Теоретические и практические методы обучения классическому танцу | Чупрова Василина Алексеевна. Работа №308315
Выразительная пластика, музыка, художественное оформление синтезируется в единое целое, где особое внимание должно уделяться подготовительному периоду воспитания будущих танцовщиков на уроках отделения хореографии. Формируя разнообразные двигательные навыки у учащихся подготовительных классов, я создаю предпосылки к овладению сложной техникой в период дальнейшего обучения искусству балета. Выразительная пластика, музыка, художественное оформление синтезируется в единое целое, где особое внимание должно уделяться подготовительному периоду воспитания будущих танцовщиков на уроках отделения хореографии. Формируя разнообразные двигательные навыки у учащихся подготовительных классов, я создаю предпосылки к овладению сложной техникой в период дальнейшего обучения искусству балета.
Экзерсис у палки.
В первом классе экзерсис у палки и на середине зала исполняется на всей ступне.
Первое упражнение - plie во всех позициях. В этом упражнении участвуют корпус, руки и голова; мышцы и связки ног растягиваются и сокращаются в спокойных медленных движениях. Тело гимнастки подготавливается к более сложным движениям («разогревается»), и поэтому рационально начинать урок с приседаний.
Второе упражнение - battements tendus, соединенные с battements jetes- в котором приобретаются постановка ног, выворотность, активно вводятся в работу все группы малых и больших мышц. Это основные движения, тренирующие и вырабатывающие силу ног.
Battements tendus jetes органически связаны с battements tendus, поэтому исполняются непосредственно за ними. Темп исполнения, по сравнению с battements tendus, ускоряется в два раза.
Третье упражнение — ronds de jambe par terre (в средних и старших классах соединяются с большими ronds de jambe jete).
Grand rond de jambe jete — это усложненное продолжение rond de jambe par terre, исполняемое энергичным броском ноги на 90°.
В заключение комбинаций ronds de jambe исполняются port de bras, подготавливающие корпус и руки для следующих упражнений, где их участие становится шире и активнее, так как движения усложняются, вводятся tours и повороты.
Четвертое упражнение — battements fondus. Это первое движение, в котором опорная нога поднимается на полупальцы, подготавливаясь к дальнейшей, более усиленной работе.
К battements fondus присоединяются frappes и doubles frappes, которые исполняются резко и энергично. Это приучает мышцы и сухожилия быстро (контрастно) переключаться с мягких, плавных движений на резкие (стаккато).
Пятое упражнение — ronds de jambe en l`air, разрабатывающие подвижность коленного сустава и придающие его связкам силу и эластичность.
Ronds de jambe en 1'air —круговые движения ноги в воздухе на высоте 45° — могут комбинироваться с tours sur le cou-de-pied и petits battements sur le cou-de-pied. Здесь также происходит переключение работы мышц и связок. Рекомендуется исполнять ronds de jambe en 1'air и на 90°; оно вырабатывает силу бедра и подготавливает ногу к длительной работе (с выворотным бедром) на этой высоте.
Шестое упражнение — petits battements sur le cou-de-pied — вырабатывает быстрое, свободное владение нижней частью ноги (от колена до носка) при выворотном и неподвижном положении верхней части.
Восьмое упражнение, завершающее экзерсис, — grands battements jete (большие батманы).
Экзерсис на середине зала.
На первом году обучения хореографии экзерсис на середине зала идет в строго последовательном программном порядке и исполняется полностью. Основными движениями экзерсиса на середине зала, которые должны исполняться ежедневно, можно считать battements tendus, jetes, fondus и большие battements. Rond de jambe par terre могут комбинироваться с основными движениями.
Adagio.
Танцевальную фразу, состоящую из различных видов developpe, медленных поворотов в позах(tours lent), port de bras, принято называть adagio.
Движения adagio изучаются постепенно. В младших группах adagio состоит из простейших форм releve lent на 90°, developpe, port de bras, исполняемых в медленном темпе и на всей ступне.
