Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Теоретические аспекты применения метода деловой игры в обучении | Мой кабинет. Работа №343310

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В настоящее время предъявляются повышенные требования к уровню владения учащимися навыками общения. Это обусловлено использованием русского языка в различных сферах жизни общества. Для формирования практических умений и навыков на уроках русского языка необходимо применять интерактивные методы обучения, одним из которых является метод деловой игры.

Цель данной статьи – рассмотреть особенности использования метода деловой игры на уроках русского языка в средней школе, а также проанализировать его возможности для развития коммуникативных умений учащихся.

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению использования метода деловой игры на уроках русского языка в средней школе. Рассматриваются теоретические основы данного метода, а также цели и задачи его применения на языковых уроках. Описывается организация деловой игры, включая подготовительный и заключительный этапы. Приводятся примеры конкретных деловых игр на темы курса русского языка. Делается вывод об эффективности метода деловой игры для активизации учебного процесса, формирования практических навыков языка и развития коммуникативных умений учащихся.

Ключевые слова: метод деловой игры, активные методы обучения, развитие навыков общения, формирование коммуникативных умений, мотивация к изучению русского языка.

Abstract: The article deals with the consideration of the use of the business game method in Russian language lessons in high school. The theoretical foundations of this method are examined, as well as the goals and objectives of its application in language lessons. The organization of the business game is described, including the preparatory and concluding stages. Examples of specific business games on topics of the Russian language course are given. The conclusion is drawn about the effectiveness of the business game method for activating the learning process, forming practical language skills and developing communication skills of students.

Keywords: business game method, active learning methods, developing communication skills, forming communication skills, motivation to study Russian language.

Введение

В настоящее время предъявляются повышенные требования к уровню владения учащимися навыками общения. Это обусловлено использованием русского языка в различных сферах жизни общества. Для формирования практических умений и навыков на уроках русского языка необходимо применять интерактивные методы обучения, одним из которых является метод деловой игры.

Цель данной статьи – рассмотреть особенности использования метода деловой игры на уроках русского языка в средней школе, а также проанализировать его возможности для развития коммуникативных умений учащихся.

Задачи статьи:

- рассмотреть теоретические аспекты применения метода деловой игры в обучении;

- проанализировать основные цели и задачи данного метода на уроках русского языка;

- рассмотреть организацию деловой игры как интерактивной формы работы;

- привести примеры деловых игр на уроках русского языка.

Теоретические аспекты применения метода деловой игры в обучении

Деловая игра как педагогический метод активного обучения имеет давнюю историю. Основоположниками игрового моделирования в обучении считаются А. Моргенштерн и Дж. Нейман. Важным этапом развития данного метода стал вклад таких ученых как М. Бирштейн, Ф. Грей, Г. Грэм, К. Гринблат, Р. Дьюк, Г. Дюпюи, Р. Прюдом.

Суть деловой игры как метода обучения состоит в моделировании реальных профессиональных ситуаций для отработки практических навыков. Деловая игра позволяет сократить время на освоение материала, дает возможность применить полученные знания на практике, работать в режиме коллективного принятия решений.

Основными педагогическими целями деловой игры являются активизация мышления обучающихся, развитие их самостоятельности и творческого подхода, приближение учебного процесса к профессиональной деятельности, подготовка к ней.

Существует несколько классификаций деловых игр. По цели проведения выделяют учебные, поисковые и констатирующие игры. По методологии - ролевые, имитационные, инновационные, организационно-деятельностные.

Деловые игры эффективно применяются на разных этапах обучения: до изучения темы для актуализации знаний, после ее освоения для закрепления, а также в качестве сквозной технологии обучения.

Деловая игра как метод активного обучения имеет четкие теоретические основы и большой потенциал для развития профессиональных качеств и навыков будущих специалистов при условии правильной организации.

Основные цели и задачи метода деловой игры на уроках русского языка

Деловая игра является эффективным интерактивным методом обучения на уроках русского языка, который позволяет добиться многого. Одной из главных ее целей является активизация и повышение мотивации учащихся к изучению языка. Деловая игра создает у учеников чувство увлеченности процессом обучения, они сами заинтересовываются в том, чтобы узнать правила, получить навыки и применить их на практике.

Еще одна важная цель - формирование навыков практического владения русским языком. В ходе деловой игры учащиеся имитируют различные жизненные ситуации и роли, где необходимо правильно строить речь, выбирать лексику, грамматические конструкции. Таким образом, они отрабатывают навыки общения, письма, изложения мыслей.

