Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Теория эстетического воспитания школьников | Иванова Оксана Николаевна. Работа №307848

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Большое значение эстетическое воспитание имеет в целостном воспитательном процессе младших школьников, т.к. именно в этом возрасте одним из ведущих является эмоционально-чувственное развитие ребенка, которое способствует активному освоению им внешнего мира и общению с окружающими людьми. По сути, в этом возрасте завершается чувствительный период преобладания эмоционально-чувственного освоения ребенком окружающего мира.

Так как за эстетическим воспитанием стоит не только формирование

эстетических качеств ребенка, но и индивидуальных качеств в целом,

эстетическое воспитание занимает важное место во всей системе

образовательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

на тему: «Теория эстетического воспитания школьников»

 

выполнила: Иванова О.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Нерюнгри

2022г.

Содержание:

1. Введение

2. Цели и задачи

3. Основная теоретическая часть:

- Формы и методы эстетического воспитания детей младшего

школьного возраста в учреждении дополнительного образования.

- Психолого-педагогическая характеристика детей младшего

школьного возраста

- Педагогические условия эстетического воспитания младших школьников в малом городе

4. Заключение

5. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т. е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Большое значение эстетическое воспитание имеет в целостном воспитательном процессе младших школьников, т.к. именно в этом возрасте одним из ведущих является эмоционально-чувственное развитие ребенка, которое способствует активному освоению им внешнего мира и общению с окружающими людьми. По сути, в этом возрасте завершается чувствительный период преобладания эмоционально-чувственного освоения ребенком окружающего мира.

Так как за эстетическим воспитанием стоит не только формирование

эстетических качеств ребенка, но и индивидуальных качеств в целом,

эстетическое воспитание занимает важное место во всей системе

образовательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели и задачи:

Цель — выявление методов и приёмов эстетического воспитания младших школьников, возможностей искусства как средства эстетического воспитания.

Объект исследования — процесс эстетического воспитания младших школьников.

Предмет исследования — использование методов и приёмов, средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников.

Задачи:

-Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.

-Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса младших школьников к искусству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы и методы эстетического воспитания детей младшего

школьного возраста в учреждении дополнительного образования

В современных условиях XXI века в развитии общества и человека

образование имеет большое значение .Образовательное пространство является единым комплексным элементом социокультурного пространства,

преимуществом которого оказываются ценности воспитания человека

Современная роль образования, основой которой является воспитание, закреплено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».

В концепции образования в Российской Федерации одним из способов

формирования и развития, преимущественно Человека - творческого,

независимого, социально ответственного, общительного, с формированной

мотивационной сферы познания окружающего мира и

самопознания, человека доброго, честного и чуткого, заботящегося об

окружающих людях, природе, о сохранении и развитии культуры, Человека -

нового мышления является эстетическое воспитание.

Профессор М.Г. Меерович и кандидат психологических наук Л.А.

Шрагина правильно замечают, что человек с творческим стилем мышления, в

условиях непрерывного процесса внедрения новой техники и технологии, готов к постоянным изменениям в технологиях, и рассматривает эти изменения как вероятность получить морального удовлетворения от процесса и результата возникающих интеллектуальных задач .

На современном этапе является более чем актуальным поиск новых педагогических средств (такие как технические средства обучения, наглядно- дидактический материал, беседы, упражнения, опытно-экспериментальная деятельность, наблюдение, фронтальный опрос и т.п.), увеличивающих успешность воспитания у детей эстетического отношения к окружающему миру.

Первостепенной задачей педагогической деятельности является

организованное и осмысленное описание и передача эстетического опыта, для реализации которого создаются специальные учебные заведение, такие как учреждения дополнительного образования, а их согласованное влияние и

целостность становится основой системы образования .

Образовательные учреждения, осуществляющие обучение по дополнительным образовательным программам, различают по следующим

типам: учреждения дополнительного образования детей, учреждения

дополнительного образования взрослых, учреждения дополнительного

образования смешанного типа.

Направленность реализуемых в учреждении дополнительных

образовательных программ является основанием отнесения образовательного

учреждения дополнительного образования к соответствующему виду

учреждения, которые определены в Приказе Министерства образования

Российской Федерации от 03.05.2000 г. № 1276 «О государственной

аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования

детей»:

- дворец (например: творчества, спорта, культуры и т.д.);

- дома (например: детского творчества, детства и юношества);

- центры (например: дополнительного образования детей, развития детей

и юношества и т.д.);

- школа (спортивно-технической, физкультурно-спортивной;

художественно-эстетической - таких как школа искусств, художественная

школа; военно-патриотической направленности);

- детская студия (художественно-эстетической направленности).

Комплексная воспитательно-образовательная система учреждений

дополнительного образования (УДО) детей благодаря своей вариативности

(изменчивости), способна удовлетворять потребностям обучающихся с учетом

общественных, государственных и индивидуальных интересов.

Познавательная деятельность детей младшего школьного возраста

рассматривается как бесконечно меняющееся сильное и важное свойство

ребенка, сосредоточенное на понимание содержания деятельности и

достижение значимого для него конечного результата.

