ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. | Максимовская Елена Евгеньевна. Работа №268743
Автор: Максимовская Елена Евгеньевна
Аннотация: в статье рассматривается проблема обучения студентов в СПО в отсутствие учебников по профессиональным дисциплинам таких профессий, как Закройщик 29.01.05 и Портной 29.01.07., самостоятельной работой обучающихся посредством внедрения в учебный процесс рабочих тетрадей. В статье раскрывается значение и преимущества рабочих тетрадей и влияние их на учебный процесс.
Ключевые слова: учебная деятельность, внеаудиторная самостоятельная работа, цель и формы самостоятельной работы, рабочая тетрадь, мотивация обучения.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
Максимовская Е.Е.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области
«Воронежский техникум моды и дизайна»
город Воронеж
Аннотация: в статье рассматривается проблема обучения студентов в СПО в отсутствие учебников по профессиональным дисциплинам таких профессий, как Закройщик 29.01.05 и Портной 29.01.07., самостоятельной работой обучающихся посредством внедрения в учебный процесс рабочих тетрадей. В статье раскрывается значение и преимущества рабочих тетрадей и влияние их на учебный процесс.
Ключевые слова: учебная деятельность, внеаудиторная самостоятельная работа, цель и формы самостоятельной работы, рабочая тетрадь, мотивация обучения.
В современных условиях обучения в структурах СПО и реализации ФГОС СПО особое внимание уделяется усвоению программ профессиональных дисциплин. Но для улучшенного осмысления учебного материала обучающимся требуется самостоятельный поиск ответов на вопросы по профессиональным модулям.
Деятельность обучающихся во время учебы предусматривает различные виды занятий в аудиториях - это и лекции, практические занятия, семинары, учебная и производственная практика, приближенная к современным реалиям внеаудиторная - онлайн, самостоятельная работа.
Выполнение практических и самостоятельных работ представляет собой закрепление и продолжение аудиторных занятий, и проводятся они по заданию преподавателя. При отсутствии учебников по профессиональным дисциплинам по некоторым профессиям, таким, как Закройщик и Портной, выполнение заданий про программе СПО усложняет усвоение знаний по предметам, важных для таких профессий.
Специалист, который занимается созданием одежды обязан владеть основами дизайна, различными системами конструирования одежды и техниками кроя, технологическими приемами изготовления одежды и ее окончательной отделкой. Он должен проявлять творческое и новаторское мышление.
Сегодня для изготовления одежды используются дорогостоящие ткани и обращаться с ними требуется бережно. Специалист в этой сфере должен всегда оставаться в курсе текущих и ожидаемых модных тенденций.
Не менее важное значение имеет осведомленность о новых достижениях в материаловедении и оборудовании. Поэтому, для достижения поставленных целей, особое внимание следует уделить развитию интеллектуально-логических способностей у обучающихся и способности с помощью текста выражать свои мысли, описывать и оформлять результаты учебной и исследовательской работы.
Одним из методов развития целенаправленной организации самостоятельной работы студентов является внедрение в учебный процесс рабочих тетрадей.
Рабочая тетрадь – это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе студента по освоению учебной дисциплины, междисциплинарного курса или профессионального модуля, может быть использована студентами в самостоятельном освоении теоретического материала и формировании практических умений и навыков, при подготовке к промежуточной аттестации.
В современных условиях внедрения в систему итоговой аттестации- демонстративного экзамена, необходимо помочь обучающимся систематизировать знания, получаемые в процессе освоения программы СПО. Так как в библиотечном фонде многих образовательных организаций находятся учебники выпуска 1990 годов, перейти на новый этап освоения профессиональных компетенций довольно сложно.
Авторы современных учебников этих направлений тщательно занимаются переработкой устаревшей литературы, которая выпускалась минимум 20 лет назад. Не менее важное значение имеет знание профессиональной речи и терминологии в области специализации модной индустрии, такой как –производстве женской, мужской и детской одежды, одежды для новорожденных, а также умении читать технический рисунок.
Введение рабочих тетрадей в арсенал дидактических средств предоставляет преподавателю реальную возможность оптимизировать учебный процесс, так как они быстрее других «откликаются» на потребности образовательного процесса и одновременно формируют эти потребности.
Применение рабочих тетрадей в профессиональном обучении по швейным направлениям ставит перед собой следующие цели:
- обеспечить качественное усвоение рабочего материала;
- выработать умения и навыки учебной деятельности;
- способствовать активизации учебно-познавательной деятельности студентов;
- формировать навыки самостоятельной работы.
Основными функциями рабочей тетради являются:
1) обучающая – предполагает формирование у учащихся необходимых знаний и умений;
2) развивающая – способствует развитию устойчивого внимания на занятиях;
Значение внеаудиторной самостоятельной работы состоит в том, что формирование и развитие профессиональных и общих компетенций и их элементов (знаний, умений, практического опыта) развивается в соответствии с требованиями ФГОС СПО и запросами работодателей.
Рабочая тетрадь содержит особую мотивацию обучения. Она является образовательным опытом развития студента. На смену заучиванию и репродукции приходит самостоятельное добывание знаний.
Самостоятельность обучающихся проявляется в умении работать с научными источниками, т.е. студенты не только могут найти самостоятельно источник в библиотеке или Интернете, но и умеют, прочитав текст, выделить ту информацию, которая требуется для решения учебной задачи. Студенты могут выполнять учебные задания от начала до конца без дополнительной консультации преподавателя.
