Тетрадьпочтению как средство организации самостоятельной работы с текстом | Лейман Диана Вячеславовна . Работа №328305
В настоящее время одной из главных задач школы является задача выявления педагогических условий и методических приемов, которые обеспечивали бы развитие самоконтроля школьников.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что необходима целенаправленная и систематическая работа по развитию данного качества в начальных классах. Младшие школьники имеют отличительные психологические особенности, которые создают благоприятные условия для развития самостоятельности: огромный заряд активности, стремление к подражанию, ответственность. В то же время у детей младшего школьного возраста недостаточно развита воля, им свойственны импульсивность, склонность действовать под влиянием эмоций, что тормозит развитие самостоятельности. Поэтому учитель должен уделять большое внимание развитию самоконтроля.
В первой главе нашей работы мы изучили сущность самоконтроля, обосновали условия, возможность и целесообразность использования рабочих тетрадей на уроках литературного чтения в начальной школе.
Нам удалось показать значимость использования рабочих тетрадей для самостоятельной работы на уроках литературного чтения. Анализ выполненных работ учащихся второго класса позволил сделать вывод: успешное использование рабочих тетрадей по литературному чтению на печатной основе при организации самостоятельной работы с текстом в начальных классах как навыков самоконтроля и взаимоконтроля будет эффективным, если:
предлагать учащимся самим определять смысловые части текста на основе созданного совместно с учителем алгоритма составления плана и критериев его оценивания;
владеть методикой работы с текстом в начальной школе, чтобы учебная деятельность была более осмысленной и продуктивной;
целенаправленно и систематически предлагать озаглавить по-своему прочитанное произведение или каждую из частей текста;
обеспечивать правильное понимание учащимися содержания задания для самостоятельной работы и предъявляемых к ним требований;
систематически осуществлять контроль и оценку выполненных заданий в рабочих тетрадях на печатной основе.
«Тетрадь по литературному чтению» на печатной основе как средство организации самостоятельной работы с текстом в начальных классах
Выполнила Лейман Диана Вячеславовна
Минусинск 2018 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………...…3
I.Теоретические основы организации самостоятельной работы в начальных классах
Особенности организации самостоятельной
работы в начальных классах…………
……………………………
……………
…………………
…
..
6
Формы и приёмы самостоятельной
работы с
текстом на уроках литературного чтения…
………………………
…………
…
…………
…
.
…
..
.
.14
II.Организация самостоятельной работы средством заданий «Рабочей тетради по литературному чтению» на печатной основе
Система упражнений в «Рабочей тетради по литературному чт
ению»
на печатной основе для самосто
ятельной работы учащихся………
…
……
…
.
..
21
Использование «Тетради по литературному чтению» на печатной основе для орг
анизации самостоятельной работы с текстом во 2
классе....
..
26
Заключение.............................................................................................................31
Список использованных источников ………………………………………....33
Приложение…………………………………………………………………..…35
Введение
Одним из главных видов учебной деятельности является организация самостоятельной работы, с помощью которой учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Положительные результаты самостоятельной работы получатся тогда, когда задания представлены в определенной системе, логически взаимосвязаны и подчинены общим задачам, определенным требованиям и принципам.
С одной стороны, среди предметов, изучаемых в начальных классах, литературное чтение благоприятствует формированию самостоятельной мыслительной деятельности, умений самостоятельно пользоваться правилами устной и письменной речи, применять систему обобщенных знаний при выполнении заданий в «Тетради по литературному чтению» на печатной основе. Авторская модель изучения материала через систему специальных заданий способствует пониманию содержания прочитанного, развивает умение выделять главное, переносить полученные навыки работы с текстом при самостоятельном чтении, моделировать содержание прочитанного в виде плана, оценивать результаты работы.
С другой стороны, современные дети читают мало, читают плохо, не всегда понимают прочитанное, интернет и телевидение вытесняют литературное чтение. Не умеют выделять главное в материале, вести записи, составлять структурные и логические схемы. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов, несформированностью внутреннего плана действий, трудностью логического мышления и воображения. Поэтому школа должна продумать иные способы организации индивидуальной самостоятельной работы учащихся. Пути решения этой проблемы мы видим в организации уроков с помощью системы специальных заданий, имеющихся в «Рабочих тетрадях по литературному чтению» на печатной основе. Выполнение их на уроке или дома поможет читателю детально проработать учебный материал, самостоятельно рассуждать над произведением с помощью высказываний, рисунков, планов, моделей, схем, чего, на наш взгляд, недостаточно в учебниках.
Таким образом, актуальность этой проблемы послужила основанием выбора темы выпускной квалификационной работы: «Тетрадь по литературному чтению» на печатной основе как средство организации самостоятельной работы с текстом в начальных классах».
Цель: использование специальных заданий, имеющихся в «Тетради по литературному чтению» на печатной основе для организации самостоятельной работы с текстом в начальных классах.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу.
Выполнить сравнительный анализ «Рабочих тетрадей по литературному чтению» на печатной основе для начальных классов для организации самостоятельной работы с текстом и определить количественный показатель заданий.
Обосновать целесообразность использования специальных заданий, имеющихся в «Тетради по литературному чтению» на печатной основе для организации самостоятельной работы с текстом в начальных классах.
Методы исследования:
теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, формулирование выводов, составление библиографии;
интерпретационные: количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретическая значимость работы: систематизация знаний о педагогических условиях и особенностях организации самостоятельной работы с текстом в начальных классах средством заданий из «Рабочей тетради по литературному чтению» на печатной основе.
Практическая значимость работы: задания из «Рабочей тетради по литературному чтению» на печатной основе могут быть использованы в практике учителями школы и студентами педагогических колледжей и институтов для организации самостоятельной работы с текстом.
Глава I. Теоретические основы организации самостоятельной работы в начальных классах
1.1 Особенности организации самостоятельной работы в начальных классах
Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. [1, с. 12]
У младших школьников каждая из отмеченных особенностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста. С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняется режим, складываются определенные отношения с окружающими людьми, прежде всего с учителем.
В этом возрасте дети с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Им хочется учиться правильно и красиво писать, читать, считать. Пока они только вбирают, впитывают знания. И этому очень способствуют восприимчивость и впечатлительность младшего школьника.[2, с. 257].
Школьный период имеет принципиальное значение для социального созревания человека, для становления его как личности. С этим этапом онтогенеза связаны и наиболее характерные моменты в формировании самоконтроля.
В настоящее время на первый план выдвигается развивающая функция обучения, способствующая становлению личности младшего школьника и обеспечивающая раскрытие его индивидуальных способностей.[4, с. 65].
В младшем школьником возрасте формирование основных качеств личности и психических процессов происходит в рамках учебной деятельности по самоизменению ребенка. Поэтому закономерно стремление учителя начальных классов к культивированию у детей способности к самостоятельной организации и регуляции деятельности, прежде всего, учебной.
Психологи указывают, самоорганизация и саморегуляция учения обеспечиваются контрольной частью учебной деятельности и именно с формирования самоконтроля рационально начинать процесс постепенной передачи учащимся элементов деятельности для самостоятельного осуществления..[5, с. 223].
Самостоятельная работа - активный метод обучения, в процессе которого ученики по заданию учителя и под его руководством решают учебную задачу. Самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, с другой – форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое, в конечном счете, приводит школьника либо к получению нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.[17].
А.И.Зимняя подчеркивает, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное ее расширение, углубление и продолжение в свободное время..[18].
