Типы молодежных субкультурных объединений. | Мой кабинет. Работа №348280
Типы молодежных субкультурных объединений.
Криминально-делинквентные субкультуры
Для представителей данных субкультур характерны ярко выраженная агрессия, эпатаж, культ жестокости, формы преклонения перед обладанием физической силой, отсутствие чувства сострадания к людям, в том числе и к «своим», паразитизм, призыв к экстремизму, наличие отрицательных авторитетов, призывающих к жестокости, скрытность от непосвященных, в некоторых случаях — аддикции. Захватив значительную часть молодого населения (особенно трудных подростков), криминальная субкультура блокирует и переформатирует общепринятые нормы, воспитательные действия педагогов и семьи, замещая коллективистские отношения отношениями круговой поруки, коллективизм — клановостью, товарищество — лжетовариществом, поощряет преступное поведение и пропагандирует преступный образ жизни [8]. Для включенного в криминальную субкультуру молодого человека есть опасность полного разрушения морального облика, правовой деформации, отчуждения от социума, формирование агрессивных матриц поведения. Ее представители демонстрируют делинквентное поведение: грабежи, драки, хулиганство, физическое или моральное насилие. Представители данной группы активно пропагандируют враждебное отношение к обществу, выражают свое отношение через протесты. Криминальная субкультура не любит гласности. Жизнедеятельность лиц, входящих в асоциальные и криминальные объединения, в значительной степени скрыта от глаз педагогов и взрослых. Нормы, ценности и требования таких объединений демонстрируются только в случае отсутствия противодействия им. Они могут доминировать в отдельном заведении (микрорайоне, населенном пункте), полностью подчиняя своему влиянию как криминогенный контингент, так и законопослушных людей.
Субкультуры:
- АУЕ;
- гопники;
- колумбайн.
Причины вовлечения:
— влияние референтных или влиятельных старших, связанных с криминальным миром;
— наличие проблем с установлением контакта с учителями, членами семьи, сверстниками;
— низкий уровень правовой культуры;
— буллинг;
— гедонистическая ориентация личности;
— депрессивное психологическое состояние;
— агрессивные качества личности;
— романтизация криминального образа жизни, тунеядства;
— размытость моральных норм и ценностей;
— стремление к престижности, к утверждению своего мнения; желание познать и продемонстрировать свое Я;
— необоснованно раннее взросление;
— неудовлетворенность сферой межличностных отношений (сужение сферы социальных контактов и круга общения).
Методы предупреждения:
— психолого-педагогическая диагностика эмоционально-личностных особенностей, выявление уровня агрессии и причин агрессивного поведения подростка/юноши;
— психолого-педагогическая диагностика детско-родительских отношений;
— психологическое консультирование (семейное, индивидуальное, групповое);
— демонстрация в семье социально приемлемых способов решения конфликтных ситуаций;
— воспитание правосознания у представителей подрастающего поколения (производство художественных кинофильмов, книги, интернет-ресурсы по данной проблематике с возможностью получения онлайн-консультации специалиста и пр.);
— медико-психологическая помощь членам семьи, страдающими аддитивным поведением;
— создание в учебном заведении условий, направленных на профилактику отклоняющегося поведения и расширение безопасного для ребенка пространства.
Анархо-нигилистические или радикально-деструктивные субкультуры
Представители данных субкультур имеют критическое отношение к социуму. Для них характерно нарушение законов, проявление насилия. Чаще всего в сообществах этого типа существует харизматический лидер (он может быть связан с незаконной деятельностью). Отличительными чертами являются групповая сплоченность, наличие особой атрибутики и разработанного собственного стиля одежды.
Субкультуры:
— панки;
— скинхеды;
— металлисты;
— футбольные фанаты;
— сатанисты;
— хакеры.
Причины вовлечения:
— негативный социальный опыт, отрицательное отношение к социальному окружению;
— сублимация накопившейся агрессии к самому себе и социальному окружению;
— неблагоприятная атмосфера в семье (проблемы с алкоголизмом, агрессия со стороны родителей);
— стремление к престижности, к утверждению своего мнения; желание познать и продемонстрировать свое «Я»;
— протест по поводу внешнего давления;
— нарушения механизма социализации;
— неудовлетворенность сферой межличностных отношений (сужение сферы социальных контактов и круга общения).
Методы предупреждения:
— организация в средних образовательных учреждениях дискуссионных площадок (тематика «Толерантность»);
— привлечение внимания к проблематике деструктивного влияния анархо-нигилистических или радикально-деструктивных субкультур на представителей подрастающего поколения с помощью использования средств социально-культурной деятельности (производство художественных кинофильмов, литературные кружки, дискуссионные клубы, квесты);
— психолого-педагогическая диагностика эмоционально-личностных особенностей личности, выявление уровня агрессии и причин данного поведения подростка/юноши;
— психолого-педагогическая диагностика детско-родительских отношений;
— медико-психологическая помощь членам семьи, страдающим аддиктивным поведением;
— работа с трудными подростками группы риска на базе Центров социальной помощи и поддержки семьи.