При выполнении заданий студент заносит ответы прямо в рабочую тетрадь (вписывает, дополняет, отвечает на вопросы, зарисовывает, выстраивает последовательность и т.д.). Некоторые задания в тетради сопровождаются рисунками, а также кратко изложенным лекционным материалом, который уже не требуется конспектировать на уроках.
Использование такого метода обучения избавляет студентов от большого объема механической работы, поскольку задания рассчитаны на краткие и в то же время емкие ответы, помогают найти правильные ответы.
Полностью заполненная рабочая тетрадь, в которую своевременно внесены необходимые уточнения и исправления, впоследствии может стать отличным конспектом для повторения пройденного материала, тем более полезным, что он в значительной степени готовится самим обучающимся.
Рабочую тетрадь можно применять на любом этапе учебного занятия. Она позволяет преподавателю установить «обратную связь» с обучающимися, проверить эффективность проделанной работы, требует от студентов активных мыслительных действий, помогает более качественно подготовиться к промежуточной аттестации и демоэкзамену, также позволяет развить самостоятельность как профессиональное и личностно - значимое качество.
К преимуществам внедрения рабочих тетрадей в учебный процесс в системе СПО можно выделить такие как
- исключение необходимости тратить время на запись домашних заданий;
- возможность провести определенную подготовку студента на занятиях.
С помощью иллюстраций, которые есть практически во всех тетрадях, студенту легче осознать теоретический материал. Это способствует более полному восприятию получаемой информации, а вследствие этого более прочному усвоению знаний.
По мере изменений требований сферы труда по данной компетенции в рабочую тетрадь могут быть оперативно внесены необходимые изменения. Рабочие тетради формируют у студентов мыслительные навыки и умения; помогают разрабатывать умение преодолевать трудности для достижения намеченных целей, а также способствуют более качественному усвоению изучаемого материала, так как работая с каждым заданием самостоятельно, у студента появляется возможность максимально приложить свои способности для его выполнения.
Преподаватель становится организатором процесса обучения и консультантом в ходе выполнения работ студентами, контролируя каждый этап.
В практике преподавания профессиональных дисциплин в Воронежском техникуме моды и дизайна разработаны и используются различные типы рабочих тетрадей, отличающихся по содержанию и видам заданий.
При подготовке обучающихся в системе среднего профессионального образования по образовательным стандартам, рабочие тетради зарекомендовали себя наилучшим способом. Выполнение заданий в тетрадях создает прочную базу для постижения и усвоения основного материала дисциплины и является одним из наиболее результативных видов самостоятельной работы студента.
Рабочая тетрадь содержат задания в определенной логической последовательности, соответствующей рабочей программе. Задания подобранны в каждом варианте тетради в соответствии с требованиями к знаниям и умениям, предъявляемым по стандарту. По мере изучения тем задания в рабочей тетради усложняются.
Особенностью тетради является то, что все задания носят профессиональную направленность.
Например, по профессиональному модулю ПМ 05 «Проведение примерки на фигуре заказчика», в рабочей тетради обучающимся предложены к выполнению такие задания как подготовка материалов, рекомендации к раскрою, выполнить тестовое задание, выполнить рисунок лекал и написать последовательность подготовки изделия к 1 примерке и сделать вывод.
Студенты выполняют задания во внеаудиторное время в качестве домашней работы, затем на занятиях во время устных зачетов или на консультации защищают свою работу преподавателю.
Критерии оценки заданий в рабочей тетради зависят от степени сложности заданий.
Контроль и оценка заданий в рабочей тетради ведется в «Журнале регистрации самостоятельной работы обучающихся», электронных ведомостях контроля выполнения самостоятельной работы и позволяют преподавателям и учебной части «Воронежского техникума моды и дизайна» отслеживать успеваемость обучающихся, а самих студентов ориентируют на успех.
И в подведении итогов можно отметить, что разработка рабочей тетради является вполне современным способом ведения учебного процесса.
Рабочая тетрадь позволяет не только организовать эффективную самостоятельную внеаудиторную работу студентов, но и способствует саморазвитию обучающихся, повышению их качества знаний. С внедрением в педагогический процесс таких тетрадей контроль может осуществляться как индивидуально, так и одновременно всей группой, учащийся может проходить контроль абсолютно самостоятельно, во время проведения консультаций преподавателем.
Таким образом, рабочая тетрадь является средством обеспечения стандартизации и индивидуализации обучения, способствует более эффективной организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, а краткий лекционный материал, содержащийся в тетрадях, освобождает студентов от ведения больших конспектов, что дает возможность уделить внимание развитию мышления.
Включение студентов в работу с тетрадями значительно увеличивает объем самостоятельной деятельности всех студентов.
Индивидуальные задания вызывают у каждого студента чувство ответственности, удовлетворения, способствуют формированию познавательных интересов, умения оценивать и соизмерять свои индивидуальные способности и возможности, проявлять инициативность, самостоятельность, реализовывать личностный потенциал.
Список литературы
1. Ведерникова, Е.Г. Развитие познавательной активности студентов в процессе обучения и внеаудиторной деятельности через активизацию мышления. – М.: Эксмо, 2012.
2. Гойдина, Н.А. Организация самостоятельной аудиторной работы студентов. – М.: Эксмо-Пресс, 2009.
3. Лесик, И.С. Организация самостоятельной работы студентов как одно из условий усвоения профессиональных компетенций. – М.: ПРИОР, 2003.
4. Марохонько, О.И. Организация самостоятельной работы студентов. – М.: Эксмо-Пресс, 2010.
5. Трофимова, И.А. Педагогика и психология: Основы самостоятельной работы студентов: учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2013.