Воспитательная система дополнительного образования имеет

соцкультурную направленность, индивидуальную сущность деятельности,

которая создает интерес ребенка в эстетическом восприятии мира, осознания

самого себя в этом мире . Знания, чувства, умения ребенка изменяется в

результате овладения существующих эстетических ценностей и творческого

процесса создания нового, что в свою очередь способствует его

психологическому формированию и развитию его индивидуальности .

Открытая социально-воспитательная система учреждений

дополнительного образования помогает формированию своеобразного

психолого-педагогического пространства, в котором осуществляется

совместная деятельность педагога и обучающегося.

Основной формой проявления внутренних, индивидуальных качеств

детей младшего школьного возраста является его деятельность, которая

становится средством развития индивидуальности ребенка, через

формирование взглядов, суждений, оценок, навыков поведения. В

разносторонней деятельности происходит накопление опыта, знакомство

ребенка с эстетическими, материальными, духовными, историческими

ценностями, усвоение научных знаний и соответствующих умений,

необходимыми ему для создания индивидуальных ценностей. Из этого

следует, что в процессе образования ребенок не только осваивает

существующий опыт (нормы, ценности, установки, образцы поведения,

способы деятельности), но и выступает в качестве субъекта, его создающего.

В современных условиях большое значение имеет формирование нового

подхода к эстетической деятельности детей, который является содержательной стороной дополнительного образования, а принцип создание чего-то нового и ценного не только для данного ребенка, но и для других, оказывается ведущем в обучении младших школьников.

В соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и

воспитания гражданина России, один из первостепенных источников этических норм является искусство, поскольку искусство содержит, прежде всего, средства для развития и формирования всесторонне развитого человека, умеющего видеть красоту, понимать, что такое добро и зло, прекрасное и безобразное. Приобщение детей к духовным ценностям (моральные, религиозные, нравственные, этические убеждения) развивает в них духовные потребности и эстетические чувства.

И.Ю. Евдокимова отмечала, что известный искусствовед В.В. Ванслов в

своей работе «Что такое искусство» обращает внимание на то, что искусство

формирует не только такие познавательные процессы как мышление, эмоции,

фантазию наблюдателя, но и восприятие, т.е. познавательный процесс,

формирующий субъективную картину, вследствие чего происходит

образование ощущений красоты цвета и формы, объема и композиционных

соотношений. Иначе говоря, искусство учит не только смотреть на мир, но и

видеть эстетическую ценность и внутреннее значение его явлений, развивая

чувственные способности человека.

Возможности эстетического воспитания обучающихся предоставляемые

учебным планом и программой в общеобразовательных учреждениях

ограниченны. Эта ограниченность в полной мере восполнена в системе

дополнительного образования. В настоящее время в учреждениях дополнительного образования для

эстетического воспитания детей применяются разные виды деятельности:

индивидуальное и хоровое пение, театрально-игровая деятельность

(драматическая, музыкальная), изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество и так далее .

Обучение и воспитание детей младшего школьного возраста в системе

дополнительного образования открывает, прежде всего, возможность со всей

серьезностью заниматься тем видом деятельности, которое им интересно.

Эстетическое воспитание одно из главных средств развития духовно- нравственного, культурного человека на основе эстетических ценностей, способного понимать их через создание новых, оригинальных, субъективно-значимых образов (в танце, рисунке, лепке, аппликации и т.д.).

Основная цель системы дополнительного образования детей состоит не в

воспитании мастера своего дела - музыканта, танцора, художника и т. д., а в

воспитании гармоничного человека в целом, осуществляемое посредством

искусства.

В связи с тем, что система основного школьного образования не в

состоянии в полной мере реализовать возможность эстетического воспитания

детей, важность эстетического воспитания детей в дополнительном

образовании во многом возрастает.

Эстетическое воспитание в дополнительном образовании, решает

социально значимые вопросы занятости и организации досуга детей, создает

хорошие условия для развития творческих и профессиональных интересов

обучающихся в самых разнообразных областях искусства. Дополнительное

образование предоставляет, прежде всего, огромные возможности для само-

определения, понимание жизненных и профессиональных интересов детей, где они сами выбирают ту сферу деятельности, которая им по душе, в которой они могут проявить свои способности в полном объеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психолого-педагогическая характеристика

детей младшего школьного возраста

Каждый возрастной период характеризуется множеством изменений в

совокупности характерных отличий особенности человека на данном этапе

развития. Развитие каждого человека определено:

- внутренними противоречиями и психофизиологическими

особенностями;

- социальной ситуацией развития;

- типом ведущей деятельности;

- степенью его собственной активности в процессе формирования и

развития ребенка;

- половозрастными и индивидуальными особенностями.

Приход в школу подводит итог дошкольному детству и становится

началом младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст - это новый и важный возрастной период в

жизни каждого ребёнка, это этап первоначального знакомства с учебной

деятельностью и изучением ее структурных элементов, это период

преобразований .