Романтико-эскапистские субкультуры
Данным субкультурам свойственны созерцательное мировоззрение, уход от реальной жизни и построение собственных философских систем. Также характерны ранимость и чувствительность, скрытый трагизм и «укрощение плоти», неприятие своей телесности. Их сущность проявляется в радикальных отличиях от принятых норм культуры. В большинстве случаев данные субкультуры толкают подростков к явным проявлениям десоциализации, аутоагрессии. Их представителям тяжело преодолевать неудачи, нередко возникает ненависть к самому себе. Суицид и самоповреждения могут выступать как достойная норма поведения. В итоге они настолько сильно погружаются в собственный иллюзорный мир, что без помощи специалистов им, порой, не преодолеть деструктивные проявления этого состояния.
Субкультуры: — анимешники;
— готы;
— эмо;
— ролевики;
— хиппи;
— индеанисты;
— толкиенисты.
Причины вовлечения:
— неудачи в реальной жизни (низкая учебная успеваемость, нескладывающиеся дружеские отношения);
— невостребованность личностного потенциала;
— желание уйти от однообразия жизни, реальных проблем в виртуальный мир иллюзий;
— отсутствие романтических отношений в реальной жизни;
— любовь к экшену, ярким впечатлениям;
— чувство одиночества в социуме и/или в семье;
— низкая самооценка, неуверенность в себе, ощущение личностной несостоятельности (комплекс неполноценности);
— отверженность, аутсайдерство (низкий социальный статус).
Методы предупреждения:
— психолого-консультационная работа с психологом, с членами семьи;
— вовлечение в творческую деятельность (секции и кружки при учебном заведении, новые хобби), способствующую реализации личностного потенциала;
— информационная работа в соцсетях и на площадке Youtube, (создание ютуб-канала по данной проблематике);
— массовые формы социально-культурной деятельности с участием представителей субкультур, которые позволяют обратить внимание на проблемы данной социальной группы (флешмобы, массовые праздники, театрализованные представления);
— встречи с лидерами мнений.
Экстремальные субкультуры
Представители данных субкультур активно включены в травмоопасную активность. Деструктивный характер экстрима, как правило, связан с ориентацией на опасность, в связи с чем формируется статистика несчастных случаев среди экстремалов. Здесь можно говорить о попытке ухода от социальной реальности и замещении одного типа социализации личности другим, что приводит к выводу о маргинальности определенной экстремальной субкультуры. Данные сообщества сформировали довольно развитую идеологию на перекрестке актуальных общественных проблем и практику испытания волевых качеств личности в экстремальных условиях. Отличительными чертами являются любовь к экстриму, пропаганда активного образа жизни, спортивный стиль одежды и атрибутика (скейтборды, сноуборды, роликовые коньки, спортивные аксессуары и пр.). Поведение представителей субкультур несет опасность как для их собственного здоровья, так и для здоровья окружающих. Нарушение правил безопасности может привести к тяжелым травмам или к летальному исходу. Подростки зачастую становятся адреналиновыми наркоманами, что толкает их совершать необдуманные поступки. Можно сказать, что риск является содержанием экстрима, но только в том случае, когда он осознанный и возведенный в статус добровольно выбранного.
Субкультуры:
— скейтбордисты;
— роллеры;
— сноубордисты;
— зацеперы;
— паркурщики;
— сталкеры;
— руферы;
— диггеры.
Причины вовлечения:
— адреналиновая зависимость;
— невостребованность личностного потенциала;
— расширение личностных пространственных границ;
— желание выделиться из «толпы», приобретение популярности;
— потребность в противопоставлении собственных сил законам природы, преодолении личностных границ и стереотипов поведения;
— уход от жизненной рутины и поиск новых впечатлений;
— сублимация сильных негативных эмоций и депрессивных переживаний в реальной жизни.
Методы предупреждения:
— психолого-педагогическая диагностика эмоционально-личностных особенностей, выявление уровня агрессии и причин агрессивного поведения подростка/юноши, адреналиновой зависимости;
— психолого-педагогическая диагностика детско-родительских отношений;
— вовлечение молодых людей в различные социокультурные мероприятия, позволяющие удовлетворить актуализированные потребности и направить их в конструктивное русло;
— вовлечение в творческую деятельность (секции и кружки спортивного и экстремального туризма, скалолазания, парашютного спорта), способствующую реализации личностного потенциала;
— цикл передач (на канале Youtube) с участием лидеров мнений, обсуждающих насущные проблемы данной неформальной общности и рассказывающих о негативном пережитом жизненном опыте, связанном с удовлетворением данных потребностей.
