Тема "Путешествие в осенний лес" | Янушко Анна Александровна. Работа №351507
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Здоровье», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
Задачи:
Развивать внимание и память;
Формировать навыки позитивной коммуникации;
Создать психологический комфорт;
Воспитывать интерес и бережное отношение к природе;
Продолжать пополнять знания детей об обитателях леса, уточнять и активизировать словарь по теме «Осень. Деревья»;
Закреплять знания детей об осени, умение различать листья разных деревьев, совершенствовать грамматический строй речи; развивать связную речь;
Учить детей видеть и чувствовать красоту природы;
Развивать воображение;
Создавать эмоциональное настроение, используя театрализованное сопровождение;
Вызвать интерес к созданию аппликативной композиции из листьев.
Путешествие в осенний лес
Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Музыка, Здоровье, Художественное творчество, Чтение художественной литературы.
Задачи:
Развивать внимание и память;
Формировать навыки позитивной коммуникации;
Создать психологический комфорт;
Воспитывать интерес и бережное отношение к природе;
Продолжать пополнять знания детей об обитателях леса, уточнять и активизировать словарь по теме Осень. Деревья;
Закреплять знания детей об осени, умение различать листья разных деревьев, совершенствовать грамматический строй речи; развивать связную речь;
Учить детей видеть и чувствовать красоту природы;
Развивать воображение;
Создавать эмоциональное настроение, используя театрализованное сопровождение;
Вызвать интерес к созданию аппликативной композиции из листьев.
Предварительная работа:
Беседа об осени, рассматривание иллюстраций, репродукций картин, фотографий, открыток с изображением осени, загадывание загадок о лесных жителях, заучивание стихов.
Наблюдение за осенними явлениями природы.
Подготовка фона для будущей композиции – тонированного листа бумаги, вырезание из цветной бумаги листьев, д/и Когда это бывает, Кто, где живет?.
Оборудование:
Картинки животных: заяц, лиса, белка, ёж, медведь, силуэты диких животных;
Сюжетные картины по теме Осень. Деревья.
Сенсорные коврики, скамейка, мячик;
Аудиозапись Времена года. Осень П. И. Чайковского, звуки природы;
Атрибуты осени;
Осенние листья по количеству детей.
Тонированный лист бумаги с изображением деревьев и нескольких листочков.
Схемы для совершенствования грамматического строя речи.
Ход занятия:
Логопед с психологом приветствуют детей:
Логопед и психолог: Добрый день, ребята! Рады вас видеть. Сегодня, мы отправимся в увлекательное путешествие по осеннему лесу, научимся слушать звуки, правильно их произносить. Ребята, послушайте загадку, отгадайте ее: Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья.
Дети: Осень.
Логопед: Ребята, посмотрите, к нам залетел осенний листочек! Его осень покрасила в золотой цвет! Она приглашает нас в лес. Пойдем мы в лес по волшебной дорожке, а волшебная она потому, что нам необходимо преодолеть препятствие, это кочки, а они бывают разные, подъемы, спуски… Ну что, готовы?
Дети: Да!.
Психолог: Тогда вперед!.
Дети идут по сенсорной тропе – кочки, отмечая, какие они: колючие, мягкие, высокие, низкие и т.д., затем поднимаются и идут по скамейке, спускаются (звучит музыка, дети проходят по кабинету, на полу лежат осенние листья).
Логопед: Вот мы с вами и в лесу. Посмотрите, какая красота нас окружает! В лесу листопад. Листья падают на землю и превращаются в яркий, разноцветный ковер.
Психолог: Тихо в осеннем лесу, только слышно как шуршат листья под ногами. А мы эти листочки соберем в красивый букет.
(Дети собирают листья, садятся за столы).
Логопед: Ребята, расскажите, какие листочки вы собрали, с каких деревьев?.
Дети: У меня желтый лист липы.
Дети: У меня красный лист клена.
Дети: У меня желтый лист березы.
Дети: У меня красный лист рябины.
Дети: У меня коричневый лист дуба.
Логопед помещает на доску картинки с изображением деревьев и просит показать и назвать деревья, изображенные на них.
Дети: Это липа.
