Тема:"Таблица умножения и деления на 7" | Шаповалова. Работа №349315
Сценарий урока по математике в 3 классе.
Тема:"Таблица умножения и деления на 7"
Урок-игра с элементами робототехники.
Способствовать развитию умений составлять таблицу умножения и деления с числом 7, решать составные задачи, включающие увеличение (уменьшение) числа в несколько раз и на несколько единиц
Урок-игра в 3 классе с элементами робототехники
«Таблица умножения и деления с числом 7»
Составила: учитель начальных классов Шаповалова Елена Владимировна
Цель деятельности
учителя
Способствовать развитию умений составлять таблицу умножения и деления с числом 7, решать составные задачи, включающие увеличение (уменьшение) числа в несколько раз и на несколько единиц
Тип урока
Изучение новых знаний и способов действий
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся составлять таблицу умножения
и деления с числом 7, решать уравнения способом подбора.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;
научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.
Личностные: проявляют интерес к изучению учебного предмета математика
методы и формы
обучения
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы: фронтальная, индивидуальная
Образовательные
ресурсы
Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012.
1 электрон. опт. диск (CD-ROM)
Оборудование
Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор
Основные понятия
и термины
Таблица умножения и деления с числом 7
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы
урока
Обучающие
и развивающие компо-ненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы
органи-
зации совзаимодей-
ствия
Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)
Промежуточный
контроль
1
2
3
4
5
6
7
I. Мотивация
(само-опреде-ление)
к учебной деятель-
ности
Эмоциональная, психологическая
и мотивационная под-
готовка
к усвоению изучаемого материала
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок
Постарайтесь всё понять
Будем правильно считать
Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место
Фронтальная, индивидуальная
К – планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверст-никами.
Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету
Наблюдение учителя за организацией рабо-
чего места
II. Актуализация знаний
Изучение нового материала
Работа в парах.
Физкультминутка
IV. Практическая деятельность
Робототехника
Итог, рефлексия
Самооценка
Домашнее задание
1. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы с вами познакомились с таблицей умножения и деления на 6.
Сегодня мы побываем в одной волшебной математи
ческой стране. Послушайте внимательно стихотворение:
В деревушке 7 избушек,
7 крылечек, 7 старушек,
7 щенков, 7 дымков,
7 драчливых петухов,
На 7 плетнях сидят,
Друг на друга не глядят,
Распустили 7 хвостов,
Каждый хвост 7 цветов.
- Чем интересна эта деревушка? (ответ: всех предметов по семь)
-Мы с вами отправляемся в страну, где всем правит число 7. По дороге встретим много разных заданий связанных с
этим числом. В стране живут 7 гномов. С ними мы с вами сегодня и познакомимся. Гномики обожают число 7 и надеются, что его полюбите и вы!
- Вы знаете, что число 7 на Руси издревле считалось волшебным. Русский народ очень любил это число.
- Где же мы можем встретить это число и сейчас? Чтобы ответить на этот вопрос первый гном приготовил загадки.
1.Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний -
Появляется передний.
(Дни недели)
2.Приказало солнце: “Стой!
Семицветный мост крутой”.
(Радуга)
- Ребята, в каких пословицах и поговорках есть цифра 7.
1. Семеро не один, в обиду не дадим.
2. Семеро одного не ждут.
3. Семеро одну соломинку подымают.
4. Семеро с ложкой, а один с сошкой.
5. Семь бед – один ответ.
6. Семь дел в одни руки не берут.
7. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Ну и, главное, вспомним сказки, в которых встречается
это волшебное число.
Учащиеся: “Волк и семеро козлят”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, “ Белоснежка и семь гномов”, “Цветик-семицветик”.
Второй гномик предлагает раскрасить картинки
Повторение таблицы умножения
(резерв устный счёт
36+54:9
(36+54):9
6х7+8
8+6х7
Четвертый гном самый важный и загадочный. Он
предлагает вам выполнить следующее задание.
Гномик собрал 7 цветиков - семицветиков. У каждого
цветка 7 лепестков. Сколько всего лепестков у семи
цветков?
-Чтобы найти, сколько всего лепестков, что нужно
сделать?
- Семь нужно умножить на семь.
- Ребята, а кто догадался, как называется тема
сегодняшнего урока?
- Правильно. Таблица умножения и деления числа
семь.
Откройте учебник на странице 48
Определите цель нашего урока.
-Наша с вами цель научиться составлять таблицу
умножения и деления числа 7,
учиться решать составные задачи
и закреплять вычислительные навыки.
