Тема: «Возрастные особенности игры детей дошкольного возраста». | Авчинникова Оксана Геннадьевна. Работа №308375
Игра - ведущая деятельность дошкольника, которая оказывает значительное влияние на психическое развитие ребенка. Игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития. Поэтому в своей статье я более поробно раскрываю основные особенности организации игры с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Обращаю внимание педагогов на игровые методы и приёмы в обучении детей дошкольного возраста, а также особенности использования игровых методов для обучения детей.
Консультация для педагогов.
Тема: «Возрастные особенности игры детей дошкольного возраста».
Игра - свобода личности в воображении,
«иллюзорная реализация нереализуемых интересов»
(А.Н. Леонтьев).
Младший дошкольный возраст: дети еще не умеют строить развернутую сюжетную игру, играют индивидуально - каждый сам по себе, по возможности соблюдая «дисциплину расстояния». Ребенок сосредоточен на своих действиях и мало обращает внимание на действия других. Время от времени, пресытившись собственной игрой, ребенок посматривает на то, как играют другие. Интерес к сверстнику как раз и приводит к попытке установить определенные отношения. Появляются легкие контакты, но они еще не изменяют самого существа игры — ребенок играет сам по себе. Состав участников игр (по данным А.П. Усовой) у 3-х-летних детей 2-3 человека, их продолжительность - 3-5 минут, после чего дети одной группы присоединяются к другим группам. Таким образом, возникают новые объединения. За 40-50 минут можно наблюдать до 25 таких перегруппировок.
Средний дошкольный возраст: с развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. Глубже проникая в жизнь взрослых, ребенок обнаруживает, что эта жизнь протекает в общении, во взаимодействии с другими людьми (мама беседует с папой, подает обед, следит за поведением, т.д.). Стремление воспроизвести в игре взаимоотношения взрослых приводит к тому, что ребенок начинает нуждаться в партнерах, возникает необходимость договориться с другими детьми вместе организовать игру. Объединения в играх - от 2 до 5 детей. Продолжительность совместной игры доходит иногда до 40-50 минут, хотя в половине случаев группировка сохраняется около 15 минут. В этом возрасте дети уже согласовывают свои действия друг с другом, проявляется распределение обязанностей, хотя возникает оно чаще по ходу самой игры.
Старший дошкольный возраст: игра у детей проходит «вместе», а не «рядом». Отмечается большое разнообразие тематик, ролей, игровых действий, правил, особая роль отводится соблюдению правил, впервые появляется лидерство, у детей начинают развиваться организаторские способности. Наблюдается предварительное (до начала игры) коллективное планирование игры, распределение ролей и коллективный подбор игрушек. В ходе игры дети контролируют действия друг друга, указывают, как должен вести себя ребенок, взявший на себя определенную роль. Усиливается связь между членами игровой группы; коллективы играющих детей становятся более многочисленными и существуют сравнительно долго. Продолжительность игры в этом возрасте - от нескольких часов до нескольких дней.
Таким образом, игра - ведущая деятельность дошкольника, которая оказывает значительное влияние на психическое развитие ребенка. Игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития.
Использование игровых методов и приёмов в обучении и воспитании дошкольников.
Метод - способ воздействия или способ передачи знаний.
Прием - варианты применения данного метода.
Методы и приемы подразделяются на игровые, словесные, наглядные и практические. Рассмотрим их в отдельности.
1.Игровые методы и приемы в обучении детей:
дидактические игры,
подвижные игры,
воображаемая ситуация,
игры-забавы, инсценировки.
Приемы:
Внесение игрушек,
Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками)
Обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение стихотворения "Уронили Мишку на пол", дидактическая игра "Скажи, что звучит")
сюрпризность
, эмоциональность (показ "Птичка и собачка" - воспитатель показывает пищалку, вызывает желание прислушиваться "Кто это поет, поищите". Прилетает птичка, кружится над детьми, садится на руки, чирикает.)
Внезапность появления, исчезновение игрушки.
Изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, под шкафом, над шкафом).
Показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает).
Интригующие обстановки.
Введение элементов соревнований, загадывание загадок, выполнение воспитателем различных игровых действий, создание игровой ситуации
2.Словесные методы и приемы:
Чтение и рассказывание стихов,
потешек
, сказок.
2. Разговор, беседа.
3. Рассматривание картинки, инсценировки.
Приемы:
Показ с называнием игрушек, предметов. Кукла Маша идет, идет, бах - упала, упала. Маша, ой-ой, плачет.
Просьба произнести, сказать слово (это платье).
Перекличка до 1,5 лет ("скажи-повтори").
Подсказывание нужного слова.
Объяснение назначения предмета (посуда - это из чего мы едим и пьем).
Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у кошки котята, у курицы цыплята).
Вопросы.
Договаривание
слова в конце фразы ("Котята пьют (молоко)", "Катя, ешь суп (с хлебом)").
Повторение слова за воспитателем.
