Типичные недостатки певческого звукообразования в детском голосе, хоре. | Наталья Владимировна Зиновьева. Работа №304913
Цель данной работы - систематизировать типичные недостатки голосообразования, обозначить причинно – следственный характер проблемного звукообразования в работе с детским голосом на начальном этапе и наметить пути его преодоления.
Рекомендации по преодолению недостатков вокального звукообразования основаны на практическом опыте выдающихся хормейстеров, вокалистов, а также собственном.
Перечислим типичные недостатки певческого звукообразования в детском голосе, хоре и определим пути их устранения:
горловое пение;
глубокое «задавленное» звучание;
крикливое, форсированное, напряженное пение;
тусклое, вялое, бестембренное звучание;
плоский, мелкий, «белый» звук;
пестрое звучание гласных;
«гнусавый» звук, носовой призвук.
Типичные недостатки певческого звукообразования
в детском голосе, хоре.
Зиновьева Н.В.
Преподаватель МБУ ДО ДШИ № 4 г.о.Сызрань
Когда учащиеся приходят в 1 класс, Звучание детского голоса, особенно на начальном этапе обучения пению, присущи: тембровая пестрота, хриплость, гнусавость или резкая крикливость, а так же горловое, форсированное пение, и как следствие,- низкая позиция, детонация. Из-за несформированной «опоры» певческого дыхания, неорганизованной атаки и резонаторной системы звук также может быть малозвучным и приближенным к шепотному. Дыхательные функции во время голосообразования данного периода характеризуются укороченной фазой выдоха, частыми, слишком короткими вдохами, неравномерностью ритма дыхательных движений.
Все выше указанные недостатки, с которыми сталкивается хормейстер на начальном этапе обучения пению, связаны с отсутствием навыков вокальной культуры. Главной целью хормейстера является развитие комплекса вокально-хоровых навыков: пение на опоре, использование резонаторной системы, развитие певческой артикуляции на основе прикрытия и единообразного произношения гласных. Без этого невозможно добиться качественного звучания хора. Умение точно и вовремя оценить неверное звучание, подобрать приемы и методы для его устранения является основой профессиональной компетентности руководителя и залогом роста его коллектива.
Цель данной работы - систематизировать типичные недостатки голосообразования, обозначить причинно – следственный характер проблемного звукообразования в работе с детским голосом на начальном этапе и наметить пути его преодоления.
Рекомендации по преодолению недостатков вокального звукообразования основаны на практическом опыте выдающихся хормейстеров, вокалистов, а также собственном.
Перечислим типичные недостатки певческого звукообразования в детском голосе, хоре и определим пути их устранения:
горловое пение;
глубокое «задавленное» звучание;
крикливое, форсированное, напряженное пение;
тусклое, вялое, бестембренное звучание;
плоский, мелкий, «белый» звук;
пестрое звучание гласных;
«гнусавый» звук, носовой призвук.
1. ГОРЛОВОЕ ПЕНИЕ ИЛИ «ГОРЛОПЕНИЕ» (термин Л.Б. Дмитриева) является самым типичным недостатком начального этапа обучения, который образуется у детей чаще всего из-за ложных представлений, связывающих певческое звукоформи г.о.Сызраньрование только с ротоглоточной частью голосового аппарата. (Говорим ртом, и формировать вокальный звук надо также). Голос ребенка при отсутствии слуховой и вокальной координации не может перейти из речевого режима в певческий.
ПРИЧИНА:
а) перенапряженная гортань;
б) высоко поднятая голова (смотрит на учителя);
в) нет правильной организации звука с дыханием-резонатором;
г) неумение перейти из речевого в певческий регистр (координационная работа связок);
д) скована нижняя челюсть
Приёмы работы :
Стабилизация гортани .
Освобождение нижней челюсти.
Координирование певческого дыхания и звукообразования.
Использование мягкой и придыхательной атаки звука.5.Формирование резонаторных ощущений.
Горловой звук образуется из-за напряженности, малоподвижности, «скованности» нижней челюсти. При таком положении гортань оказывается в неестественно высоком положении. Свободного открытия рта добиваются на гласных «А», «О», «У» как в речевых, так и вокальных упражнениях.
В данном случае необходимо стабилизировать гортань опущенным подбородком и поднятием мягкого нёба, чтобы звук свободно попадал в резонаторы. Спазматические рефлексы на перенапряженное звукообразование хорошо удаляются упражнением на согласный «Г» с придыхательной атакой, например, в сочетании с гласной «ГА».
Необходимое условие перевода звука из глотки в головной резонатор-формирование округлого прикрытия (полузевка). Натяжение мягкого нёба способствует беспрепятственному попаданию в верхние резонаторы. Для округлённого звучания используют различные сочетания согласных с гласными «О», «Ё» («ЛЁ», «МО», «РО», «ЗО» и т.д.).