Существует множество различных направлений в исследовании природы самостоятельности учащихся в обучении. Первое направление берет начало еще в древности. Его представителями можно считать древнегреческих ученых: Сократа, Платона, Аристотеля. Они глубоко и всесторонне обосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. В своих суждениях они исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способностей – путем самопознания (Сократ). Такая деятельность доставляет ребенку радость и удовлетворение и тем самым устраняет пассивность с его стороны в приобретении новых знаний. Те же мысли развиваются на страницах педагогических трудов Я.Коменского, Ж.Руссо, И.Песталоцци, К.Ушинского. В педагогических работах ученые-теоретики в единстве с философами, психологами, социологами и физиологами исследуют и теоретически обосновывают этот аспект проблемы в свете основных качеств личности представителя современной эпохи – инициативности, самостоятельности, творческой активности..[19].
Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы. Самостоятельная работа является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. .[6, с. 120].
В структуру самостоятельной работы входит анализ задания, планирование работы, выполнение задания, проверка и оценка сделанной работы.
Степень самостоятельности учащихся будет возрастать и в том случае, если они будут переходить от овладения действиями в готовом виде к самостоятельному открытию отдельных действий и их систем. Повышение степени самостоятельности должно иметь в виду переход учащихся от осознания необходимости овладения данным конкретным умением к осознанию важности овладения целостной структурой учебной деятельности. Переход от задач репродуктивного характера к задачам творческим, требующим использования знаний и действий межпредметного характера также способствует формированию самостоятельности детей..[4, с. 65-69].
Самостоятельные работы, различающиеся по дидактической цели, могут быть направлены на: подготовку учащихся к восприятию нового материала; усвоение учащимися новых знаний; закрепление и расширение, и совершенствование усвоенных знаний; выработку, закрепление и совершенствование умений и навыков.
Творческие самостоятельные работы являются главными в системе самостоятельной деятельности школьников. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. Психологи считают, что умственная деятельность школьников при решении проблемных творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников. Задачи такого типа – одно из самых эффективных средств формирования творческих личностей.
Самостоятельная работа развивает у детей познавательные способности: наблюдательность, пытливость, логическое мышление, память, воображение, творческую активность. Особенность самостоятельной работы заключается в том, что, ставя перед учеником какую-либо задачу, учитель оставляет его наедине с поставленной задачей.
Известно, какое значение придавал самостоятельной работе школьников К.Д. Ушинский. Активность и самостоятельность учащихся – один из основных принципов его дидактической системы. Великий педагог считал, что задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые знания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны «по возможности трудиться самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал»..[7, с. 211].
Своеобразие самостоятельной работы как активного метода обучения заключается в том, что его основу составляют действия, которые ученик выполняет без помощи учителя, он сам выбирает способы выполнения этих действий, совершает множество операции, контролирует их в соответствии с поставленной целью.
Второй особенностью самостоятельной работы является самоконтроль - одна из важнейших форм саморегуляции ученика. Ожидаемые результаты работы не могут быть достигнуты, если ученик не контролирует свои действия (обращается к таблице, словарю, справочнику, мысленно формулирует ответ). Ученик совмещает исполнительные и контрольные действия.
Третья особенность заключается в том, что с действиями самоконтроля тесно связана оценочная деятельность, играющая важную роль в процессах саморегуляции..[9, с. 61].
Самостоятельная работа не всегда завершается какими-либо результатами. Поскольку к этим результатам ученик приходит самостоятельно, ценность и значимость их осознается острее по сравнению с теми, которые добываются в совместной деятельности. В индивидуальных результатах всегда проявляется не только уровень знаний. Но и самостоятельность ученика, индивидуальный стиль его деятельности, творческий или стандартный подход. Поэтому анализировать и оценивать необходимо не только знания, но и саму деятельность, ее качество. При этом следует обратить особое внимание на самостоятельность ученика, которая проявляется в целеполагании, в мотивации, в действиях и в конечном результате деятельности.[11, с. 32].
Ученые считают, что организация любого дела призвана ответить на вопросы: что, с помощью каких средств, когда и где должно быть выполнено? Определить место самостоятельной работы на уроке - означает рассчитать время, необходимое для ее выполнения..[1, с. 12].
Организация полноценной самостоятельной деятельности немыслима без современных средств обучения и максимального использования их возможностей. Условно их можно разделить на три группы.
Дидактические средства как источник самостоятельного приобретения знаний: первоисточники, документы, тексты, сборники задач и упражнений, научно-популярная литература, учебные фильмы, карты, таблицы, опорные сигналы.
Технические средства для предъявления учебной информации (компьютеры, аудио видео техника).
Средства для руководства самостоятельной деятельностью(общие инструктивно-методические указания к выполнению отдельных видов работ; карточки с дифференцированными заданиями для организации индивидуальной и групповой работы на уроках и дополнительных занятиях; карточки с алгоритмами и образцами выполнения заданий).
Особенности фронтальной формы организации самостоятельной деятельности учеников состоят в следующем:
ученики выполняют общее для всех задание;
учитель дает общий инструктаж к выполнению заданий;
используются общие приемы организации и руководства дальнейшими
действиями учеников.
Преимущество ее состоит в том, что здесь возможны коллективные устремления к общей цели, решение единых задач, побуждающих учеников к сотрудничеству. Промежуточные и конечные результаты самостоятельной деятельности могут обсуждаться всеми учениками, подвергаться взаимному контролю. Это оказывает существенное влияние на качество знаний и умений, стимулирует познавательный интерес и активность..[20].
Фронтальная форма организации самостоятельной работы наиболее целесообразна тогда, когда важно создать определенный настрой, вызвать интерес к новой теме, когда ученики овладевают способом выполнения задания по образцу. Поэтому первые задачи и упражнения должны быть типовыми, общими для всей группы учащихся, чтобы они, получив общий инструктаж учителя, быстрее осознали механизм применения знаний, усвоили основную схему действий. Фронтальная работа позволяет учителю решать некоторые организационные вопросы, так как фронтальную работу можно провести в группе не имея карточек и другого раздаточного материала. Два-три задания могут быть записаны на доске, они не должны выходить за рамки программы..[10, с. 326].
Под индивидуальной самостоятельной работой следует понимать такую работу, которая предусматривает выполнение индивидуальных заданий и исключает сотрудничество учеников. Учителю необходимо тщательно прогнозировать содержание учебного материала, на основе которого составляются задания для самостоятельной деятельности учеников.
Каковы особенности выполнения индивидуальных самостоятельных работ?
Во-первых, возрастает роль самого ученика в определении содержания работы, выборе способов ее выполнения. Во – вторых, появляется возможность сотрудничества ученика и учителя, эта потребность возникает при выполнении трудоемких заданий. Опыт показывает, что к выполнению индивидуальных заданий следует приобщать и тех учеников, которые не отличаются высокой успеваемостью и ответственностью. Индивидуальное задание вызывает личностное отношение к материалу, стимулирует активность..[12, с. 139].
Групповая самостоятельная работа – наиболее простая и доступная форма сотрудничества учеников на уроке – это работа в парах постоянного состава. Эту форму можно одинаково успешно использовать для совместной проработки материала; выполнения лабораторных работ и практических заданий; взаимной проверки письменных упражнений.
Результативность самостоятельной работы зависит от умелой постановки целей. Четко поставленная цель стимулирует мотивацию в начале работы, а в дальнейшем является важным регулятором самостоятельной деятельности. Суть целеполагания заключается в том, чтобы вызвать активное отношение учащихся к цели работы, сделать эту цель привлекательной. Повышение уровня самостоятельности учащихся может быть достигнуто, если задания постепенно усложняются. Сложными являются задания, требующие объяснения причинно-следственных связей и зависимостей между явлениями, событиями, раскрытия сущностей законов, закономерностей или теорий. Задача учеников усложняется, если задание требует интеграции знаний и умений. .[9, с. 61].
