Теория эстетического воспитания школьников | Иванова Оксана Николаевна. Работа №307848
Большое значение эстетическое воспитание имеет в целостном воспитательном процессе младших школьников, т.к. именно в этом возрасте одним из ведущих является эмоционально-чувственное развитие ребенка, которое способствует активному освоению им внешнего мира и общению с окружающими людьми. По сути, в этом возрасте завершается чувствительный период преобладания эмоционально-чувственного освоения ребенком окружающего мира.
Так как за эстетическим воспитанием стоит не только формирование
эстетических качеств ребенка, но и индивидуальных качеств в целом,
эстетическое воспитание занимает важное место во всей системе
образовательного процесса.
Доклад
на тему: «Теория эстетического воспитания школьников»
выполнила: Иванова О.Н.
г.Нерюнгри
2022г.
Содержание:
1. Введение
2. Цели и задачи
3. Основная теоретическая часть:
- Формы и методы эстетического воспитания детей младшего
школьного возраста в учреждении дополнительного образования.
- Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста
- Педагогические условия эстетического воспитания младших школьников в малом городе
4. Заключение
5. Список литературы
Введение.
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т. е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Большое значение эстетическое воспитание имеет в целостном воспитательном процессе младших школьников, т.к. именно в этом возрасте одним из ведущих является эмоционально-чувственное развитие ребенка, которое способствует активному освоению им внешнего мира и общению с окружающими людьми. По сути, в этом возрасте завершается чувствительный период преобладания эмоционально-чувственного освоения ребенком окружающего мира.
Так как за эстетическим воспитанием стоит не только формирование
эстетических качеств ребенка, но и индивидуальных качеств в целом,
эстетическое воспитание занимает важное место во всей системе
образовательного процесса.
Цели и задачи:
Цель — выявление методов и приёмов эстетического воспитания младших школьников, возможностей искусства как средства эстетического воспитания.
Объект исследования — процесс эстетического воспитания младших школьников.
Предмет исследования — использование методов и приёмов, средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников.
Задачи:
-Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.
-Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса младших школьников к искусству.
Формы и методы эстетического воспитания детей младшего
школьного возраста в учреждении дополнительного образования
В современных условиях XXI века в развитии общества и человека
образование имеет большое значение .Образовательное пространство является единым комплексным элементом социокультурного пространства,
преимуществом которого оказываются ценности воспитания человека
Современная роль образования, основой которой является воспитание, закреплено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».
В концепции образования в Российской Федерации одним из способов
формирования и развития, преимущественно Человека - творческого,
независимого, социально ответственного, общительного, с формированной
мотивационной сферы познания окружающего мира и
самопознания, человека доброго, честного и чуткого, заботящегося об
окружающих людях, природе, о сохранении и развитии культуры, Человека -
нового мышления является эстетическое воспитание.
Профессор М.Г. Меерович и кандидат психологических наук Л.А.
Шрагина правильно замечают, что человек с творческим стилем мышления, в
условиях непрерывного процесса внедрения новой техники и технологии, готов к постоянным изменениям в технологиях, и рассматривает эти изменения как вероятность получить морального удовлетворения от процесса и результата возникающих интеллектуальных задач .
На современном этапе является более чем актуальным поиск новых педагогических средств (такие как технические средства обучения, наглядно- дидактический материал, беседы, упражнения, опытно-экспериментальная деятельность, наблюдение, фронтальный опрос и т.п.), увеличивающих успешность воспитания у детей эстетического отношения к окружающему миру.
Первостепенной задачей педагогической деятельности является
организованное и осмысленное описание и передача эстетического опыта, для реализации которого создаются специальные учебные заведение, такие как учреждения дополнительного образования, а их согласованное влияние и
целостность становится основой системы образования .
Образовательные учреждения, осуществляющие обучение по дополнительным образовательным программам, различают по следующим
типам: учреждения дополнительного образования детей, учреждения
дополнительного образования взрослых, учреждения дополнительного
образования смешанного типа.
Направленность реализуемых в учреждении дополнительных
образовательных программ является основанием отнесения образовательного
учреждения дополнительного образования к соответствующему виду
учреждения, которые определены в Приказе Министерства образования
Российской Федерации от 03.05.2000 г. № 1276 «О государственной
аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования
детей»:
- дворец (например: творчества, спорта, культуры и т.д.);
- дома (например: детского творчества, детства и юношества);
- центры (например: дополнительного образования детей, развития детей
и юношества и т.д.);
- школа (спортивно-технической, физкультурно-спортивной;
художественно-эстетической - таких как школа искусств, художественная
школа; военно-патриотической направленности);
- детская студия (художественно-эстетической направленности).
Комплексная воспитательно-образовательная система учреждений
дополнительного образования (УДО) детей благодаря своей вариативности
(изменчивости), способна удовлетворять потребностям обучающихся с учетом
общественных, государственных и индивидуальных интересов.
Познавательная деятельность детей младшего школьного возраста
рассматривается как бесконечно меняющееся сильное и важное свойство
ребенка, сосредоточенное на понимание содержания деятельности и
достижение значимого для него конечного результата.
