Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО- РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА | Евгения Александровна Губанова. Работа №352777

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Губанова Е.А.,

магистр,

Малыхина Т.П.,

 

кандидат психологических наук, доцент

(Азовский государственный педагогический университет)

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-

РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ

САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

 

Значимость детско-родительских отношений в жизни человека трудно

переоценить. Являясь первичной системой социальных отношений, взаимосвязь

родителя и ребёнка призвана обеспечить формирование важнейших структур

самосознания, развитие социально-психологических качеств и раскрытие

внутреннего потенциала растущего человека. Качество детско-родительских

отношений зависит от многих факторов и оказывает значительное влияние не

только на психическое развитие ребёнка, но и на его установки и поведение на

стадии взрослости. В целом, современные детско-родительские отношения

отличаются сложностью и общей тенденцией на уровне социума к

пренебрежению родительскими обязанностями, что сохраняет актуальность

исследования проблемы взаимоотношений взрослых и детей в семье.

Содержание понятия «детско-родительские отношения» в психолого-

педагогической литературе однозначно не определено. Во-первых, оно

представляется как подструктура семейных отношений, включающая в себя

взаимосвязанные, но неравнозначные отношения: родителей к ребенку –

родительское (материнское и отцовское) отношение; и отношение ребенка к

родителям. Во-вторых, эти отношения понимают как взаимоотношение,

взаимовлияние, активное взаимодействие родителя и ребенка, в котором ярко

проявляются социально-психологические закономерности межличностных

отношений (Н. Буянов, А. Варга, А. Захаров, О. Карабанова, А. Лидерс, А.

 

Спиваковская, Т. Якимова и др.). В зарубежной психологии специфика детско-

родительских отношений традиционно исследуется в рамках

психоаналитического (З.Фрейд, Э.Эриксон, Э.Фромм, Д.Винникот, Э.Берн и др.),

бихевиорального (Дж.Уотсон, Б.Скиннер, Р.Сирс, А.Бандура и др.) и

гуманистического (Т.Гордон, К.Роджерс, Дж.Байярд, В.Сатир и др.) направлений.

Недостаточная разработанность понятий, отсутствие ясного понимания и

четкой формулировки приводят к терминологическим разночтениям. Тем не

менее, ясно, что детско-родительские отношения - один из видов человеческих

отношений. Но эти отношения отличаются от всех других видов межличностных

отношений и, в этом смысле, они достаточно специфичны. Е. Смирнова [3],

раскрывая специфику детско-родительских отношений, считает, что, во-первых,

они характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так и

для родителя. Во-вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителя и

ребенка. Эта двойственность выражается, например, в том, с одной стороны,

родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой – научить его заботиться о

себе самому.

На двойственность в детско-родительских отношениях указывает в своей

эпигенетической концепции и Э. Эриксон, называя ее «двойственной интенцией»,

которая совмещает в себе чувственную заботу о нуждах ребенка с чувством

полного личного доверия к нему, и лишь сам ребенок устанавливает

необходимый баланс между требованиями родителей и своей инициативой [6].

А. Спиваковская пишет о внутренней конфликтности детско-родительских

отношений: взрослеющий ребенок стремится к отделению от родителей, которые

всячески пытаются его удержать возле себя, при этом желая его развития и

взросления [4]. И наконец, существенная особенность детско-родительских

отношений заключается в постоянном их изменении с возрастом ребенка и

неизбежном отделении ребенка от родителей. Те отношения, которые сложились

в младенчестве, неприемлемы для ребенка трех лет и тем более на последующих

возрастных этапах.

Основываясь на работах отечественных исследователей (Б. Ананьев,

 

В. Мясищев), детско-родительские отношения можно определить как

избирательную в эмоциональном и оценочном плане психологическую связь

ребенка с каждым из родителей, выражающуюся в переживаниях, действиях,

реакциях, связанную с возрастно-психологическими особенностями детей,

культурными моделями поведения и собственной жизненной историей, и

определяющую особенности восприятия ребенком родителей и способ общения с

ними [2]. То есть, детско-родительские отношения рассматриваются как

субъективное осознание человеком любого возраста характера отношений со

своими родителями.

Анализ исследований позволяет выявить основные характеристики детско-

родительских отношений: относительная непрерывность и длительность во

времени; эмоциональная значимость для ребенка и родителей; амбивалентность в

отношениях (баланс полярных позиций); изменяемость отношений в зависимости

от возраста ребенка; потребность родителей в заботе о ребенке и родительская

ответственность.

