ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО- РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА | Евгения Александровна Губанова. Работа №352777
Губанова Е.А.,
магистр,
Малыхина Т.П.,
кандидат психологических наук, доцент
(Азовский государственный педагогический университет)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-
РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ
САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
Значимость детско-родительских отношений в жизни человека трудно
переоценить. Являясь первичной системой социальных отношений, взаимосвязь
родителя и ребёнка призвана обеспечить формирование важнейших структур
самосознания, развитие социально-психологических качеств и раскрытие
внутреннего потенциала растущего человека. Качество детско-родительских
отношений зависит от многих факторов и оказывает значительное влияние не
только на психическое развитие ребёнка, но и на его установки и поведение на
стадии взрослости. В целом, современные детско-родительские отношения
отличаются сложностью и общей тенденцией на уровне социума к
пренебрежению родительскими обязанностями, что сохраняет актуальность
исследования проблемы взаимоотношений взрослых и детей в семье.
Содержание понятия «детско-родительские отношения» в психолого-
педагогической литературе однозначно не определено. Во-первых, оно
представляется как подструктура семейных отношений, включающая в себя
взаимосвязанные, но неравнозначные отношения: родителей к ребенку –
родительское (материнское и отцовское) отношение; и отношение ребенка к
родителям. Во-вторых, эти отношения понимают как взаимоотношение,
взаимовлияние, активное взаимодействие родителя и ребенка, в котором ярко
проявляются социально-психологические закономерности межличностных
отношений (Н. Буянов, А. Варга, А. Захаров, О. Карабанова, А. Лидерс, А.
Спиваковская, Т. Якимова и др.). В зарубежной психологии специфика детско-
родительских отношений традиционно исследуется в рамках
психоаналитического (З.Фрейд, Э.Эриксон, Э.Фромм, Д.Винникот, Э.Берн и др.),
бихевиорального (Дж.Уотсон, Б.Скиннер, Р.Сирс, А.Бандура и др.) и
гуманистического (Т.Гордон, К.Роджерс, Дж.Байярд, В.Сатир и др.) направлений.
Недостаточная разработанность понятий, отсутствие ясного понимания и
четкой формулировки приводят к терминологическим разночтениям. Тем не
менее, ясно, что детско-родительские отношения - один из видов человеческих
отношений. Но эти отношения отличаются от всех других видов межличностных
отношений и, в этом смысле, они достаточно специфичны. Е. Смирнова [3],
раскрывая специфику детско-родительских отношений, считает, что, во-первых,
они характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так и
для родителя. Во-вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителя и
ребенка. Эта двойственность выражается, например, в том, с одной стороны,
родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой – научить его заботиться о
себе самому.
На двойственность в детско-родительских отношениях указывает в своей
эпигенетической концепции и Э. Эриксон, называя ее «двойственной интенцией»,
которая совмещает в себе чувственную заботу о нуждах ребенка с чувством
полного личного доверия к нему, и лишь сам ребенок устанавливает
необходимый баланс между требованиями родителей и своей инициативой [6].
А. Спиваковская пишет о внутренней конфликтности детско-родительских
отношений: взрослеющий ребенок стремится к отделению от родителей, которые
всячески пытаются его удержать возле себя, при этом желая его развития и
взросления [4]. И наконец, существенная особенность детско-родительских
отношений заключается в постоянном их изменении с возрастом ребенка и
неизбежном отделении ребенка от родителей. Те отношения, которые сложились
в младенчестве, неприемлемы для ребенка трех лет и тем более на последующих
возрастных этапах.
Основываясь на работах отечественных исследователей (Б. Ананьев,
В. Мясищев), детско-родительские отношения можно определить как
избирательную в эмоциональном и оценочном плане психологическую связь
ребенка с каждым из родителей, выражающуюся в переживаниях, действиях,
реакциях, связанную с возрастно-психологическими особенностями детей,
культурными моделями поведения и собственной жизненной историей, и
определяющую особенности восприятия ребенком родителей и способ общения с
ними [2]. То есть, детско-родительские отношения рассматриваются как
субъективное осознание человеком любого возраста характера отношений со
своими родителями.
Анализ исследований позволяет выявить основные характеристики детско-
родительских отношений: относительная непрерывность и длительность во
времени; эмоциональная значимость для ребенка и родителей; амбивалентность в
отношениях (баланс полярных позиций); изменяемость отношений в зависимости
от возраста ребенка; потребность родителей в заботе о ребенке и родительская
ответственность.