Воспитательная система дополнительного образования имеет
соцкультурную направленность, индивидуальную сущность деятельности,
которая создает интерес ребенка в эстетическом восприятии мира, осознания
самого себя в этом мире . Знания, чувства, умения ребенка изменяется в
результате овладения существующих эстетических ценностей и творческого
процесса создания нового, что в свою очередь способствует его
психологическому формированию и развитию его индивидуальности .
Открытая социально-воспитательная система учреждений
дополнительного образования помогает формированию своеобразного
психолого-педагогического пространства, в котором осуществляется
совместная деятельность педагога и обучающегося.
Основной формой проявления внутренних, индивидуальных качеств
детей младшего школьного возраста является его деятельность, которая
становится средством развития индивидуальности ребенка, через
формирование взглядов, суждений, оценок, навыков поведения. В
разносторонней деятельности происходит накопление опыта, знакомство
ребенка с эстетическими, материальными, духовными, историческими
ценностями, усвоение научных знаний и соответствующих умений,
необходимыми ему для создания индивидуальных ценностей. Из этого
следует, что в процессе образования ребенок не только осваивает
существующий опыт (нормы, ценности, установки, образцы поведения,
способы деятельности), но и выступает в качестве субъекта, его создающего.
В современных условиях большое значение имеет формирование нового
подхода к эстетической деятельности детей, который является содержательной стороной дополнительного образования, а принцип создание чего-то нового и ценного не только для данного ребенка, но и для других, оказывается ведущем в обучении младших школьников.
В соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и
воспитания гражданина России, один из первостепенных источников этических норм является искусство, поскольку искусство содержит, прежде всего, средства для развития и формирования всесторонне развитого человека, умеющего видеть красоту, понимать, что такое добро и зло, прекрасное и безобразное. Приобщение детей к духовным ценностям (моральные, религиозные, нравственные, этические убеждения) развивает в них духовные потребности и эстетические чувства.
И.Ю. Евдокимова отмечала, что известный искусствовед В.В. Ванслов в
своей работе «Что такое искусство» обращает внимание на то, что искусство
формирует не только такие познавательные процессы как мышление, эмоции,
фантазию наблюдателя, но и восприятие, т.е. познавательный процесс,
формирующий субъективную картину, вследствие чего происходит
образование ощущений красоты цвета и формы, объема и композиционных
соотношений. Иначе говоря, искусство учит не только смотреть на мир, но и
видеть эстетическую ценность и внутреннее значение его явлений, развивая
чувственные способности человека.
Возможности эстетического воспитания обучающихся предоставляемые
учебным планом и программой в общеобразовательных учреждениях
ограниченны. Эта ограниченность в полной мере восполнена в системе
дополнительного образования. В настоящее время в учреждениях дополнительного образования для
эстетического воспитания детей применяются разные виды деятельности:
индивидуальное и хоровое пение, театрально-игровая деятельность
(драматическая, музыкальная), изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество и так далее .
Обучение и воспитание детей младшего школьного возраста в системе
дополнительного образования открывает, прежде всего, возможность со всей
серьезностью заниматься тем видом деятельности, которое им интересно.
Эстетическое воспитание одно из главных средств развития духовно- нравственного, культурного человека на основе эстетических ценностей, способного понимать их через создание новых, оригинальных, субъективно-значимых образов (в танце, рисунке, лепке, аппликации и т.д.).
Основная цель системы дополнительного образования детей состоит не в
воспитании мастера своего дела - музыканта, танцора, художника и т. д., а в
воспитании гармоничного человека в целом, осуществляемое посредством
искусства.
В связи с тем, что система основного школьного образования не в
состоянии в полной мере реализовать возможность эстетического воспитания
детей, важность эстетического воспитания детей в дополнительном
образовании во многом возрастает.
Эстетическое воспитание в дополнительном образовании, решает
социально значимые вопросы занятости и организации досуга детей, создает
хорошие условия для развития творческих и профессиональных интересов
обучающихся в самых разнообразных областях искусства. Дополнительное
образование предоставляет, прежде всего, огромные возможности для само-
определения, понимание жизненных и профессиональных интересов детей, где они сами выбирают ту сферу деятельности, которая им по душе, в которой они могут проявить свои способности в полном объеме.
Психолого-педагогическая характеристика
детей младшего школьного возраста
Каждый возрастной период характеризуется множеством изменений в
совокупности характерных отличий особенности человека на данном этапе
развития. Развитие каждого человека определено:
- внутренними противоречиями и психофизиологическими
особенностями;
- социальной ситуацией развития;
- типом ведущей деятельности;
- степенью его собственной активности в процессе формирования и
развития ребенка;
- половозрастными и индивидуальными особенностями.
Приход в школу подводит итог дошкольному детству и становится
началом младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст - это новый и важный возрастной период в
жизни каждого ребёнка, это этап первоначального знакомства с учебной
деятельностью и изучением ее структурных элементов, это период
преобразований .