Мягкий, некрикливый звук достигается владением правильного певческого, вдоха и контролируемого выдоха. Научить детей экономно, ровно и постепенно расходовать воздух – это значит научиться долго, ровно, красиво тянуть звук, что является основой певческого искусства.
Частой причиной горлового пения является речевая манера звукообразования и, как следствие, доминирование речевого (грудного) резонатора. В связи с чем следует активизировать работу верхнего резонатора, используя в упражнениях для распевания высокую тональную настройку (а , Н.Г.Стулова также говорит о том, что на начальном этапе обучения пению необходимо научить формировать звук сначала в фальцетном регистре, затем переходить к легкому миксту).
Вся вокальная методическая литература акцентирует внимание на двух основных резонаторах: головном и грудном. Под головным понимаются полости, расположенные выше гортани, в лицевой части головы (лобные, гайморовы пазухи). Благодаря этому резонатору певческий звук приобретает естественное, звонкое, полетное звучание. («По настоящему поет тот, кто умеет переносить звучание голоса в голову»,- говорили старые итальянские мастера пения).
«Дыхание, гортань и резонаторы, - указывает В.П.Морозов, - это, как известно, три основные части голосового аппарата, работающие в тесном взаимодействии друг с другом и представляющие собой единую систему».
Основной метод воспитания резонаторных ощущений - это последовательный подбор упражнений способствующий закреплению певческих навыков и доведение его до автоматизма.
2. ГЛУБОКОЕ «ЗАДАВЛЕННОЕ» (ИЛИ КАК ЕЩЁ НАЗЫВАЮТ ВОКАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИ «ОПРОКИНУТОЕ» ЗВУЧАНИЕ). Учащиеся, стремясь сформировать звук вокально, чрезмерно округляют его, в связи с чем он становится глубоким, задавленным.
Причины:
а) возникает из-за перекрытия звука, глубокого «зевка»;
б) чрезмерно низкое положение гортани;
в) высокое надсвязочное давление как следствие «перезакрытого» рта;
г) в голосе отсутствует высокая певческая форманта.
ПРИЕМЫ РАБОТЫ:
Формирование правильного певческого зевка.
Формирование в голосе обертонов высокой певческой форманты.
Активизация головного резонатора и близкого звукообразования.
Формированию близкого звучания хорошо помогает рекомендация Л.Б. Дмитриева о классическом положении артикуляционных органов для гласной «А»: «губы в форме непринужденной улыбки, язык в виде «ложечки» с концом у края зубов, широкая мягкая глотка, поднятое мягкое нёбо» При таком положении после пропевания гласного «А», также «И», «Е» принимают округлую форму.
Индикатором и активизацией высокой певческой форманты является правильное направление звука в головной резонатор. Почти все первые упражнения на вокальных занятий начинаются «немым звуком»-закрытым ртом или на слог «НГА».
Для того чтобы придать звуку блеск, яркость, полётность, хорошо использовать близкие по образованию гласные и согласные ( «И», «Ю», «ЗИ», «ЛИ»,«МИ», «ЛЮ», «РИ»).
3. КРИКЛИВОЕ, ФОРСИРОВАННОЕ, НАПРЯЖЕННОЕ ПЕНИЕ.
Такое пение не только некрасиво и неприятно на слух с точки зрения эстетического восприятия, но и вредно для певческого аппарата. Хоры, поющие форсированным звуком, как правило, детонируют, фальшивят, не умеют петь кантилену.
ПРИЧИНЫ:
а) постоянное употребление твёрдой атаки;
б) отсутствие навыков легатного звуковедения;
в) напряженная гортань;
г) чрезмерно крупный вдох;
д) гиперактивность ребенка.
ПРИЕМЫ РАБОТЫ:
Использовать исключительно мягкую и придыхательную атаку звука.
Работать над легатным звуковедением.
Удалить гортанный зажим, переключая внимание исполнителей с горлового ощущения на грудобрюшные мышцы живота и резонаторные ощущения.
Исключить в распевках и произведениях громкое звучание, провоцирующее крикливость.
Организация мягкой атаки хорошо достигается употреблением сонорных.
Согласных «Л», «М», «Н».завершить этот параграф хочется словами выдающегося вокального педагога Франческо Ламперти: «Кто не будет избегать крика, не может долго петь на сцене, так как убивает пение.
4. ТУСКЛОЕ, ВЯЛОЕ, БЕСТЕМБРЕННОЕ ПЕНИЕ. Тихий голос не является недостатком в звукообразовании, но может быть связан со следующими причинами:
а) отсутствует навык певческой опоры;
б) не сформированы резонаторные ощущения;
в) вялая, несогласованная работа артикуляционного аппарата;
г) пассивный тонус поющих (поющего).
