Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Тема патриотизма в произведениях советских композиторов периода Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) | Юрьева Елена Станиславовна. Работа №262009

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Юрьева Елена Станиславовна
В статье  говорится о том, что страшные  испытания во время Великой Отечественной войны  привели развитию и укреплению в народе чувства советского патриотизма. Главным лозунгом в жизни страны стал лозунг " Всё для фронта! Всё  для  Победы" В произведениях таких композиторов , как Прокофьев, Кабалевский, Шостакович,  Фрадкин , Хренников  и многих других выражалась общая коллективная воля к победе , дух сопротивления. 

Тема патриотизма в произведениях советских композиторов периода Великой Отечественной войны (1941-1045г.г.)

75-летию Победы посвящается

Автор Юрьева Е.С., преподаватель теоретических дисциплин МБУ ДО «ДШИ п. Строитель» Тамбовской области.

 

2020 год- это год 75-летия Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. 27 миллионами жизней заплатил СССР за победу. За годы войны была уничтожена 1/3 национального богатства страны. Были полностью разрушены уникальные исторические памятники, тысячи музеев, кинотеатров , выставочных и концертных залов. На оккупированной и прифронтовой территории были уничтожены, разрушены , сожжены более 82 тысяч школ, училищ, ВУЗов и НИИ. Миллионы книг из публичных и научных библиотек были безвозвратно утеряны. Погибли тысячи деятелей культуры.

Но именно в годы ВОВ в народе крепло и развивалось чувство патриотизма. Оно формировалось не только на фронтах войны, не только на полях и в цехах оборонного комплекса, но и произведениями писателей, художников, композиторов. Именно их творческий труд стал камертоном любви народа к своей Родине.

Национальное по форме, социалистическое по содержанию, такова была форма советского искусства, в том числе и музыкального. Многие исследователи приписывают эту идеологически- философскую концепцию И.В.Сталину . Это так. Но он лишь назвал новое содержание культуры, подвёл итог многолетним предвоенным дискуссиям и творческим решениям этого вопроса в произведениях советских деятелей искусства. Не сразу , сложно и трудно в предвоенной культуре СССР победила тенденция патриотизма. Потребовалась дальнозоркость партии и правительства , чтобы в стране поменять основные философские и морально- духовные установки жизнедеятельности народа и общества.

В.Бакланов писал: «Страшные испытания во время ВОВ сделали культурное творчество более свободным, чем ранее. Перед смертельной угрозой власть вынужденно сблизилась с народом». Вновь произошло обращение к идеям российского патриотизма, к героям истории , к Богу и религии. Главным лозунгом , девизом жизни страны стало- «Всё для Родины, всё для победы!». И эта идеология получила своё отражение в музыке композиторов в период ВОВ.

Симфоническая музыка, оперная, квартеты и другие формы классической музыки вошли в историю ВОВ.

Знаменитая симфония № 7 Д.Д. Шостаковича, известная всему миру как «Ленинградская ». В симфонии столкновение добра и зла, эпическая тема Родины и любви к ней, фашистское нашествие и подвиг народа в защите своей Отчизны тесно связаны с предчувствием и уверенностью людей в Победе. Седьмая симфония была впервые исполнена 5 марта 1942года в Куйбышевском театре оперы и балета оркестром ГАБТ СССР под управлением дирижёра С.Самосуда. Премьера симфонии транслировалась радиостанциями на территорию не только Советского Союза, но и за границу, а открывало трансляцию выступление Д .Шостаковича. А 9 августа 1942 года Ленинградский оркестр радиокомитета под руководством Карла Ильича Элиасберга исполнил её в осаждённом Ленинграде. Исполнение Седьмой симфонии в городе на Неве услышало через репродукторы и радиоточки голодное, умирающее , но не сдавшееся население . Симфония стала моральным катализатором стойкости ленинградцев, вдохновила их на подвиги, идентифицировала со всем народом , страной , которая думает о них и делает всё, чтобы спасти Ленинград.

Вслед за « Ленинградской» симфонией Д. Д .Шостакович пишет Восьмую симфонию. В ней 5 частей в музыке которых с потрясающей силой показаны страдания и подвиг народа, миллионы жертв фашистских злодеяний , советский патриотизм , незыблемость любви к Родине и вера в Победу. Памяти всех погибших на войне композитор посвятил «Трио для скрипки, виолончели и фортепиано». В годы ВОВ был написан и Второй струнный квартет.

Не было практически ни одного жанра классической музыки , в котором не отразились события военного лихолетья Оратория Ю.А. Шапорина « Сказание о битве за Русскую землю» вдохновлена Сталинградской битвой, поэма- кантата Н .Я .Мясковского на стихи Н.С.Тихонова « Киров с нами» посвящена защите Ленинграда, М.В. Коваль пишет в 1941 году ораторию « Народная священная война», а в 1942 году оперу « Емельян Пугачёв», А. И. Хачатурян посвящает победе добра над злом свой балет « Гаянэ».