Именно в младшем школьном возрасте закладывается основа
нравственного и эстетического сознания, происходит понимание моральных
норм поведения, начинает формироваться система устойчиво характеризующих ребенка побуждений (что хочет, к чему стремится).
По мнению академика А.Г. Асламова, начальная школа является
областью ближнего развития российского общества, в котором
высоконравственный, творческий, компетентный человек воплотится в делах и поведет за собой развитие общества.
Хронологические границы младшего школьного возраста противоречивы
в разных странах и в разных периодизациях этот возраст получает
индивидуальные названия.
У отечественных ученных нет общего подхода к определению
хронологических границ этого возраста. По Л.С. Выгодскому к младшим
школьникам относятся дети в возрасте 6-7 до 11 лет, А.А. Люблинская
определяет возрастные границы от 7 до 10-11 лет, Л.И. Божович от 7-8 до 10-11 лет, а Д.Б. Эльконин сдвигает границы к 6-9 годам, в зарубежных
исследованиях, это нижняя граница данного возраста
В Российской Федерации наименование возраста «младший школьник»
считается единственно возможным. В настоящее время младшим школьным
возрастам называют период между 6-7 и 9-10 годами. Эти границы связаны с
официально принятыми сроками обучения в Российской Федерации .
Исследователи отмечают изменчивость возрастных границ, их зависимость от социально-культурных ситуаций и индивидуальных особенностей детей.
Младший школьный возраст в наибольшей степени глубоко и
обстоятельно представлен в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, их
сотрудников и последователей.
Младший школьный возраст обладает важными особенностями
физического развития. В биологическом отношении важной особенностью
младших школьников, по сравнению с предыдущим возрастом, является
интенсивный рост мускулатуры, увеличение массы мышц и существенный
прирост мышечной силы, скелет подвергается окостенению, но этот процесс
еще не завершается.
Повышенная мышечная сила, общее развитие двигательного аппарата,
высокая эластичность связок и мышц, большая подвижность позвоночного
столба вызывает большую подвижность младших школьников, их склонность к беганью, прыжкам, лазанью и неспособность длительное время находиться в одном и том же положении. В связи с этими особенностями, очень важно применять во время учебных занятий разнообразные виды учебной работы, а именно, необходимо менять слушанье с выполнением практических заданий, использовать наглядность, методы объяснения комбинировать с беседой, проводить «физкультминутки».
С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять
легкие движения, вследствие чего ребенок в младшем школьном возрасте
овладевает умением быстрого письма.
С физическим развитием, в младшем школьном возрасте появляется
быстрое формирование различных психических функций, в том числе и
высших, связанных с познавательной деятельностью, а также с нравственными чувствами.
Младший школьный возраст - особый период, который имеет огромное
значение в процессе необратимых, направленных и естественных
преобразований, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных изменений психики и поведения ребенка.
Психическое и физическое являются двумя взаимосвязанными сторонами
детского развития.
Совершенствование нервно-психической деятельности младших
школьников осуществляется также под влиянием познавательной деятельности.
Важным фактором в этом отношении является улучшение нервной системы,
интенсивного развития функции больших полушарий головного мозга, при
этом повышается аналитическая и синтетическая функции коры. Т.е.
происходит функциональное совершенствование мозга - развивается
аналитико-систематическая функция коры (усвоения сложных отношений в
окружающем мире); постепенно изменяется зависимость процессов
возбуждения и торможения: процесс торможения (основа сдерживания,
самоконтроля) становится всё более сильным, хотя по-прежнему основным
остается процесс возбуждения, вследствие чего, младшие школьники в высшей степени возбудимы и порывисты, действующие под влиянием случайных импульсов.
Важное значение для умственного развития младших школьников имеет
правильное построение и улучшение их познавательной деятельности.
Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно
проходит в процессе обучения и воспитания. В педагогике утвердилась идея
Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом
развитии школьников. З.И. Валиева отмечает, что Т.И. Шамова понимает познавательную активность как особенность деятельности ребенка, которая отражается в отношении школьника к процессу и результату познания, которое проявляется в стремлении к цели, с ее достижением, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.
А по мнению Г.И. Щукиной, так же отмечает З.И. Валиева, активизация
познавательной деятельности школьников это процесс, направленный на
усиленную познавательную совместную деятельность педагога и школьников, на стимулирование к ее активному, целенаправленному осуществлению, на преодоление пассивности, и стандартных форм преподавания и учения.
Таким образом, для умственного развития младших школьников большое
значение имеет правильное формирование и совершенствование их
познавательной деятельности.
К познавательным процессам в психологии относятся ощущения,
восприятие, память, внимание, мышление, воображение.
Формирование эмоций младшего школьника связано с определенными
социальными ситуациями.
Понимание, переживание ребенком ситуаций и их изменений, вызывает
определенные эмоциональные состояния. Основой всех познавательных
процессов являются ощущения.
Ощущение или сенсорные образы представляют собой отображение отдель-
ных качеств предметов и явлений при их непосредственном влияния на
органы чувств. Выделяются две основные функции ощущения:
- ощущение как часть чувственного представления;
- ощущение как самый простой образ, т.е. образ элементарного стимула.
