Тема урока: «Кто такие звери?» | Шульженко Наталья Исааковна . Работа №326163
Автор разработки урока: Шульженко Наталья Исааковна
Должность: учитель начальных классов
Образовательное учреждение: МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №20 п.Новоизобильный ИГОСК
Урок: окружающий мир, 1 класс
Тема урока: «Кто такие звери?»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока:
• познакомить со зверями;
• научить различать зверей от других групп животных;
• сформировать представление на основе выявления отличительных признаков зверей;
Задачи урока:
• Образовательные: сформировать у детей первоначальное представление о зверях как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; различать понятия “животные”, “звери” и “млекопитающие”.
• Развивающие: анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы; развивать познавательные процессы учащихся (развитие восприятия, тактильных ощущений, внимания, мышления, памяти, речи, зрительного восприятия), коммуникативные функции (умение принимать решение и обосновать его).
• Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньши
Автор разработки урока: Шульженко Наталья Исааковна
Должность: учитель начальных классов
Образовательное учреждение: МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №20 п.Новоизобильный ИГОСК
Урок: окружающий мир, 1 класс
Тема урока: «Кто такие звери?»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока:
познакомить со зверями;
научить различать зверей от других групп животных;
сформировать представление на основе выявления отличительных признаков зверей;
Задачи урока:
Образовательные: сформировать у детей первоначальное представление о зверях как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; различать понятия “животные”, “звери” и “млекопитающие”.
Развивающие: анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы; развивать познавательные процессы учащихся (развитие восприятия, тактильных ощущений, внимания, мышления, памяти, речи, зрительного восприятия), коммуникативные функции (умение принимать решение и обосновать его).
Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование положительного отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения; участвовать в творческом процессе.
Метапредметные:
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, операции, действовать по плану, оценивать свои результаты.
Познавательные:
- понимать информацию, осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные:
- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, задавать вопросы; отвечать на вопросы других.
Предметные: обучающиеся получат возможность называть основные признаки зверей; приводить примеры зверей, понимать связь между строением тела животного и его образом жизни.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Можно за партой тихонько сидеть,
А можно отправиться в лес
– Чудеса посмотреть.
- Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу.
2. Актуализация знаний.
-Вспомните, какие группы животных мы уже изучили? (Рыбы, насекомые, птицы).
- Назовите существенные признаки каждой группы животных.
Игра “Кто в группе лишний»
На экране картинки: 1) шмель, бабочка, медведь, жук.
2) мышонок, синица, дятел, ласточка.
3) корова, ёрш, окунь, щука.
– Найдите лишнее животное. Объясни, почему вы считаете это животное лишним?
3. Самоопределение к деятельности.
- А как можно назвать одним словом тех животных, которые оказались лишними в нашей игре? (Звери)
- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? Что нового узнаем?
- Прочитаем в учебнике на стр.38, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
- На уроке нам предстоит ответить на вопросы:
-Кто такие звери?
-Какое второе название у зверей?
4. Работа по теме урока.
Работа по учебнику.
- На с. 38, рассмотрите картинки и ответьте на вопросы:
- Кого вы видите? Кто из них точно не зверь?
- А как же можно отличить зверей от других животных? (Чтобы точно сказать, что она – зверь, нужно рассмотреть основные признаки зверей).
– Чтобы правильно ответить на этот вопрос, мы познакомимся со строением тела зверей и установим их главный признак. Познакомимся с некоторыми животными, которые относятся к группе зверей.
- А сейчас послушайте весёлое стихотворение, которое нам прочитает Иван Иванов.
На экране появляется картинка жирафа.
Шел по городу жираф,
У него был добрый нрав.
Никого не задевал,
Всем приветливо кивал.
Но порой его приветы
Оставались без ответа.
И тогда серчал жираф,
Несмотря на добрый нрав.
- Рассмотрим строение тела жирафа на с. 38. Назовите части тела. (Работа в парах. Один ученик называет части тела жирафа, второй показывает их. Затем дети меняются ролями.)
- Из каких частей состоит тело жирафа? (Ответы обучающихся).
На экране появляется строение тела жирафа.
- Покажем эти части у мышки.
- Какой вывод сделаем? (Мышка — это зверь, потому что у нее есть голова, шея, туловище, хвост, ноги.)
- Тела разных зверей имеют разные форму и размер, но части тела у всех зверей одинаковые.
- Какой вывод мы можем сделать?
ВЫВОД: Тело зверей состоит из головы, шеи, туловища, ног, хвоста.
- А чем же покрыто тело зверей? (Ответы обучающихся)
- Вспомните, чем покрыто тело птиц, рыб? (Птиц — перьями, рыб — чешуей.)
- Тело зверей покрыто шерстью. Шерсть, мех или волосы - это первый отличительный признак зверей.
- Количество шерсти у них может быть различным, например, у слона ее мало, а у белого медведя ее много. Это зависит от того, в каком месте живет зверь. Есть звери, которые всю жизнь проводят в воде. Это дельфины и киты. Их ноги превратились в плавники. Такие же плавники у тюленей, морских львов и моржей, хотя они проводят в воде только часть своей жизни. Посмотрите на изображение кита. У него нет шерсти, а тело покрыто гладкой кожей. Ученые говорят, что когда-то давным-давно, у китов была шерсть, но она постепенно исчезла от долгого пребывания в воде.