Теоретический анализ разработанности проблемы детско-родительских
отношений показал, что в целом существующие взгляды и концепции можно
объединить в три больших методологических подхода, в рамках которых ведутся
исследования: функциональный, структурный и феноменологический.
Функциональный аспект позволяет анализировать это явление с точки зрения
достижения полезного приспособительного результата и предполагает развитие
их эффективности. Структурный аспект обращает внимание на согласованность
когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов и предполагает
формирование гармоничности в детско-родительских отношениях.
Феноменологический взгляд фиксируется на ценностно-смысловом аспекте этих
отношений, предполагающих достижение в них определённой зрелости и
обретение родительской идентичности.
Характер детско-родительских отношений влияет на формирование
эмоциональной сферы ребенка и в первую очередь на систему его саморегуляции.
Проблеме содержания саморегуляции поведения в детском возрасте уделяли
внимание представители различных теоретических школ: Л.Виготский,
С. Рубинштейн, Б.Зейгарник, С .Фрейд, К.Левин, А.Бек, Дж.Келли, А.Маслоу,
К.Роджерс, М.Берштейн, А.Конопкин, А.Леонтьев и другие.
Способность ребенка к личностной саморегуляции – одно из свойств
индивидуальности, фундаментальная функция личности, предполагающая
рефлексию содержания собственной и совместной деятельности, ее социально-
личностная значимость, возможность личностной самореализации через эту
деятельность. Неадекватное родительское отношение, а именно, недостаточное
внимание, гипоопека, по мнению некоторых ученых, нередко вызывают у детей
сенсорный голод, недоразвитость высших чувств, инфантильность личности.
Л .Шнейдер, наблюдая за детьми, воспитанными по типу гипоопеки, отмечает,
что им свойственны чрезмерная подвижность, суетливость, раздражение. В то же
время противоположный указанному тип родительского отношения – гиперопека,
сильные ограничения со стороны родителей – приводят к невротическому и
подавленному состоянию, подозрительности, неуверенности и тревожности,
психической незрелости трудностей в общении с другими детьми [5].
Наиболее распространенным механизмом формирования
характерологических черт ребенка, отвечающих за самоконтроль и социальную
компетентность, выступает интериоризация средств и навыков контроля,
используемых родителями. При этом адекватный контроль предполагает
сочетание эмоционального принятия с высоким объемом требований, их
ясностью, непротиворечивостью и последовательностью предъявления ребенку.
Дети с адекватным родительским отношением характеризуются хорошей
адаптированностью к социальной среде и общению со сверстниками, они
активны, независимы, инициативны, дружелюбны, эмпатичны.
Стиль воспитания детей в семье определяется не только любовью родителей
к ним, но и культурными традициями, требованиями общества. По традициям
отечественной культуры, воспитание строится в рамках парадигмы поощрения –
наказание. За добрые поступки ребенка хвалят, исполняют его желания; если же
действия ребенка противоречат представлениям воспитателя о хорошем
поведении, они расцениваются, как плохие, так и ребенок должен быть наказан.
Потребность в положительной оценке взрослых является базовыми,
ведущими для ребенка. Неудачные попытки их удовлетворения создают для него
психотравмирующую ситуацию, которая, при отсутствии психологической
помощи, переходит в ситуацию невозможности удовлетворения жизненно
важных социальных потребностей.
Л. Выготский утверждал, что отношение родителей к ребенку имеет особое
значение во время возрастных кризисов развития (кризисы новорожденности;
одного, трех лет; 6-7 лет), поскольку влияние указанных факторов может
существенно изменить «...весь ход его (ребенка) развития в данный период»
[1, с.248]. Взаимоотношения родителей и детей, характер семейного общения,
типы родительского отношения выступают мощным фактором развития ребенка.
Проведенный теоретический анализ позволил раскрыть особенности детско-
родительских отношений и их влияние на саморегуляцию поведения детей.
Дальнейшие исследования будут направлены на изучение механизмов влияния
отдельных аспектов родительского отношения на регулирующую сферу ребенка.
Литература
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология /
Под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
2. Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. – 2-е изд. – М.: Апрель-
Пресс : Эксмо-Пресс, 2000. – 352 с.
3. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова . – М.: Владос, 2006. –
366 с.
4. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 1. – ООО
Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2006. - 304 с.
5. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций /
Л.Б.Шнейдер. – М.: Апрель-Пресс, 2000. – 512 с
6. Эриксон Э. Детство и общество / Э.Эриксон – СПб : Университетеская
книга, 1996. – 241с
Губанова Е.А.,
магистр,
Малыхина Т.П.,
кандидат психологических наук, доцент
(Азовский государственный педагогический университет)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
Значимость детско-родительских отношений в жизни человека трудно переоценить. Являясь первичной системой социальных отношений, взаимосвязь родителя и ребёнка призвана обеспечить формирование важнейших структур самосознания, развитие социально-психологических качеств и раскрытие внутреннего потенциала растущего человека. Качество детско-родительских отношений зависит от многих факторов и оказывает значительное влияние не только на психическое развитие ребёнка, но и на его установки и поведение на стадии взрослости. В целом, современные детско-родительские отношения отличаются сложностью и общей тенденцией на уровне социума к пренебрежению родительскими обязанностями, что сохраняет актуальность исследования проблемы взаимоотношений взрослых и детей в семье.
Содержание понятия «детско-родительские отношения» в психолого-педагогической литературе однозначно не определено. Во-первых, оно представляется как подструктура семейных отношений, включающая в себя взаимосвязанные, но неравнозначные отношения: родителей к ребенку – родительское (материнское и отцовское) отношение; и отношение ребенка к родителям. Во-вторых, эти отношения понимают как взаимоотношение, взаимовлияние, активное взаимодействие родителя и ребенка, в котором ярко проявляются социально-психологические закономерности межличностных отношений (Н. Буянов, А. Варга, А. Захаров, О. Карабанова, А. Лидерс, А. Спиваковская, Т. Якимова и др.). В зарубежной психологии специфика детско-родительских отношений традиционно исследуется в рамках психоаналитического (З.Фрейд, Э.Эриксон, Э.Фромм, Д.Винникот, Э.Берн и др.), бихевиорального (Дж.Уотсон, Б.Скиннер, Р.Сирс, А.Бандура и др.) и гуманистического (Т.Гордон, К.Роджерс, Дж.Байярд, В.Сатир и др.) направлений.
Недостаточная разработанность понятий, отсутствие ясного понимания и четкой формулировки приводят к терминологическим разночтениям. Тем не менее, ясно, что детско-родительские отношения - один из видов человеческих отношений. Но эти отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений и, в этом смысле, они достаточно специфичны. Е. Смирнова [3], раскрывая специфику детско-родительских отношений, считает, что, во-первых, они характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для родителя. Во-вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителя и ребенка. Эта двойственность выражается, например, в том, с одной стороны, родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой – научить его заботиться о себе самому.
На двойственность в детско-родительских отношениях указывает в своей эпигенетической концепции и Э. Эриксон, называя ее «двойственной интенцией», которая совмещает в себе чувственную заботу о нуждах ребенка с чувством полного личного доверия к нему, и лишь сам ребенок устанавливает необходимый баланс между требованиями родителей и своей инициативой [6].
А. Спиваковская пишет о внутренней конфликтности детско-родительских отношений: взрослеющий ребенок стремится к отделению от родителей, которые всячески пытаются его удержать возле себя, при этом желая его развития и взросления [4]. И наконец, существенная особенность детско-родительских отношений заключается в постоянном их изменении с возрастом ребенка и неизбежном отделении ребенка от родителей. Те отношения, которые сложились в младенчестве, неприемлемы для ребенка трех лет и тем более на последующих возрастных этапах.
Основываясь на работах отечественных исследователей (Б. Ананьев, В. Мясищев), детско-родительские отношения можно определить как избирательную в эмоциональном и оценочном плане психологическую связь ребенка с каждым из родителей, выражающуюся в переживаниях, действиях, реакциях, связанную с возрастно-психологическими особенностями детей, культурными моделями поведения и собственной жизненной историей, и определяющую особенности восприятия ребенком родителей и способ общения с ними [2]. То есть, детско-родительские отношения рассматриваются как субъективное осознание человеком любого возраста характера отношений со своими родителями.
Анализ исследований позволяет выявить основные характеристики детско-родительских отношений: относительная непрерывность и длительность во времени; эмоциональная значимость для ребенка и родителей; амбивалентность в отношениях (баланс полярных позиций); изменяемость отношений в зависимости от возраста ребенка; потребность родителей в заботе о ребенке и родительская ответственность.
