Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Тестовые задания ЕГЭ первой части на тему Познание | Киреева Марина Александровна. Работа №330884

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Задания ЕГЭ на тему Познание включает в себя изучение различных аспектов, психологией познания и методами измерения знаний. Обзор понятия Познания как процесса условения информации, формирования знаний и понимания окружающего мира. Важность познания а контексте образования и подготовки обучающися к сдаче ЕГЭ. Публикация и анализ тестовых заданий по теме познание, включая типичные задания, примеры ответов, обоснования верных вариантов и рекомендации по их выполнению. Предложение стратегий и рекомендаций для эффективной подготовки к разделу ЕГЭ, связанному с темоц познание. Данная статья предоставит читателям полное понимание темы Познание, ее важности для успешной сдачи ЕГЭ, а также поможет учителям и обучающимся подготовитьься к данному разделу экзамена.

Тип 2 

Найдите в приведенном списке особенности, отличающие научное познание от других видов познания человеком мира, и запишите цифры, под которыми эти особенности указаны:

1.  теоретическое обобщение фактов;

2.  констатация протекания отдельных событий;

3.  образность и оригинальность отражения объективной реальности;

4.  стремление к достоверному, обоснованному и объективному знанию;

5.  изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин.

Пояснение.

К основным особенностям научного познания относятся теоретическое обобщение фактов, стремление к достоверному, истинному, объективному знанию, изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин.

Образность и оригинальность отражения объективной реальности свойственна для художественного познания.

Констатация протекания отдельных событий относится к житейскому, обыденному познанию. Люди науки наблюдают, экспериментируют, накапливают знания, обобщая их на теоретическом уровне, выдвигая гипотезы и теории.

 Ответ: 145.

 

Тип 2 

Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие только научному познанию, и запишите цифры, под которыми они указаны:

1.  использование понятий;

2.  логическое выведение умозаключений;

3.  экспериментальное подтверждение результатов;

4.  открытость рациональной критике любого положения;

5.  опора на данные опыта чувственного познания.

Пояснение.

Из определения научного познания видно, что оно опирается на точные факты, эксперименты, обоснованность, критичность. Черты, присущие только научному познанию: экспериментальное подтверждение результатов, открытость рациональной критике любого положения.

 Ответ: 34.

 

Тип 2 

Укажите в приведенном перечне эмпирические методы научного познания.

1.  Ученые-вулканологи наблюдают за активностью вулкана Этна.

2.  Ученые-историки выдвинули гипотезу происхождения названия «Русь» от прибалтийского племени ругов.

3.  Экономисты теоретически обосновали перспективы развития глобальной экономики.

4.  Экологи провели при помощи специального зонда замер прозрачности вод озера Байкал.

5.  Опытно-экспериментальным путем специалисты в области генной инженерии выявили ген, способствующий заболеванию раком.

Пояснение.

Основой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся: наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них; эксперимент  — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях; измерение; сравнение  — выявление сходства или различия объектов или их признаков.

 Ответ: 145.

 

Установите соответствие между признаками и видами познания, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 ПРИЗНАКИ

 

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

A) логическая обоснованность

Б) доказательность

B) опора на верования

Г) проверяемость

Д) эмоциональная окрашенность

 

1) мифологическое

2) научное

 

 


Тип 3 

Установите соответствие между отличительными признаками и видами познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАК

А) строится на образе, а не на понятии

Б) базируется на здравом смысле и обыденном сознании

В) осуществляется нецеленаправленно, в процессе совершения бытовых действий

Г) присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов

Д) непосредственная цель – это объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами

ВИД ПОЗНАНИЯ

1.  житейское

2.  научное

3.  художественное

 

Пояснение.

Житейское познание базируется на здравом смысле и обыденном сознании; осуществляется нецеленаправленно, в процессе совершения бытовых действий.

Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Его непосредственная цель — это объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами.

Художественное строится на образе, а не на понятии.

 Ответ: 31122.