Содержание и направленность самостоятельной работы определяется на основе дифференцированного подхода к способностям и возможностям учеников. Для осмысления содержания задания, требований учебной задачи необходим инструктаж учителя, поскольку целью деятельности является выработка необходимых умений, навыков, приобретение новых знаний. Инструктаж может быть вводным, текущим, индивидуальным групповым, подробным, свернутым.
Каждая самостоятельная работа завершается контролем результатов, чтобы установить, в какой мере результаты соответствуют поставленной цели, насколько целесообразна последовательность этапов работы, выявляются общий итог работы, ее логика, оформление, конечная информация без которой невозможно успешно прогнозировать дальнейший этап обучения..[4, с. 65].
Таким образом, зная особенности организации самостоятельной работы в начальных классах в её структуре, средствах, целесообразности использования в учебном процессе, результативности и своевременности осуществления контроля, в следующем параграфе рассмотрим формы и приёмы самостоятельной работы с текстом на уроках литературного чтения.
Формы и приёмы самостоятельной
работы с текстом на уроках литературного чтения
Большое место на уроках русского языка и литературы занимает самостоятельная работа с учебной книгой, ее текстом, иллюстрациями. Целью самостоятельной работы с книгой может быть ознакомление с ее структурой, беглый просмотр, чтение отдельных глав, поиск ответов на определенные вопросы, изучение материала, реферирование отдельных отрывков текста или всей книги, выполнение контрольных тестов, наконец, заучивание материала на память.
Работа школьников над текстом учебника дома начинается с воспроизведения по памяти знаний, полученных на уроке. Синтезирование учебного материала, усвоенного на уроке, с текстом учебника – важнейшее условие рациональной работы с книгой. При чтении книги у учащихся должна быть выработана установка на запоминание. Поэтому необходимо учить их улавливать порядок изложения и по ходу чтения мысленно составлять план прочитанного. Очень помогает письменная фиксация плана и основных положений книги в виде структурно – логической схемы (опорного конспекта)..[8, с. 333].
На первом этапе формирования стремления к самообразованию нужно привить учащемуся желание интересоваться различной литературой. Следующим этапом формирования умений и навыков работы с книгой отрабатываются компоненты работы с печатным словом, как умение выделять главную мысль, ведущую идею в тексте. Овладев этим важным для умения работы с печатным источником навыком, можно готовить учащихся к тому, чтобы они научились составлять план прочитанного текста. Третьим важным компонентом считается умение составить конспект, тезисы, сделать необходимые с точки зрения поставленной задачи выписки.
В условиях школьного обучения, когда дети находятся под постоянной опекой и контролем учителя, самостоятельное выполнение заданий развивает инициативность, гибкость и критичность мышления. Обучение работе с книгой предполагает формирование у школьников навыков самоконтроля. Нужно добиться, чтобы ученик судил о знании материала не по тому, сколько раз он прочитал текст учебника, а по умению сознательно и подробно излагать содержание прочитанного. Для этого следует формировать привычку отводить больше времени не на чтение материала, а на его активное воспроизведение по памяти..[21].
В процессе обучения учащиеся должны не только овладевать определенным кругом знаний и навыков, но и приобретать умения самостоятельно добывать любые знания, находить ответы на вопросы. Именно во время самостоятельной работы они учатся наблюдать, сравнивать и сопоставлять, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы. Обучающиеся мало владеют формами самостоятельной работы с учебником, дополнительными источниками, но знания, добытые собственными усилиями мысли, сознательно усваиваются и осмысленнее применяются на практике.
Психологами установлено, что упражнения или задания, выполняемые без чьей-либо поддержки, совершенствуют и укрепляют волевую сферу ребенка, формируют умение защищать свое мнение, воспитывают внимание, целеустремленность и стремление довести дело до конца. В связи с этим, самостоятельная работа может стать при умелой ее организации прекрасным средством воспитания у ребят самостоятельного мышления, готовности к принятию самостоятельных решений, активной жизненной позиции..[15, с. 97].
Существует множество форм самостоятельной работы обучающихся на уроках литературного чтения: работа с учебниками, справочной литературой, первоисточниками, разнообразные виды упражнений и задания творческого характера, исследовательская и проектная деятельность, тестовые и олимпиадные задания.
Работа с учебником – одна из главных форм самостоятельной работы. Чтобы хорошо запомнить материал, необходимо делать опорные схемы. Сначала показывается готовая схема, на следующем уроке разрабатываются схемы совместно, затем обучающиеся составляют схемы самостоятельно, кому как нравится и как лучше запоминается.
На уроке одними из самых действенных и распространенных средств побуждения обучающихся к активной умственной работе являются вопросы и задания преподавателя. Сила их – в простоте и доступности. Вопросы доминируют над заданиями при изучении теоретического материала, а при закреплении нового больший удельный вес занимают различные задания. Задавая вопросы, можно научить ребят находить сходство и различие в предметах и явлениях, отбирать факты для доказательства. [13, с. 246].
Чтобы сделать процесс контроля и закрепления знаний более эффективным и облегчить свою работу, применяются двухвариантные тестовые задания, в основе которых лежит принцип постепенного усложнения материала. Двухвариантные тестовые задания проводятся после каждого изученного раздела. Такая работа дает возможность выявить пробелы обучающихся, на которые впоследствии необходимо заострить внимание для их устранения.
Значительное место в процессе контроля и закрепления знаний обучающихся отводится проверочным раздаточным карточкам, с которыми можно работать на любой стадии урока. Они позволяют экономить время на уроке и охватить опросом большое количество учащихся.
При закреплении и обобщения изученного материала активно применяются на уроке так называемые контрольные блоки, которые включают в себя различные виды упражнений на повторение правил по разделам образовательной программы учебного предмета. .[16, с. 160].
Для духовно-нравственного воспитания молодого поколения используются различные методы: критическое мышление, модульная технология, проектное обучение.
Например, «Инсерт» – это прием маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно. Пометки следующие (записываются на доске и присутствуют до конца урока).
Приём «Корзина идей» используется для организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ребята по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Смысл этого приема «Эссе» можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации.
«Кластер»- это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе.
Заполнение таблицы«Знаю, хочу узнать, узнал» предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
Цель приёма «Синквейн» – систематизировать имеющиеся знания, научить излагать сложные понятия в краткой форме. Это стихотворение, состоящее из пяти строк: короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), которое пишется по определённым правилам. .[22].
Написание творческих работа применяется на этапе закрепления изученной темы, когда детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Составление викторины целесообразно предлагать после изучения темы или нескольких тем.
При введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником применяется приём «Работа с вопросником». Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.[15, с. 97].
Умение самостоятельно работать, желание быть уверенным в себе, эрудированным, неординарно-мыслящим формируется при работе с текстом на уроке литературного чтения независимо от его этапа: до чтения текста, во время чтения, после прочтения текста. Например, Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»: отметь карандашом те места в книге, где говорится о дружбе лебедя с собакой раздели карандашом рассказ на части; укажи цифрами те места в рассказе, где можно найти ответы на вопросы после текста; подготовь вопросы к тексту; составь план рассказа.
В 3 – 4 классах целесообразно вводить проблемные и исследовательские задания. Чтение произведения про себя сопровождается обдумыванием вопросов, выборкой ответов по теме, нахождение подписей к картинкам, подготовкой к пересказу, к выразительному чтению, словесному рисованию. Некоторые задания оформляются письменно в тетрадях по чтению: записать план статьи, записать новые или непонятные слова с объяснениями; ответить на вопросы; выписать вывод из статьи, на который было обращено внимание при чтении, нарисовать рисунок к отрывку.[8, с. 339].
Например, пофантазируй, напиши, о чем думают первые весенние листочки или первая травка, или только что проснувшаяся муха.