При помощи ощущений ребенок изучает величину, форму, цвет,
плотность, температуру, вкус, запах окружающих нас предметов и явлений,
воспринимает разнообразные звуки, исследует движение и пространство.
Именно ощущения дают материал для сложных психических процессов -
восприятия, мышления, воображения.
Необходимо с малых лет внушать детям, что ощущения содержат
огромное значение для любой деятельности и изучения окружающего мира, и
являются основным источником человеческого счастья.
Обычно ощущение разделяют на следующие виды, подчеркивающих
разнообразные стороны ceнcopнoгo процесса и отражаемой реальности:
- зрительные (ощущения света и цвета) и слуховые ощущения (передача
звуковых волн, влияющих на слуховой рецептор);
- ощущения вкуса и запаха (обоняние);
- кожные, т.е. контактный вид ощущения (тактильные, т.е.
прикосновение, болевые и температурные).
Таким образом, необходимо отметить, что, по сути, все виды ощущений
взаимосвязаны друг с другом, в результате этого взаимодействию мы получаем данные о свойствах предметов окружающего нас мира .
Если ощущение это процесс отображения по отдельности каждых свойств
предметов окружающего мира, то восприятие позволяет получить целостное
представление о вещах. Т.е. восприятие из процесса изучения
(распознавания), опирающегося на очевидные признаки, становится
деятельностью наблюдения.
Проблемами восприятия в отечественной психологии занимались такие
крупные ученые, как А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов и др.
Восприятие представляет собой быстрый процесс, создающий образ
предметов и явлений окружающего мира в сочетании их свойств и частей при их непосредственном влиянии на органы чувств.
В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к
сумме ощущений. Например, мы воспринимаем картину, а не просто
сумму ощущений цвета, формы, объема, шероховатости ее поверхности.
Восприятие детей младшего школьного возраста отличается
непостоянством и неуправляемостью, но, в то же время чуткостью и ясностью, «созерцательной любознательностью», т.е. наблюдательностью.
В зависимости от того, какой из органов ощущения играет в восприятии
основную роль, различают:
- зрительное (создание визуального образа мира на основании сенсорной
информации);
- слуховое (способность распознавать разнообразные звуки окружающей
действительности по их главным характеристикам: силе (громкости), высоте,
тембру, темпу);
- осязательное (умение кожного и двигательного анализаторов
показывать объемные и физические свойства предметов, при этом участвуют
разные виды чувствительности: тактильная (прикосновения, давления,
растяжения), болевая, температурная, мышечно-суставная (двигательный);
- кинестезическое (ощущение движения);
- обонятельное и вкусовое восприятие.
Сочетание различных видов восприятия составляют сложные виды. Из
этого следует сделать вывод, что восприятие - это очень сложный, однако -
единый процесс, направленный на изучение того, что в настоящий момент
влияет на человека.
Главным условием процесса восприятия младших школьников является
деятельность, которая проявляется у детей как в форме общественно-полезного труда, например, по осуществлению своих домашних обязанностей, так и в форме различной познавательной предметной деятельности, такой как рисование, лепка, занятия музыкой, чтением и др.
Для развития высших чувств (моральных, эстетических, познавательных),
у детей должны быть сформированы представление о плохом и хорошем,
красивом и уродливом, а также - познавательная потребность, т.е. потребность во внешних впечатлениях. Чувства появляются не сразу. В первую очередь дети воспринимают всего лишь непосредственную важность событий, в дальнейшем
- их обобщенную значимость .
Для детей младшего школьного возраста свойственно неразрывность
высших чувств. Дети воспринимают «хорошее» как предметы и события,
которые вызывают у них и эстетические чувства (хороший - стало быть,
красивый), и этические (хороший - значит добрый), и интеллектуальные
(хороший - значит интересный). Тот же самый предмет вызывает переживание,
в котором объединены эстетические, этические, познавательные чувства.
Чувства, проявляющие в течение познавательной деятельности
(чувственного восприятия, теоретического мышления и практической
деятельности), носят название интеллектуальные. К ним относят:
- любопытство - проявление интереса;
- любознательность - интерес к приобретению новых знаний;
- удивление - ощущение от чего-нибудь непредвиденного, непонятного,
необычного;
- чувство нового - способность правильно понимать необходимость
предстоящих изменений;
- чувство юмора, умственное умение проявлять весёлый, острый,
шутливый склад ума, которое наблюдается у детей в процессе познавательной
деятельности, которые любят несообразности, другими словами, присвоение
предметам несвойственных качеств.
Своевременное формирование эмоциональных реакций, эмоциональных
состояний является важным признаком полноценного развития детей, с этой
целью необходимо разделять эмоциональность и эмоциональную отзывчивость.
Эмоциональность, как отличительная черта поведения, более доступна
наблюдению, чем эмоциональная отзывчивость.