Гедонистическо-развлекательные (романтико-эскапистские) субкультуры
Их идеология заключается в таких понятиях, как «свобода», «мир», «экстаз». В основе лежат музыкальные предпочтения, интернет-культура, а также различные виды искусства. Представители данного типа субкультур часто подвержены наркотическим и алкогольным аддикциям. Им присуще стремление получать удовольствие любыми путями, а также жить сегодняшним днем. Характерными чертами являются нежелание достигать высоких результатов в учебе, на работе; стремление расширять границы независимости, при имеющейся ориентации на обеспеченный образ жизни. Многое в их поведенческой модели носит демонстрационно-показной характер. Негативное влияние данных субкультур проявляется в потере времени и в отсутствии перспектив личностного развития. В их идеологии содержится пассивный протест, поэтому в какой-то мере их можно соотнести с определенными оговорками к асоциальному направлению. Человек склонен привыкать к любому состоянию и виду деятельности, приносящим удовольствие, они становятся неотъемлемой частью обыденной жизни. Поэтому у представителей данных субкультур со временем пропадает чувство удовлетворения и возникает апатия.
Субкультуры:
— рейверы;
— растаманы;
— байкеры;
— вейперы;
— тик-токеры;
—инстаграм*щики;
— блогеры;
— рэпперы;
— брейк-дансеры;
— хип-хоперы;
— графиттеры;
— мажоры;
— гламурщики.
Причины вовлечения:
— стремление казаться взрослым;
— эмоциональная неустойчивость, отсутствие самоконтроля;
— невостребованность личностного потенциала;
— пассивность личности, не способной справляться с реалиями жизни;
— наличие психологического деструктивного/депрессивного состояния;
— конфликтность взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, вызываемое собственным внешним имиджем;
— социофобия, некомпетентность в общении;
— внешний фактор привлекательности субкультуры: музыка, субкультурные ритуалы, модель общения;
— компенсация негативного отношения к себе со стороны окружающих, привлечение внимания преувеличением и мифологизацией своей инаковости;
— плохие взаимоотношения в семье (чувство одиночества, конфликтная атмосфера, попытка привлечь внимание родителей).
Методы предупреждения:
— вовлечение в творческую деятельность (секции и кружки при учебном заведении, хобби-центры), способствующую реализации креативного потенциала;
— разработка Интернет- платформы, нацеленной на реализацию творческого потенциала;
— содействие в приобретении социального опыта — конструктивного межличностного взаимодействия;
— расширение представлений о способах и вариантах самовыражения (лагерные смены, совместные творческие дела в школьном коллективе, компьютерные курсы, курсы имиджмейкинга);
— индивидуально-личностный подход педагогов по стимулированию творческой активности учащегося.
Агрессивные (аутоагрессивные) субкультуры
Активность приверженцев данной субкультуры направлена осознанно или неосознанно на причинение себе физического и психического вреда. В целом аутоагрессивное поведение характерно в состоянии фрустрации, для лиц с внутриличностным конфликтом, либо пережившим психотравмирующую ситуацию. Для данного типа субкультур характерны поощрение насилия, наличие общего врага и пропаганда агрессивности через социальные сети, книги, телепередачи. Все посылы подаются в будущем времени, отрицается радость жизни в настоящем. Часто в них существует харизматический лидер, мотивирующий проявлять девиантное поведение. Им может оказаться деятель искусства, историческая личность, блогер, модель. В итоге молодые люди демонстрируют поведение, которое условно можно назвать «терроризм в отношении самого себя».
Субкультуры:
— «синие киты» как субкультура смерти;
— анорексия;
— субкультура радикальных экологов
Причины вовлечения:
— наличие внутриличностного конфликта, кризис ценностей и смысла жизни;
— проблемы в семье (неблагополучная семья, конфликтная атмосфера, чувство одиночества);
— проблемы в социальном окружении (травля в учебной среде, потеря авторитета среди сверстников, чувство одиночества);
— пропаганда идей субкультуры в соцсетях;
— самонаказание как реакция на гиперответственность со стороны семьи;
— психологические причины (низкая самооценка, желание выделиться);
— желание соответствовать и быть похожим на референтную личность;
— потеря авторитета, невозможность влиять на других;
— неудовлетворенность социальным статусом (чувство личностной несостоятельности, собственной ненужности).
Методы предупреждения:
— психолого-педагогическая диагностика эмоционально-личностных особенностей, выявление уровня агрессии и причин агрессивного поведения подростка/юноши;
— психолого-педагогическая диагностика детско-родительских отношений;
— оптимизация внутрисемейных отношений, включение в совместную досуговую деятельность;
— информирование об опасностях включения в субкультуры на уроках в рамках общеобразовательной программы и на классных часах для родителей;
— включение молодого человека в творческую деятельность (курсы фото и дизайнерского искусства), участие в подготовке выставок по интересующей тематике;
— тренинговая групповая работа с молодыми людьми, испытывающими аналогичные психологические проблемы;
— психотерапевтическая медицинская помощь (в зависимости от показаний);
— встречи с лидерами мнений, рассказывающих о своем пережитом жизненном опыте;
— установление доверительного контакта с педагогом, привлечение к научно-исследовательской деятельности по интересующей проблематике.