Именно в младшем школьном возрасте закладывается основа

нравственного и эстетического сознания, происходит понимание моральных

норм поведения, начинает формироваться система устойчиво характеризующих ребенка побуждений (что хочет, к чему стремится).

По мнению академика А.Г. Асламова, начальная школа является

областью ближнего развития российского общества, в котором

высоконравственный, творческий, компетентный человек воплотится в делах и поведет за собой развитие общества.

Хронологические границы младшего школьного возраста противоречивы

в разных странах и в разных периодизациях этот возраст получает

индивидуальные названия.

У отечественных ученных нет общего подхода к определению

хронологических границ этого возраста. По Л.С. Выгодскому к младшим

школьникам относятся дети в возрасте 6-7 до 11 лет, А.А. Люблинская

определяет возрастные границы от 7 до 10-11 лет, Л.И. Божович от 7-8 до 10-11 лет, а Д.Б. Эльконин сдвигает границы к 6-9 годам, в зарубежных

исследованиях, это нижняя граница данного возраста

В Российской Федерации наименование возраста «младший школьник»

считается единственно возможным. В настоящее время младшим школьным

возрастам называют период между 6-7 и 9-10 годами. Эти границы связаны с

официально принятыми сроками обучения в Российской Федерации .

Исследователи отмечают изменчивость возрастных границ, их зависимость от социально-культурных ситуаций и индивидуальных особенностей детей.

Младший школьный возраст в наибольшей степени глубоко и

обстоятельно представлен в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, их

сотрудников и последователей.

Младший школьный возраст обладает важными особенностями

физического развития. В биологическом отношении важной особенностью

младших школьников, по сравнению с предыдущим возрастом, является

интенсивный рост мускулатуры, увеличение массы мышц и существенный

прирост мышечной силы, скелет подвергается окостенению, но этот процесс

еще не завершается.

Повышенная мышечная сила, общее развитие двигательного аппарата,

высокая эластичность связок и мышц, большая подвижность позвоночного

столба вызывает большую подвижность младших школьников, их склонность к беганью, прыжкам, лазанью и неспособность длительное время находиться в одном и том же положении. В связи с этими особенностями, очень важно применять во время учебных занятий разнообразные виды учебной работы, а именно, необходимо менять слушанье с выполнением практических заданий, использовать наглядность, методы объяснения комбинировать с беседой, проводить «физкультминутки».

С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять

легкие движения, вследствие чего ребенок в младшем школьном возрасте

овладевает умением быстрого письма.

С физическим развитием, в младшем школьном возрасте появляется

быстрое формирование различных психических функций, в том числе и

высших, связанных с познавательной деятельностью, а также с нравственными чувствами.

Младший школьный возраст - особый период, который имеет огромное

значение в процессе необратимых, направленных и естественных

преобразований, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных изменений психики и поведения ребенка.

Психическое и физическое являются двумя взаимосвязанными сторонами

детского развития.

Совершенствование нервно-психической деятельности младших

школьников осуществляется также под влиянием познавательной деятельности.

Важным фактором в этом отношении является улучшение нервной системы,

интенсивного развития функции больших полушарий головного мозга, при

этом повышается аналитическая и синтетическая функции коры. Т.е.

происходит функциональное совершенствование мозга - развивается

аналитико-систематическая функция коры (усвоения сложных отношений в

окружающем мире); постепенно изменяется зависимость процессов

возбуждения и торможения: процесс торможения (основа сдерживания,

самоконтроля) становится всё более сильным, хотя по-прежнему основным

остается процесс возбуждения, вследствие чего, младшие школьники в высшей степени возбудимы и порывисты, действующие под влиянием случайных импульсов.

Важное значение для умственного развития младших школьников имеет

правильное построение и улучшение их познавательной деятельности.

Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно

проходит в процессе обучения и воспитания. В педагогике утвердилась идея

Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом

развитии школьников. З.И. Валиева отмечает, что Т.И. Шамова понимает познавательную активность как особенность деятельности ребенка, которая отражается в отношении школьника к процессу и результату познания, которое проявляется в стремлении к цели, с ее достижением, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.

А по мнению Г.И. Щукиной, так же отмечает З.И. Валиева, активизация

познавательной деятельности школьников это процесс, направленный на

усиленную познавательную совместную деятельность педагога и школьников, на стимулирование к ее активному, целенаправленному осуществлению, на преодоление пассивности, и стандартных форм преподавания и учения.

Таким образом, для умственного развития младших школьников большое

значение имеет правильное формирование и совершенствование их

познавательной деятельности.

К познавательным процессам в психологии относятся ощущения,

восприятие, память, внимание, мышление, воображение.

Формирование эмоций младшего школьника связано с определенными

социальными ситуациями.

Понимание, переживание ребенком ситуаций и их изменений, вызывает

определенные эмоциональные состояния. Основой всех познавательных

процессов являются ощущения.

Ощущение или сенсорные образы представляют собой отображение отдель-

ных качеств предметов и явлений при их непосредственном влияния на

органы чувств. Выделяются две основные функции ощущения:

- ощущение как часть чувственного представления;

- ощущение как самый простой образ, т.е. образ элементарного стимула.

