Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Теоретические и практические аспекты изучения морфемики | Поднебесная Анна Васильевна. Работа №304185

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Поднебесная Анна Васильевна, студентка 4 курса факультета заочного и дистанционного образования ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь

Тема статьи: Теоретические и практические аспекты изучения морфемики на уроках русского языка в школе 

Аннотация. Статья посвящена вопросам изучения морфемики на уроках русского языка в современной общеобразовательной школе. В публикации рассматриваются различные методы и приемы проведения уроков русского языка, причины возникновения ошибок у учеников по теме «Морфемика»,  анализ УМК Т. А. Ладыженской на предмет изучения данной темы, примеры заданий.

Ключевые слова:  методика, система упражнений,  возрастные особенности, методы, приемы.

Поднебесная Анна Васильевна, студентка 4 курса факультета заочного и дистанционного образования ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь


Теоретические и практические аспекты изучения морфемики на уроках русского языка в школе

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам изучения морфемики на уроках русского языка в современной общеобразовательной школе. В публикации рассматриваются различные методы и приемы проведения уроков русского языка, причины возникновения ошибок у учеников по теме «Морфемика», анализ УМК Т. А. Ладыженской на предмет изучения данной темы, примеры заданий.

Ключевые слова: методика, система упражнений, возрастные особенности, методы, приемы.

 

Подробное изучение морфемики, а так же методов и приёмов преподавания данной темы в современной методике обучения русскому языку имеет большое значение, так как основная задача пропедевтической работы состоит в подготовке учащихся к пониманию семантической (смысловой) и структурной сопоставимости, которая существует в языке между однокоренными словами. Такая задача обусловлена, во-первых, тем, что понимание семантико-структурной соотносимости слов по своей лингвистической сущности является основой усвоения особенностей однокоренных слов и образования слов в русском языке. Во-вторых, указанная задача продиктована трудностями, с которыми сталкиваются школьники при изучении однокоренных слов и морфем. Конечно, изучение морфемики направлена так же на развитие аналитических и языковых компетенций школьника, реализует их прагматическую направленность – умение грамотно писать. На знании морфемного анализа основывается освоение орфографических норм, приобретение учащимися навыков анализа структуры слова, расширения словарного запаса необходимых любому ученику вне зависимости от его будущей профессии.

Морфема это наименьшая важная единица языка, характеризующая по сопоставлению со словом как интегральными (материальность, значимость и воспроизводимость) так и дифференциальными признаками (минимальность, повторяемость, структурная соотнесенность со словом, а не со словосочетанием или же предложением). Различают морфемы 2-х типов: корневые морфемы (корни) и служебные морфемы (аффиксы).

Корень это морфема, которая является центральной составляющей в составе слова, а также главным средством выражения его лексического значения; корень представляет собой совместную долю схожих по лексическому значению слов, именуемых однокоренными словами.

Аффикс это служебная морфема, которая выражает в слове грамматические или же словообразовательные значения (приставка, суффикс, окончание и т.д.).

Почему же возникают ошибки у учеников при изучении темы «Морфемика»? Проблемным моментом является в первую очередь ситуация, когда форма и значение языковой единицы, структурный и семантический признаки морфемы рассматриваются в отрыве друг от друга. В конечном итоге непрофессиональная организация работы на уроке вытечет в такую распространенную ошибку у детей, как смешение родственных слов и словоформ. Конечно, ошибки могут возникать при разборе слов по составу, в случае если у них низкая фонематическая подготовка. Ученик начнет затрудняться при проверке безударных падежных окончаний по ударным. Так же при работе с «замаскированными» морфемами, например, если младший школьник не понимает, что буква ю в глаголе читаю обозначает не только окончание [у], но и звук [й], который не входит в окончание, то позже, в средних классах, ему уже не понять, как образуются глаголы повелительного наклонения(бросают(ю = йу) - бросай).

Система изучения языкового материала морфемики это целенаправленный процесс, обеспечивающий усвоение комплекса знаний по морфемике, научно обоснованной последовательности и взаимосвязи, а также формирование на их основе практических умений[1]. В данной системе выделяется четыре этапа, а также применительно к рассматриваемым языковым явлениям, что она определяет.

Выделяют следующие методы и приемы изучения морфемики: сообщение учителя, метод беседы, показа речевого образца, самостоятельной работы, прием морфемного анализа, языкового разбора (морфемный, словообразовательный, этимологический), работы со словообразовательным словарем и т.д.

Согласно программе, которая реализуется в учебнике Т.А. Ладыженской, учащиеся 5-х классов овладевают базовыми понятиями морфемики как раздела русского языка. Знакомство с морфемикой начинается с введения понятия морфемы и ее типов. Соответственно, в материале учебника предлагаются такие виды работ как:

- назвать морфемы в словах;

- сопоставить значения однокоренных слов с разными морфемами;

- расчленить слово и рассмотреть как это влияет на его лексическое значение;

- распределить слова на группы родственных слов;

- составить несколько предложений с определенными словами, показать грамматически как они изменяются.

Например

На какие части делится слово подснежники?

Подснежники приставка под- в этом слове обозначает, что что-то находится под чем-то; -снеж- (-снег-) главная часть слова корень, которая заключает в себе основное значение слова: -ник суффикс, обозначающий предмет; окончание -и, которое показывает, что называется не один, а много предметов.

