как они могут затруднить решение поставленных задач.

Стадия формирования первоначального умения, соответствующая первому этапу освоения действия.

На данной стадии формируется умение выполнять основную структуру движения. Здесь отмечается генерализация двигательных реакций, не всегда рациональная внутримышечная и межмышечная координация, которые связаны с иррадиацией процессов возбуждения в

коре

головного мозга. Эти особенности определяют ориентацию тренировочного процесса – овладение основами техники и общим ритмом действия. Особое внимание необходимо уделять устранению побочных движений, излишних мышечных напряжений. Процесс обучения концентрируется во времени, так как длительные перерывы между занятиями снижают его действенность. Слишком частые повторения осваиваемого упражнения в занятии не всегда целесообразны, поскольку образование новых навыков связано с быстрым угнетением функциональных возможностей нервной системы.

 

Основным практическим методом освоения двигательного действия является метод расчлененного упражнения, который предполагает разделение действия на относительно самостоятельные части и изолированное разучивание последних с последующим объединением. Разделение двигательного действия на части, вычленение двигательных характеристик упрощает процесс формирования первоначального умения, так как облегчает постановку задач, подбор средств и методов, контроль за эффективностью обучения, профилактику и устранение грубых ошибок. Лучшему усвоению двигательных действий способствует использование различных методов ориентирования – световых, звуковых и механических лидеров, специальных ориентиров, регламентирующих темп движений, их направленность

 

Стадия формирования совершенного выполнения двигательного действия.

Эта стадия связана с концентрацией нервных процессов в

коре

головного мозга. Отдельные фазы двигательного акта стабилизируются, ведущая роль в управлении движениями переходит к проприоцепторам. Педагогический процесс направлен на изучение деталей двигательного действия. Особое внимание уделяется методам, основанным на использовании двигательных

восприятий.

 

На этой стадии формируется рациональная кинематическая и динамическая структура движений.

 

Стадия стабилизации навыка.

Данная стадия соответствует этапу закрепления двигательного действия. По мере

того,

как рациональная система движений закрепляется, определяются характерные черты навыка – автоматизация и стабилизация действия. Педагогическая задача состоит в стабилизации двигательного действия и в дальнейшем совершенствовании его отдельных деталей. С этой целью широко используется многократное повторение упражнений

,

как в стандартных, так и (особенно) в вариативных условиях.

 

На данной стадии техническое совершенствование теснейшим образом увязывается с процессом развития двигательных качеств, тактической и психической подготовкой. Особое внимание следует уделять техническому совершенствованию при различных функциональных состояниях организма, в том числе и в состояниях компенсированного и некомпенсированного утомления.

 

Стадия достижения вариативного навыка и его реализации

. Стадия охватывает весь период, пока спортсмен ставит задачу выполнения данного двигательного действия. Благодаря его применению в разнообразных условиях и функциональных состояниях организма развивается вариативный навык. У спортсменов, достигших этой стадии технического совершенства, наблюдается высокая степень совершенства специализированных восприятий (чувства времени, чувства темпа, чувства развиваемых усилий и др.), а также способность к совершенному управлению движениями за счет реализации основной информации, поступающей от рецепторов мышц, связок, сухожилий.

 

Важнейшее значение на данной стадии приобретает формирование у спортсмена обобщенной чувственной модели (образа) целостного движения, чувственного и логического контроля. В основе последнего лежит мышление, глубокое понимание и осознание значимости использования закономерностей управления движениями. К способам, затрудняющим условия выполнения действий при различных состояниях организма, относятся их выполнение на фоне значительного физического утомления, повышенного эмоционального напряжения, отвлечения, распределенного внимания, затруднения деятельности отдельных анализаторов и др.

Роль и место технической подготовки в системе подготовки единоборцев

 

 

Техника единоборств играет ведущую роль в достижении спортивных результатов, а техническая подготовка является основным ведущим звеном. Спортивные единоборства имеют весьма сложный и обширный технический арсенал.

Техникой в единоборствах называют и двигательное действие, направленное на решение задач защиты и нападения, исходя из особенностей данного вида и школы, и совокупность рациональных, разрешенных правилами, действий и приемов, применяемых для достижения победы.

По содержанию технического арсенала можно условно разделить все спортивные единоборства еще на четыре группы: единоборства с оружием, ударные единоборства, виды борьбы и смешанные единоборства.