При помощи ощущений ребенок изучает величину, форму, цвет,

плотность, температуру, вкус, запах окружающих нас предметов и явлений,

воспринимает разнообразные звуки, исследует движение и пространство.

Именно ощущения дают материал для сложных психических процессов -

восприятия, мышления, воображения.

Необходимо с малых лет внушать детям, что ощущения содержат

огромное значение для любой деятельности и изучения окружающего мира, и

являются основным источником человеческого счастья.

Обычно ощущение разделяют на следующие виды, подчеркивающих

разнообразные стороны ceнcopнoгo процесса и отражаемой реальности:

- зрительные (ощущения света и цвета) и слуховые ощущения (передача

звуковых волн, влияющих на слуховой рецептор);

- ощущения вкуса и запаха (обоняние);

- кожные, т.е. контактный вид ощущения (тактильные, т.е.

прикосновение, болевые и температурные).

Таким образом, необходимо отметить, что, по сути, все виды ощущений

взаимосвязаны друг с другом, в результате этого взаимодействию мы получаем данные о свойствах предметов окружающего нас мира .

Если ощущение это процесс отображения по отдельности каждых свойств

предметов окружающего мира, то восприятие позволяет получить целостное

представление о вещах. Т.е. восприятие из процесса изучения

(распознавания), опирающегося на очевидные признаки, становится

деятельностью наблюдения.

Проблемами восприятия в отечественной психологии занимались такие

крупные ученые, как А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов и др.

Восприятие представляет собой быстрый процесс, создающий образ

предметов и явлений окружающего мира в сочетании их свойств и частей при их непосредственном влиянии на органы чувств.

В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к

сумме ощущений. Например, мы воспринимаем картину, а не просто

сумму ощущений цвета, формы, объема, шероховатости ее поверхности.

Восприятие детей младшего школьного возраста отличается

непостоянством и неуправляемостью, но, в то же время чуткостью и ясностью, «созерцательной любознательностью», т.е. наблюдательностью.

В зависимости от того, какой из органов ощущения играет в восприятии

основную роль, различают:

- зрительное (создание визуального образа мира на основании сенсорной

информации);

- слуховое (способность распознавать разнообразные звуки окружающей

действительности по их главным характеристикам: силе (громкости), высоте,

тембру, темпу);

- осязательное (умение кожного и двигательного анализаторов

показывать объемные и физические свойства предметов, при этом участвуют

разные виды чувствительности: тактильная (прикосновения, давления,

растяжения), болевая, температурная, мышечно-суставная (двигательный);

- кинестезическое (ощущение движения);

- обонятельное и вкусовое восприятие.

Сочетание различных видов восприятия составляют сложные виды. Из

этого следует сделать вывод, что восприятие - это очень сложный, однако -

единый процесс, направленный на изучение того, что в настоящий момент

влияет на человека.

Главным условием процесса восприятия младших школьников является

деятельность, которая проявляется у детей как в форме общественно-полезного труда, например, по осуществлению своих домашних обязанностей, так и в форме различной познавательной предметной деятельности, такой как рисование, лепка, занятия музыкой, чтением и др.

Для развития высших чувств (моральных, эстетических, познавательных),

у детей должны быть сформированы представление о плохом и хорошем,

красивом и уродливом, а также - познавательная потребность, т.е. потребность во внешних впечатлениях. Чувства появляются не сразу. В первую очередь дети воспринимают всего лишь непосредственную важность событий, в дальнейшем

- их обобщенную значимость .

Для детей младшего школьного возраста свойственно неразрывность

высших чувств. Дети воспринимают «хорошее» как предметы и события,

которые вызывают у них и эстетические чувства (хороший - стало быть,

красивый), и этические (хороший - значит добрый), и интеллектуальные

(хороший - значит интересный). Тот же самый предмет вызывает переживание,

в котором объединены эстетические, этические, познавательные чувства.

Чувства, проявляющие в течение познавательной деятельности

(чувственного восприятия, теоретического мышления и практической

деятельности), носят название интеллектуальные. К ним относят:

- любопытство - проявление интереса;

- любознательность - интерес к приобретению новых знаний;

- удивление - ощущение от чего-нибудь непредвиденного, непонятного,

необычного;

- чувство нового - способность правильно понимать необходимость

предстоящих изменений;

- чувство юмора, умственное умение проявлять весёлый, острый,

шутливый склад ума, которое наблюдается у детей в процессе познавательной

деятельности, которые любят несообразности, другими словами, присвоение

предметам несвойственных качеств.

Своевременное формирование эмоциональных реакций, эмоциональных

состояний является важным признаком полноценного развития детей, с этой

целью необходимо разделять эмоциональность и эмоциональную отзывчивость.

Эмоциональность, как отличительная черта поведения, более доступна

наблюдению, чем эмоциональная отзывчивость.

Эмоциональность проявляется в различных формах, в основном в

отрицательных эмоциях, таких как: плаксивость, обидчивость, изменчивость

настроения, т.е. это возможность проявить свое настроение и сказать без слов о том, что чувствует и испытывает человек.