Дети: Это клен.
Дети: Это береза.
Дети: Это рябина.
Дети: Это дуб.
Психолог: Ребята, у вас есть на столах листочки с деревьев, а на доске – изображения деревьев. Определите, с каких деревьев упали ваши листочки. Давайте правильно соотнесем и назовем деревья и листочки.
Логопед: С липы упал липовый листочек.
Ребенок, у которого листочек с липы встает из-за стола и прилепляет листочек к изображению соответствующего дерева.
Логопед: С липы упал липовый листочек. Это липовый листочек. Повторите. Дети повторяют.
Психолог: С клена упал кленовый листочек. Это кленовый листочек. Повторите. Дети повторяют.
Ребенок, у которого листочек с клена встает из-за стола и прилепляет листочек к изображению соответствующего дерева.
Логопед: С березы слетел березовый листочек. Это березовый листочек. Повторите. Дети повторяют.
Ребенок, у которого листочек с березы встает из-за стола и прилепляет листочек к изображению соответствующего дерева.
Психолог: С рябины слетел рябиновый листочек. Это рябиновый листочек. Повторите. Дети повторяют.
Ребенок, у которого листочек с рябины встает из-за стола и прилепляет листочек к изображению соответствующего дерева.
Логопед: С дуба упал дубовый листочек. Это дубовый листочек. Повторите. Дети повторяют.
Ребенок, у которого листочек с дуба встает из-за стола и прилепляет листочек к изображению соответствующего дерева.
Психолог: Посмотрите, какие красивые деревья у нас с вами получились.
Логопед: На наших деревьях осталось совсем мало листочков. Давайте посчитаем их.
Логопед: Считать будем так: один липовый листочек, два липовых листочка, три липовых листочка, четыре липовых листочка, пять липовых листочков.
Дети считают оставшиеся листочки на деревьях.
Психолог: Ребята, а давайте еще раз проговорим, какие деревья у нас изображены. У нас на доске липа, клен, береза, рябина, дуб. Запомнили? Давайте повторим.
Дети повторяют последовательность деревьев.
Логопед: А теперь давайте поиграем с вами в игру Кто внимательнее?. Вы запомнили деревья? Закрывайте глаза, а я спрячу одно дерево. Вы откроете глаза и назовете, чего не стало. Какое дерево пропало?.
Дети закрывают глаза, логопед убирает картинку с изображением липы. Дети открывают глаза.
Логопед: Посмотрите внимательно, скажите, чего не стало?.
Дети: Не стало липы.
Психолог: Молодцы. Играем дальше.
(Игра продолжается, пока все деревья не будут названы).
Логопед: Ребята. А знаете ли вы, что когда мы приходим в лес, то должны соблюдать правила поведения в лесу. Тот, кто пришел в лес отдохнуть, должен вести себя как в гостях. Ведь в лесу есть лесные правила:
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
что в лесу нельзя шуметь.
Психолог: даже очень громко петь!
Логопед: испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.
Психолог: ветки ели не ломать!
Логопед: мусор с травки убирать!
Психолог: зря цветы не надо рвать!
Логопед: из рогатки не стрелять!
Психолог: и костры не разжигать!
Логопед: бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Психолог: здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Логопед: Вот, ребята. Это правила поведения в лесу. Запомните их. И старайтесь не нарушать.
Психолог: Хорошо в осеннем лесу. Но осенью часто неожиданно начинается дождик. Давайте представим, что пошел дождик. Вставайте вокруг меня. Вот так. И делайте как я, повторяя слова.
Капля раз,(прыжок на носочках, руки на поясе).
Капля два, (прыжок на носочках, руки на поясе).
Очень медленно сперва. (4 прыжка на носочках, руки на поясе).
А потом, потом, потом (8 прыжков на носочках, руки на поясе).
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, (развести руки в стороны).
От дождя себя укрыли. (сомкнуть руки над головой полукругом).
Логопед: Ой, какие красивые зонтики у вас получились! Какого же цвета ваши зонтики?
Дети: У меня красный зонтик.
Дети: У меня синий зонтик.
Дети: У меня желтый зонтик.