Великой войне посвятил своё творчество ещё один классик русско- советской музыки Д.Б. Кабалевский. Принадлежа к числу художников , которые очень активно реагируют на время, он сразу оказался в гуще тем и замыслов, связанных с ВОВ. О битве прод Москвой Д. Кабалевский пишет в 1942 году оперу « В огне»( « Под Москвой»), кантату « Родина великая», сюиту « Народные мстители». Эти произведения написаны под впечатлением событий, фактов, знакомств композитора с реальными участниками боевых действий, с конкретными людьми , которые не считали себя героями , а просто готовы были отдать свою жизнь за Родину. Нельзя не сказать и о « Реквиеме» Д. Кабалевского на стихи Роберта Рождественского. И хотя это произведение было написано в 1963 году, оно непосредственно относится к работам о войне и её участниках. « Реквием»- это поминальная молитва о погибших на фронтах ВОВ, о жертвах за победу над фашизмом. Основная идея « Реквиема»- это призыв к живым! Быть достойными подвига павших , бороться за мир и жизнь на земле. Достаточно вслушаться в названия с частей , чтобы понять идеологию патриотизма, философское осмысление данной темы : вступление « Помните!», 1 часть « Вечная слава», 2 часть « Родина», 3 часть «Я не умру» , 4 часть» Поступь дивизий», 5 часть «Чёрный камень» , 6 часть « Сердце матери» , 7 часть « Грядущее» , 8 часть « Наши дети» , 9 часть «Слушайте». Патриотический пафос стихов Р Рождественского переплетается с музыкой Д. Кабалевского . В этом симбиозе звучит ненависть к врагам мира, призыв к людям « Убейте войну ! Прокляните войну!» Стихи Р.Рождественского о чёрном камне настолько пронзительны, что слёзы выступают на глазах ! Как это актуально в год 75-летия Победы! « Разве ты мечтал когда-то стать надгробием для могилы неизвестного солдата?»

Анализируя классическую музыку периода Великой Отечественной войны , нельзя не сказать о творчестве ещё одного великого композитора - С.С. Прокофьева. Начало войны заставило Прокофьева отодвинуть на второй план мирные сюжеты « Золушки» и « Дуэньи». Жизнь предъявила иные требования , выдвинула другие темы и сюжеты. После потрясений первого военного лета С.С. Прокофьев вновь начинает работу над оперой « Война и мир» по роману Л.Н.Толстого . Через призму происходящих событий композитор по- другому оценивает поведение Наташи Ростовой, Пьера Безухого, Андрея Балконского. События 1812 и 1941 годов настолько исторически схожи, что С.Прокофьев уже в конце 1841 года заканчивает первый вариант своей гениальной оперы. В то же время он сочиняет симфоническую сюиту «1941 год» и Второй струнный квартет .Но особо проявилась национальная составляющая , патриотизм С. Прокофьева в его музыке к кинофильму С.М. Эйзенштейна « Иван Грозный» . Национально- культурная идентичность музыки становится феноменом конструирования в музыкальном искусстве. Сам фильм настолько чёткий по режиссёрскому замыслу, что казалось бы его содержание самодостаточно. Но нет . Музыка Прокофьева наполняет фильм движением, динамикой, устремлённостью к поставленным целям. Архитектура музыкального произведения строится , исходя из народного творчества ( колыбельная песня « Океан- Море», которую поют маленькому Ивану) и постепенно , через сложнейший рисунок взаимосвязей и взаимозависимостей , восходит до « неавторской музыки» , которая объединяет глубочайшие пласты традиционных церковных песнопений и симфонического модернизма. Прокофьев выполняет специально под содержание фильма аранжировку фрагмента духовного концерта Д. Бортнянского « Да воскреснет Бог». Он преломляется в « Клятву опричников» и знаменитое « Прости , Господи, люди Твоя!» . И фильм , и музыка к нему были созданы в годы войны, несли на себе её отпечаток. Возврат к исторической памяти через героев и события прошлого были возвращением российского патриотизма.

Но Отечественная война активизировала не только творчество композиторов классической школы. Не меньшая, если не большая активность была у композиторов – песенников.

Песни того периода были самым действенным инструментом формирования и воспитания у людей патриотизма.

Самой главной песней ВОВ по праву считается песня « Священная война».( музыка А.В.Александрова , стихи В.И. Лебедева- Кумача). Она была создана в конце июня 1941 года . А 26 июня 1941 года её впервые исполнили на Белорусском вокзале в Москве при отправке эшелонов на фронт. Прошло почти 80 лет , но « Священная война» звучит над « Бессмертным полком», на парадах Победы, в воинских частях и на российских государственных праздниках.