Эмоциональная отзывчивость непосредственно связана с социальными

мотивами (вне учебной деятельности) и отражаются в эмпатии (отзывчивости), совместной деятельности со сверстниками, самоуважении. Формирование эмоциональной отзывчивости требуется для развития у младших школьников основ эстетического понимания произведений искусства.

Большое значение в познавательной деятельности детей младшего

школьного возраста играет память.

Естественные возможности памяти младшего школьника более чем

огромны: его мозг наделен такой гибкостью, которая дает возможность с

легкостью выполнять задачи дословного запоминания, что, прежде всего,

практично и результативно. Память младших школьников имеет в основном

наглядно-образный характер, который выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых и двигательных образов. Дети без труда запоминают песни, стихи, сказки, которые вызывают красивые образы и сильные волнения, поскольку чувства оказывают в значительной степени большое воздействие на скорость и надежность запоминания (непроизвольное запоминание). Непроизвольное запоминание играет большую роль в учебной деятельности младшего школьника.

Наглядно-образный характер памяти младших школьников выражается в

преодоление таких трудных способов запоминания, как сравнение, деление на части текста, при условии наличия наглядности, например соответствующие иллюстрации.

В конце младшего школьного возраста непроизвольное запоминание

становится преимущественно результативным. Успешность непроизвольного

запоминания проявляется в том, что с возрастом возрастает объем запоминания любопытных текстов, сказок, при том ребенок описывает больше подробных деталей и сравнительно глубоко передает смысл.

В процессе образовательной деятельности, как правило, опираются на

работу произвольной памяти, однако произвольному и осмысленному

запоминанию препятствует недостаточно развитый самоконтроль.

Таким образом, первое время младшие школьники лучше всего

запоминают наглядный материал: окружающие ребенка вещи (предметный

мир), изображения предметов, людей. Успешность запоминания такого

материала в значительной степени выше, чем запоминания словесного

материала, точнее сказать младший школьник лучше запоминает слова,

которые обозначают названия предметов, чем слова, обозначающие

теоретическое значение этого предмета.

В течение младшего школьного возраста в развитии внимания

появляются значительные изменения, идет интенсивное изменение всех его

свойств: особенно быстро растет диапазон внимания, возрастает его

стабильность, развиваются умение переключения и распределения. К 9-10

годам дети способны довольно долго удерживать внимание и выполнять

свободно заданный план действий. Появляются части после произвольного

внимания. Зависимость произвольной и непроизвольной форм внимания

наблюдается и в воображении.

Внимание детей младшего школьного возраста слабо постоянно,

небольшое по объему. В этом возрасте дети способны фиксировать внимание

на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное

внимание. В связи с этим, весь учебный процесс младших школьников

подчинен развитию культуры внимания. Без достаточной сформированности

такой психической функции как внимание - процесс обучения невозможен .

В процессе учебной деятельности у младшего школьника происходит

улучшение произвольного внимания, волевых усилий (эмоционального

напряжения, которое привлекает скрытые возможности ребенка, такие как

память, мышление, воображение и т.д.) для создания дополнительных

оснований к деятельности. Произвольное внимание улучшается в совокупности с другими функциями и в первую очередь - мотивацией учения, ответственность за успешный результат учебной деятельности.

Основной функцией в младшем школьном возрасте становится

мышление . С началом учебной деятельности мышление встает в центр

осознанной деятельности младшего школьника. Развитие мышления, у детей

младшего школьного возраста, от эмоционально-образного к абстрактнологическому, происходит в ходе познавательной деятельности, вследствие чего проявляются и изменения других познавательных процессов, таких как внимание, ощущение и восприятие, память, воображение, речь.

«Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», -

напоминал педагогам К.Д. Ушинский, предлагавший опираться в

учебной деятельности на эти особенности детского мышления. В школьный

возраст, отмечал Л.С. Выготский, ребенок вступает со слабой функцией

интеллекта (по сравнению с такими функциями, как восприятие и память,

которые развиты в этом возрасте намного лучше), поэтому главной задачей

начальной школы - развить интеллект младшего школьника до уровня сознания причинно-следственных связей.

В завершении младшего школьного возраста (и в дальнейшем)

проявляются индивидуальные различия детей, которые позволяют разделить

детей на:

- теоретиков или мыслителей, т.е. это дети которые с успехом решают

учебные проблемы устно;

- практиков, т.е. это дети которым необходима помощь в виде

наглядности и практических действий;

- художников, т.е. это дети с ярким образным мышлением.

У большинства детей отмечается относительный баланс между разными

видами мышления.

Воображение - одна из форм психического отражения мира. Основным

качеством воображения младших школьников является наглядность и точность воспроизводимых образов, составными звеньями этого процесса являются анализ и синтез воспринятого. В младшем школьном возрасте развиваются воссоздающее (репродуктивное) воображение, которое предполагает формирование образов по словесному описанию или условному изображению, и творческое (продуктивное) воображение.