Запишите число, классная работа
Хотите семь на семь умножить?
Мы всем подсказку можем дать:
Взгляните, «СОРОК ДЕВЯТЬ» можно
Лишь раз в таблице повстречать!
7 · 7 = 49 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 = 49
7 · 8 = 56 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 +
+ 7 = 56
7 · 9 = 63 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 +
+ 7 + 7 = 63
– Почему начали составлять таблицу умножения со
случая 7 · 7?
1-я группа: самостоятельно составить таблицу умножения на 7, переставив множители в первой таблице.
2-я группа: составить таблицу
деления на 7.
3-я группа: составить таблицу
деления, когда в частном получается число 7.
На доске таблица умножения и деления
Что вы можете сказать об этих двух столбиках
(таблицах)?
Вывод: умножение и деление – это взаимообрат
ные действия.
Физминутка с гномами.
Пятый гномик ведет здоровый образ жизни и всегда по
утрам делает зарядку с друзьями. Он просит, чтобы вы немножко отдохнули и поиграли с ними.
Идем в гости к шестому гномику. Он знаток
математики.
Гномик предлагает и вам проявить свои знания и
храбрость.
Да-да вы не ослышались. Про кого же или про
что пойдёт речь?
Это мы узнаем отгадав загадку.
Его уважают за храбрость и силу.
Он издавна власти, могущества символ.
Роскошная грива подобна короне,
Он в мире зверей восседает на троне.
С семейством своим терпелив он и нежен.
Конфликт же с самцом-чужаком неизбежен.
Под сенью деревьев он днем отдыхает,
Лениво за прайдом своим наблюдает.
А ночью, когда в небе звезды заблещут,
От рыка его все в округе трепещут.
Никто не хотел бы навлечь его гнев.
Зовут африканского хищника…
(лев)
Нам Нужно укротить льва и для этого нужно сделать следующие задания:
1.Решение примеров.( индивидуальная работа)
- Вычисли.
7х7=49 7х8=56 7х5=35 7х9=63
56:8=7 63:7=9 49:7=7 45:9=5
54:6х5=45 4х6:8=3 (55-7):6=8 28: (32-25) =4
2. Решение задачи.
На стоянке было 15 грузовых машин, а легковых на
25 машин больше, чем грузовых, а мотоциклов в 5 раз
меньше,
чем легковых машин. Сколько мотоциклов было на
стоянке?
Грузовых машин – 15
Легковых – на 25 машин больше, чем ?
Мотоциклов – в 5 раз меньше, чем ?
Решение:
1)15+25=40 (лег.)
2)40:5=8 (м.)
Ответ: 8 мотоциклов
2 способ:
(15+25):5=8 (м.)
Ответ: 8 мотоциклов
Гном спешил, записывая вам свои уравнения, что забыл поставить знаки * и :Подумайте и поставьте их сами.(работа у доски и в тетрадях)
Х *4=32 5*х=35 7*х=49
Задания из электронного приложения
Лев проснулся и заснул
_ Ребята, как называется такая игрушка?
- Что вы знаете о роботах?
История робототехники уходит в глубокую древность. Уже в те времена появились идеи создания технических средств, похожих на человека, и были предприняты первые попытки по их созданию. Статуи богов с подвижными частями тела появились еще в Древнем Египте, Вавилоне, Китае.
Роботы в современном мире бывают разные: промышленные роботы ,медицинские роботы, роботы для обеспечения безопасности, боевые роботы, робот – шахматист, даже робот – учитель есть.
Ребята могут собрать такого льва на кружке робототехники
– Ребята, что нового узнали сегодня
на уроке?
– Что еще повторяли на уроке?
- Гномики были рады знакомству с вами. Приглашают
вас еще к себе в гости. Двери их страны всегда открыты
для вас.
Оцените результат своей работы на уроке. У каждого на столе
лежат кружки трёх цветов: красный, зелёный, красный. Зеленый
означает, что сегодня я всё выполнил правильно, без ошибок, был
активен. Жёлтый цвет: я немного ошибался, но тоже был активен. Красный цвет: у меня что-то сегодня не всё удавалось
- Седьмой гномик подготовил для вас домашнее задание
Учебник, с. 48, №3, № 6.
.
На лепестках
На экране
Тренажёр
На листах или на доске
У доски
По карточкам
У доски Тимур
Резерв
резерв
Фронтальная, инди-
П – осуществляют сравнение, обобщение, классификацию, сериацию, извлече-
Устные ответы,
наблюдения
1
2
3
4
5
6
7
2. Целеполагание.
– Откройте учебник на с. 48, определите тему, цель урока.