Эмоциональность проявляется в различных формах, в основном в
отрицательных эмоциях, таких как: плаксивость, обидчивость, изменчивость
настроения, т.е. это возможность проявить свое настроение и сказать без слов о том, что чувствует и испытывает человек.
Эмоциональная отзывчивость непосредственно связана с социальными
мотивами (вне учебной деятельности) и отражаются в эмпатии (отзывчивости), совместной деятельности со сверстниками, самоуважении. Формирование эмоциональной отзывчивости требуется для развития у младших школьников основ эстетического понимания произведений искусства.
Большое значение в познавательной деятельности детей младшего
школьного возраста играет память.
Естественные возможности памяти младшего школьника более чем
огромны: его мозг наделен такой гибкостью, которая дает возможность с
легкостью выполнять задачи дословного запоминания, что, прежде всего,
практично и результативно. Память младших школьников имеет в основном
наглядно-образный характер, который выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых и двигательных образов. Дети без труда запоминают песни, стихи, сказки, которые вызывают красивые образы и сильные волнения, поскольку чувства оказывают в значительной степени большое воздействие на скорость и надежность запоминания (непроизвольное запоминание). Непроизвольное запоминание играет большую роль в учебной деятельности младшего школьника.
Наглядно-образный характер памяти младших школьников выражается в
преодоление таких трудных способов запоминания, как сравнение, деление на части текста, при условии наличия наглядности, например соответствующие иллюстрации.
В конце младшего школьного возраста непроизвольное запоминание
становится преимущественно результативным. Успешность непроизвольного
запоминания проявляется в том, что с возрастом возрастает объем запоминания любопытных текстов, сказок, при том ребенок описывает больше подробных деталей и сравнительно глубоко передает смысл.
В процессе образовательной деятельности, как правило, опираются на
работу произвольной памяти, однако произвольному и осмысленному
запоминанию препятствует недостаточно развитый самоконтроль.
Таким образом, первое время младшие школьники лучше всего
запоминают наглядный материал: окружающие ребенка вещи (предметный
мир), изображения предметов, людей. Успешность запоминания такого
материала в значительной степени выше, чем запоминания словесного
материала, точнее сказать младший школьник лучше запоминает слова,
которые обозначают названия предметов, чем слова, обозначающие
теоретическое значение этого предмета.
В течение младшего школьного возраста в развитии внимания
появляются значительные изменения, идет интенсивное изменение всех его
свойств: особенно быстро растет диапазон внимания, возрастает его
стабильность, развиваются умение переключения и распределения. К 9-10
годам дети способны довольно долго удерживать внимание и выполнять
свободно заданный план действий. Появляются части после произвольного
внимания. Зависимость произвольной и непроизвольной форм внимания
наблюдается и в воображении.
Внимание детей младшего школьного возраста слабо постоянно,
небольшое по объему. В этом возрасте дети способны фиксировать внимание
на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное
внимание. В связи с этим, весь учебный процесс младших школьников
подчинен развитию культуры внимания. Без достаточной сформированности
такой психической функции как внимание - процесс обучения невозможен .
В процессе учебной деятельности у младшего школьника происходит
улучшение произвольного внимания, волевых усилий (эмоционального
напряжения, которое привлекает скрытые возможности ребенка, такие как
память, мышление, воображение и т.д.) для создания дополнительных
оснований к деятельности. Произвольное внимание улучшается в совокупности с другими функциями и в первую очередь - мотивацией учения, ответственность за успешный результат учебной деятельности.
Основной функцией в младшем школьном возрасте становится
мышление . С началом учебной деятельности мышление встает в центр
осознанной деятельности младшего школьника. Развитие мышления, у детей
младшего школьного возраста, от эмоционально-образного к абстрактнологическому, происходит в ходе познавательной деятельности, вследствие чего проявляются и изменения других познавательных процессов, таких как внимание, ощущение и восприятие, память, воображение, речь.
«Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», -
напоминал педагогам К.Д. Ушинский, предлагавший опираться в
учебной деятельности на эти особенности детского мышления. В школьный
возраст, отмечал Л.С. Выготский, ребенок вступает со слабой функцией
интеллекта (по сравнению с такими функциями, как восприятие и память,
которые развиты в этом возрасте намного лучше), поэтому главной задачей
начальной школы - развить интеллект младшего школьника до уровня сознания причинно-следственных связей.
В завершении младшего школьного возраста (и в дальнейшем)
проявляются индивидуальные различия детей, которые позволяют разделить
детей на:
- теоретиков или мыслителей, т.е. это дети которые с успехом решают
учебные проблемы устно;
- практиков, т.е. это дети которым необходима помощь в виде
наглядности и практических действий;
- художников, т.е. это дети с ярким образным мышлением.
У большинства детей отмечается относительный баланс между разными
видами мышления.
Воображение - одна из форм психического отражения мира. Основным
качеством воображения младших школьников является наглядность и точность воспроизводимых образов, составными звеньями этого процесса являются анализ и синтез воспринятого. В младшем школьном возрасте развиваются воссоздающее (репродуктивное) воображение, которое предполагает формирование образов по словесному описанию или условному изображению, и творческое (продуктивное) воображение.