Таким образом, воображение - это часть сознания индивидуальности,

один из познавательных процессов и важная часть творческого процесса

человека. Быстрое развитие воображения младшего школьника происходит в

процессе игры и практической деятельности. Воображение проходит

формирование от непроизвольного, пассивного к произвольному, творческому.

В связи с тем, что продукт деятельности для детей младшего школьного

возраста имеет всего лишь субъективную новизну и активность в этом возрасте проявляется чаще эпизодическая, индивидуальной особенностью творческого воображения у детей младшего школьного возраста будет являться спонтанность, внутренний интерес к процессу, отсутствие сильно выраженного стремления к приобретению высоких показателей в работе.

В младшем школьном возрасте закладывается основа нравственного

поведения, происходит понимание моральных норм и правил поведения,

начинает развиваться социальная направленность ребенка. Характер младших школьников отличается определенными особенностями. Так как младшие школьники испытывают необходимость в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения, прежде всего, они импульсивны - готовы действовать без промедления под воздействием естественных причин, побуждений, не подумав о последствиях.

На основе теоретического анализа педагогической и психологической литературы, можно прийти к заключению, что развитие младшего школьника -очень сложный и противоречивый процесс. В данном возрасте характерными особенностями ребенка является: интенциональность (направленность сознания на какой-либо предмет), воображаемое миросозерцания, естественное развитие чувств и воображения, непроизвольное, а позже регулируемое чувством или замыслом подражания, создание моральных идеалов, исследовательский характер познания, конформизм в эстетических и нравственных оценках.

Младший школьный возраст является сензитивным периодом для создания

условий формирования определенной направленности ребенка.

Развитие высших психических функций и ребенка, в общем и целом

возникает в рамках ведущей на данном этапе деятельности, переход от игры к последовательному, социально составленному процессу - учебной деятельности (согласно Д.Б. Эльконина, Л.С. Выгодского). Введение ребёнка в учебную деятельность свидетельствует о начале перестроения всех психических процессов и функций.

Смена ведущей деятельности - не мгновенный переход, а развитие,

занимающий у каждого ребенка разное время. Поэтому в течение всего

младшего школьного возраста игровая деятельность во всех её вариантах

продолжает оставаться важной для психического развития.

В младшем школьном возрасте ребенка ждут первые большие изменения,

которые связаны с определенными преобразованиями в его деятельности,

общении, взаимоотношениях с другими людьми, т.е. происходит изменение

порядка жизни, появляются другие обязанности, новыми становятся и

отношения ребенка с окружающими.

В младшем школьном возрасте происходит перестройка всей системы

отношений ребенка с действительностью, как подчеркивал Д.Б. Эльконин.

Таким образом, для младшего школьного возраста характерно

дальнейший процесс изменений высшей нервной деятельности, костномышечного аппарата, развитие психических функций. Значительные

требования к младшим школьникам предъявляют новые отношения с

взрослыми и сверстниками, включение их в ведущий вид деятельности данного возраста - учебной.

Всё это отражается на формировании и закреплении другой манеры

отношений к людям, коллективу, к обучению и связанным с ними

обязанностям, что в конечном итоге формирует характер, волю, увеличивает

круг интересов, развивает способности.

Самыми важными психологическими новообразованиями младшего

школьного возраста являются:

- произвольность (намеренное управление своим поведением,

побуждение к действию);

- осознанность всех психических процессов (отчетливое и полное

понимание настоящего момента) и их интеллектуализация (преодоление

отрицательных эмоций), их внутреннее опосредование, которое происходит в

результате понимания структуры научных понятий; осознание своих

индивидуальных изменений, и в итоге происходит развитие познавательной

деятельности.

Интенсивно устанавливаются практически все интеллектуальные,

социальные, этические и моральные качества, большая часть из которых

останутся без изменений в течение всей жизни. В конце этого возрастного

периода мелкая и общая моторика скоординирована и точна в достаточной

степени.

В связи с тем, что в младшем школьном возрасте отмечается

преимущество сенсорно-перцептивных процессов с преобладанием

функционирования зрительной системы, данный возраст считается

сензитивным для развития в области визуальных искусств.

В младшем школьном возрасте происходят изменения в мотивационной

сфере поведения, которое отражается в понимании совокупности мотивов

отношений детей к искусству, красоте, окружающему его миру и в разделении этих мотивов на эмоциональные, а именно желания, влечения и т.п.

Педагогические условия эстетического воспитания младших школьников в малом городе:

 

•реализация сотрудничества педагогов основного и дополнительного образования, родителей, работников учреждений культуры;

 

• осуществление личностного подхода к эстетическому воспитанию, учитывающего особенности психолого-физиологического развития ребенка (воображение, темперамент, природные задатки и др.), его склонности, потребности и др. и обеспечивающего младшим школьникам формирование интереса к эстетически направленной деятельности, знаний в области искусства и культуры как интеллектуальной основы эстетической воспитанности, ценностно-художественной ориентации, воспитание эстетических чувств;

 

• осуществление системного подхода к эстетическому воспитанию младших школьников, основанного на принципах преемственности и взаимосвязи семейного и школьного воспитания, основного и дополнительного образования, способствующего формированию единого эстетического воспитательного пространства.

