Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Теоретические основы развития предметной деятельности у детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации | Малькова Оксана Андреевна. Работа №351284

Дата публикации:
Автор:
Описание:

   

Аннотация.  Предметная деятельность является важным элементом развития детей раннего возраста и основой для формирования их познавательной активности, моторики и эмоционально-волевой сферы. В статье рассматриваются теоретические основы предметной деятельности у детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации, основные этапы и принципы ее развития, роль предметной деятельности в формировании базовых навыков. Дается анализ подходов к организации этой деятельности в условиях дошкольного учреждения и рекомендации для воспитателей по стимулированию интереса детей к предметным действиям.

Ключевые слова: предметная деятельность, ранний возраст, дошкольное образование, развитие детей, дошкольная образовательная организация, познавательная активность, воспитатель.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Малькова Оксана Андреевна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 90 комбинированного вида»

Свердловская область г. Каменск-Уральский

Аннотация. Предметная деятельность является важным элементом развития детей раннего возраста и основой для формирования их познавательной активности, моторики и эмоционально-волевой сферы. В статье рассматриваются теоретические основы предметной деятельности у детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации, основные этапы и принципы ее развития, роль предметной деятельности в формировании базовых навыков. Дается анализ подходов к организации этой деятельности в условиях дошкольного учреждения и рекомендации для воспитателей по стимулированию интереса детей к предметным действиям.

Ключевые слова: предметная деятельность, ранний возраст, дошкольное образование, развитие детей, дошкольная образовательная организация, познавательная активность, воспитатель.

Развитие предметной деятельности у детей раннего возраста – одна из основных задач воспитания в дошкольной образовательной организации. В этот период у ребенка формируются базовые навыки и умения, которые станут фундаментом для дальнейшего личностного, когнитивного и моторного развития. Под предметной деятельностью понимается комплекс действий ребенка с различными предметами, в процессе которых он знакомится с их свойствами, учится манипулировать и изменять их в соответствии с поставленными задачами.

1. Теоретические основы предметной деятельности в раннем возрасте

Предметная деятельность является важным этапом развития, так как именно в этом возрасте у детей закладываются основы взаимодействия с окружающим миром. С точки зрения теории развития, предметная деятельность включает следующие аспекты:

Познавательная активность: Процесс изучения свойств предметов (цвет, форма, текстура, звук) позволяет детям развивать познавательную активность, что способствует формированию любознательности и навыков исследования.

Моторика и координация движений: Предметные действия способствуют развитию мелкой и крупной моторики. Дети учатся координировать свои движения, манипулируя предметами, что, в свою очередь, подготавливает их к более сложным действиям.

Социальное и эмоциональное развитие: Взаимодействие с предметами в присутствии взрослых (воспитателя или родителей) способствует развитию доверия и привязанности, а также помогает формировать у ребенка положительное отношение к окружающему миру.

Основу теоретического подхода к предметной деятельности в раннем возрасте закладывали такие психологи, как Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев. По мнению Л.С. Выготского, предметная деятельность не только стимулирует интеллектуальное развитие, но и играет важную роль в социализации ребенка. А.Н. Леонтьев, в свою очередь, подчеркивал значение предметных действий в развитии осознанного отношения к миру, выделяя понятия «мотивация» и «цель», которые постепенно начинают проявляться в поведении ребенка.

2. Этапы развития предметной деятельности у детей раннего возраста

В ходе раннего детства ребенок проходит несколько этапов развития предметной деятельности:

Этап манипуляций с предметами (возраст от 1 года до 2 лет). На этом этапе ребенок действует с предметами случайно и часто без определенной цели. Главной задачей воспитателя является создание условий, которые позволяют ребенку исследовать предметы, пробовать различные способы взаимодействия.

Этап предметных действий по образцу (около 2 лет). Здесь ребенок начинает действовать, ориентируясь на действия взрослого или другого ребенка, постепенно усваивая новые способы манипулирования предметами.