Широко известной и любимой стала песня « Прощайте, скалистые горы» ( музыка Е..Жарковского , стихи Н. Букина), посвященная воинам- североморцам и морякам. Тогда же появилась ещё одна песня « Вечер на рейде» ( 1941 год. Музыка В.П. Соловьёва- Седого, стихи А. Чуркина). Эта фронтах , в редкие промежутки между боями звучала песня « В землянке ( музыка К. Листова, стихи А. Суркова). В августе 1941 года Константин Симонов написал стихотворение « Жди меня» и посвятил его блистательной советской актрисе Валентине Серовой , ставшей впоследствии его женой. 14 января 1941 года это стихотворение было напечатано в газете « Правда». И уже через несколько дней композитор М. Блантер положил стихи на музыку. Так родилась любимая на фронтах и в тылу песня « Жди меня»., которая дала название и одноимённому фильму ( « Жди меня» , 1943 год).

Не менее популярной была песня « Синий платочек».( музыка польского композитора Е. Петерсбурского , стихи Я. Галицкого). Эту песню исполняли с фронтовыми бригадами артистов Лидия Русланова и Клавдия Шульженко. Для последней песня « Синий платочек» стала музыкальной визитной карточкой . Поистине народной стала песня на стихи М. Исаковского « Огонёк». Песня появилась на свет в 1943 году, а вот автор музыки до сих пор неизвестен.

Среди любимых военных песен , появившихся уже в 1944-1945 годах надо назвать «Офицерский вальс»( « Служебный вальс»), написанный М. Фрадкиным на стихи Е. Долматовского. Леонид Утёсов впервые исполнил ещё одну известную песню ВОВ –« Дорога на Берлин». История песни началась в 1943 году, в освобождённом Гомеле, где композитор М. Фрадкин и поэт Е. Долматовский очень быстро написали версию этой песни и подарили её нашему замечательному певцу. В стихах Е. Долматовского было указано одно направление, идти на Минск. После освобождения Минска Леонид Утёсов самостоятельно стал добавлять строки- направления наступавших советских войск : Брест, Львов, Варшава…. И так до Берлина. Песня «Дорога на Берлин» стала песней нашей Победы.

В числе любимых фронтовых песен были « Давай закурим» ( музыка М. Табачникова , стихи И. Френкеля ), « Соловьи» ( музыка В.П. Соловьёва- Седого , стихи А.И . Фатьянова). Весной 1943 года ансамбль Центрального Дома железнодорожников , художественным руководителем которого был И. О. Дунаевский, исполнил песню « Моя Москва». ( Стихи М. Лисянского , дополненные четверостишием о защитниках Москвы С. Аграняном, музыка И. О. Дунаевского). В стиле танго с взволнованной речевой интонацией на фронтах звучала « Тёмная ночь»( музыка Н. Богословского, стихи В. Агатова) . Особенно душевно исполнял её Марк Бернес.

В новогоднюю ночь 1 января 1844 года впервые по радио прозвучал новый Гимн Советского Союза ( музыка А.В. Александрова, стихи С. В. Михалкова и Г. Эль- Регистана). И сегодня , уже в новой Российской Федерации звучит тот же Государственный Гимн лишь с изменённым текстом .

Не только песни , написанные в годы ВОВ ,стали знаменитыми на её фронтах . Песню « Катюша» ( первый текст стихов Исаковского) на войне досочиняли сами солдаты. Марш « Прощание славянки» , написанный в 1912 году в городе Тамбове трубачом 7 – го кавалерийского полка Василием Агапкиным , звучал в 1945 году на параде Победы в Москве под управлением автора, который стал главным дирижёром военного оркестра Советской Армии .

Советские композиторы во время Великой Отечественной войны сочиняли музыку для тех , кто с оружием в руках сражался на фронтах и работал в тылу . « Нам нужна одна победа! Одна на всех , мы за ценной не постоим!» пелось в фильме « Белорусский вокзал».( 1975 год, режиссёр А. Смирнов). Военная страда родила новую музыку , музыку совесткого патриотизма, музыку беззаветной любви к Родине.

Наша страна прошла через горнило Второй Мировой войны. Историческая память о ней- это судьба каждой семьи России. Празднуя 75-летие нашей Победы в этой войне, мы вспоминаем всех, кто в боях добывал, в тылу ковал Победу, кто положил на её Алтарь свои жизни, кто воспитывал в нашем народе патриотизм. Разными способами. Композиторы делали это своей музыкой.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1.В. Бакланов Формирование новой советской культуры и её основные противоречия в постреволюционный период и в период ВОВ . //Электронный ресурс .Теория истории .2012.11.05.

2.Батюк Л. И. Культура России в годы Великой Отечественной воны ./Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. 07.00.02.М. 2005.

3.Музы не молчали. // Музыкальная жизнь-2010 , № 4 с. 2-26

4.Камынин В.Д. Историческая память о Великой Отечественной войне как фактор формирования общественного сознания. // Великая Победа 1945 года: взгляд из XX I века. Сб. статей – Екатеринбург, 2011 , с. 59-65

5.Сишова И.Ю. Патриотическая роль советской интеллигенции в годы Великой Отечественной войны.// Мировые цивилизации, 2019 , № 1, т. 4 , с.1-10

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×