Пояснение.
Напоминание.
Использование художественного слова (
потешки
, песенки, стихи, шутки).
3. Практические методы:
Упражнения (оказание помощи).
Совместные действия воспитателя и ребенка.
Выполнение поручений.
Наглядные методы и приемы:
Показ предметов, игрушек.
Наблюдение явлений природы, труда взрослых.
Рассматривание живых объектов.
Показ образца.
Использование кукольного театра, теневого, настольного,
фланелеграфа
.
Диафильмы.
Приемы:
Непосредственное восприятие предмета, игрушки.
Показ с называнием (это кролик).
Пояснение к тому, что видят дети (это Катя пришла; Катя идет гулять; иди, Катя, иди; ой, побежала Катя и убежала).
Просьба-предложение (Андрюша, давай, покорми птичку).
Многократное повторение слова.
Активное действие детей.
Приближение объекта к детям.
Задание детям (иди, Вася, покорми кролика).
Вопросы (простые для детей до 1,5 лет, с 2-3 лет сложные).
Художественное слово.
Включение предметов в деятельность детей ("Вот я кладу кубик, на него еще кубик, еще кубик, получилась башенка").
Выполнение игровых действий.
Игровая форма обучения не является сама по себе новой. Лозунги типа: «Учи – играя», «Используй игру и игровые приёмы при обучении малышей» кажутся понятными и очевидными. Однако на практике дело обстоит совсем иначе. Зачастую воспитатели вводят в «скучные уроки» для дошкольников детские игрушки, отдельные игровые ситуации, считая, что они тем самым, используют игру в качестве формы организации занятий. Например, приходит какой-либо персонаж и начинает детям что-нибудь объяснять, просить о чём-либо. Однако ни персонаж, ни педагог, озвучивающий игрушку, не способны сами по себе превратить занятие в игру. Они как были, так и остаются занятиями – «уроками», строго регламентированными взрослыми, где ребёнок лишь пассивный исполнитель заданий, которые предлагает педагог. Обучение детей игре фактически сводится к применению в работе с ними игровых приёмов «обыгрывания» учебного материала. Подобные «игровые моменты» на занятиях чреваты тем, что не получается ни игры, ни обучения.
Что же нужно знать педагогу об игровой форме обучения?
В словаре понятие «обучение» трактуется как специально организованный процесс, целью которого является формирование знаний, умений, навыков у конкретного человека или группы людей. Любое обучение имеет под собой реальную основу. Игра имеет в своей основе – воображаемую ситуацию. Она складывается из сюжета, ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры. В игре всё происходит «как будто», «понарошку», а обучение – это всегда серьёзно. В ходе обучения мы формируем у детей конкретные знания, умения, например, о геометрических формах. Данные понятия – это не воображаемая ситуация. Это математическая реальность. Если при неразвитой функции игры предъявить детям математический пример в контексте воображаемой ситуации, это сильно отразится на развитии ребёнка. Не в том смысле, что он не запомнит геометрические формы, а в том, что произойдёт смещение между разными установками. Такое обучение не наилучшим образом скажется на развитии воображения, которое является основой для успешного обучения и развития в будущем.
Ребёнок учится писать палочки. Занятие скучное и неинтересное. Педагог предлагает ребёнку превратить лист бумаги в коробку с ячейками, а палочки – в конфеты, которые надо аккуратно уложить. Данное занятие становится увлекательным и интересным. Ребёнок научается тому, что предусмотрено образовательной программой (развитие мелкой моторики и координации движений руки). Сработать данный приём может лишь в том случае, если ребёнок, достиг в развитии игры стадии вербализации воображаемой ситуации.
Овладение игрой имеет несколько ступеней. Сначала ребёнок обучается принимать воображаемую ситуацию от взрослого. Затем он способен не просто принимать воображаемую ситуацию, но и удерживать ее, развивать, переадресовывать. На следующем этапе ребёнок самостоятельно, без помощи взрослого создаёт воображаемую ситуацию, удерживает её при помощи слов. Как отмечал Д. Б. Эльконин, к концу дошкольного возраста дети часто уже не столько играют, сколько говорят об игре.
В воображаемой ситуации ведущую роль играет воображение, которое в дошкольном возрасте становится центральным психологическим новообразованием. До возникновения этого периода (до 3 лет) воображение включается в другие психические процессы и функции. Появление его в качестве самостоятельной психической функции означает, что для ребёнка становится понятной и адекватной задача что-то вообразить. По словам Л.С.Выготского, привносить новое «в самое течение наших впечатлений и в изменение этих впечатлений так, что в результате возникает некоторый новый, раньше не существовавший образ…».