Яркими представителями единоборств с оружием являются фехтование и кендо. Особенность таких единоборств заключается в ведении боя в основном на длинной дистанции без "прямого" контакта с противником, что требует высокой скорости реакции и быстроты передвижений для разрыва и сокращения дистанции.

Ударные единоборства отличаются наиболее простой техникой. Например, в боксе лишь три основных удара и несколько вариантов защиты от них. В такой ситуации возрастают требования, предъявляемые к другим качествам спортсмена - реакции, скорости, выносливости и другим.

И в борьбе, наоборот, техника выполнения бросков очень сложна и разнообразна, так как все броски являются сложно-координационными движениями и выполняются в условиях сопротивления в тесном контакте с противником. Необходимо не только проявить скоростно-силовые качества, но и координировать проявления различных мышечных усилий в разных направлениях. Поэтому и технической подготовке уделяется значительно больше внимания.

Самыми сложными в этом отношении являются смешанные единоборства, так как приходится не только разучивать и совершенствовать ударную и борцовскую технику, но и комбинировать ее, что предъявляет новые требования к психическим, координационным и другим способностям спортсменов.

Центральная задача в технической подготовке - сформировать такие навыки выполнения соревновательных действий, которые позволили бы спортсмену с наибольшей эффективностью использовать его возможности в состязаниях, и обеспечить неуклонное совершенствование технического мастерства в процессе многолетних занятий спортом.

Необходимые предпосылки реализации данной задачи обеспечивает общая разносторонняя подготовка спортсмена, в том числе общая техническая подготовка, которая заключается, прежде всего, в пополнении фонда двигательных умений и навыков, являющихся предпосылкой формирования технических навыков в спортивных единоборствах.

Особенно тесная взаимосвязь техники и тактики в этих видах спорта требует, чтобы в процессе подготовки технические навыки были представлены главным образом в форме единых структур - технико-тактических действий. Поэтому техническая подготовка в единоборствах не только на этапе совершенствования навыков, но и на этапе формирования их, непосредственно переходит в тактическую подготовку.

 

Существующие взгляды на техническое мастерство связаны с предположением, что в процессе спортивного совершенствования техника спортсмена должна приближаться к некоторому идеалу, отражающему наиболее эффективные способы выполнения спортивных действий. Практически перед тренером и спортсменом всегда возникает проблема разработки и коррекции конкретных моделей спортивной техники, которые соответствовали бы его индивидуальным морфофункциональным особенностям и намечаемым достижениям. Причем реальные формы действий, осваиваемых спортсменом в начале спортивного пути, полностью не могут совпадать с моделями техники, пригодными для последующих этапов, поскольку техника движений в решающей мере определяется степенью развития физических и психических качеств спортсмена, закономерно изменяющихся в процессе спортивного совершенствования. В соответствии с их изменением должны меняться и формы индивидуальной техники.

Установлено, что из всех разделов спортивной подготовки техника наиболее подвержена изменениям. Успешному выполнению техники приемов в поединке препятствует система сбивающих факторов, к которым относятся:

1) защитные действия соперника;

2) изменение положения соперника;

3) нарастающее утомление атакующего спортсмена. От умения их преодолевать будет зависеть стабильность реализации технического потенциала единоборца и, соответственно, спортивный результат.

Техническое совершенство фактор, компенсирующий недостатки в подготовке спортсмена. Техничный спортсмен тратит меньше энергии в схватке, так как включает в работу только те мышцы, которые в данном движении выполняют какие-либо функции. Он не скован, поскольку уверен в своей способности отразить внезапную атаку противника, он дышит свободно и поэтому меньше утомляется, что позволяет вести активную борьбу на протяжении всего поединка, а именно эта способность - показатель высокого уровня специальной выносливости спортсмена.

При атаке или с целью преодоления сопротивления противника, техничный спортсмен целесообразно использует возможности мышц, включая их в работу последовательно или одновременно. Кроме того, он активно использует свой вес, инерцию движения массы тела, а нередко усилия и инерцию движения противника

Хорошая техника дает выигрыш в быстроте. Она основывается на своевременном включении в работу различных мышц, что является одной из основ скорости, или, как говорят бойцы, резкости движения. Все это позволяет спортсмену преодолевать сопротивление физически более сильных соперников, т.е. отчасти компенсировать недостатки в силовой подготовленности, а также положительно влияет на специальную выносливость.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×