- Теперь мы знаем отличительный признак зверей. Какой вывод мы можем сделать?
ВЫВОД: Тело зверей покрыто шерстью.
— А что изображено на фотографии внизу справа на с. 38? (У собаки появились щенки, и она их кормит молоком.)
— Какую новую информацию о зверях вы узнали по фотографии? (Звери выкармливают детенышей молоком.)
- Вот поэтому второе название зверей — млекопитающие. Запомните, ребята, что все звери млекопитающие. От слова «млеко» - молоко.
- Какой можно сделать вывод?
ВЫВОД: Зверей называют млекопитающими.
- Есть млекопитающие, которые всю жизнь проводят в воде. Это дельфины и киты. Их ноги превратились в плавники, а тело покрыто гладкой кожей. Киты и дельфины дышат лёгкими и вскармливают своих детёнышей молоком, поэтому они – млекопитающие, а не рыбы.
5. Физкультминутка.
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет,
Шейку трет
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка хочет сильным стать.
6. Работа по теме(продолжение).
- На какие две группы можно разделить всех зверей? (Дикие и домашние.)
- Назовите домашних зверей. (Ответы детей.)
- Назовите диких зверей. (Ответы детей.)
Работа по учебнику.
- Рассмотрите рисунки на с. 39 учебника. Назовите известных зверей. Посоветуйтесь с соседом по парте. Неизвестных вам зверей узнайте с помощью атласа-определителя. (Коллективная проверка.)
-Кто из этих животных самый большой?
-Что вы о нём знаете?
Рассказ учеников о зверях.
1. Лось очень крупное животное. Самца легко узнать по огромным ветвистым рогам, которые отсутствуют у самок. Лоси любят полакомиться молодыми ивами, сочными осинами и берёзами. Они щиплют траву, а также едят папоротники, грибы и другие растения. Лоси много времени проводят у водоёмов. Они хорошо плавают.
2. Летучие мыши – единственные летающие животные в группе зверей. Они питаются насекомыми. Живут в щелях домов, дуплах, расщелинах скал и пещерах. Летучие мыши охотятся ночью или в сумерки. Днём они спят, прицепившись к ветке или скале вниз головой.
- В руках у меня красная книга. Почему она красная? Что обозначает красный цвет? (сигнал тревоги). Что этих животных осталось очень мало, их нельзя убивать.
– Многие животные из-за красивого меха стали истребляться людьми. Чтобы они совсем не исчезли с планеты эти животные занесены в Красную книгу. (Демонстрация Красной книги).
Просмотр видеофрагмента «Звери».
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Задание 1.
-Рассмотрите рисунки зверей стр. 28 Вам надо сравнить зверей, изображенных на рисунке. В красных квадратиках пронумеровать зверей в порядке увеличения размеров. В синих квадратиках пронумеровать в порядке уменьшения размеров.
Задание 2.
– Муравьишка Вопросик пошёл гулять в лес, чтобы познакомиться с дикими зверями. А звери решили поиграть с ним в прятки. Надо найти и раскрасить зверей.
- Каких животных вы смогли найти на этом рисунке? (Белка, лось, медведь и заяц.)
7. Рефлексия.
- Наше урок подходит к концу. Возьмите листочки с тестом «Кто такие звери?». Возьмите красный карандаш. Давайте ответим на вопросы.
- Какое из этих животных зверь? (закрасьте нужный кружок)
- Какое из этих животных не зверь? (закрасьте нужный кружок)
-Чем покрыто тело большинства зверей? (закрасьте нужный кружок)
- Проверьте себя. У кого также? (светофор)
На экране появляются правильные ответы.
- Украсим поляну цветами. Для этого нужно оценить свое настроение на уроке: если вам было интересно возьмите красный цветок. Если вам было что-то непонятно - желтый цветок. А если на уроке вам было неинтересно скучно, то синий.
8. Подведение итогов урока.
- Вернемся к учебной задаче урока. Кого называют зверями? (Животных, тело которых покрыто шерстью.)
- Почему второе название зверей — млекопитающие? (Звери выкармливают детенышей молоком.)
- Приведите примеры зверей. (Ответы детей.)
Литература (для учителя, для обучающихся)
Максимова Т. Н. Окружающий мир. Поурочные разработки. 1 класс Москва: ВАКО, 2012.
Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов М.: Просвещение, 2012.
Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов М.: Просвещение, 2012.
Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс, М.: Просвещение, 2014.
Плешаков А.А. и др. Электронное приложение к учебнику Плешакова А. А. Окружающий мир. 1 класс. М.: Просвещение, 2014.
Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник для 1 класса начальной школы М.: Просвещение, 2014.
Плешаков А.А. Сборник Рабочих программ «Школа России» 1-4 классы
.
Окружающий мир. Программа и планирование учебного курса 1-4 класса
Плешаков А.А.,
Гара
Н.Н., Назарова З.Д. «Тесты» к учебнику «Окружающий мир». 1 класс; М.: Просвещение, 2012.
Чеботарёва Т. Н. Окружающий мир. 1 класс: рабочая программа по учебнику А. А. Плешакова. Волгоград: Учитель, 2013.