Результаты исследования, основные выводы, представленные программно-методические разработки могут быть использованы при проведении курсовой переподготовки учителей и специалистов дополнительного образования школьников в качестве основы для планирования и составления программ, методической учебы по вопросам эстетического воспитания.

 

 

 

 

 

Выводы по главе:

 

Деятельность школы по эстетическому воспитанию младших школьников осуществлялась по нескольким направлениям: учебная эстетическая деятельность; внеучебная - внутри школьная и внешкольная в сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования; сотрудничество с родителями.

 

Критериями успешности опытно-экспериментальной работы по эстетическому воспитанию младших школьников являются: устойчивая положительная динамика в отношении младших школьников к эстетической деятельности (учебной, внеучебной, досуговой); положительная тенденция формирования у них художественно-творческого мышления, расширения эстетических знаний.

 

Оценка уровня эстетической воспитанности формировалась на основе комплексной оценки ее структурных компонентов: эстетических чувств, эстетических знаний, художественно-ценностных ориентаций, эстетической деятельности и поведения.

 

В начале опытно-экспериментальной работы учащиеся всех классов показали приблизительно одинаковый уровень сформированности эстетических знаний - средний (57,6%). Положительная динамика развития этого качества личности во многом определяется педагогическими условиями, способствующими процессу воспитания: реализацией личностного и системного подходов в организации и осуществлении эстетической деятельности младших школьников; расширением круга общения учащихся за счет создания единого эстетического пространства; формированием интереса к эстетической деятельности; сотрудничеством с родителями и просвещением их по вопросам эстетического воспитания детей.

Младшие школьники включались в ситуации, которые способствовали воспитанию и проявлению у них эстетических чувств при восприятии эстетических явлений в жизни, в природе, а также произведений искусства. Более тщательная разработка мероприятий эстетического содержания позволила разнообразить их по видам. Многие мероприятия предполагали одновременное включение нескольких видов эстетической деятельности, что и обеспечило личностный подход в эстетическом воспитании, способствовало формированию эстетических потребностей и развитию интересов младших школьников к эстетической деятельности.

Использование творческих заданий на уроках, проведение внеклассных, внешкольных и городских мероприятий эстетической направленности, способствовало расширению кругозора, развитию интереса, воображения, художественно-творческих способностей младших школьников.

Большое значение в педагогическом процессе имели средства и методы эстетического воспитания дополнительного образования и участие родителей во внеурочной работе школьников. Содержание, формы и методы экспериментальной работы на третьем этапе позволили привлечь многих родителей к участию в коллективно-творческих делах в школе, учреждениях дополнительного образования и учреждениях культуры. В ходе опроса родителей о предпочтительных формах сотрудничества с семьей рейтинг был следующий:

 

1. Совместные с детьми творческие мероприятия.

 

2. Открытые уроки школьных достижений.

 

3. Совместные с детьми прогулки выходного дня.

 

В экспериментальной работе первостепенное значение имел рост эстетической воспитанности младших школьников. В индивидуальных картах отмечалась динамика формирования каждого компонента структуры эстетической воспитанности. Не у всех детей произошел целостный рост, у некоторых детей вырос один или два показателя, есть примеры стабильности показателей, что объясняется особенностями темперамента, характера личности, наличием интересов в других областях и т.д.

 

В процессе сотрудничества школы и семьи были необходимы обмен знаниями об особенностях физиологического и психического развития ребенка, выработка единых требований и создание атмосферы доверия, взаимного уважения и взаимопонимания между родителями и педагогами. Этому способствовала система занятий с родителями по вопросам теории и практики эстетического воспитания младших школьников.

 

Эстетическое воспитание в семье осуществлялось по таким направлениям:

 

• развитие наблюдательности как основы эстетической восприимчивости;

 

• привитие ребенку культуры общения, внешнего вида и эстетики личного пространства;

 

• формирование культуры проведения досугового времени;

 

• совместное с детьми «домашнее» творчество.

 

В процессе опытно-экспериментальной работы обогатились межличностные отношения в семье, появились новые темы для обсуждения (это отметили 32% родителей), методы воспитания (17%). Родители, по их высказываниям, стали больше внимания уделять эмоциональному тону отношений, лексике в общении с детьми, чаще обращать их внимание детей на красоту природы, человеческих отношений, привлекать детей к разведению цветов и др. В некоторых семьях появилась тенденция к расширению эстетических интересов (21%).

 

Формами сотрудничества учреждения дополнительного образования, культуры, школы и семьи являются совместные занятия кружков, имеющие общие темы в содержании работы этих объединений, смотры, фестивали и конкурсы творческих достижений, праздники, в т.ч. и семейные, встречи выходного дня и др.

 

Младшим школьникам, судя по их ответам, больше нравятся массовые мероприятия, праздничная обстановка, новые впечатления. 35,5% ребят предпочитают участвовать в общешкольных мероприятиях, 30,0% - в городских, 18,8% - в классных. В начале экспериментальной работы предпочтение отдавалось классным мероприятиям из-за отсутствия опыта участия младших школьников в других по масштабу мероприятиях. Только 3,3% - не сделали выбора, т.к. имеют интересы в других областях деятельности. Большинство младших школьников хотят выйти за рамки классного общения.