Как самостоятельную работу можно рассматривать и тестовые задания:
В каких прочитанных тобою сказках (авторских или народных) герой оказывается гостем в лесной избушке? Напиши названия этих сказок, фамилию автора_______________________________________________
Определи вид сказки
:
а) сказка о животных;
б) волшебная;
в) бытовая.
Укажи, как надо чи
тать это стихотворение:
а) торжественно, громко;
б) задумчиво, печально;
в) прочувствованно, душевно.
Для правильного проведения самостоятельной работы с текстом следует пользоваться методическим рекомендациями. Самостоятельная работа должна побуждать ученика. Содержание и объем её должны быть посильными для учащихся, а сами ученики – подготовлены к выполнению работы практически и теоретически. Наглядный показ учитель сопровождает четкими объяснениями или записями на доске, предлагает задания, выполнение которых не допускается по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода. Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных учащихся, учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений можно свести до минимума, а другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили новое правило и научились самостоятельно его применять. Осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний. Излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала.[10, с. 326].
Таким образом, разнообразие приёмов самостоятельной работы с текстом на уроках литературного чтенияявляются составной частью воспитания учащихся, средством борьбы за глубокие и прочные знания, формированием активности и развитием умственных способностей. В процессе организации самостоятельной работы важно включать разные формы знакомства, восприятия, переработки текстов произведений, чтобы осознанно понимать литературоведческие понятия.
Вывод по первой главе: использование рабочих тетрадей при обучении является одним из современных способов ведения учебного процесса в школе. Применение рабочей тетради учащимися улучшает качество их образования, повышает эффективность всего учебного процесса за счет его индивидуализации, предоставляет учителю возможность реализации инновационных методов обучения, предоставляет ему возможность исправлять ошибки учащихся в тот момент, когда они их делают. Использование рабочей тетради позволяет проводить проверку усвоения материала, контроль мыслительной деятельности учащихся, познавательной самостоятельности и проверку полученных знаний.
Отсюда следует, что рабочая тетрадь является средством начального литературного образования младших школьников. Она позволяет проводить проверку усвоения материала, контролировать мыслительную деятельность учащихся, осуществлять проверку полученных знаний, и является одним из эффективных условий формирования познавательной самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения.
Глава II. Организация самостоятельной работы средством заданий «Рабочей тетради по литературному чтению» на печатной основе
2.1. Система упражнений в «Рабочей тетради по литературному чтению» на печатной основе для самостоятельной работы учащихся
Рабочая тетрадь на печатной основе–учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе обучаемого над освоением учебного предмета. Она является специфическим средством развития познавательной активности учащихся, которая позволяет индивидуализировать процесс познания младших школьников, повышает эффективность образовательного процесса в целом, способствует активизации и систематизации учебного материала по предмету. Поэтому в ней должна быть представлена логика разворачивания учебного содержания, отражённая в программе учебной дисциплины[10, с. 15].
По мнению Н.Е. Эргановой, применение рабочих тетрадей на печатной основе имеет следующие задачи:
обеспечить качественное усвоение учебного материала;
выработать умения и навыки учебной деятельности;
формировать навыки самостоятельной работы;
способствовать активизации учебно-познав
ательной деятельности учащихся[
8,
с. 33
3].
Анализ рабочих тетрадей на печатной основе по литературному чтению УМК «Школа 2100» показал, что в ней включены вопросы и задания на восприятие изученного материала, для развития мыслительных операций и практического применения полученных теоретических знаний. Выполнение заданий может быть предложено в виде рисунков, схем, таблиц. Нами обнаружено, что в тетради помещены алгоритмы для выполнения заданий, оставлено достаточно свободного места.
Например, необходимо закончить схему, в которой используется логическая цепочка, характеризующая героев сказки с разных сторон.
Герои сказки «Конек - Горбунок»
помощникинейтральныеотрицательныеположительные
При работе с планом для самостоятельной работы предлагается образец первых двух пунктов цитатного плана, а учащиеся должны найти цитаты в тексте, сохранив последовательность и язык автора, и закончить недостающее количество цитат.
«Жили две девочки – Рукодельница да Ленивица».
«Будешь умна, тебе же лучше; будешь ленива, тебе же хуже».
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
Приведём пример самостоятельной рабрты с таблицей, в которой необходимо сравнить характеры двух персонажей сказки и их отношение к работе и заполнить пустые строчки.
Рукодельница (какова?)
Ленивица (какова?)
трудолюбива
неуважительна
послушна
груба
Согласно работе Н.Е. Эргановой, выделяются следующие функции и виды рабочих тетрадей на печатной основе в учебном процессе:
обучающая функция предполагает формирование у учащихся необходимых знаний и умений;
развивающая функция способствует развитию устойчивого внимания на занятиях, учебный материал легче воспринимается, так как он наглядно представлен, через специально разработанные задания и упражнения творческого характера развивается мышление;
воспитывающая функция вырабатывает личностные качества, такие как самостоятельность
,
аккуратность при ведении записей и выполнении рисунков в тетради, самоорганизация учащихся;
формирующая функция при систематическом выполнении заданий в тетради способствует развитию у обучаемых навыков самообразования, самоконтроля;
рационализирующая функция способствует рациональному распределению времени, организуя свою учебную деятельность;
контролирующая
функция
используется для контроля и самоконтроля знаний и умений учащихся
[9, с. 12].
К структуре рабочей тетради на печатной основе по литературному чтению для младших школьников предъявляются определенные требования.
Рабочая тетрадь должна иметь предисловие, поясняющее обращение к учащимся.
Система вопросов и заданий должна быть построена в соответствии со структурой и логикой формирования соответствующих понятий.
Между заданиями должна быть определена соподчиненность предметных и
метапредметных
образовательных результатов.
Задания соотносятся с темой, и решение их осуществляется от простых проблем к более сложным.
Иллюстрации носят обучающий характер. Рисунок можно дополнить или предложить свой вариант, можно задать вопросы к иллюстрации.
Завершает рабочую тетрадь заключение, которое ориентирует учащихся на содержание учебного материала для последующего изучения.
Композиционное построение рабочей тетради зависит от замысла автора, от характера и содержания учебного материала.
В конце каждой темы желательна серия контрольных вопросов, что позволяет систематизировать знания учащихся
Применение рабочей тетради по литературе для младших школьников позволяет индивидуализировать обучение учащихся, что способствует повышению эффективности учебного процесса и улучшению качества образования.
Рабочие тетради освобождают обучающихся от записей, не имеющих большого обучающего значения, и позволяют всё время, отведенное на запись текста или предложений, тренироваться анализировать прочитанный текст, учиться видеть его глубину, выделять главную мысль.
Сказочные героиНапример, предлагается перечень сказочных героев и набор характеристик. Ученик самостоятельно должен соотнести героя к каждой группе характеристик и показать это, соединив стрелкой слова левого и правого столбиков.
Иван - крестьянский сынСтарикСтарухаСтарший братСредний братКонь ИванаЧудо-юдо о 6 головыхЧудо-юдо о 9 головыхЧудо-юдо о 12 головыхположительные
отрицательные
герои- помощники
Немаловажное значение самостоятельной работы в тетради имеют задания для определения идейного замысла. Учащийся из предложенных формулировок может выбрать ту, которая характеризует то, что хотел сказать автор этого произведения.
Как здорово поймать волшебную золотую рыбку!
Как плохо быть сварливым и жадным.
Если ты сварливый и жадный, ты потеряешь свое счастье.