Значит, каждая часть слова имеет своё смысловое значение. Это совсем не те части слов, которые выделяются для переноса и называем слогами. Можно перенести по-дснежни-ки, и всё же лучше переносить с учётом состава слова[2].

При этом, готовясь к урокам, разрабатывая дополнительный дидактический материал, учитель должен помнить и о возрастных особенностях учеников 5 класса: важно, чтобы материал для анализа вызывал интерес у детей, которые только что перешли из младшего школьного звена. В практических упражнениях обязательно нужно продемонстрировать разность морфемного и словообразовательного анализов, с одной стороны, с иной – разность в словообразовательных и формообразовательных морфемах

Учитывая вышесказанное, мы предлагаем систему упражнений, разработанную на материале произведения Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей». Обращение к этому произведению неслучайно. Для создания сказочного мира Н. Носов иногда придумывает особенные слова.

Задание: Из данного отрывка выпишите выделенные имена персонажей и сделайте их словообразовательный разбор. Укажите способ словообразования каждого имени. Как значение корня помогает читателю понять, каким характером обладают персонажи произведения Н. Носова?

В этом же домике жил известный доктор Пилюлькин, который лечил коротышек от всех болезней. Он всегда ходил в белом халате, а на голове носил белый колпак с кисточкой. Жил здесь также знаменитый механик Винтик со своим помощником Шпунтиком; жил Сахарин Сахариныч Сиропчик, который прославился тем, что очень любил газированную воду с сиропом. «...» и другие малыши: Ворчун, Молчун, Растеряйка, два брата Авоська и Небоська [3].

При выполнении Упражнения 2 учитель может отработать морфологические способы словообразования: Пилюлькин «- пилюлька + -ик-; Винтик «- винт + -ик-: Шпунтик - шпунт + -ик-: Сиропчик «- сироп -чик-. Ворчун, Молчун образованы от глаголов ворчать и молчать с помощью суффикса -ун- суффиксальным способом. Авоська и Небоська - от частиц авось, небось с добавлением суффикса -. Способ образования суффиксальный. Растеряйка - имя происходит от основы -теря- с добавлением приставки рас- и суффикса -к-. Способ образования приставочно-суффиксальный.

Проанализировав УМК Т.А. Ладыженской на предмет изучения морфемики в школе, можно сказать, что она составлена очень доступно и системно, направлена на постоянное повторение изученного, что в свою очередь даёт хорошее усвоение материала учениками, охватывает весь комплекс требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по русскому языку.

Методика изучения морфемики на уроках русского языка в школе включает следующие виды работ: работа по выяснению родственных слов и по выделению корня в них, использование разных приемов для проверки правописания корней, а также изучения морфемного анализа, морфемного состава слов, подбора слов по схеме – все эти приемы способствуют качественному усвоению материала.

По своему характеру упражнения по выяснению родственных слов и по выделению корня в них обычно бывают такие:

даются ряды однокоренных слов,

требуется выделить в них корень;

даются предложения и небольшие связные тексты, в которых встречаются родственные слова;

проводится работа над осмыслением корней слов;

проводится работа по образованию от данного корня однокоренных слов.

Примеры упражнений анализа и подбора родственных слов.

Выбор главного слова в предложенном списке родственных слов

Птичка, птичий, птица, птичник, птицелов, птичница, птицефабрика.

Выбор главного слова к названным родственным словам (здесь использовать мяч)

Волчонок, волчище, волчишка, волчий — волк.

Выбор слова, не являющегося родственным приведенным однокоренным словам

Ворона, ворон, воронята, проворонить, воровать, вороний[4].

Очень удобными и полезными являются упражнения в анализе и подборе родственных слов при изучении частей речи, когда от слова, принадлежащего к одной части речи, образуются слова других грамматических разрядов и т.д. Вообще следует считать необходимым чуть ли не на каждом уроке проводить подбор однокоренных слов и анализ морфемного состава слов на каждом уроке грамматики и правописания.

По мнению методистов и учителей, изучение морфемной структуры слов имеет исключительно важное значение в развитии лингвистических способностей детей и их общем развитии.


Невозможно переоценить роль понимания структуры слова в обучении чтению и правописанию. Прежде всего, мы узнаем слова при чтении и воссоздаем при письме по их значимым частям-морфемам. Кроме того, изучение состава слова заключает в себе богатейшие возможности для развития интереса детей к миру языка.
Поэтому в настоящее время практически ни у кого не вызывает сомнения необходимость изучения элементов морфемики, а так же методов и приемов реализации материала по данной теме на практике. Анализ производной лексики, наблюдения за процессом образования слов родного языка, особенностями употребления производных слов с учетом их значения и стилистической окраски обостряют внимание учащихся к слову, позволяют глубже разобраться в его лексическом значении, обогащая, таким образом, словарь школьников, способствуют более осознанному усвоению орфографии, языковых закономерностей, развитию языкового чутья школьников.

Ссылки на источники:

1. Теория языка. Вводный курс. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.

2. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в двух частях Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. - Москва: Просвещение, 2019 - Ч. 1. - 223 с.

3. Носов Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей» - М.: Детгиз, 1958. - 168 с.

4. Игры и упражнения, используемые в работе с детьми. Подбор родственных слов(учебно-методический материал по теме “Морфемика”). - https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/06/04/igry-i-uprazhneniya-ispolzuemye-v-rabote-s

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×