Allegro.
Прыжки — самая трудная часть урока. Все, что вырабатывается экзерсисом и adagio, непосредственно связано с прыжками и во многом способствует их развитию. Но особенное внимание следует уделять самим прыжкам.
На первом году обучения хореографии, прежде чем приступить к изучению прыжков, прорабатывается экзерсис, в котором, как говорилось выше, приобретается постановка корпуса, выворотность ног, эластичность приседания и т. д., после чего начинается работа над прыжками.
Лицом к палке разучиваются прыжки на I, II и V позициях (temps leve). Каждый новый прыжок изучается лицом к палке не более двух недель, затем он исполняется на середине зала.
Практика
Урок хореографии 2 год обучения (2 полугодие)
Тема: «Основы классического танца».
Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.
Цель: Использование элементов классического танца и их модернизация в движении, характерные для современного бального, народного танцев
Задачи урока:
Образовательные:
- закрепить знания, умения и навыки, полученные на предыдущих уроках;
- развить осмысленное исполнение движений;
- укрепить опорно - двигательный аппарат
Развивающие:
- развить координацию движений;
- развить выносливость и постановку дыхания;
- развить познавательные интересы и творческий потенциал учащихся.
Воспитательные:
- формировать эстетическое воспитание, умение вести себя в коллективе;
- психологически раскрепостить учащихся;
- формировать чувства ответственности;
- активизировать творческие способности;
- научить творческим умениям взаимодействовать на уроках с преподавателем.
Основные методы работы:
- наглядный (практический показ);
- словесный (объяснение, беседа);
- игровой (игровая форма подачи материала).
Средства обучения:
- музыкальный инструмент (пианино);
- музыкальный центр (ТСО)
Педагогические технологии:
- игровая технология;
- здоровьесберегающая технология;
- личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом.
Межпредметные связи:
- гимнастика;
- слушание музыки.
ПЛАН урока
Вводная часть урока (5 мин.)
- вход в танцевальный зал;
- поклон преподавателю и концертмейстеру;
- обозначение темы и цели урока;
- беседа о значении движений классического танца в различных танцевальных направлениях – народного и бального танцев.
Подготовительная часть урока (5 мин.)
- подготовительные упражнения (различные виды шагов и бега).
Основная часть урока (15 мин.)
- повторение музыкальной грамоты (вопрос-ответ);
- повторение изученных движений у «станка» и на середине зала, упражнения на координацию;
- танцевальная композиция «Белорусские вертушки», «Рок – н – ролл».
Заключительная часть урока (10 мин.)
- игра «Преподаватель и ученики»; «Артисты и зрители»;
- анализ выполненных заданий учащимися и преподавателем
- основное построение для выхода из зала;
- поклон педагогу и концертмейстеру;
- выход из танцевального зала под музыкальное сопровождение.
КОНСПЕКТ урока
Вводная часть урока
-
Вход учащихся в танцевальный зал. Учащиеся выстраиваются в две линии в шахматном порядке. Музыкальное сопровождение марш, муз. р-р 4/4.
-
Поклон преподавателю и концертмейстеру. Музыкальное сопровождение вальс, муз. р-р ¾.
-
Обозначение темы и цели урока.
Разминка по кругу:
- танцевальный шаг,
- шаг на полупальцах, на пятках,
- бег с выносом согнутых ног вперед и назад) М/р 2/4.
- бег с поднятием ног вперед, согнутых в коленях («лошадки»);
- бег с отбрасыванием ног назад, согнутых в коленях;
- шаги с высоким поднятием ноги, согнутой в колене («цапля»);
- шаги в приседании («уточки»);
- прыжки на двух ногах («зайцы»).
В данном упражнении применяется игровая технология. Учащиеся исполняют движения, имеющие образное сходство с различными животными. Это развивает образное мышление учащихся и увеличивает интерес к образовательной деятельности.