 

Анализ итоговой диагностики свидетельствует о положительной динамике процесса формирования эстетической воспитанности младших школьников, что явилось результатом работы по их эстетическому воспитанию. Несмотря на то, что общее количество учащихся со средним уровнем по-прежнему преобладает (55 ребят), количество младших школьников с низким уровнем сократилось на 5 человек, с высоким уровнем увеличилось на 14 человек. Средний показатель уровня эстетической воспитанности младших школьников вырос примерно на 7,5%. Значительное увеличение показателей нами не прогнозировалось, т.к. рассматриваемый педагогический процесс постепенный и сложный.

 

Результаты эксперимента подтверждают правильность положений гипотезы исследования и позволяют констатировать, что в целях эстетического воспитания младших школьников совместными усилиями взрослых (педагогов, родителей, работников учреждений культуры) и самих детей необходимо создавать в малом городе единое эстетическое пространство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Эстетическое воспитание оказывает огромное влияние на духовное становление личности, что является одной из актуальных проблем воспитания. В процессе эстетического воспитания формируются эмоциональная и интеллектуальная сферы человека. Этим объясняется необходимость начинать эстетическое воспитание ребенка в раннем детстве. Особенно продуктивным этот процесс может быть в младшем школьном возрасте, к.т. возрастные психофизиологические особенности детей 7-11 лет создают благоприятные предпосылки для эстетического воспитания при создании необходимых педагогических условий.

 

Эстетическое воспитание мы понимаем как целенаправленный педагогический процесс, способствующий формированию у личности эстетической культуры. Целью и результатом эстетического воспитания является эстетическая воспитанность, которая характеризуется единством эстетического сознания, эстетических чувств и эстетической деятельности. Эстетическое воспитание является составной частью целостного воспитательно-образовательного процесса. Вместе с тем оно осуществляется и стихийно, на него влияет окружающая среда: о социокультурная среда города, поселка; о микросоциум, о средства массовой коммуникации, о эстетическое воспитательное пространство учебного заведения и др.

 

Успешности эстетического воспитания младших школьников способствует реализация личностного подхода, при котором в воспитательно-образовательном процессе

 

• педагогами осуществляется учет возрастных и личностных особенностей обучающихся;

 

• обучающиеся включаются в основную деятельность, присущую данному возрасту, в которой востребован их субъективный эстетический опыт;

 

• воспитание строится на основе гуманизации педагогического общения;

 

• эффективность воспитания и обучения определяются положительной динамикой личностного развития учащихся.

 

Понимая эстетическое воспитание как целенаправленный педагогический процесс и учитывая, что ребенок является субъектом воспитания и как личность формируется в процессе деятельности, а также под стихийным и целенаправленным влиянием эстетического пространства, мы теоретически доказали и на практике проверили необходимость осуществления системного подхода в эстетическом воспитании.

 

Системный подход в эстетическом воспитании позволяет осуществить преемственность дошкольного и школьного воспитания, классных (урочных) и внеклассных (внеурочных) занятий, школьного и семейного воспитания, основного и дополнительного образования. Успешность эстетического воспитания обусловлена реализацией таких принципов, как всеобщность и обязательность эстетического воспитания личности в детском возрасте, сочетание художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей, осуществление ин-тегративных связей в процессе преподавания предметов эстетического цикла и др.

 

Кроме того, системный подход в эстетическом воспитании предполагает эстетизацию всех сторон образовательного процесса, школьной жизни; организацию единого воспитательного эстетического пространства не только в учебном заведении, но в городе; координацию работы по эстетическому воспитанию школы, семьи, внешкольных учреждений.

Список литературы:

1.Миронов В.В. Размышление о реформе российского образования:

доклад на международной научной конференции «Философия и образование в процессе трансформации культуры». М.: Воробьев А. В., 2011.

2. Мочалова С.А. Развитие творческих способностей детей 5-10 лет на

занятиях по изобразительному искусству // Известия РГПУ им. А.И. Герцена

4.Неменский Б.М., Полякова И.Б., Сапожникова Т.Б. Особенности

обучения школьников по программе Б.М. Неменского «Изобразительное

искусство и художественный труд»: Учебно-методическое пособие.

М.: Педагогический университет Первое сентября, 2007. 124 с. 5.Творчество: теория, диагностика, технологии. Словарь справочник /

Под общ. Ред. Т.А. Барышевой. СПб.: Изд-во.ВВМ, 2014. 380 с.

6.Топилина Н.В. Эстетическое воспитание школьников как актуальная

проблема нашего времени / инновационная наука.

7. Копцева Т. А., Гросул Н. В., Красильников И. М. Программы дополнительного художественного образования детей.

8. Мелик-Пашаев А.А. Гуманизация школы и проблемы эстетического воспитания//Вопросы психологии.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×