Метод деловой игры способствует развитию логического и творческого мышления школьников. Чтобы достичь поставленной цели в ходе игры, необходимо проанализировать ситуацию, найти нестандартные решения, самостоятельно принять решение. Это способствует развитию критического мышления.

Еще одна важная задача - формирование коммуникативных навыков. В процессе деловой игры учащиеся научаются слушать собеседника, убеждать, доказывать свою правоту, находить компромиссы. Это помогает им легко общаться в реальной жизни на русском языке.

Использование метода деловой игры на уроках русского языка позволяет активизировать обучение, развить навыки владения языком на практике, научить учащихся логически мыслить и эффективно общаться. Это позитивно влияет как на успеваемость, так и на коммуникативное развитие школьников.

Ещё одной важной целью является формирование у учащихся навыков самообразования. В ходе деловой игры учитель выступает не столько в роли преподавателя, сколько в роли консультанта или организатора. Учащимся предоставляется большая самостоятельность в освоении материала, поиске информации, принятии решений. Это научит их самим ставить цели, планировать процесс обучения и контролировать его.

Кроме того, деловая игра способствует формированию у учащихся таких личностных качеств, как ответственность и дисциплинированность. Выполняя роль в игре, учащийся берет на себя обязательства и должен довести задуманное до конца, соблюдая определенные правила. Это научит его быть дисциплинированным и выполнять взятые на себя обязательства.

Метод деловой игры на уроках русского языка, помимо развития навыков языка и мышления, способствует формированию навыков самообразования и таких важных личностных качеств, как ответственность и дисциплинированность, что крайне важно для успешной учебы и жизни в целом.

Организация деловой игры на уроке русского языка

Деловая игра - один из самых эффективных методов активизации учебной деятельности на уроках русского языка. Для того, чтобы организовать интересную игру, преподавателю необходимо хорошо подготовиться.

Во-первых, нужно подобрать актуальную тему игры, которая была бы близка и понятна учащимся. Она должна соотноситься с изучаемым на данный момент материалом. Например, это может быть деловая игра на тему «Правила орфографии и пунктуации».

Во-вторых, следует четко сформулировать цели игры. Они должны соответствовать целям изучения конкретной темы и включать как обучающий, так и развивающий компоненты. Например, отработка правил постановки знаков препинания и умений их применять в практике, развитие логического мышления и творческих способностей.

В-третьих, нужно подготовить сценарий игры. В нем необходимо прописать ход событий, этапы игры, правила, которые будут действовать. Также важно предусмотреть разные роли для учащихся.

На этапе подготовки важно спланировать необходимые ресурсы - учебные материалы, игровое оборудование, реквизит. Для создания атмосферы игры можно использовать музыку, декорации.

Необходимо также разделить учащихся на группы и определить каждому роль в предстоящей игре. Это может быть редактор, корректор, журналист и т.д. в зависимости от сюжета.

Начало игры должно быть ярким и запоминающимся. Например, учитель может рассказать интересную историю, связанную с темой, или представить каждого «персонажа».

В ходе игры ученики активно взаимодействуют, выполняя поставленные задания. Преподаватель координирует процесс и оказывает помощь при необходимости.

Важно предусмотреть интересные задания на каждом этапе, имитирующие реальную деятельность. Например, «журналистам» необходимо собрать информацию и написать статью, а «корректорам» - проверить ее.

По завершении игры следует проанализировать достигнутые результаты, подвести итоги и оценить работу каждого ученика.

Такая тщательная подготовка позволит провести захватывающую деловую игру, способствующую усвоению языкового материала и разностороннему развитию младших школьников.

Помимо непосредственного хода игры, важно уделять внимание ее завершающему этапу. После того, как выполнены все задания, необходимо подвести итоги.

Это позволит учащимся осознать достигнутые результаты и усвоенный материал. Кроме того, важно оценить работу каждого ученика, выделить лучшие выполненные задания. Это повысит мотивацию к обучению.

На этапе обсуждения следует проанализировать, какие именно цели были достигнуты благодаря игре. Учитель должен подчеркнуть, какие именно знания и навыки усвоены или усовершенствованы.

Также необходимо выяснить мнение самих школьников о проведенной игре. Хвалили ли они ее форму? Были ли задания интересными? Каким образом игра способствовала усвоению материала?

Это позволит преподавателю внести коррективы в организацию будущих деловых игр, добиваясь наибольшей отдачи от данного метода обучения. Кроме того, положительные впечатления мотивируют учащихся на дальнейшую учебу.