 

Тип 4 

При подготовке к проектной работе ученик 11 класса провёл социологическое исследование. Какие из перечисленных этапов исследования соответствуют эмпирическому уровню научного познания? Запишите цифры, под которыми они указаны:

1.  наблюдение за поведением целевой аудитории;

2.  анкетирование учащихся;

3.  моделирование социальной ситуации;

4.  абстрагирование;

5.  постановка гипотезы исследования;

6.  описание моделей поведения представителей референтной группы исследования.

Пояснение.

1.  Наблюдение за поведением целевой аудитории  — да, верно, наблюдение предполагает взаимодействие с реальным объектом исследования.

2.  Анкетирование учащихся  — да, верно, анкетирование предполагает взаимодействие с реальным объектом исследования.

3.  моделирование социальной ситуации  — нет, неверно, данный метод используется на теоретическом уровне.

4.  Абстрагирование  — нет, неверно, данный метод используется на теоретическом уровне.

5.  Постановка гипотезы исследования  — нет, неверно, данный метод используется на теоретическом уровне.

6.  Описание моделей поведения представителей референтной группы исследования  — да, верно, описание поведения предполагает взаимодействие с реальным объектом исследования.

 Ответ: 126.

 

Тип 3 

Установите соответствие между методами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 МЕТОДЫ

А)  наблюдение

Б)  эксперимент

В)  описание объекта

Г)  объяснение существующих взаимосвязей

Д)  формулирование закономерностей

УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

1.  эмпирический

2.  теоретический

 

Пояснение.

А)  наблюдение  — эмпирический (подразумевает непосредственное взаимодействие с объектом);

Б)  эксперимент  — эмпирический (подразумевает непосредственное взаимодействие с объектом);

В)  описание объекта  — эмпирический (подразумевает непосредственное взаимодействие с объектом);

Г)  объяснение существующих взаимосвязей  — теоретический (подразумевает выявление фундаментальных закономерностей);

Д)  формулирование закономерностей  — теоретический (подразумевает выявление фундаментальных закономерностей).

 Ответ: 11122.

 

Тип 4 

Ученик 10 класса работает над исследовательским проектом. Научный руководитель сказал, что первый этап работы должен быть эмпирическим. Какие из перечисленных методов относятся к данному этапу? Запишите цифры, под которыми они указаны:

1.  анкетирование;

2.  наблюдение;

3.  моделирование;

4.  абстрагирование;

5.  эксперимент;

6.  постановка гипотезы.

Пояснение.

Эмпирические методы предполагают непосредственное взаимодействие субъекта познания с реальным объектом, теоретические  — взаимодействие с идеальным объектом.

 1.  Анкетирование  — да, верно, так как это эмпирический метод.

2.  Наблюдение  — да, верно, так как это эмпирический метод.

3.  Моделирование  — нет, неверно, так как это теоретический метод.

4.  Абстрагирование  — нет, неверно, так как это теоретический метод.

5.  Эксперимент  — да, верно, так как это эмпирический метод.

6.  Постановка гипотезы  — нет, неверно, так как это теоретический метод.

 Ответ: 125.

 

Тип 3 

Установите соответствие между отличительными признаками и философскими дисциплинами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК

А)  это область социально-философских исследований, в рамках которой изучается мораль

Б)  нормативная наука о законах, принципах и методах идеализированных рассуждений, выражающих результаты

рациональной мыслительной деятельности человека

В)  философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве

Г)  изучает формы, методы и законы интеллектуальной деятельности

Д)  задачей является теоретическое описание и объяснение категорий добра и зла

ФИЛОСОФСКАЯ

ДИСЦИПЛИНА

1.  этика

2.  эстетика

3.  логика

Пояснение.

А)  область социально-философских исследований, в рамках которой изучается мораль  — этика, это предмет ее изучения;

Б)  нормативная наука о законах, принципах и методах идеализированных рассуждений, выражающих результаты рациональной мыслительной деятельности человека  — логика, это предмет ее изучения;

В)  философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве  — эстетика, это предмет ее изучения;

Г)  изучает формы, методы и законы интеллектуальной деятельности  — логика, это предмет ее изучения;

Д)  задачей является теоретическое описание и объяснение категорий добра и зла  — этика, это предмет ее изучения.