Для выработки навыков и прочного усвоения знаний во всех заданиях предусматривается применение не только изучаемого материала по данной теме, но и ранее изученного, включены специальные обобщающе-повторительные материалы. Все это обеспечивает непрерывную повторяемость программного материала. Применение этих тетрадей в начальной школе дает возможность на каждом уроке значительно увеличить удельный вес самостоятельной работы обучающихся, что способствует активизации их учебной деятельности.
К рабочим тетрадям предъявляют следующие требования:
полнота информации (наличие заданий на изучение всех понятий, явлений, процессов);
группировка заданий с учетом обобщенных способов их решения;
системность информации (блоки информации должны быть логически связаны);
возрастание сложности (задания должны быть расположены в порядке возрастания сложности их выполнения);
целевая ориентация (для каждой задачи должно быть отведено определенное место в тетради для ее решения);
психологическая комфортность (возможность работать в индивидуальном темпе и проводить самоконтроль, наличие достаточного места для выполнения
записей и рисунков)
Современные исследователи, изучая проблему создания и использования рабочей тетради на уроках литературного чтения, выделили условия. Во-первых, специфическое воздействие рабочей тетради на решение проблемы дифференциации и индивидуализации процесса обучения и развития. Во-вторых, базирование разработки системы заданий рабочей тетради на комплексном рассмотрении особенностей развития младших школьников, включая параметры развития мышления младших школьников, характеризующиеся сочетанием наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления.
В начальном литературном обучении младших школьников целесообразно использовать рабочую тетрадь, отвечают следующим условиям:
направленность на самостоятельный поиск решения задачи;
опора на наглядно-образное представление математической информации;
использование моделей рассматриваемых ситуаций разного уровня обобщенности;
задания каждого листа рабочей тетради структурированы так, что ведут к разрешению одной проблемной ситуации
Таким образом, анализ упражнений в «Рабочей тетради по литературному чтению» на печатной основе позволил определить систему улучшения качества образования за счет индивидуализации процесса выполнения. Мы пришли к выводу о том, что задания способствуют развитию познавательной самостоятельности младших школьников, а учителю предоставляют возможность реализовывать инновационные методы обучения, своевременно исправлять ошибки учащихся, проводить проверку усвоения материала, контролировать мыслительную деятельность учащихся.
2.2 Использование «Тетради по литературному чтению» на печатной основе для организации самостоятельной работы с текстом во 2 классе.
С целью использования специальных заданий, имеющихся в «Тетради по литературному чтению» на печатной основе, для организации самостоятельной работы с текстом в начальных классах мы определили 2 «а» класс МБОУ «Школа №12» Минусинский район Красноярского края. Выполнение практической части выпускной квалификационной работы (ВКР) провели в три этапа: начальный, основной, заключительный. Для каждого этапа спланировали проведение практической работы с использованием заданий из рабочей тетради на печатной основе по литературному чтению.
На начальном этапе изучили календарно-тематическое планирование по литературному чтению на период с 20 апреля по 17 мая 2017-2018 учебного года УМК «Школа 2100». В соответствии с объёмом изученного материала и с учётом возрастных особенностей класса подобрали задания, имеющие возможность организовать плодотворную работу с текстом.
Чтобы изучить состояние проблемы использования «Тетради по литературному чтению» на печатной основе, мы провели опрос в сельских и городских школах среди начальных классов. В опросе приняли участие 16 учителей (Приложение №1).
Анализ анкет позволил сделать вывод, что 9 человек (56%) имеют рабочие тетради на печатной основе по литературному чтению и используют их.На вопрос «Как часто Вы используете тетрадь на печатной основе на уроках литературного чтения?» учителя ответили по-разному: «часто», «на каждом уроке», «использую для домашнего задания», «когда остаётся время на уроке».
Большинство учителей обосновали использование рабочих тетрадей тем, что «в тетрадях содержатся упражнения, которые помогают ученикам отрабатывать навыки чтения, развить умение анализировать текст, способствуют самостоятельности детей».
Таким образом, все опрошенные учителя считают, что рабочие тетради на печатной основе по литературному чтению просто необходимо использовать на уроках, но не все (44%) имеют такую возможность из-за отсутствия их в школьной библиотеке или отказа родителей приобретать их самостоятельно.
В связи с тем, что в рабочей тетради есть задание на составление и добавление пунктов плана, на начальном этапе работы мы предложили ученикам выполнить задание, в котором нужно было дополнить пропущенные два пункта плана (№3 и №5)для заучивания стихотворения(Приложение №2). Анализ результатов работы превзошёл все ожидания, так как задние такого характера стало для детей невыполнимым. Это, на наш взгляд, обосновано тем, что такая работа проводилась на уроке впервые, поэтому мы спланировать дальнейшую работу с произведениями, где имелась возможность делить текст на части и озаглавить их.
Несомненно, составление плана помогает запомнить материал, восстановить в виде рассказа содержание давно проработанного текста, проверить, насколько хорошо и правильно запомнился текст, является средством для самоконтроля и самооценки.
Целью основного этапа нашей работы стало развитие важного общеучебного умения делить текст на части, видеть его структуру, выделять главное, обобщать все то, что есть в данной части текста, и выражать обобщение в слове. Умение обобщать и выделять главное при работе с текстом позволило быстро и точно воспринимать, воспроизводить и использовать полученную информацию. Мы познакомили школьников с алгоритмом составления плана и совместно составили критерии его оценивания.
Алгоритм составления плана
Критерии оценивания плана
Раздели текст на законченные по смыслу части.
Определи основную мысль каждой части.
Озаглавь каждую часть текста.
В пунктах плана должны выражаться главные мысли текста, чтобы было понятно, о ком или о чём и что говорится в каждой части рассказа.
Пункты плана должны быть связаны по смыслу.
Пункты плана должны быть краткими, чёткими.
Известно, что сказка – источник мудрости! Это народный опыт, собранный многими поколениями, представления о добре и зле, о чести и бесчестии, о жадности и простоте – то есть представления о тех человеческих качествах, которые есть в каждом из нас. Неслучайно каждая сказка заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Поэтому при изучении сказки Виктора Хмельницкого «Град» учащимся не дочитали слова медвежонка, а предложили закончить учащимся (Приложение №3)
В самостоятельной работе приняло участие 8 человек. Анализ работ показал, что 5 учащихся (63%) написали предположение развязки событий, пытаясь удержать урок добра, идею, замысел сказки, не зная её концовки. Приведем дословно фразы медвежонка, сказанные ослику, которые написали учащиеся: «Ты очень добрый», «Ты большой молодец», «Ты всё правильно сделал». Это говорит о том, что второклассники могут предположить конец сказки, описать, как дальше будут развиваться события, пытаясь удержать урок нравственности.
Второе задание для самостоятельной работы из рабочей тетради на странице 51-ой заключалось в том, чтобы учащиеся изобразили сюжет к сказке Г. Цыферова «Про чудака лягушонка».
Задание выполняло 18 человек. Правильным решением этого задания мы считали изображение, на котором был один какой – нибудь вариант сюжета из этой сказки.
Анализ детских рисунков показал, что 10 учеников (56%) не выполнили это задание, изобразив только один предмет - лягушку. Эпизод лягушонка у реки, когда он смотрел, как в голубой воде плавает жёлтое солнышко, изобразили 8 человек (44%).
Получив низкий результат умений делить текст на смысловые части и озаглавить каждую из них на начальном этапе нашей работы, мы повторно предложили такое же задание по сказке Б. Сергуненкова «Одуванчик»,используя задание в рабочей тетради на странице 52-ой (Приложение №4).
В работе приняло участие 13 человек. Анализ результатов показал, что делить текст на смысловые части и озаглавить каждую из них смогли 10 человек (77%). Они указали, что в тексте 4 части, название частей в виде предложений получилось разное. Приведём три варианта примеров составленных планов в таблице 1.