Формулируют тему, цель урока.
видуальная
ние необходимой информации из текстов; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.
Р – ориентируются
в учебнике; контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки.
К – обмениваются
мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.
Л – способны адекватно рассуждать о при-чинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи
учителя, выполненные задания
3. Устный счет
– Вычислите устно, записывая только результаты (запись на доске).
36 + 54 : 9 32 : 8
(36 + 54) : 9 48 : 6
6 · 7 + 8 35 : 5
8 + 6 · 7 36 : 6
Выполняют задания
– Вставьте пропущенные числа.
6 · … = 18 4 · … = 20 7 · … = 14
… · 2 = 10 6 · … = 12 … · 3 = 15
… · 5 = 15 … · 3 = 9 4 · … = 12
– Назовите четные числа: 20, 21, 22, 23, 24, 25.
– Составьте и вычислите различные суммы, слагаемые которых состоят
из 2-х четных данных чисел.
– Составьте и вычислите различные суммы, слагаемые которых состоят
из 2-х нечетных указанных чисел.
– Выполните задание № 7
III. Изучение нового материала
1. Составление таблицы умножения и деле-
При составлении надо уделить внимание как способу получения результатов, так и их запоминанию.
Записав таблицу умно-жения шести, начиная со случая 7 · 7, находят результаты сложением.
1
2
3
4
5
6
7
ния с числом 7.
7 · 7 = 49 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 = 49
7 · 8 = 56 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 +
+ 7 = 56
7 · 9 = 63 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 +
+ 7 + 7 = 63
– Почему начали составлять таблицу умножения со случая 7 · 7?
При этом повторяют
ранее введенные приемы: результат каждого следующего произведения можно получить, прибавив к данному произведению 7.
Сверяют полученную таблицу с таблицей
в учебнике.
с усилиями, трудо-
любием
2. Работа
в группах.
1-я группа: самостоятельно составить таблицу умножения на 7, переставив множители в первой таблице.
2-я группа: составить таблицу
деления на 7.
3-я группа: составить таблицу
деления, когда в частном получается число 7.
Выполняют задания.
Физкультминутка
Организует проведение физкультминутки
Выполняют упражнения согласно инструкции
учителя
IV. Практическая деятельность
1. Решение задач.
№ 2.
Оказывает помощь некоторым детям индивидуально.
Под руководством учи-теля записывают задачу кратко, решают ее
самостоятельно.
Фронтальная, ин-дивиду-альная
П – осуществляют
анализ, синтез, поиск необходимой инфор-мации; используют знаково-символи-
Устные ответы,
записи
в тет-
ради
1
2
3
4
5
6
7
Решение:
1) 15 + 25 = 40 (м.) –
легковых.
2) 40 : 5 = 8 (м.) –
на стоянке.
Ответ: 8 мотоциклов было на стоянке.
ческие средства; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений, доказательства.
Р – осуществляют
контроль, волевую
саморегуляцию при возникновении затруднений.
К – формулируют
и аргументируют свое мнение и позицию
в коммуникации.
Л – осуществляют смыслообразование, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
№ 4.
Оказывает помощь в решении задачи:
1) 8 + 40 = 48 (л) – было.
2) 48 – 25 = 23 (л) – осталось.
Ответ: 23 литра бензина осталось.
Ставят вопрос к задаче:
– Сколько литров бензина осталось?
Решают задачу с после-дующей проверкой
у доски.
2. Самостоятельная
работа.
– Самостоятельно выполните задание № 3.
Выполняют задание.
3. Подготовка к введению новой величины «площадь
фигуры».
№ 5.
– Сравните количество клеток в фигурах (на полях страницы).
Выполняют вместе
с учителем.
1
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
5*. Задания
из электронного при-
ложения
к учебнику
V. Итоги урока. Рефлексия деятель-
ности
Обобщение полученных на уроке
сведений.
Заключительная беседа.
Выставление оценок
– Ребята, что нового узнали сегодня
на уроке?
– Какую же связь мы установили?
– Что еще повторяли на уроке?
– Где могут пригодиться эти знания
в жизни?
Отвечают на вопросы
Фронтальная, индивидуальная
П – ориентируются
в своей системе
знаний.
Р – оценивают собственную деятельность
на уроке.
Л – проявляют интерес к предмету
Устные ответы
VI. Домашнее задание
Инструктаж по выполнению домашнего задания
Учебник, с. 48, № 6.
Задают уточняющие
вопросы
Фронтальная, индивидуальная
Р – принимают
и сохраняют учебные задачи