 Ответ: 13231.

 


Тип 4 

Научная конференция была посвящена социальному познанию. Найдите в приведённом ниже списке отличительные черты социального познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1.  Связано с включением познающего субъекта в объект познания.

2.  Представлено в форме гипотез, теорий, закономерностей.

3.  Отражает субъективные взгляды индивида, осуществляющего процесс познания.

4.  Изучает социальные факты.

5.  Использует эмпирические и теоретические методы познания.

6.  Осуществляется естественными науками.

Пояснение.

1.  Связано с включением познающего субъекта в объект познания. Да, верно. Это признак социального познания.

2.  Представлено в форме гипотез, теорий, закономерностей. Нет, неверно. Это признаки научного познания.

3.  Отражает субъективные взгляды индивида, осуществляющего процесс познания. Да, верно. В процессе социального познания ключевую роль играют субъективные интересы и взгляды познающего субъекта.

4.  Изучает социальные факты. Да, верно. Объектом социального познания выступает общество.

5.  Использует эмпирические и теоретические методы познания. Нет, неверно. Это методы научного познания.

6.  Осуществляется естественными науками. Нет, неверно. Социальное познание не зависит от вида науки.

 Ответ: 134.

 

Задания

Как автор определяет предмет и метод науки? Приведите авторские характеристики предмета и метода. Опираясь на текст и знание курса, приведите классификацию наук в зависимости от предмета исследования. Приведите пример любой конкретной науки и изучаемого ею предмета. (Сначала назовите науку, а затем изучаемый ею предмет).

Прочитайте текст и выполните задания

 <...> Наука  — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.

Наука  — это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

 Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования.

 Качественное многообразие действительности и общественной практики определило многоплановый характер человеческого мышления, разные области научного знания. Современная наука  — чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения сущего, но и их отражение в сознании, т. е. сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.

 Предмет науки влияет на ее методы, т. е. приемы, способы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках  — статистика. Вместе с тем границы между науками в достаточной степени условны. Для современного этапа развития научного познания характерно не только появление смежных по предмету дисциплин (например, биофизика), но и взаимное обогащение научных методологий. Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятностный подходы и многое другое. В каждой науке различаются эмпирический уровень, т. е. накопленный фактический материал  — итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т. е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом <...>

 (Спиркин А.Г.)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

 1)  Даны ответы на вопросы, допустим:

— Под предметом науки понимается объект исследования, «то, что исследуется»;

— Под методом науки понимаются приемы, способы исследования,«как осуществляется исследование».

 

2)  Приведена классификация наук, например:

По своему предмету науки делятся на:

— естественно-технические (изучают законы природы, способы ее освоения и преобразования);

— общественные (изучают общество, общественные явления, собственно, человека).

 

3)  Приведен пример, допустим:

— физика (изучает неживую природу);

— биология (изучает законы развития живой природы);

— политология (изучает властные отношения в обществе) и т. д.

Тип 2 

Найдите в приведенном списке особенности, отличающие научное познание от других видов познания человеком мира, и запишите цифры, под которыми эти особенности указаны:

1.  теоретическое обобщение фактов;

2.  констатация протекания отдельных событий;

3.  образность и оригинальность отражения объективной реальности;

4.  стремление к достоверному, обоснованному и объективному знанию;

5.  изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин.

 

Тип 2 

Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие только научному познанию, и запишите цифры, под которыми они указаны:

 1.  использование понятий;

2.  логическое выведение умозаключений;

3.  экспериментальное подтверждение результатов;

4.  открытость рациональной критике любого положения;

5.  опора на данные опыта чувственного познания.

 

Тип 2 

Укажите в приведенном перечне эмпирические методы научного познания.

1.  Ученые-вулканологи наблюдают за активностью вулкана Этна.

2.  Ученые-историки выдвинули гипотезу происхождения названия «Русь» от прибалтийского племени ругов.

3.  Экономисты теоретически обосновали перспективы развития глобальной экономики.

4.  Экологи провели при помощи специального зонда замер прозрачности вод озера Байкал.

