Теоретические и практические аспекты изучения морфемики | Поднебесная Анна Васильевна. Работа №304185
Поднебесная Анна Васильевна, студентка 4 курса факультета заочного и дистанционного образования ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь
Тема статьи: Теоретические и практические аспекты изучения морфемики на уроках русского языка в школе
Аннотация. Статья посвящена вопросам изучения морфемики на уроках русского языка в современной общеобразовательной школе. В публикации рассматриваются различные методы и приемы проведения уроков русского языка, причины возникновения ошибок у учеников по теме «Морфемика», анализ УМК Т. А. Ладыженской на предмет изучения данной темы, примеры заданий.
Ключевые слова: методика, система упражнений, возрастные особенности, методы, приемы.
Поднебесная Анна Васильевна, студентка 4 курса факультета заочного и дистанционного образования ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь
Теоретические и практические аспекты изучения морфемики на уроках русского языка в школе
Аннотация. Статья посвящена вопросам изучения морфемики на уроках русского языка в современной общеобразовательной школе. В публикации рассматриваются различные методы и приемы проведения уроков русского языка, причины возникновения ошибок у учеников по теме «Морфемика», анализ УМК Т. А. Ладыженской на предмет изучения данной темы, примеры заданий.
Ключевые слова: методика, система упражнений, возрастные особенности, методы, приемы.
Подробное изучение морфемики, а так же методов и приёмов преподавания данной темы в современной методике обучения русскому языку имеет большое значение, так как основная задача пропедевтической работы состоит в подготовке учащихся к пониманию семантической (смысловой) и структурной сопоставимости, которая существует в языке между однокоренными словами. Такая задача обусловлена, во-первых, тем, что понимание семантико-структурной соотносимости слов по своей лингвистической сущности является основой усвоения особенностей однокоренных слов и образования слов в русском языке. Во-вторых, указанная задача продиктована трудностями, с которыми сталкиваются школьники при изучении однокоренных слов и морфем. Конечно, изучение морфемики направлена так же на развитие аналитических и языковых компетенций школьника, реализует их прагматическую направленность – умение грамотно писать. На знании морфемного анализа основывается освоение орфографических норм, приобретение учащимися навыков анализа структуры слова, расширения словарного запаса необходимых любому ученику вне зависимости от его будущей профессии.
Морфема – это наименьшая важная единица языка, характеризующая по сопоставлению со словом как интегральными (материальность, значимость и воспроизводимость) так и дифференциальными признаками (минимальность, повторяемость, структурная соотнесенность со словом, а не со словосочетанием или же предложением). Различают морфемы 2-х типов: корневые морфемы (корни) и служебные морфемы (аффиксы).
Корень – это морфема, которая является центральной составляющей в составе слова, а также главным средством выражения его лексического значения; корень представляет собой совместную долю схожих по лексическому значению слов, именуемых однокоренными словами.
Аффикс – это служебная морфема, которая выражает в слове грамматические или же словообразовательные значения (приставка, суффикс, окончание и т.д.).
Почему же возникают ошибки у учеников при изучении темы «Морфемика»? Проблемным моментом является в первую очередь ситуация, когда форма и значение языковой единицы, структурный и семантический признаки морфемы рассматриваются в отрыве друг от друга. В конечном итоге непрофессиональная организация работы на уроке вытечет в такую распространенную ошибку у детей, как смешение родственных слов и словоформ. Конечно, ошибки могут возникать при разборе слов по составу, в случае если у них низкая фонематическая подготовка. Ученик начнет затрудняться при проверке безударных падежных окончаний по ударным. Так же при работе с «замаскированными» морфемами, например, если младший школьник не понимает, что буква ю в глаголе читаю обозначает не только окончание [у], но и звук [й], который не входит в окончание, то позже, в средних классах, ему уже не понять, как образуются глаголы повелительного наклонения(бросают(ю = йу) - бросай).
Система изучения языкового материала морфемики – это целенаправленный процесс, обеспечивающий усвоение комплекса знаний по морфемике, научно обоснованной последовательности и взаимосвязи, а также формирование на их основе практических умений[1]. В данной системе выделяется четыре этапа, а также применительно к рассматриваемым языковым явлениям, что она определяет.
Выделяют следующие методы и приемы изучения морфемики: сообщение учителя, метод беседы, показа речевого образца, самостоятельной работы, прием морфемного анализа, языкового разбора (морфемный, словообразовательный, этимологический), работы со словообразовательным словарем и т.д.
Согласно программе, которая реализуется в учебнике Т.А. Ладыженской, учащиеся 5-х классов овладевают базовыми понятиями морфемики как раздела русского языка. Знакомство с морфемикой начинается с введения понятия морфемы и ее типов. Соответственно, в материале учебника предлагаются такие виды работ как:
- назвать морфемы в словах;
- сопоставить значения однокоренных слов с разными морфемами;
- расчленить слово и рассмотреть как это влияет на его лексическое значение;
- распределить слова на группы родственных слов;
- составить несколько предложений с определенными словами, показать грамматически как они изменяются.
Например
На какие части делится слово подснежники?
Подснежники приставка под- в этом слове обозначает, что что-то находится под чем-то; -снеж- (-снег-) главная часть слова корень, которая заключает в себе основное значение слова: -ник суффикс, обозначающий предмет; окончание -и, которое показывает, что называется не один, а много предметов.