Теоретический анализ разработанности проблемы детско-родительских

отношений показал, что в целом существующие взгляды и концепции можно

объединить в три больших методологических подхода, в рамках которых ведутся

исследования: функциональный, структурный и феноменологический.

Функциональный аспект позволяет анализировать это явление с точки зрения

достижения полезного приспособительного результата и предполагает развитие

их эффективности. Структурный аспект обращает внимание на согласованность

когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов и предполагает

формирование гармоничности в детско-родительских отношениях.

Феноменологический взгляд фиксируется на ценностно-смысловом аспекте этих

отношений, предполагающих достижение в них определённой зрелости и

обретение родительской идентичности.

Характер детско-родительских отношений влияет на формирование

эмоциональной сферы ребенка и в первую очередь на систему его саморегуляции.

Проблеме содержания саморегуляции поведения в детском возрасте уделяли

 

внимание представители различных теоретических школ: Л.Виготский,

С. Рубинштейн, Б.Зейгарник, С .Фрейд, К.Левин, А.Бек, Дж.Келли, А.Маслоу,

К.Роджерс, М.Берштейн, А.Конопкин, А.Леонтьев и другие.

Способность ребенка к личностной саморегуляции – одно из свойств

индивидуальности, фундаментальная функция личности, предполагающая

рефлексию содержания собственной и совместной деятельности, ее социально-

личностная значимость, возможность личностной самореализации через эту

деятельность. Неадекватное родительское отношение, а именно, недостаточное

внимание, гипоопека, по мнению некоторых ученых, нередко вызывают у детей

сенсорный голод, недоразвитость высших чувств, инфантильность личности.

Л .Шнейдер, наблюдая за детьми, воспитанными по типу гипоопеки, отмечает,

что им свойственны чрезмерная подвижность, суетливость, раздражение. В то же

время противоположный указанному тип родительского отношения – гиперопека,

сильные ограничения со стороны родителей – приводят к невротическому и

подавленному состоянию, подозрительности, неуверенности и тревожности,

психической незрелости трудностей в общении с другими детьми [5].

Наиболее распространенным механизмом формирования

характерологических черт ребенка, отвечающих за самоконтроль и социальную

компетентность, выступает интериоризация средств и навыков контроля,

используемых родителями. При этом адекватный контроль предполагает

сочетание эмоционального принятия с высоким объемом требований, их

ясностью, непротиворечивостью и последовательностью предъявления ребенку.

Дети с адекватным родительским отношением характеризуются хорошей

адаптированностью к социальной среде и общению со сверстниками, они

активны, независимы, инициативны, дружелюбны, эмпатичны.

Стиль воспитания детей в семье определяется не только любовью родителей

к ним, но и культурными традициями, требованиями общества. По традициям

отечественной культуры, воспитание строится в рамках парадигмы поощрения –

наказание. За добрые поступки ребенка хвалят, исполняют его желания; если же

действия ребенка противоречат представлениям воспитателя о хорошем

 

поведении, они расцениваются, как плохие, так и ребенок должен быть наказан.

Потребность в положительной оценке взрослых является базовыми,

ведущими для ребенка. Неудачные попытки их удовлетворения создают для него

психотравмирующую ситуацию, которая, при отсутствии психологической

помощи, переходит в ситуацию невозможности удовлетворения жизненно

важных социальных потребностей.

Л. Выготский утверждал, что отношение родителей к ребенку имеет особое

значение во время возрастных кризисов развития (кризисы новорожденности;

одного, трех лет; 6-7 лет), поскольку влияние указанных факторов может

существенно изменить «...весь ход его (ребенка) развития в данный период»

[1, с.248]. Взаимоотношения родителей и детей, характер семейного общения,

типы родительского отношения выступают мощным фактором развития ребенка.

Проведенный теоретический анализ позволил раскрыть особенности детско-

родительских отношений и их влияние на саморегуляцию поведения детей.

Дальнейшие исследования будут направлены на изучение механизмов влияния

отдельных аспектов родительского отношения на регулирующую сферу ребенка.

 

Литература

 

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология /

Под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.

2. Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. – 2-е изд. – М.: Апрель-

Пресс : Эксмо-Пресс, 2000. – 352 с.

3. Смирнова, Е.О. Детская психология /  Е.О. Смирнова . – М.: Владос, 2006. –

366 с. 

4. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 1. – ООО

Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2006. - 304 с.

5. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций /

Л.Б.Шнейдер. – М.: Апрель-Пресс, 2000. – 512 с

6. Эриксон Э. Детство и общество / Э.Эриксон – СПб : Университетеская

книга, 1996. – 241с

Губанова Е.А.,

магистр,

Малыхина Т.П.,

кандидат психологических наук, доцент

(Азовский государственный педагогический университет)

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

 

Значимость детско-родительских отношений в жизни человека трудно переоценить. Являясь первичной системой социальных отношений, взаимосвязь родителя и ребёнка призвана обеспечить формирование важнейших структур самосознания, развитие социально-психологических качеств и раскрытие внутреннего потенциала растущего человека. Качество детско-родительских отношений зависит от многих факторов и оказывает значительное влияние не только на психическое развитие ребёнка, но и на его установки и поведение на стадии взрослости. В целом, современные детско-родительские отношения отличаются сложностью и общей тенденцией на уровне социума к пренебрежению родительскими обязанностями, что сохраняет актуальность исследования проблемы взаимоотношений взрослых и детей в семье.

Содержание понятия «детско-родительские отношения» в психолого-педагогической литературе однозначно не определено. Во-первых, оно представляется как подструктура семейных отношений, включающая в себя взаимосвязанные, но неравнозначные отношения: родителей к ребенку – родительское (материнское и отцовское) отношение; и отношение ребенка к родителям. Во-вторых, эти отношения понимают как взаимоотношение, взаимовлияние, активное взаимодействие родителя и ребенка, в котором ярко проявляются социально-психологические закономерности межличностных отношений (Н. Буянов, А. Варга, А. Захаров, О. Карабанова, А. Лидерс, А. Спиваковская, Т. Якимова и др.). В зарубежной психологии специфика детско-родительских отношений традиционно исследуется в рамках психоаналитического (З.Фрейд, Э.Эриксон, Э.Фромм, Д.Винникот, Э.Берн и др.), бихевиорального (Дж.Уотсон, Б.Скиннер, Р.Сирс, А.Бандура и др.) и гуманистического (Т.Гордон, К.Роджерс, Дж.Байярд, В.Сатир и др.) направлений.

Недостаточная разработанность понятий, отсутствие ясного понимания и четкой формулировки приводят к терминологическим разночтениям. Тем не менее, ясно, что детско-родительские отношения - один из видов человеческих отношений. Но эти отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений и, в этом смысле, они достаточно специфичны. Е. Смирнова [3], раскрывая специфику детско-родительских отношений, считает, что, во-первых, они характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для родителя. Во-вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителя и ребенка. Эта двойственность выражается, например, в том, с одной стороны, родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой научить его заботиться о себе самому.

На двойственность в детско-родительских отношениях указывает в своей эпигенетической концепции и Э. Эриксон, называя ее «двойственной интенцией», которая совмещает в себе чувственную заботу о нуждах ребенка с чувством полного личного доверия к нему, и лишь сам ребенок устанавливает необходимый баланс между требованиями родителей и своей инициативой [6].

А. Спиваковская пишет о внутренней конфликтности детско-родительских отношений: взрослеющий ребенок стремится к отделению от родителей, которые всячески пытаются его удержать возле себя, при этом желая его развития и взросления [4]. И наконец, существенная особенность детско-родительских отношений заключается в постоянном их изменении с возрастом ребенка и неизбежном отделении ребенка от родителей. Те отношения, которые сложились в младенчестве, неприемлемы для ребенка трех лет и тем более на последующих возрастных этапах.

Основываясь на работах отечественных исследователей (Б. Ананьев, В. Мясищев), детско-родительские отношения можно определить как избирательную в эмоциональном и оценочном плане психологическую связь ребенка с каждым из родителей, выражающуюся в переживаниях, действиях, реакциях, связанную с возрастно-психологическими особенностями детей, культурными моделями поведения и собственной жизненной историей, и определяющую особенности восприятия ребенком родителей и способ общения с ними [2]. То есть, детско-родительские отношения рассматриваются как субъективное осознание человеком любого возраста характера отношений со своими родителями.

Анализ исследований позволяет выявить основные характеристики детско-родительских отношений: относительная непрерывность и длительность во времени; эмоциональная значимость для ребенка и родителей; амбивалентность в отношениях (баланс полярных позиций); изменяемость отношений в зависимости от возраста ребенка; потребность родителей в заботе о ребенке и родительская ответственность.