5.  Опытно-экспериментальным путем специалисты в области генной инженерии выявили ген, способствующий заболеванию раком.

 

 

Установите соответствие между признаками и видами познания, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 ПРИЗНАКИ

 

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

A) логическая обоснованность

Б) доказательность

B) опора на верования

Г) проверяемость

Д) эмоциональная окрашенность

 

1) мифологическое

2) научное

 

 

Тип 3 

Установите соответствие между отличительными признаками и видами познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАК

А) строится на образе, а не на понятии

Б) базируется на здравом смысле и обыденном сознании

В) осуществляется нецеленаправленно, в процессе совершения бытовых действий

Г) присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов

Д) непосредственная цель – это объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами

ВИД ПОЗНАНИЯ

1.  житейское

2.  научное

3.  художественное

 

Тип 4 

При подготовке к проектной работе ученик 11 класса провёл социологическое исследование. Какие из перечисленных этапов исследования соответствуют эмпирическому уровню научного познания? Запишите цифры, под которыми они указаны:

1.  наблюдение за поведением целевой аудитории;

2.  анкетирование учащихся;

3.  моделирование социальной ситуации;

4.  абстрагирование;

5.  постановка гипотезы исследования;

6.  описание моделей поведения представителей референтной группы исследования.

 

Тип 3 

Установите соответствие между методами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  

МЕТОДЫ

А) наблюдение

Б) эксперимент

В) описание объекта

Г) объяснение существующих взаимосвязей

Д) формулирование закономерностей

УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

1.  эмпирический

2.  теоретический

 

Тип 4 

Ученик 10 класса работает над исследовательским проектом. Научный руководитель сказал, что первый этап работы должен быть эмпирическим. Какие из перечисленных методов относятся к данному этапу? Запишите цифры, под которыми они указаны:

 1.  анкетирование;

2.  наблюдение;

3.  моделирование;

4.  абстрагирование;

5.  эксперимент;

6.  постановка гипотезы.

 

Тип 3 

Установите соответствие между отличительными признаками и философскими дисциплинами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК

А) это область социально-философских исследований, в рамках которой изучается мораль

Б) нормативная наука о законах, принципах и методах идеализированных рассуждений, выражающих результаты

рациональной мыслительной деятельности человека

В) философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве

Г) изучает формы, методы и законы интеллектуальной деятельности

Д) задачей является теоретическое описание и объяснение категорий добра и зла

ФИЛОСОФСКАЯ

ДИСЦИПЛИНА

1.  этика

2.  эстетика

3.  логика

 

Тип 4 

Научная конференция была посвящена социальному познанию. Найдите в приведённом ниже списке отличительные черты социального познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1.  Связано с включением познающего субъекта в объект познания.

2.  Представлено в форме гипотез, теорий, закономерностей.

3.  Отражает субъективные взгляды индивида, осуществляющего процесс познания.

4.  Изучает социальные факты.

5.  Использует эмпирические и теоретические методы познания.

6.  Осуществляется естественными науками.


Задания

Прочитайте текст и выполните задания.

 <...> Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.

Наука — это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

 Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования.

 Качественное многообразие действительности и общественной практики определило многоплановый характер человеческого мышления, разные области научного знания. Современная наука — чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения сущего, но и их отражение в сознании, т. е. сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.

 Предмет науки влияет на ее методы, т. е. приемы, способы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках — статистика. Вместе с тем границы между науками в достаточной степени условны. Для современного этапа развития научного познания характерно не только появление смежных по предмету дисциплин (например, биофизика), но и взаимное обогащение научных методологий. Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятностный подходы и многое другое. В каждой науке различаются эмпирический уровень, т. е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т. е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом <...>

 (Спиркин А.Г.)

 

Как автор определяет предмет и метод науки?

 

Приведите авторские характеристики предмета и метода.

 

Опираясь на текст и знание курса, приведите классификацию наук в зависимости от предмета исследования.

 

Приведите пример любой конкретной науки и изучаемого ею предмета. (Сначала назовите науку, а затем изучаемый ею предмет).

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×