Дети: У меня зеленый зонтик.
Психолог: Садитесь на свои места. Посмотрите, что это за конвертики и схемы лежат у вас на столах?.
Логопед: Ребята, перед вами лежат конверты и схемы. Откройте конверты. В них две карточки. На одной нарисовано одно дерево, а на другой – много. На ту часть схемы, где нарисован один кружок, вы должны положить картинку с изображением одного дерева. На ту часть схемы, где нарисовано много кружков, вы должны положить картинку с изображением нескольких деревьев. Деревья надо называть парами. Например, липа – липы.
Дети: Клен – клены.
Дети: Береза – березы.
Дети: Рябина – рябины.
Дети: Дуб – дубы.
Психолог: Молодцы. А давайте поиграем в игру Когда это бывает?. Сейчас у нас осень, а перед осенью было лето. Я прочитаю вам стихотворение, а вы подскажете мне, когда бывает то, о чем в нем говорится, - летом или осенью. В конце стихотворения вы должны сказать слово осень или слово лето.
Птицы стаями летят,
Грустно: дождь и листопад.
Ветер тучи в небе носит,
Потому что это … .
Дети: Осень.
Психолог: В чистом небе солнце светит ярко,
Можно искупаться: очень жарко.
Нравится мне время года это.
Угадали? Ну конечно … .
Дети: Лето.
Психолог: Молодцы! Вы правильно мне подсказали слова осень и лето.
Логопед: А теперь давайте поиграем в мяч. Встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть дерево, а вы будете ловить мяч и называть это же дерево ласково. Например, липа – липка.
Логопед: Береза.
Дети: Березка.
Логопед: Рябина.
Дети: Рябинка.
Логопед: Дуб.
Дети: Дубок.
Логопед: Вот и молодцы! Садитесь на стульчики.
Логопед: Ребята. В лесу много деревьев. А вы знаете, кто живет в лесу?.
Психолог выставляет картинки с изображениями животных.
Дети: В лесу живут дикие животные: заяц, волк, медведь, лиса, ёж.
Логопед: Вот вам белочка-резвушка
Мы ее сказать попросим,
Как она проводит осень?.
Психолог (в руках картинка – силуэт белки): Я орешки собираю, и на зиму запасаю.
Логопед: Слышу я шуршанье ножек, кто же это, дети?
Дети: Ёжик.
Логопед (в руках картинка - силуэт ежика):
Я обыкновенный ежик,
Ежик маленький – ну что же?
Я больших зверей - не хуже,
Потому что я лесу нужен!
Подметаю я тропинки
Все листочки, все соринки,
Хороши мои иголки –
Обхожусь я без метелки!
Психолог: А кто же это там крадется?
Логопед (в руках картинка - силуэт лисы):
Посмотрите я какая:
вся горю как золотая,
хожу в шубе дорогой
хвост пушистый и большой!
Узнали меня?.
Дети: Лиса!.
Психолог: А кто еще к нам идет?.
Логопед (в руках картинка - силуэт медведя):
Брожу летом без дороги
Между сосен и берез
А зимой я сплю в берлоге,
От мороза пряча нос.
Узнали меня?
Дети: Медведь!.
Психолог (в руках картинка - силуэт зайца):
Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной,
И стоит среди травы-
Уши больше головы.
Дети: Заяц!.
Логопед: Как весело, как здорово в лесу, но нам пришла пора возвращаться в детский сад. Мы обещаем, что будем не только помнить все правила поведения в лесу, но и выполнять их.
Психолог включает аудиозапись Звуки природы (спокойная музыка и пение птиц в лесу).
Психолог: Ребята, дышите легко и свободно, слушайте пение птиц. Мы с вами возвращаемся из леса. А по дороге давайте вспомним, что нового мы узнали на занятии. Что вам понравилось, особенно запомнилось?.
Логопед: Вы сегодня отлично занимались. Мы с вами побывали в осеннем лесу, познакомились с правилами поведения там. Вспомнили, как называются деревья, листочки. Украсили наши осенние деревья листочками. Вспомнили диких животных, спрятались от дождя. Наше занятие окончено.
HYPER13PAGE HYPER15
5