Значит, каждая часть слова имеет своё смысловое значение. Это совсем не те части слов, которые выделяются для переноса и называем слогами. Можно перенести по-дснежни-ки, и всё же лучше переносить с учётом состава слова[2].
При этом, готовясь к урокам, разрабатывая дополнительный дидактический материал, учитель должен помнить и о возрастных особенностях учеников 5 класса: важно, чтобы материал для анализа вызывал интерес у детей, которые только что перешли из младшего школьного звена. В практических упражнениях обязательно нужно продемонстрировать разность морфемного и словообразовательного анализов, с одной стороны, с иной – разность в словообразовательных и формообразовательных морфемах
Учитывая вышесказанное, мы предлагаем систему упражнений, разработанную на материале произведения Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей». Обращение к этому произведению неслучайно. Для создания сказочного мира Н. Носов иногда придумывает особенные слова.
Задание: Из данного отрывка выпишите выделенные имена персонажей и сделайте их словообразовательный разбор. Укажите способ словообразования каждого имени. Как значение корня помогает читателю понять, каким характером обладают персонажи произведения Н. Носова?
В этом же домике жил известный доктор Пилюлькин, который лечил коротышек от всех болезней. Он всегда ходил в белом халате, а на голове носил белый колпак с кисточкой. Жил здесь также знаменитый механик Винтик со своим помощником Шпунтиком; жил Сахарин Сахариныч Сиропчик, который прославился тем, что очень любил газированную воду с сиропом. «...» и другие малыши: Ворчун, Молчун, Растеряйка, два брата Авоська и Небоська [3].
При выполнении Упражнения 2 учитель может отработать морфологические способы словообразования: Пилюлькин «- пилюлька + -ик-; Винтик «- винт + -ик-: Шпунтик - шпунт + -ик-: Сиропчик «- сироп -чик-. Ворчун, Молчун образованы от глаголов ворчать и молчать с помощью суффикса -ун- суффиксальным способом. Авоська и Небоська - от частиц авось, небось с добавлением суффикса -к-. Способ образования – суффиксальный. Растеряйка - имя происходит от основы -теря- с добавлением приставки рас- и суффикса -к-. Способ образования – приставочно-суффиксальный.
Проанализировав УМК Т.А. Ладыженской на предмет изучения морфемики в школе, можно сказать, что она составлена очень доступно и системно, направлена на постоянное повторение изученного, что в свою очередь даёт хорошее усвоение материала учениками, охватывает весь комплекс требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по русскому языку.
Методика изучения морфемики на уроках русского языка в школе включает следующие виды работ: работа по выяснению родственных слов и по выделению корня в них, использование разных приемов для проверки правописания корней, а также изучения морфемного анализа, морфемного состава слов, подбора слов по схеме – все эти приемы способствуют качественному усвоению материала.
По своему характеру упражнения по выяснению родственных слов и по выделению корня в них обычно бывают такие:
даются ряды однокоренных слов,
требуется выделить в них корень;
даются предложения и небольшие связные тексты, в которых встречаются родственные слова;
проводится работа над осмыслением корней слов;
проводится работа по образованию от данного корня однокоренных слов.
Примеры упражнений анализа и подбора родственных слов.
Выбор главного слова в предложенном списке родственных слов
Птичка, птичий, птица, птичник, птицелов, птичница, птицефабрика.
Выбор главного слова к названным родственным словам (здесь использовать мяч)
Волчонок, волчище, волчишка, волчий — волк.
Выбор слова, не являющегося родственным приведенным однокоренным словам
Ворона, ворон, воронята, проворонить, воровать, вороний[4].
Очень удобными и полезными являются упражнения в анализе и подборе родственных слов при изучении частей речи, когда от слова, принадлежащего к одной части речи, образуются слова других грамматических разрядов и т.д. Вообще следует считать необходимым чуть ли не на каждом уроке проводить подбор однокоренных слов и анализ морфемного состава слов на каждом уроке грамматики и правописания.
По мнению методистов и учителей, изучение морфемной структуры слов имеет исключительно важное значение в развитии лингвистических способностей детей и их общем развитии.
Невозможно переоценить роль понимания структуры слова в обучении чтению и правописанию. Прежде всего, мы узнаем слова при чтении и воссоздаем при письме по их значимым частям-морфемам. Кроме того, изучение состава слова заключает в себе богатейшие возможности для развития интереса детей к миру языка.
Поэтому в настоящее время практически ни у кого не вызывает сомнения необходимость изучения элементов морфемики, а так же методов и приемов реализации материала по данной теме на практике. Анализ производной лексики, наблюдения за процессом образования слов родного языка, особенностями употребления производных слов с учетом их значения и стилистической окраски обостряют внимание учащихся к слову, позволяют глубже разобраться в его лексическом значении, обогащая, таким образом, словарь школьников, способствуют более осознанному усвоению орфографии, языковых закономерностей, развитию языкового чутья школьников.
Ссылки на источники:
1. Теория языка. Вводный курс. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.
2. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в двух частях Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. - Москва: Просвещение, 2019 - Ч. 1. - 223 с.
3. Носов Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей» - М.: Детгиз, 1958. - 168 с.
4. Игры и упражнения, используемые в работе с детьми. Подбор родственных слов(учебно-методический материал по теме “Морфемика”). - https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/06/04/igry-i-uprazhneniya-ispolzuemye-v-rabote-s