Этап целенаправленных действий (от 2 до 3 лет). На этом этапе ребенок начинает осознавать свои действия и действовать в соответствии с поставленной целью. Важно, чтобы воспитатель давал ребенку возможность для самостоятельных действий, помогая ему осваивать простые способы решения задач.

Эти этапы являются логической последовательностью в развитии предметной деятельности и помогают формировать устойчивый интерес к окружающему миру, развивая тем самым познавательные и коммуникативные способности ребенка.

3. Принципы организации предметной деятельности в дошкольной образовательной организации

Для эффективного развития предметной деятельности у детей раннего возраста воспитателю важно соблюдать несколько принципов:

1. Принцип постепенности и последовательности. Все действия должны строиться на основе уже имеющихся у ребенка навыков. Важно вводить новые предметы и действия постепенно, чтобы ребенок успевал освоить каждый новый этап.

2. Принцип вариативности. Воспитателю важно предоставлять детям разнообразные предметы для игры и исследования, чтобы они могли изучать разные свойства вещей и учиться их отличать.

3. Принцип сотрудничества. Взрослый становится партнером ребенка в исследовании, подсказывая и показывая новые способы взаимодействия с предметами. Дети этого возраста активно перенимают модель поведения и действий у взрослых.

4. Принцип безопасности. Важно создавать безопасную среду, в которой дети могут исследовать предметы без риска для здоровья. Все игрушки и материалы должны быть безопасными для детей и подходящими для их возраста.

4. Роль воспитателя в процессе развития предметной деятельности

Воспитатель играет важнейшую роль в развитии предметной деятельности. Его задачи включают:

Создание развивающей предметно-пространственной среды. Важно, чтобы в группе присутствовали разнообразные предметы, которые могли бы заинтересовать детей и стимулировать их к самостоятельной активности. Для детей раннего возраста полезно организовать зону для игр с предметами, где будут находиться игрушки, мячики, конструкторы, мягкие и жесткие предметы.

Организация познавательных игр. Воспитатель может использовать игрушки для создания игровых ситуаций, которые будут стимулировать детей к исследованию предметов. Например, игра «Спрячем мячик» помогает детям учиться целенаправленно манипулировать предметами для достижения результата.

Поддержка инициативы ребенка. Важно, чтобы воспитатель поддерживал любую попытку ребенка действовать с предметом, хвалил за активность, создавал ситуацию успеха, позволяя ребенку самостоятельно открывать для себя новые возможности взаимодействия с предметами.

5. Рекомендации для воспитателей по организации предметной деятельности

Чтобы организовать предметную деятельность эффективно, воспитателю полезно следовать следующим рекомендациям:

Использовать знакомые и новые предметы. Ребенку важно давать предметы, с которыми он уже знаком, и одновременно предлагать новые, с которыми можно взаимодействовать по-разному.

Создавать игровые ситуации. Например, воспитатель может предложить детям «приготовить обед» или «построить домик», где дети будут активно использовать предметы.

Развивать интерес к экспериментированию. Можно предложить детям манипулировать предметами, чтобы наблюдать за результатом своих действий, например, перемещать игрушки, вкладывать одни предметы в другие, наполнять и выливать воду в игрушечные емкости.

Развитие предметной деятельности у детей раннего возраста является важным этапом их общего развития и подготовки к более сложным видам деятельности в будущем. Взаимодействие с предметами развивает у детей познавательные способности, моторные навыки и эмоциональное восприятие. Воспитатель, как основной организатор предметной деятельности, должен уметь создавать развивающую среду, поддерживать инициативу детей и направлять их деятельность таким образом, чтобы каждый ребенок мог раскрыть свои способности и научиться взаимодействовать с окружающим миром.

Список литературы

Байгузина И. Э. Предметно-орудийная деятельность, как ведущий вид деятельности детей раннего возраста // Вестник магистратуры. 2023. №8 (143).

Павлова А. И. Особенности организации развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения // Вестник науки. 2022. №6 (51).

Полякова Екатерина Александровна Предметная среда как средство развития речи у детей раннего возраста // Проблемы педагогики. 2017. №2 (25).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×