Вариант 1
Вариант 2
Вариант3
Одуванчик завидует людям и машинам
Одуванчик завидует людям и машинам.
Одуванчик завидует людям и машинам.
Счастливые сны о путешествиях.
Счастливые сны о путешествиях.
Счастливые сны о путешествиях.
Девочка шла в школу.
Он хотел путешествовать.
Встреча.
Одуванчик путешествовал.
Девочка дунула, одуванчик полетел.
Путешествие.
Талбица1. Варианты плана сказки Б. Сергуненкова «Одуванчик»
Из таблицы видно, что первые две части у всех одинаковы, потому что они были даны ученикам. Название третьей части раскрывает развитие сюжета только в третьем варианте. Хотя концовка имеет разные формулировки высказываний, но ученикам удалось удержать смысл четвёртой части текста.
На заключительном этапе практической части ВКР учащимся была предложена самостоятельная работа в виде тестовых заданий на основе содержания рассказа Юрия Ермолаева «Два пирожных» (Приложение №5).
В работе приняло участие 25 человек. Правильным ответом мы считали задание, которое соответствовало содержанию произведения. Анализ работ показал, что учащиеся хорошо знают содержание рассказа, но правильно установили причинно-следственные связи (задание №9) только 16 человек от общего количества участников, что составило 64%.
Сравним результаты трёх этапов нашей работы
Задание для самостоятельной работы
Восстановить пункты плана
Предположить развязку событий
В рисунке изобразить
сюжет
Решить
тестовые
задания
Начальный этап
0%
Основной этап
77%
63%
44%
Заключительный этап
64%
Талбица2. Результаты этапов работы
Из таблицы видно, что положительной динамики самостоятельного решения заданий из рабочих тетрадей по литературному чтению не наблюдается. Например, сравним результаты выполнения заданий на основном этапе: качественный показатель снизился на 33%. По результатам основного и заключительного этапов показатель снизился на 13%.
На основании этого можно сделать вывод о том, что выполнение заданий в рабочих тетрадях на печатной основе по литературному чтению эффективной самостоятельной работой с текстом не является. Во-первых, не ко всем произведениям имеются задания в рабочих тетрадях, поэтому обращались к ним только тогда, имелась возможность в соответствии с изучаемым произведением организовать самостоятельную работу. Во – вторых, отсутствие мотивации выполнения дополнительных заданий помимо учебника повлекло малое количество участников (от 5до 10 человек). В-третьих, за выполненные ранее учениками задания в рабочих тетрадях нами не было обнаружено отметок.
Заключение
В настоящее время одной из главных задач школы является задача выявления педагогических условий и методических приемов, которые обеспечивали бы развитие самоконтроля школьников.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что необходима целенаправленная и систематическая работа по развитию данного качества в начальных классах. Младшие школьники имеют отличительные психологические особенности, которые создают благоприятные условия для развития самостоятельности: огромный заряд активности, стремление к подражанию, ответственность. В то же время у детей младшего школьного возраста недостаточно развита воля, им свойственны импульсивность, склонность действовать под влиянием эмоций, что тормозит развитие самостоятельности. Поэтому учитель должен уделять большое внимание развитию самоконтроля.
В первой главе нашей работы мы изучили сущность самоконтроля, обосновали условия, возможность и целесообразность использования рабочих тетрадей на уроках литературного чтения в начальной школе.
Нам удалось показать значимость использования рабочих тетрадей для самостоятельной работы на уроках литературного чтения. Анализ выполненных работ учащихся второго класса позволил сделать вывод: успешное использование рабочих тетрадей по литературному чтению на печатной основе при организации самостоятельной работы с текстом в начальных классах как навыков самоконтроля и взаимоконтроля будет эффективным, если:
предлагать учащимся самим определять смысловые части текста на основе созданного совместно с учителем алгоритма составления плана и критериев его оценивания;
владеть методикой работы с текстом в начальной школе, чтобы учебная деятельность была более осмысленной и продуктивной;
целенаправленно и систематически предлагать озаглавить по-своему прочитанное произведение или каждую из частей текста;
обеспечивать правильное понимание учащимися содержания задания для самостоятельной работы и
предъявляемых к ним требований;
систематически
осуществлять контроль и оценку выполненных заданий в рабочих тетрадях на печатной основе.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи реализованы.
Список использованных источников
Актуальные вопросы формирования интереса в обучении // Под ред. Г.И. Щукиной.
–
М.: Просвещение, 1984.
– 12
с.
Бабанский
Ю. К
. Оптимизация процесса обучения. – М.: Педагогика, 1977. – 257 с.
Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей. Монография.
—
Улан-Удэ, 2004.
—
С. 149-150.
Батий
Ю.Ю. Самоконтроль учащихся при выполнении заданий // Начальная школа. – 1999. - № 4. – С. 65-69.
Возрастная
и
педагогическая
психология.
/
А
.
В
.
Петров
.
– М.: П
росвещение
, 1979. – 223 с.
Вопросы теории и методики развития познавательной активности учащихся: Сборник научных трудов. / М.П.
Пальнова
.
–
Томск, 1981.
–
120 с.
Воспитание познавательной активности и самостоятельности школьников: Сборник статей. / Э.А.
Салимова
.
–
Казань, 1975.
–
211 с.
Голобокова
Г.И. Рабочая тетрадь как дидактическое средство организации самостоятельной работы //
Изв
. РГПУ им. А.И. Герцена.
–
2008.
–
№ 54.
–
С. 333-339.
Губарева Л. И.
Самостоятельная
работа как основа формирования и развития
познавательной самостоятельности учащихся.
// Образование и общество. – 2004. – № 2. – С. 61-62.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.
–
М.: ИНТОР, 1996. – 326 с.
Данилов
М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения. // Советская педагогика.
–
1961.
–
№ 8.
– С
. 32-42.
Каменский А.А. К вопросу о развитии познавательной самостоятельности школьников // Человек и образование. – 2012. – № 4 (33). – С.139-141.
Козаков В. А.
Самостоятельная работа и ее информационно-методическое обеспечение. – Киев:
Вища
школа, 1990. – 246 с.
Привалова Е.А. Рабочие тетради как средство повышения эффективности учебного процесса. – Кемерово, 2002. – 29 с.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1979. – 97 с.
Эрганова
Н. Е. Методика профессионального обучения:
Учеб.пособие
для студ.
высш
. учеб. заведений.
—
М.: «Академия», 2007.
—160 с.
http
://www.gumer.info/bibliotek
_Buks/Pedagog/krysko/162.php
https://studfiles.net/preview/4467539/
http://psihdocs.ru/stanovlenie-samostoyatelenosti-uchashihsya-v-obuchenii-ponyati.html
http://дипкур.рф/?p=1211
http://korshu.ru/samoobrazovaniya-formirovanie-u-mladshih-shkolenikov-stremleni/
https://studfiles.net/preview/2976165/page:3/
Приложение 1.
Опрос для учителей начальной школы.
Вопрос
Ответ
Кол-во человек
%
Имеются ли рабочие тетради на печатной основе у детей Вашего класса?
да
9
56%
нет
7
44%
Используете ли Вы эту тетрадь на своих уроках?
да
9
56%
нет
7
44%
Как часто учащиеся работают с этой тетрадью?
часто
7
44%
редко
2
12%
не использую
7
44%
Нужно ли использовать рабочие тетради на уроках литературного чтения?
да
16
100%
нет
0
0%
Почему?
Приложение 2.
План для заучивания стихотворения
Прочитай стихотворение вслух. Объясни смысл непонятных слов.
Прочитай стихотворение 2-3 раза, стараясь его запомнить.
_______________________________________________
Расскажи наизусть все стихотворение, при необходимости заглядывая в текст.