Завершающий этап игры занимает не меньшее значение, чем ее подготовка и проведение. Это позволяет в полной мере раскрыть потенциал данного метода обучения.

Примеры деловых игр на уроках русского языка

Одним из распространенных примеров деловой игры на уроке русского языка является имитационная игра «Редакция газеты». Ученики делятся на редакторов, корректоров, журналистов и дизайнеров. Журналистам необходимо собрать материал и написать статьи на выбранные темы. Затем корректоры проверят соблюдение орфографических и пунктуационных норм, а редактор определит сетку номера газеты. Дизайнер оформит полосу, добавив иллюстрации.

Другой пример - имитационная игра «Модный дом». Ученики выбирают роли дизайнеров, PR-менеджеров, моделей, организаторов показа. Им предстоит разработать эскизы моделей одежды на определенную тему, написать рекламный текст и презентацию, провести показ. При этом нужно использовать профессиональную лексику и стиль изложения.

Интересной может быть ролевая игра «Книжный магазин». Ребята становятся продавцами, которые должны прорекламировать клиентам выбранные произведения и научиться грамотно общаться с покупателями. При этом продавцы должны проанализировать содержание книги и подобрать аргументы для её рекомендации.

Ещё один пример - имитационная игра «Конференция ученых». Ученики готовят доклады по интересующим их темам и выступают с сообщениями перед аудиторией, соблюдая нормы устного научного стиля. Затем проводится дискуссия по докладам.

Интересные задания могут быть в ролевой игре «Суд присяжных». Ребята изучают юридическую лексику и учатся строить аргументированную речь, защищая или обвиняя «клиента». Судья оценивает правильность построения высказываний.

Разные виды деловых игр позволяют в игровой форме отработать навыки речевого общения, овладеть профессиональными жанрами речи, а также развить логику и творческое мышление учащихся. Это способствует эффективному усвоению языкового материала.

Выводы

Метод деловой игры является одним из наиболее эффективных интерактивных подходов обучения на уроках русского языка. Его применение позволяет добиться множества позитивных результатов.

Деловая игра активизирует учебную деятельность учащихся, повышает их мотивацию к изучению языка. Благодаря имитации реальных ситуаций в ходе игры формируются практические навыки общения на русском языке.

Деловые игры способствуют развитию логического и творческого мышления, что является важным для усвоения языкового материала. Кроме того, они помогают формировать у школьников коммуникативные умения и навыки самообразования.

Тщательная организация деловой игры, включая четкую постановку целей, подготовку сценария, разделение ролей позволяет добиться наибольшей эффективности данного метода. Разнообразные примеры игр могут быть эффективно адаптированы к изучаемым темам.

Метод деловой игры имеет большие перспективы для усиления развивающей функции уроков русского языка в средней школе.

Список использованных источников

Альбицкая В.В., Логинова Т.С., Хорунжая С.Г. Деловая игра на уроках русского языка. Методическое пособие / под редакцией Альбицкой В.В. – Москва: Просвещение, 2019. – 96 с.

Воронова Е.П., Китаева И.В. Дидактические игры и задачи в обучении грамоте. Методическое пособие / сост. Е.П. Воронова, И.В. Китаева. – Москва: Просвещение, 2020. – 144 с.

Голованова О.В., Руднева Т.В. Деловые игры на уроках русского языка в начальной школе. Методическое пособие / под редакцией О.В. Головановой. – Санкт-Петербург: КАРО, 2019. – 160 с.

Исаенко Т.А. Метод проектов на уроках русского языка. Методическое пособие / Т.А. Исаенко. – Москва: Просвещение, 2020. – 112 с.

Князева Н.В., Полякова М.В. Деловые игры на уроках русского языка в 5-7 классах. Методическое пособие / авт.-сост. Н.В. Князева, М.В. Полякова. – Москва: Просвещение, 2021. – 144 с.

Литвинова А.Ю., Роговцева И.В. Деловая игра в образовательном процессе. Учебное пособие / А.Ю. Литвинова, И.В. Роговцева. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 176 с.

Муравьева Н.В., Семенова В.В. Дидактические игры на уроках русского языка. Методическое пособие / Н.В. Муравьева, В.В. Семенова. – Москва: Просвещение, 2019. – 128 с.

Старикова Е.М. Проектная деятельность в школе. Методическое пособие / Е.М. Старикова. – Санкт-Петербург: КАРО, 2019. – 208 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×