Тема урока "Простые и сложные предложения". 3-й класс | Петрунина Назиля Расимовна. Работа №301791
Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями “простые и сложные предложения”; сформировать представление о простых и сложных предложениях.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с понятиями “простые и сложные предложения”.
2. Учить выделять в письменной речи “простые и сложные предложения”.
3. Развивать умения формировать цель своей работы и прогнозировать ее результаты.
4. Продолжить формирование самооценки деятельности обучающихся с использованием разноуровневых заданий.
5. Формировать коммуникативные умения сотрудничать в группе, выстраивать контакт между собой и с коллективом.
6. Формировать умение следовать устным и письменным инструкциям учителя и учебника.
Тема урока "Простые и сложные предложения". 3-й класс
Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями “простые и сложные предложения”; сформировать представление о простых и сложных предложениях.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с понятиями “простые и сложные предложения”.
Учить выделять в письменной речи “простые и сложные предложения”.
Развивать умения формировать цель своей работы и прогнозировать ее результаты.
Продолжить формирование самооценки деятельности обучающихся с использованием
разноуровневых
заданий.
Формировать коммуникативные умения сотрудничать в группе, выстраивать контакт между собой и с коллективом.
Формировать умение следовать устным и письменным инструкциям учителя и учебника.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок развивающего обучения.
Тип проблемной ситуации: с затруднением.
Метод проблемной ситуации: побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Поиск решения: побуждающий к гипотезам диалог.
Методы обучения: проблемно-поисковый метод; наглядный; репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование и наглядные средства обучения:
1. Карточки с заданиями.
2. Листы для создания схем предложений.
3. Компьютерная презентация.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
– Сам проверь скорей, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку ”5”?
- минутка настроения
- Дети, какое у вас настроение? Отчёт групп.
Девиз урока:
Я – ученик.
Я – личность творческая.
Я думаю и мыслю.
Я анализирую и делаю выводы.
Мы хотим всё знать.
– Покажите мне карточкой ваше настроение на данный момент начала урока.
1 – у меня отличное настроение, я готов к новым открытиям.(красный)
2 – у меня хорошее настроение, я готов получать новые знания. .(зелёный)
3 – у меня плохое настроение, но я постараюсь работать на уроке активно. .(желтый)
4 – я хочу домой. .(синий)
Работа в тетрадях. Минутка чистописания и словарная работа.
Написали число, кл. работа. Мы будем писать на минутке чистописания буква с.
Писать её будем в соединении с буквами, которые в предложении могут быть союзами. Какие союзы вы знаете? Какие это буквы? (а, и,но)
– Назовите эти соединения си, са, ас, ис, сно.
Показ написания учителем на доске, проговаривая вид соединения.
– Напишите эти соединения до конца строки, соблюдая закономерность.
– Под самыми красивыми слогами поставьте точку (САМООЦЕНКА).
Сегодня мы с вами познакомимся с новым словарным словом. Кто догадался, с каким словом мы будем сегодня работать? (Север.)
– А кто знает, как правильно пишется это слово?
– Запишите это слово у себя в тетради и поработайте с ним: поставьте ударение, разделите слово на слоги, определите часть речи. – Рядом со словом север запишите однокоренное слово, которое будет являться именем прилагательным (северный). Разберите это слово по составу.
Вам 2 минуты!!
Время вышло, положили ручки. Кто не справился с заданием?
Все справились? Молодцы!
Проверка выполненных заданий.
Записываем предложение со словом север и находим грамматическую основу предложения и составляем схему.
1-е предложение: На крайнем севере живут белые медведи. (1 человек выполняет задание у доски.) (Предложение записано и на доске.)
– Сравните задание с эталоном и ОЦЕНИТЕ свою работу. (Устная оценка, работающего у доски.)
2-е предложение: На крайнем севере живут белые медведи, тюлени и моржи. (1 человек составляет схему предложения.)
– Сравните задание с эталоном и ОЦЕНИТЕ свою работу.
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
– Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные.)
– По интонации? (Восклицательные, невосклицательные.)
– По наличию второстепенных членов предложения? (Распространенные, нераспространенные.)
--------------- ===========
- Дети, что обозначает эта схема?
- Это схема грамматической основы предложения.
- Расскажите, что вы знаете грамматической основе предложения?
- Грамматическая основа предложения - это главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое.
Прочитайте название раздела на стр.172. (Простые и сложные предложения).
III. Выявление причины затруднения.
-Какой вопрос возникает? (По какому признаку предложения делятся на простые и сложные?)
Почему возникло затруднение? (Мы не знаем что такое простое и сложное предложение?)
На какие вопросы надо ответить на уроке? Какую же цель вы перед собой поставите опираясь на его тему?
