Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Тестопластика - как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Санарова Светлана Геннадьевана

Тестопластика - как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Значение развития мелкой моторики невозможно недооценивать. Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Развитие мелкой моторики – это развитие тонких движений кистей и пальцев рук. Движения руки человека, как писал И. Н. Сеченов, наследственно не предопределены и формируются в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов, мышц руки и глаза. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.

Центры речи и движения пальцев рук в головном мозге человека находятся рядом. А движения кистей рук занимают треть всей двигательной проекции коры головного мозга. Именно поэтому, ученые сделали выводы о том, что речь и моторика рук непосредственно связанны. Считается, что чем более развита мелкая моторика кистей рук, тем более развит речевой аппарат ребенка. Развитие навыков мелкой моторики важно и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых, учебных и трудовых действий.

Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе. В дошкольном возрасте основная работа по развитию мелкой моторики проводится через игры и игровые упражнения. В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей развиваются память, внимание, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга.

Одним из важнейших видов развития мелкой моторики рук является художественная деятельность. Занятия с применением различных изобразительных техник гармонично развивает в ребенке тонкую моторику, познавательные функции, внимание, мышление, воображение, наблюдательность. Выбирая нетрадиционные техники или использование нетрадиционных материалов для работ легко заинтересовать ребенка, а значить и получить более высокий результат от проведенной работы. Одним из самых занимательных видов художественной деятельности является лепка.

Лепка – процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом: влажной глиной, пластилином, воском, тестом, посредством придания ему формы с помощью рук и вспомогательных инструментов - стеков и т.п. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Основным инструментом в лепке являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую доступную для самостоятельного усвоения. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, стараясь использовать все десять пальцев, что, несомненно, положительно сказывается на результате.

Лепка, как деятельность, в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться, моделировать мир и своё представление о нём в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предметов между собой, определяют их размеры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным путем.

На примере работы кружка «Волшебная мастерская» можно сделать вывод, что для работы с детьми дошкольного возраста предпочтительным является использование соленого теста. Этот материал имеет ряд преимуществ перед другими материалами. Все ингредиенты доступны, поэтому в любой момент можно сделать тесто и приступить к созданию работы. В состав солёного теста входят только пищевые продукты: мука, соль, вода, растительное масло, пищевые красители. Поэтому соленое тесто экологично и его можно рекомендовать для творческих поделок с маленькими детьми, которые могут попробовать материал для лепки на вкус. При соблюдении технологии изготовления, тесто не липнет к рукам, легко отмывается и не оставляет следов. В отличие от других материалов оно более пластично и приятно на ощупь. Отличительной особенностью при работе с солёным тестом, является то, что лепку можно совместить с рисованием, раскрашивая готовое изделие любыми красками. А возможность добавления пищевых красителей на этапе изготовления теста, позволяет создать материал с широкой цветовой палитрой. Изделия можно сушить различными способами: в духовке при температуре около 100 градусов, на батарее или на воздухе. Если готовые изделия из солёного теста покрыть лаком, они достаточно долговечны.

Кружок «Волшебная мастерская» работал в течение трёх лет. Диагностика, на момент окончания работы кружка показала, что дети достигли хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказала благоприятное влияние на развитие речи, но и подготовила их к рисованию и письму. Кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. При обучении графо моторным навыкам дети продемонстрировали хороший нажим, «уверенные» линии. У детей активизировались психические процессы: внимание, память, мышление, фантазия; расширился словарный запас. Дети стали проявлять инициативность. У них развилась уверенность в своих силах, способность к волевым усилиям в разных видах деятельности и способность доводить до конца начатое дело. Данные характеристики соответствуют целевым ориентирам федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

 

Мой опыт работы позволяет сделать вывод, что лепка из солёного теста положительно влияет на динамику развития мелкой моторики пальцев рук.

Пожалуйста, подождите.
x
×