Теоретический анализ разработанности проблемы детско-родительских отношений показал, что в целом существующие взгляды и концепции можно объединить в три больших методологических подхода, в рамках которых ведутся исследования: функциональный, структурный и феноменологический. Функциональный аспект позволяет анализировать это явление с точки зрения достижения полезного приспособительного результата и предполагает развитие их эффективности. Структурный аспект обращает внимание на согласованность когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов и предполагает формирование гармоничности в детско-родительских отношениях. Феноменологический взгляд фиксируется на ценностно-смысловом аспекте этих отношений, предполагающих достижение в них определённой зрелости и обретение родительской идентичности.

Характер детско-родительских отношений влияет на формирование эмоциональной сферы ребенка и в первую очередь на систему его саморегуляции. Проблеме содержания саморегуляции поведения в детском возрасте уделяли внимание представители различных теоретических школ: Л.Виготский, С. Рубинштейн, Б.Зейгарник, С .Фрейд, К.Левин, А.Бек, Джелли, А.Маслоу, К.Роджерс, М.Берштейн, А.Конопкин, А.Леонтьев и другие.

Способность ребенка к личностной саморегуляции – одно из свойств индивидуальности, фундаментальная функция личности, предполагающая рефлексию содержания собственной и совместной деятельности, ее социально-личностная значимость, возможность личностной самореализации через эту деятельность. Неадекватное родительское отношение, а именно, недостаточное внимание, гипоопека, по мнению некоторых ученых, нередко вызывают у детей сенсорный голод, недоразвитость высших чувств, инфантильность личности. Л .Шнейдер, наблюдая за детьми, воспитанными по типу гипоопеки, отмечает, что им свойственны чрезмерная подвижность, суетливость, раздражение. В то же время противоположный указанному тип родительского отношения – гиперопека, сильные ограничения со стороны родителей – приводят к невротическому и подавленному состоянию, подозрительности, неуверенности и тревожности, психической незрелости трудностей в общении с другими детьми [5].

Наиболее распространенным механизмом формирования характерологических черт ребенка, отвечающих за самоконтроль и социальную компетентность, выступает интериоризация средств и навыков контроля, используемых родителями. При этом адекватный контроль предполагает сочетание эмоционального принятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью предъявления ребенку. Дети с адекватным родительским отношением характеризуются хорошей адаптированностью к социальной среде и общению со сверстниками, они активны, независимы, инициативны, дружелюбны, эмпатичны.

Стиль воспитания детей в семье определяется не только любовью родителей к ним, но и культурными традициями, требованиями общества. По традициям отечественной культуры, воспитание строится в рамках парадигмы поощрения – наказание. За добрые поступки ребенка хвалят, исполняют его желания; если же действия ребенка противоречат представлениям воспитателя о хорошем поведении, они расцениваются, как плохие, так и ребенок должен быть наказан.

Потребность в положительной оценке взрослых является базовыми, ведущими для ребенка. Неудачные попытки их удовлетворения создают для него психотравмирующую ситуацию, которая, при отсутствии психологической помощи, переходит в ситуацию невозможности удовлетворения жизненно важных социальных потребностей.

Л. Выготский утверждал, что отношение родителей к ребенку имеет особое значение во время возрастных кризисов развития (кризисы новорожденности; одного, трех лет; 6-7 лет), поскольку влияние указанных факторов может существенно изменить «...весь ход его (ребенка) развития в данный период» [1, с.248]. Взаимоотношения родителей и детей, характер семейного общения, типы родительского отношения выступают мощным фактором развития ребенка.

Проведенный теоретический анализ позволил раскрыть особенности детско-родительских отношений и их влияние на саморегуляцию поведения детей. Дальнейшие исследования будут направлены на изучение механизмов влияния отдельных аспектов родительского отношения на регулирующую сферу ребенка.

 

Литература

Выготский

Л.С

. Собрание сочинений: В 6-

ти

т. Т. 4. Детская психология

/ П

од ред.

Д.Б

.

Эльконина

. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.

Мухина, В. С.

Детская психология / В. С. Мухина. – 2-е изд. –

М.

: Апрель-Пресс

:

Эксмо

-Пресс, 2000. – 352 с.

Спиваковская

А.С

. Психотерапия: и

гра, детство, семья. Том 1. –

ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во

ЭКСМО

-Пресс, 2006. - 304 с.

Шнейдер

Л.Б

. Психология семейных отношений. Курс лекций /

Л.Б.Шнейдер

. – М.: Апрель-Пресс, 2000. – 512

с

Эриксон Э. Детство и общество /

Э.Эриксон

СПб

:

Университетеская

книга, 1996. –

241с

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×