Существуют различные уровни развития воображения у детей дошкольного возраста. Находясь на первом уровне, ребёнок зависит от окружающей предметной среды. Он в палочке в одном случае «видит» ложку, а в другом – градусник. То есть меняется смысл ситуации, в которых ребёнок воспринимает этот предмет. Имея, второй уровень развития воображения, дети мало зависят, от предметной среды, вместе с тем они зависят от своего личного опыта, который они вспоминают. Третий уровень развития воображения определяется внутренней позицией, ребёнок перестаёт быть зависимым от предметной среды и личного опыта. Он свободно придумывает ситуации, даёт объяснение действиям персонажей своей игры.
Кроме вербализации воображаемой ситуации, есть ещё один показатель готовности принимать игру в виде формы обучения. Это умение играть в игры с правилами. Игры с правилами имеют одну очень важную особенность – предварительный этап, на котором оговариваются условия игры (правила). Ребёнку их нужно запомнить, им надо подчиниться. Правилами задаётся способ деятельности. Сначала игровой, а затем и учебной. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
Итак, игра может использоваться в качестве метода обучения в том случае, если она состоялась, освоена и пережита ребёнком в качестве самоценной деятельности.
Педагогам необходимо соблюдать все этапы формирования игры, потому что ребёнок должен последовательно овладеть всеми видами игровой деятельности. Напомним данные этапы. Первый – ознакомительный этап в развитии игры (младенческий период). Второй этап – отобразительная предметно-игровая деятельность (конец первого – начало второго года жизни). Третий этап – сюжетно–отобразительная игра (конец раннего возраста). Четвёртый этап – ролевая игра (дошкольный возраст). Способность к созданию воображаемой ситуации на словах и способность к участию в играх с правилами являются необходимыми условиями для использования игры в качестве формы обучения. В дошкольной педагогике наиболее распространёнными методами и приёмами являются данные в таблице.
Методы обучения не ограничиваются деятельностью только педагога, а предполагают, что он с помощью специальных способов стимулирует и направляет деятельность детей. Таким образом, в обучении отражается деятельность педагога и детей. Каждый метод состоит из приёмов, который является его элементом, составной частью, отдельным действием в реализации.
Игровым методам в классификации методов обучения отводится значительное место. Основным их достоинством является то, что в ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребёнка более быстро и точно. Они переносят учебное действие в условный план, который задаётся соответствующей системой правил или сценарием.
Одним из видов игрового метода является дидактическая игра, в которой все действия регулируются игровой задачей и игровыми правилами. Руководство игрой заключается в ознакомлении детей с её содержанием и правилами, а также в контроле над выполнением правил. Такая игра не может рассматриваться как метод пополнения или сообщения знаний. В ней идёт активный процесс использования имеющихся знаний, обеспечивающих их совершенствование.
Занятия, состоящие из дидактических игр, могут носить тематический и сюжетный характер. На тематических занятиях на протяжении всего специально организованного обучения принимают участие какие-либо персонажи: Незнайка, Микки-Маус, Петрушка, Маленький человечек и другие.
Интересной формой занятий, состоящих из дидактических игр, являются сюжетные занятия, например, путешествия. Данные занятия могут отражать реальные факты или события. Происходящие действия понятны и интересны ребёнку. Выполнение предлагаемых заданий радует и удивляет детей, придаёт познавательному содержанию необычный, игровой характер. В ходе таких занятий дети принимают активное участие в развитии сюжета, обогащении игровых действий, стремятся овладеть правилами и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.
В сюжетном занятии используются различные способы раскрытия познавательного материала в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение при необходимости способов их решения, радость от её решения.
Приём внезапного появления объектов, игрушек своей неожиданностью, необычностью вызывает острое чувство удивления, вызывает эмоциональное реагирование, является залогом познания окружающего мира. Используется данный приём чаще всего в младших группах.
К приёму выполнения воспитателем различных игровых действий можно отнести: подбор картинок, складывание, передвигание, имитацию движений. Игровые действия могут состоять из ряда отдельных действий или элементов. Они должны обязательно сопровождаться речью. Данный приём используется, в том случае, если воспитатель является непосредственным партнёром ребёнка в игре.
Загадывание загадок позволяет в интересной, занимательной форме научить детей чему-нибудь, рассказать о чём-то. Загадка создаёт эффект неизвестного, непознанного. Она помогает устанавливать и осознавать связи между предметами и явлениями.
Введение в занятия приёма соревнования в старших группах подготавливает детей к правильной оценке своих возможностей и достижений, делает игру увлекательной, занимательной и интересной для ребёнка. Отсутствие в занятии приёма соревнования превращает игру в упражнение.
Использование приёма создания игровой ситуации на занятии направлено на развитие поисковой деятельности. Основой данного приёма является игровая мотивация (оказание помощи кому-то в решении их проблем). Например, побуждающим мотивом к деятельности может быть помощь взрослому «не очень умелому» и «рассеянному». В этом случае игра носит озорной, увлекательный характер.
Выбор игровых методов и приёмов обучения зависит, прежде всего, от цели обучения и содержания занятия, а также от возраста детей. Педагогу следует помнить о том, что игровые методы и приёмы не должны превращать занятие в развлечение.