1) Познакомиться с ... и ...;
2) учиться различать ... и ...;
Цель: познакомиться с простыми и сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения.
Записано на доске:
По какому признаку предложения делятся
на
простые и сложные?
Что такое простое предложение?
Что такое сложное предложени
е
?
Групповая работа (по 4 человека).
– У вас на партах лежат карточки оранжевого цвета. Там написаны 4 предложения и даны схемы к ним. Прочитайте предложение и найдите грамматическую основу. Чем они отличаются друг от друга?
1.Прозвенел звонок с урока.
2.Ребята выбежали с урока.
3.Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену.
4.Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену, началась весёлая игра.
– Что вы заметили?
1,2 предложения - различны по смыслу, а похожи тем, что в каждом предложении одна грамматическая основа; 3-предлож. Составлено из 1 и 2 –ого, в нем 2 грамматические основы.
4 предл-е – в нем 3 грамматические основы.
– Определите цель нашего урока на данном этапе. (Познакомиться с новым видом предложений.)
IV. Формулирование темы и цели урока. Изучение нового материала.
Реализация построенного проекта
Назовите еще раз тему нашего урока. (Простые и сложные предложения).
Ребята, определить простые и сложные предложения может получиться ни сразу. Будут затруднения. Но мы будем очень сильно стараться, и у нас все получится.
Как вы думаете, какие из этих предложений простые, а какие сложные? Почему?
По какому же признаку предложения делятся на простые и сложные? (По количеству грамматических основ).
Как вы думаете, почему в 3-м и 4-м предложениях стоят запятые? (Запятые разделяют части сложного предложения.)
Работа над определением. Стр.173 –прочитайте определение про себя. Вопросы есть?
V. Первичное закрепление во внешней речи.
А теперь, давайте приведем примеры простых предложений, сложных. (устно - примеры детей и разбор предложения.) Даем характеристику по цели высказывания, интонации, наличию второстепенных членов предложения. Например: Предложение простое, повествовательное, невосклицательное, нераспространенное.)
VI. Физкультминутка.
Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными.
– Итак, чтобы определить какое предложение и какие знаки препинания нужно в нем поставить НАДО:
1. Прочитать предложение.
2. Найти грамматические основы.
3. Определить сложное или простое предложение.
4. Если сложное, поставить знаки препинания (на доске на карточках отдельных).
VII. Творческая работа с самопроверкой.
– У вас на столах лежат белые карточки, на них записаны слова. Из этих слов составьте сначала простое, а потом сложное предложение
/Дедушка ходил на работу, Барсик сторожил дом.
/Дедушка ходил на работу, Барсик сторожил дом, кот ловил мышей./
– Какое у вас получилось предложение?
– Назовите 1 грамматическую основу, 2?
– Какой знак вы поставили между двумя грамматическими основами?
– А у кого предложение дополнено еще одной грамматической основой?
– Какое у вас получилось предложение?
VIII. Знакомство с новой схемой.
Стр.174-даны схемы предложений. Что нового в схемах? Квадратные скобки – границы простого предложения, т.е. границы части сложного предложения. (НА ЭКРАНЕ- образцы схем!)
Запись предложений коллективно и составление схем предложений и устный синтаксический разбор предложений.
НА ДОСКЕ и в ТЕТРАДЯХ ЗАПИСАТЬ:
1.Дедушка ходил на работу. ______ ========. (Повеств., невосклиц., распростр., простое).
2. Барсик сторожил дом. ______ ========. (Повеств., невосклиц., распростр., простое).
3. Дедушка ходил на работу, Барсик сторожил дом, кот ловил мышей. ____ ====,_____ ======, _____ =======. (Повеств., невосклиц., распростр., сложное).
Применение знаний на практике.(Сам. Работа - карточка каждому ребёнку)
– Составьте схему предложений.
Тёмные тучи закрывают небо и моросят дожди.
Жёлтые, красные, голубые бабочки порхали на лугу.
Спят поляны снеговые, спит безмолвно тёмный лес, только звёзды золотые смотрят ласково с небес.
Взаимопроверка. Меняемся партнерами по лицу и проверяем с зеленой пастой.
IX. Рефлексия деятельности на уроке .
Давайте подведем итог
Каким же был для вас урок?
Приготовьте и поднимите карточку с номером.
1Урок полезен, все понятно.( красная карточка.)
2. Лишь кое-что чуть-чуть не ясно. .( зеленая карточка.)
3. Еще придется потрудиться. .( желтая карточка.)
4. Да, трудно все-таки учиться! .( синяя карточка.)
А сейчас оценим свою работу на уроке. Вы молодцы, а у остальных чуть-чуть сегодня не получилось. Ничего страшного, вы завтра постараетесь и тоже получите “5”.
Домашнее задание: с. 173 правило, упражнение 445.