Теоретический анализ разработанности проблемы детско-родительских отношений показал, что в целом существующие взгляды и концепции можно объединить в три больших методологических подхода, в рамках которых ведутся исследования: функциональный, структурный и феноменологический. Функциональный аспект позволяет анализировать это явление с точки зрения достижения полезного приспособительного результата и предполагает развитие их эффективности. Структурный аспект обращает внимание на согласованность когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов и предполагает формирование гармоничности в детско-родительских отношениях. Феноменологический взгляд фиксируется на ценностно-смысловом аспекте этих отношений, предполагающих достижение в них определённой зрелости и обретение родительской идентичности.
Характер детско-родительских отношений влияет на формирование эмоциональной сферы ребенка и в первую очередь на систему его саморегуляции. Проблеме содержания саморегуляции поведения в детском возрасте уделяли внимание представители различных теоретических школ: Л.Виготский, С. Рубинштейн, Б.Зейгарник, С .Фрейд, К.Левин, А.Бек, Дж.Келли, А.Маслоу, К.Роджерс, М.Берштейн, А.Конопкин, А.Леонтьев и другие.
Способность ребенка к личностной саморегуляции – одно из свойств индивидуальности, фундаментальная функция личности, предполагающая рефлексию содержания собственной и совместной деятельности, ее социально-личностная значимость, возможность личностной самореализации через эту деятельность. Неадекватное родительское отношение, а именно, недостаточное внимание, гипоопека, по мнению некоторых ученых, нередко вызывают у детей сенсорный голод, недоразвитость высших чувств, инфантильность личности. Л .Шнейдер, наблюдая за детьми, воспитанными по типу гипоопеки, отмечает, что им свойственны чрезмерная подвижность, суетливость, раздражение. В то же время противоположный указанному тип родительского отношения – гиперопека, сильные ограничения со стороны родителей – приводят к невротическому и подавленному состоянию, подозрительности, неуверенности и тревожности, психической незрелости трудностей в общении с другими детьми [5].
Наиболее распространенным механизмом формирования характерологических черт ребенка, отвечающих за самоконтроль и социальную компетентность, выступает интериоризация средств и навыков контроля, используемых родителями. При этом адекватный контроль предполагает сочетание эмоционального принятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью предъявления ребенку. Дети с адекватным родительским отношением характеризуются хорошей адаптированностью к социальной среде и общению со сверстниками, они активны, независимы, инициативны, дружелюбны, эмпатичны.
Стиль воспитания детей в семье определяется не только любовью родителей к ним, но и культурными традициями, требованиями общества. По традициям отечественной культуры, воспитание строится в рамках парадигмы поощрения – наказание. За добрые поступки ребенка хвалят, исполняют его желания; если же действия ребенка противоречат представлениям воспитателя о хорошем поведении, они расцениваются, как плохие, так и ребенок должен быть наказан.
Потребность в положительной оценке взрослых является базовыми, ведущими для ребенка. Неудачные попытки их удовлетворения создают для него психотравмирующую ситуацию, которая, при отсутствии психологической помощи, переходит в ситуацию невозможности удовлетворения жизненно важных социальных потребностей.
Л. Выготский утверждал, что отношение родителей к ребенку имеет особое значение во время возрастных кризисов развития (кризисы новорожденности; одного, трех лет; 6-7 лет), поскольку влияние указанных факторов может существенно изменить «...весь ход его (ребенка) развития в данный период» [1, с.248]. Взаимоотношения родителей и детей, характер семейного общения, типы родительского отношения выступают мощным фактором развития ребенка.
Проведенный теоретический анализ позволил раскрыть особенности детско-родительских отношений и их влияние на саморегуляцию поведения детей. Дальнейшие исследования будут направлены на изучение механизмов влияния отдельных аспектов родительского отношения на регулирующую сферу ребенка.
Литература
Выготский
Л.С
. Собрание сочинений: В 6-
ти
т. Т. 4. Детская психология
/ П
од ред.
Д.Б
.
Эльконина
. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
Мухина, В. С.
Детская психология / В. С. Мухина. – 2-е изд. –
М.
: Апрель-Пресс
:
Эксмо
-Пресс, 2000. – 352 с.
Спиваковская
А.С
. Психотерапия: и
гра, детство, семья. Том 1. –
ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во
ЭКСМО
-Пресс, 2006. - 304 с.
Шнейдер
Л.Б
. Психология семейных отношений. Курс лекций /
Л.Б.Шнейдер
. – М.: Апрель-Пресс, 2000. – 512
с
Эриксон Э. Детство и общество /
Э.Эриксон
–
СПб
:
Университетеская
книга, 1996. –
241с