Таким образом, воображение - это часть сознания индивидуальности,
один из познавательных процессов и важная часть творческого процесса
человека. Быстрое развитие воображения младшего школьника происходит в
процессе игры и практической деятельности. Воображение проходит
формирование от непроизвольного, пассивного к произвольному, творческому.
В связи с тем, что продукт деятельности для детей младшего школьного
возраста имеет всего лишь субъективную новизну и активность в этом возрасте проявляется чаще эпизодическая, индивидуальной особенностью творческого воображения у детей младшего школьного возраста будет являться спонтанность, внутренний интерес к процессу, отсутствие сильно выраженного стремления к приобретению высоких показателей в работе.
В младшем школьном возрасте закладывается основа нравственного
поведения, происходит понимание моральных норм и правил поведения,
начинает развиваться социальная направленность ребенка. Характер младших школьников отличается определенными особенностями. Так как младшие школьники испытывают необходимость в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения, прежде всего, они импульсивны - готовы действовать без промедления под воздействием естественных причин, побуждений, не подумав о последствиях.
На основе теоретического анализа педагогической и психологической литературы, можно прийти к заключению, что развитие младшего школьника -очень сложный и противоречивый процесс. В данном возрасте характерными особенностями ребенка является: интенциональность (направленность сознания на какой-либо предмет), воображаемое миросозерцания, естественное развитие чувств и воображения, непроизвольное, а позже регулируемое чувством или замыслом подражания, создание моральных идеалов, исследовательский характер познания, конформизм в эстетических и нравственных оценках.
Младший школьный возраст является сензитивным периодом для создания
условий формирования определенной направленности ребенка.
Развитие высших психических функций и ребенка, в общем и целом
возникает в рамках ведущей на данном этапе деятельности, переход от игры к последовательному, социально составленному процессу - учебной деятельности (согласно Д.Б. Эльконина, Л.С. Выгодского). Введение ребёнка в учебную деятельность свидетельствует о начале перестроения всех психических процессов и функций.
Смена ведущей деятельности - не мгновенный переход, а развитие,
занимающий у каждого ребенка разное время. Поэтому в течение всего
младшего школьного возраста игровая деятельность во всех её вариантах
продолжает оставаться важной для психического развития.
В младшем школьном возрасте ребенка ждут первые большие изменения,
которые связаны с определенными преобразованиями в его деятельности,
общении, взаимоотношениях с другими людьми, т.е. происходит изменение
порядка жизни, появляются другие обязанности, новыми становятся и
отношения ребенка с окружающими.
В младшем школьном возрасте происходит перестройка всей системы
отношений ребенка с действительностью, как подчеркивал Д.Б. Эльконин.
Таким образом, для младшего школьного возраста характерно
дальнейший процесс изменений высшей нервной деятельности, костномышечного аппарата, развитие психических функций. Значительные
требования к младшим школьникам предъявляют новые отношения с
взрослыми и сверстниками, включение их в ведущий вид деятельности данного возраста - учебной.
Всё это отражается на формировании и закреплении другой манеры
отношений к людям, коллективу, к обучению и связанным с ними
обязанностям, что в конечном итоге формирует характер, волю, увеличивает
круг интересов, развивает способности.
Самыми важными психологическими новообразованиями младшего
школьного возраста являются:
- произвольность (намеренное управление своим поведением,
побуждение к действию);
- осознанность всех психических процессов (отчетливое и полное
понимание настоящего момента) и их интеллектуализация (преодоление
отрицательных эмоций), их внутреннее опосредование, которое происходит в
результате понимания структуры научных понятий; осознание своих
индивидуальных изменений, и в итоге происходит развитие познавательной
деятельности.
Интенсивно устанавливаются практически все интеллектуальные,
социальные, этические и моральные качества, большая часть из которых
останутся без изменений в течение всей жизни. В конце этого возрастного
периода мелкая и общая моторика скоординирована и точна в достаточной
степени.
В связи с тем, что в младшем школьном возрасте отмечается
преимущество сенсорно-перцептивных процессов с преобладанием
функционирования зрительной системы, данный возраст считается
сензитивным для развития в области визуальных искусств.
В младшем школьном возрасте происходят изменения в мотивационной
сфере поведения, которое отражается в понимании совокупности мотивов
отношений детей к искусству, красоте, окружающему его миру и в разделении этих мотивов на эмоциональные, а именно желания, влечения и т.п.
Педагогические условия эстетического воспитания младших школьников в малом городе:
•реализация сотрудничества педагогов основного и дополнительного образования, родителей, работников учреждений культуры;
• осуществление личностного подхода к эстетическому воспитанию, учитывающего особенности психолого-физиологического развития ребенка (воображение, темперамент, природные задатки и др.), его склонности, потребности и др. и обеспечивающего младшим школьникам формирование интереса к эстетически направленной деятельности, знаний в области искусства и культуры как интеллектуальной основы эстетической воспитанности, ценностно-художественной ориентации, воспитание эстетических чувств;
• осуществление системного подхода к эстетическому воспитанию младших школьников, основанного на принципах преемственности и взаимосвязи семейного и школьного воспитания, основного и дополнительного образования, способствующего формированию единого эстетического воспитательного пространства.