______________________________________________________
Перед школой прочитай стихотворение еще раз, а потом расскажи его наизусть.
Ответ:
3.Определи настроение, ритм стихотворения. Прочитай выразительно.
5.Если стихотворение большое, то раздели на отрывки и выучи по отрывкам. Повтори стихотворение вслух по памяти еще 2-3 раза, не заглядывая в текст.
Приложение 3.
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель практики, учитель начальных классов
Филимонова Марина Николаевна
МОБУ « Школа №12 »г. Минусинска
_________________________
« 25 » апреля 2018 г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЧТЕНИЯ
Дата проведения: 25 апреля 2018 г.
Тема: Виктор Хмельницкий «Гора», «Снег и скрипка»
Цель урока: знакомство с творчеством Виктора Хмельницкого
Тип урока: изучение нового
Планируемые результаты:
предметные
метапредметные
личностные
выразительно читать и пересказывать текст;
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
понимать смысл заглавия произведения;
размышлять о характере и поступках героя;
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной форме
слушать и понимать речь других;
уметь высказывать отношение к происходящему, выражать свои эмоции.
Оснащение (оборудование и информационные источники)учебник, рабочая тетрадь, презентация
Структурные
компоненты урока
Время
Действия учителя по организации деятельности учащихся и формулировка заданий
Способы проверки и оценивания результатов
Выполнение практической части по теме ВКР
5-7 минут
Ребята, приходилось ли вам видеть град? Расскажите, где вы это видели, что вы ощущали. Сейчас я начну читать вам сказку, которая так и называется «Град», а написал её автор Виктор Хмельницкий.
Град.
Когда был град, ослик всегда прятался. Больно было! В этот град он тоже спрятался, но вдруг подумал: «Да, я сижу в домике, и мне не больно. А домику больно. Надо его спрятать».
Ослик полез на крышу и закрыл домик зонтиком.
– Всё хорошо! – сказал он.
Но вдруг опять подумал: «Теперь мне не больно, домику не больно, но зонтику, наверное, больно. Как же быть?»
– Глупый ослик, – заворчал медвежонок, – всех от града никогда не спрячешь. Кому-нибудь да будет больно.
– Если так, – сказал ослик, – пусть будет больно мне.
И он сделал над зонтиком крышу и стал по ней бегать – защищать её от града.
Наконец град кончился.
Медвежонок пожал ослику ушко и сказал:
Чтение прерывается заданием: напишите, что мог сказать медвежонок ослику, чтобы сказка закончилась так:
– Что ты, что ты! – замахал на него ослик ушами. – Просто мне всех жалко.
Проверка и оценка учителем
Актуализация знани
Целепологание
Словарная работа
Первичное восприятие
текста
Рефлексия
Итог урока
2-5мин.
25-30мин
2-5 мин
Мы продолжаем знакомство с творчеством Виктора Хмельницкого.
2. Чтение про себя.
- В чем оправдались предположения?Какие мысли или чувства появились у вас после чтения?
3. Чтение вслух по абзацам, словарная работа по ходу чтения.
алели на закате – были окрашены красный цветом, когда заходило солнце;
исследовательские экспедиции – группы ученых, которые изучают горы;
альпинисты – спортсмены, совершающие восхождения на горные вершины;
водружать флаги – торжественно устанавливать
- О чем думала маленькая гора?В чем отличие больших гор от маленьких?
- Чему завидовала маленькая гора?Почему завидовала именно снежным вершинам?
4. Беседа по содержанию после чтения.
- Какая гора – героиня? Как вы это поняли?Кого напоминают горы?
- Кто помнит, как называется такой литературный прием, когда автор наделяет неживые существа свойствами человека?
- Такой литературный прием действительно называется олицетворение.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
5. «Создаем» картинку
Работа со сказкой «Снег и скрипка»
1.Работа с текстом до чтения.
- Прочитайте название сказки. Что может объединять слова снег и скрипка?
- А что об этом думает Виктор Хмельницкий? Прочитайте сказку и узнайте.
2. Чтение про себя.
- В чем оправдались ваши предположения?
- Как вы думаете, являются ли слова скрип, скрипит, скрипка однокоренными?
- Как объясняет автор сказки : «Почему скрипит снег?»
- Это не научное объяснение явления, а поэтическое, т.е. выдумка, фантазия писателя.
3. Чтение вслух по абзацам.
- Что значит беззвучно опускался? С кем автор сравнивает снег?
- Почему звуки скрипки, которые он и раньше слышал, в этот раз показались какими-то необычными?
- Чем же решил заняться снег?
4. Беседа по содержанию после чтения.
- Кто знает научное объяснение того, почему скрипит снег? Какое объяснение вам нравится больше?
5. «Создание» мультфильма
- Представьте, что вам поручили создать мультфильм по сказке «Снег и скрипка». Какой он будет: рисованный, пластилиновый, кукольный? Почему?
- Как озвучим мультфильм? Какая музыка будет звучать? Послушайте, как звучит скрипка.
1.Работа в парах. Мы читали сказки В, Хмельницкого. Какая сказка вам понравилась больше всего и почему? Прочитайте друг другу отрывочки, которые для вас были самыми интересными. Прочитайте отрывок, а мы попробуем угадать из какой он сказки.
Оценочные суждения
Контроль учителем
Приложение 4.
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель практики, учитель начальных классов МОБУ «Школа №12» г. Минусинска
_______________________________ Филимонова М. Н.
«_______» ______________________2018 г.
Технологическая карта урока по литературному чтению
Лейман Дианы Вячеславовны
Дата проведения:27.04.18 г.
Тема: очеловеченный мир сказок Б. Сергуненкова (сказки «Куда лето прячется», «Одуванчик»).
Цель урока: формирование умения характеризовать особенности прослушанного художественного произведения, передавать последовательность сюжета, описывать героев; совершенствовать навык чтения; ознакомление с жизнью и творчеством Б. Сергуненкова; умение объяснять выбор автором заглавия произведения.
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий.
Планируемые результаты:
предметные
метапредметные
личностные
Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя.
Осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами.
Понимать смысл заглавия произведения.
Размышлять о характере и поступках героя.
РУУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с заголовком текста.
ПУУД:ориентироваться в учебнике (в оглавлении); находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
КУУД: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст.
Выказывать своё отношение к героям, их поступкам.
Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.
Структурные
компоненты урока
Время
Действия учителя по организации деятельности учащихся и формулировка заданий
Способы проверки и оценивания результатов
Мотивационный этап.
Целеполагание
7 мин
- Проверьте, пожалуйста, вашу готовность к уроку. Прежде, чем начнём урок, отметьте своё настроение на линеечке. А в конце урока посмотрим, что изменится. Давайте проверим ваше домашнее задание. Вам нужно было что сделать?
Кто озвучит свое продолжение рассказа «Град»? Ребята, оцените по критериям: грамотная речь, интересно, является продолжением именно рассказа «Град».
1. Работа с текстом до чтения.
1) Беседа.
– Читая сказки В. Хмельницкого и Г. Цыферова, мы нашли в некоторых из них поэтическое объяснение возникновению предметов, явлений. Вспомните эти сказки.
– Чему авторы находят свои объяснения?
– Сегодня мы будем читать сказку другого писателя, но в ней есть сходство с уже прочитанными. А какое, постарайтесь увидеть сами. Посмотрите на иллюстрации. О чем будут произведения? (одуванчик, лето)
- Мы сегодня с вами будем читать тексты вслух и про себя, анализировать их, анализировать заголовки текстов, описывать героев произведений. Какие цели поставим исходя из видов деятельности?
Внешний контроль учителем
Самооценка
Самоконтроль
Открытие нового знания.
25 мин
Чтение заголовка и фамилии автора.