ПРИЕМЫ РАБОТЫ:
Формирование певческой опоры.
Работа над формированием резонаторных ощущений.
Развитие смешанного типа голосообразования.
Активизация артикуляционного аппарата.
На первом этапе работы должно концентрироваться внимание на «приближение звука», направляя его в твердое нёбо, к передним зубам. Хорошо использовать в упражнениях звонкие согласные. Так «Д», «З», «Л», «М», «Н»-приближают звук;»М», «Н»-усиливают резонирование носовой полости; «Р»-активизирует сокращение голосовых связок и работу дыхания.
Второй этап предусматривает воспитание резонаторных ощущений, способствующих смешанному характеру звукообразования. Звук сформированный в высокой позиции должен мягко опираться на грудной резонатор. Мышечно-слуховые ощущения хорошо нарабатываются в центре диапазона, а также при нисходящем движении из головного в грудной регистр. Грудной резонатор способствует формированию сочного, насыщенного звука ( верхние ему придают яркость, «летучесть», блеск).
В отечественной практике уже имеется опыт вокального воспитания, где активно использовалось грудное звучание голоса. Сторонниками таких взглядов являются Д.Е. Огороднов, В.В. Емельянов.
Хороший, полноценный голос одновременно озвучивает головной и грудной резонаторы. Первостепенная задача педагога- стремиться выявить естественный тембр ребенка.
5. ПЛОСКИЙ, МЕЛКИЙ, «БЕЛЫЙ» звук характеризуется пением, напоминающим речевую манеру.
ПРИЧИНЫ:
а) не активно мягкое нёбо,
б) гортань в высоком положении;
в) отсутствуют навыки смешанного резонирования.
ПРИЕМЫ РАБОТЫ:
Формирование ротоглоточного рупора.
Нахождение правильного положения гортани.
Работа над резонаторными ощущенииями.
Для исправления плоского, мелкого звука надо вырабатывать у певцов навык «зевка», посыла округленного звука в точку головного резонатора.
При этом полезны упражнения на «прикрытые» гласные «У», «О»,»А».
Эти гласные рекомендуют использовать для активизации вялого мягкого нёба , освобождения нижней челюсти, нахождения грудного резонирования.Согласные «К», «Г»,активизирующие работу мягкого нёба, также могут помочь при исправлении плоского, «белого» звучания.
6.ПЕСТРОЕ ЗВУЧАНИЕ ГЛАСНЫХ. Главная причина - речевая манера пения и, как следствие, отсутствие единства в произношении гласных.
Единая манера пения предполагает формировать гласные «открытые» (а, я,э,е,и,ы) по образцу «прикрытых» способом округления. Поем»А»-мыслим «О»; поем «И»- мыслим «Ю» и т.д. Старейший вокальный педагог А.М. Разварин говорил: «Гласная у хорошего певца несёт согласную, как конь седока».
ПРИЕМЫ РАБОТЫ:
Активизировать в звукообразовании мягкое нёбо.
Использовать в упражнениях для выравнивания гласных следующие сочетания:
а-е-и; и-э-а; у-о-а,
а также слоги «ДУ», «КУ»,»ЛЁ»,»ГНО».
7. «ГНУСАВЫЙ» ЗВУК, НОСОВОЙ ПРИЗВУК. Причина его образования - низко опущенная нёбная занавеска, которая перекрывает доступ звука в полость рта.
ПРИЕМЫ РАБОТЫ:
Формирование правильного певческого зевка.
Формирование в звуке высокой певческой форманты.
Активизация головного резонатора.
Активным включением головных резонаторов с контролем ощущений лобных пазух способствуют упражнения на слоги «БРА», «ДА», «РЭ», «РО». Пение слогов «НЭ», «МЭ», «РЭ» не только хорошо поднимает нёбную занавеску, но и способствует хорошей настройке головных резонаторов. Для исправления этого недостатка хорошо активизировать мягкое нёбо использованием твёрдой атаки звука и штриха стаккато.
Всевозможные вокальные трудности препятствуют быстрому достижению высоких и стабильных творческих результатов. Главным критерием устранения типичных недостатков, указанных в работе, является воспитание вокально-хоровых навыков, которые должны быть доведены до автоматизма. Это станет залогом красивого хорового звука, а значит и вокальных успехов хора, и исполнительских достижений коллектива.
ЛИТЕРАТУРА:
Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики.-М.,2003
Емельянов, В.В. Развитие голоса.-СПб.,2000.
Менабени, А.Г. Методика обучения сольному пению.- М.,1987.
Стулова, Г.П. хоровой класс.- М., 1988.