Результаты исследования, основные выводы, представленные программно-методические разработки могут быть использованы при проведении курсовой переподготовки учителей и специалистов дополнительного образования школьников в качестве основы для планирования и составления программ, методической учебы по вопросам эстетического воспитания.
Выводы по главе:
Деятельность школы по эстетическому воспитанию младших школьников осуществлялась по нескольким направлениям: учебная эстетическая деятельность; внеучебная - внутри школьная и внешкольная в сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования; сотрудничество с родителями.
Критериями успешности опытно-экспериментальной работы по эстетическому воспитанию младших школьников являются: устойчивая положительная динамика в отношении младших школьников к эстетической деятельности (учебной, внеучебной, досуговой); положительная тенденция формирования у них художественно-творческого мышления, расширения эстетических знаний.
Оценка уровня эстетической воспитанности формировалась на основе комплексной оценки ее структурных компонентов: эстетических чувств, эстетических знаний, художественно-ценностных ориентаций, эстетической деятельности и поведения.
В начале опытно-экспериментальной работы учащиеся всех классов показали приблизительно одинаковый уровень сформированности эстетических знаний - средний (57,6%). Положительная динамика развития этого качества личности во многом определяется педагогическими условиями, способствующими процессу воспитания: реализацией личностного и системного подходов в организации и осуществлении эстетической деятельности младших школьников; расширением круга общения учащихся за счет создания единого эстетического пространства; формированием интереса к эстетической деятельности; сотрудничеством с родителями и просвещением их по вопросам эстетического воспитания детей.
Младшие школьники включались в ситуации, которые способствовали воспитанию и проявлению у них эстетических чувств при восприятии эстетических явлений в жизни, в природе, а также произведений искусства. Более тщательная разработка мероприятий эстетического содержания позволила разнообразить их по видам. Многие мероприятия предполагали одновременное включение нескольких видов эстетической деятельности, что и обеспечило личностный подход в эстетическом воспитании, способствовало формированию эстетических потребностей и развитию интересов младших школьников к эстетической деятельности.
Использование творческих заданий на уроках, проведение внеклассных, внешкольных и городских мероприятий эстетической направленности, способствовало расширению кругозора, развитию интереса, воображения, художественно-творческих способностей младших школьников.
Большое значение в педагогическом процессе имели средства и методы эстетического воспитания дополнительного образования и участие родителей во внеурочной работе школьников. Содержание, формы и методы экспериментальной работы на третьем этапе позволили привлечь многих родителей к участию в коллективно-творческих делах в школе, учреждениях дополнительного образования и учреждениях культуры. В ходе опроса родителей о предпочтительных формах сотрудничества с семьей рейтинг был следующий:
1. Совместные с детьми творческие мероприятия.
2. Открытые уроки школьных достижений.
3. Совместные с детьми прогулки выходного дня.
В экспериментальной работе первостепенное значение имел рост эстетической воспитанности младших школьников. В индивидуальных картах отмечалась динамика формирования каждого компонента структуры эстетической воспитанности. Не у всех детей произошел целостный рост, у некоторых детей вырос один или два показателя, есть примеры стабильности показателей, что объясняется особенностями темперамента, характера личности, наличием интересов в других областях и т.д.
В процессе сотрудничества школы и семьи были необходимы обмен знаниями об особенностях физиологического и психического развития ребенка, выработка единых требований и создание атмосферы доверия, взаимного уважения и взаимопонимания между родителями и педагогами. Этому способствовала система занятий с родителями по вопросам теории и практики эстетического воспитания младших школьников.
Эстетическое воспитание в семье осуществлялось по таким направлениям:
• развитие наблюдательности как основы эстетической восприимчивости;
• привитие ребенку культуры общения, внешнего вида и эстетики личного пространства;
• формирование культуры проведения досугового времени;
• совместное с детьми «домашнее» творчество.
В процессе опытно-экспериментальной работы обогатились межличностные отношения в семье, появились новые темы для обсуждения (это отметили 32% родителей), методы воспитания (17%). Родители, по их высказываниям, стали больше внимания уделять эмоциональному тону отношений, лексике в общении с детьми, чаще обращать их внимание детей на красоту природы, человеческих отношений, привлекать детей к разведению цветов и др. В некоторых семьях появилась тенденция к расширению эстетических интересов (21%).
Формами сотрудничества учреждения дополнительного образования, культуры, школы и семьи являются совместные занятия кружков, имеющие общие темы в содержании работы этих объединений, смотры, фестивали и конкурсы творческих достижений, праздники, в т.ч. и семейные, встречи выходного дня и др.