– Как бы вы сами ответили на вопрос в заголовке? Как вы думаете, почему в заглавии нет вопросительного знака?
(Автор не спрашивает читателя, куда прячется лето, а наоборот, сам это объясняет.)
– Какими вы представляете себе лето, зиму?
3) Рассматривание иллюстрации.
– Есть ли в ней ответ на вопрос, куда прячется лето?
2. Работа с текстом во время чтения.
1) Чтение сказки про себя.
– Куда же прячется лето? Оправдались ли наши предположения?
2) Чтение вслух по абзацам и беседа по ходу чтения.
1-й абзац: Хотели бы вы, чтобы всегда было только лето? Дети высказываются и за и против лета.
– Как вы думаете, автор любит лето? Из каких слов это видно?
2-й абзац: Какой мы видим зиму? (Терпеливой, обиженной.) Согласны ли вы с зимой?
3-й абзац: И правда, куда деваться лету? Жалко ли вам его?
4-й абзац: Почему почки смогли спрятать лето?
Чтение до конца.
– Как люди узнают, что лето пришло? Как вы понимаете: вырвалось, выкатилось лето на землю?
3) Беседа по вопросам учебника.
3. Работа с текстом после чтения.
Повторное обращение к иллюстрации.
– В чём художник следует тексту сказки, а в чём отступает от него? Почему?
– Как вы относитесь к замыслу художника?
II. Работа со сказкой «Одуванчик».
1.Работа с текстом до чтения.
– Одной из примет наступающего тепла является яркий цветок. Догадайтесь, как он называется (одуванчик).
– Конечно, это одуванчик. Помните, в сказке В. Хмельницкого волшебная снежинка превращается в подснежник. Вот и первые лучи весеннего солнца превращаются в одуванчики. А как им живётся? О чём они думают? Что видят во сне? Ответы на эти вопросы вы найдёте в сказке «Одуванчик».
2.Работа с текстом во время чтения.
1) Чтение про себя. Сбылась ли мечта одуванчика? Как?
2) Чтение текста вслух по абзацам.
Борис Николаевич Сергуненков «Одуванчик»
Жил одуванчик. Рос он на обочине дороги, а мимо него каждый день проезжали машины, проносились мотоциклы с мотоциклистами в касках, ехали велосипедисты, брели пешеходы с тележками, тачками, с рюкзаками, в сапогах, тапочках и просто так, босиком. Люди спешили по своим делам или путешествовали, глазея на мир, и одуванчику было завидно, что все вокруг него куда-то торопятся, спешат, а он стоит на месте.
Днём одуванчик грелся на солнце, а ночью крепко запирал окна и двери и укладывался спать.
Ночью снились ему счастливые сны. Ему снился солнечный день, ясное небо, снилось, будто путешествует он по земле, глядит на реки, на горы, на города и деревни. Сны были очень приятные. Утром, когда всходило солнце, одуванчик с трудом протирал заспанные глаза, поскорей распахивал окна и двери и выглядывал наружу, желая убедиться, не путешествовал ли он наяву. Но всё было по-прежнему: и обочина дороги, и дорога, и машины, идущие по ней, и сам одуванчик на старом месте.
Однажды, путешествуя во сне, одуванчик так заспался, что проспал много дней подряд, а когда проснулся, увидел, что стал совсем седой.
"Вот и жизнь моя прошла, - подумал одуванчик, - а я так и не попутешествовал".
Днём по дороге шла в школу девочка.
Увидела она белый одуванчик, наклонилась и сорвала его.
- Лети, одуванчик, - сказала девочка и дунула на его белую шляпку. Пушинки одуванчика оторвались от шляпки и полетели. Порыв ветра подхватил их и понёс по всему свету.
Ученики после чтения абзаца задают вопросы.
3.Работа с текстом после чтения.
1) Беседа по вопросам учебника. Что необычного увидел автор в обыкновенном цветке? Какую сказку В. Хмельницкого напоминает сказка «Одуванчик»? («Гора».)
– Какой приём использует Б. Сергуненков в сказках? (Олицетворение.) Приведите свои примеры олицетворения.
2) Формулирование главной мысли (тетрадь, с. 52, задание 3).
3) Подготовка к пересказу: чтение ключевых слов
4) Рассказ учителя о писателе. «Я очеловечиваю мир…», – сказал как-то петербургский писатель Борис Сергуненков. Что лучше всего подходит для подобного занятия? Конечно же, сказки. Их у Бориса Николаевича наберётся на несколько полновесных сборников: «Чудесная репа», «Летний сад и Зимняя канавка», «Маленькая дверь на балконе», сказки из циклов «Кот белый – кот чёрный», «Конь Мотылёк», «Кувшин», «Великий пёс Полкан»; отдельно издавалась сказочная повесть «Лесная лошадь». Казалось бы, вполне удачная писательская судьба. Тем удивительнее тот факт, что в один прекрасный (ужасный?) день Борис Николаевич дал обет больше не писать. Совсем. С тех пор так и не пишет.
Внешний контроль учителем, одноклассниками
Взаимооценка
Самооценка
Выполнение практической части по теме ВКР
Найдите в рабочих тетрадях на странице 52-ой задание №2. Прочитайте, что необходимо сделать (завершить плана). Кому непонятно, как выполнять это задание?
Физминутка 5 мин
Подведение итогов.
3 мин
– Какие задания мы выполняли на уроке? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) Какое умение формировали? Какие цели ставились на урок? Каких целей удалось достичь?
- Какие произведения Борис Сергуненковамы прочитали? Какое вам больше понравилось? Почему?
Внешний контроль учителем
Рефлексия.
3 мин
- Оцените свою работу в листе оценивания.
- Отметьте теперь своё настроение на линеечке. Каким оно стало после завершения урока? Лучше, чем было или хуже?
Самооценка
Информация о домашнем задании.
1
- Придумать продолжение сказки «Град».
Приложение 5.
Проверка навыков работы с текстом.
1.Прочитай текст.
Юрий Ермолаев «Два пирожных».
Мама вошла в комнату и сказала:
- Помогите мне, дочки, вымыть посуду.
В это время старшая сестра Наташа читала книгу о путешествиях по Африке, а младшая, Оля, лепила из пластилина зверей. Помогать маме им не очень хотелось.
Но Оля решила так: сначала помогу, а потом буду весь вечер лепить. И пошла на кухню.
- Я тоже сейчас приду, только страницу дочитаю!- крикнула Наташа.- Такая интересная книга.
Через некоторое время Оля вернулась в комнату за Наташей:
- Что же ты не идешь? Мы уже почти всю посуду перемыли!
- А меня здесь нет, - ответила Наташа. – Я путешествую сейчас по Африке. Вокруг меня пальмы, попугаи…
Постояла Оля, вздохнула и ушла в кухню одна. Вскоре она вернулась и стала опять лепить.
- Ну вот я и дома, - закрывая книгу, проговорила Наташа и вдруг рассмеялась:
- Что у тебя на губах?
- Крем, - сказала Оля. – Я два пирожных съела. Одно за себя, а другое за тебя.
- Зачем же за меня?- удивилась Наташа.
- Мама сказала, что неизвестно, когда ты вернешься из Африки. Африка далеко, пирожное с кремом может испортиться.
2. Напиши фамилию автора этого произведения___________________
3. К какому литературному жанру оно относится? а) сказка б) рассказ в) стихотворение
4. О чем попросила мама своих дочек?
5. Как звали старшую сестру?___________________________
6. Чем занималась Оля?___________________________________
7. О чем читала Наташа?_________________________________________
8.Где была Наташа, когда Оля помогала маме?_____________________________________
9. Сколько пирожных съела Наташа и почему?_________________________________