Младшим школьникам, судя по их ответам, больше нравятся массовые мероприятия, праздничная обстановка, новые впечатления. 35,5% ребят предпочитают участвовать в общешкольных мероприятиях, 30,0% - в городских, 18,8% - в классных. В начале экспериментальной работы предпочтение отдавалось классным мероприятиям из-за отсутствия опыта участия младших школьников в других по масштабу мероприятиях. Только 3,3% - не сделали выбора, т.к. имеют интересы в других областях деятельности. Большинство младших школьников хотят выйти за рамки классного общения.
Анализ итоговой диагностики свидетельствует о положительной динамике процесса формирования эстетической воспитанности младших школьников, что явилось результатом работы по их эстетическому воспитанию. Несмотря на то, что общее количество учащихся со средним уровнем по-прежнему преобладает (55 ребят), количество младших школьников с низким уровнем сократилось на 5 человек, с высоким уровнем увеличилось на 14 человек. Средний показатель уровня эстетической воспитанности младших школьников вырос примерно на 7,5%. Значительное увеличение показателей нами не прогнозировалось, т.к. рассматриваемый педагогический процесс постепенный и сложный.
Результаты эксперимента подтверждают правильность положений гипотезы исследования и позволяют констатировать, что в целях эстетического воспитания младших школьников совместными усилиями взрослых (педагогов, родителей, работников учреждений культуры) и самих детей необходимо создавать в малом городе единое эстетическое пространство.
Заключение
Эстетическое воспитание оказывает огромное влияние на духовное становление личности, что является одной из актуальных проблем воспитания. В процессе эстетического воспитания формируются эмоциональная и интеллектуальная сферы человека. Этим объясняется необходимость начинать эстетическое воспитание ребенка в раннем детстве. Особенно продуктивным этот процесс может быть в младшем школьном возрасте, к.т. возрастные психофизиологические особенности детей 7-11 лет создают благоприятные предпосылки для эстетического воспитания при создании необходимых педагогических условий.
Эстетическое воспитание мы понимаем как целенаправленный педагогический процесс, способствующий формированию у личности эстетической культуры. Целью и результатом эстетического воспитания является эстетическая воспитанность, которая характеризуется единством эстетического сознания, эстетических чувств и эстетической деятельности. Эстетическое воспитание является составной частью целостного воспитательно-образовательного процесса. Вместе с тем оно осуществляется и стихийно, на него влияет окружающая среда: о социокультурная среда города, поселка; о микросоциум, о средства массовой коммуникации, о эстетическое воспитательное пространство учебного заведения и др.
Успешности эстетического воспитания младших школьников способствует реализация личностного подхода, при котором в воспитательно-образовательном процессе
• педагогами осуществляется учет возрастных и личностных особенностей обучающихся;
• обучающиеся включаются в основную деятельность, присущую данному возрасту, в которой востребован их субъективный эстетический опыт;
• воспитание строится на основе гуманизации педагогического общения;
• эффективность воспитания и обучения определяются положительной динамикой личностного развития учащихся.
Понимая эстетическое воспитание как целенаправленный педагогический процесс и учитывая, что ребенок является субъектом воспитания и как личность формируется в процессе деятельности, а также под стихийным и целенаправленным влиянием эстетического пространства, мы теоретически доказали и на практике проверили необходимость осуществления системного подхода в эстетическом воспитании.
Системный подход в эстетическом воспитании позволяет осуществить преемственность дошкольного и школьного воспитания, классных (урочных) и внеклассных (внеурочных) занятий, школьного и семейного воспитания, основного и дополнительного образования. Успешность эстетического воспитания обусловлена реализацией таких принципов, как всеобщность и обязательность эстетического воспитания личности в детском возрасте, сочетание художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей, осуществление ин-тегративных связей в процессе преподавания предметов эстетического цикла и др.
Кроме того, системный подход в эстетическом воспитании предполагает эстетизацию всех сторон образовательного процесса, школьной жизни; организацию единого воспитательного эстетического пространства не только в учебном заведении, но в городе; координацию работы по эстетическому воспитанию школы, семьи, внешкольных учреждений.
Список литературы:
1.Миронов В.В. Размышление о реформе российского образования:
доклад на международной научной конференции «Философия и образование в процессе трансформации культуры». М.: Воробьев А. В., 2011.
2. Мочалова С.А. Развитие творческих способностей детей 5-10 лет на
занятиях по изобразительному искусству // Известия РГПУ им. А.И. Герцена
4.Неменский Б.М., Полякова И.Б., Сапожникова Т.Б. Особенности
обучения школьников по программе Б.М. Неменского «Изобразительное
искусство и художественный труд»: Учебно-методическое пособие.
М.: Педагогический университет Первое сентября, 2007. 124 с. 5.Творчество: теория, диагностика, технологии. Словарь справочник /
Под общ. Ред. Т.А. Барышевой. СПб.: Изд-во.ВВМ, 2014. 380 с.
6.Топилина Н.В. Эстетическое воспитание школьников как актуальная
проблема нашего времени / инновационная наука.
7. Копцева Т. А., Гросул Н. В., Красильников И. М. Программы дополнительного художественного образования детей.
8. Мелик-Пашаев А.А. Гуманизация школы и проблемы эстетического воспитания//Вопросы психологии.