Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Типы молодежных субкультурных объединений. | Мой кабинет. Работа №348280

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Типы молодежных субкультурных объединений.

Криминально-делинквентные субкультуры

 

Для представителей данных субкультур характерны ярко выраженная агрессия, эпатаж, культ жестокости, формы преклонения перед обладанием физической силой, отсутствие чувства сострадания к людям, в том числе и к «своим», паразитизм, призыв к экстремизму, наличие отрицательных авторитетов, призывающих к жестокости, скрытность от непосвященных, в некоторых случаях — аддикции. Захватив значительную часть молодого населения (особенно трудных подростков), криминальная субкультура блокирует и переформатирует общепринятые нормы, воспитательные действия педагогов и семьи, замещая коллективистские отношения отношениями круговой поруки, коллективизм — клановостью, товарищество — лжетовариществом, поощряет преступное поведение и пропагандирует преступный образ жизни [8]. Для включенного в криминальную субкультуру молодого человека есть опасность полного разрушения морального облика, правовой деформации, отчуждения от социума, формирование агрессивных матриц поведения. Ее представители демонстрируют делинквентное поведение: грабежи, драки, хулиганство, физическое или моральное насилие. Представители данной группы активно пропагандируют враждебное отношение к обществу, выражают свое отношение через протесты. Криминальная субкультура не любит гласности. Жизнедеятельность лиц, входящих в асоциальные и криминальные объединения, в значительной степени скрыта от глаз педагогов и взрослых. Нормы, ценности и требования таких объединений демонстрируются только в случае отсутствия противодействия им. Они могут доминировать в отдельном заведении (микрорайоне, населенном пункте), полностью подчиняя своему влиянию как криминогенный контингент, так и законопослушных людей.

Субкультуры:

-        АУЕ;

-        гопники;

-         колумбайн.

Причины вовлечения:

— влияние референтных или влиятельных старших, связанных с криминальным миром;

— наличие проблем с установлением контакта с учителями, членами семьи, сверстниками;

— низкий уровень правовой культуры;

— буллинг;

— гедонистическая ориентация личности;

— депрессивное психологическое состояние;

— агрессивные качества личности;

— романтизация криминального образа жизни, тунеядства;

— размытость моральных норм и ценностей;

— стремление к престижности, к утверждению своего мнения; желание познать и продемонстрировать свое Я;

— необоснованно раннее взросление;

— неудовлетворенность сферой межличностных отношений (сужение сферы социальных контактов и круга общения).

Методы предупреждения:

— психолого-педагогическая диагностика эмоционально-личностных особенностей, выявление уровня агрессии и причин агрессивного поведения подростка/юноши;

— психолого-педагогическая диагностика детско-родительских отношений;

— психологическое консультирование (семейное, индивидуальное, групповое);

— демонстрация в семье социально приемлемых способов решения конфликтных ситуаций;

— воспитание правосознания у представителей подрастающего поколения (производство художественных кинофильмов, книги, интернет-ресурсы по данной проблематике с возможностью получения онлайн-консультации специалиста и пр.);

— медико-психологическая помощь членам семьи, страдающими аддитивным поведением;

— создание в учебном заведении условий, направленных на профилактику отклоняющегося поведения и расширение безопасного для ребенка пространства.

 

 

Анархо-нигилистические или радикально-деструктивные субкультуры

Представители данных субкультур имеют критическое отношение к социуму. Для них характерно нарушение законов, проявление насилия. Чаще всего в сообществах этого типа существует харизматический лидер (он может быть связан с незаконной деятельностью). Отличительными чертами являются групповая сплоченность, наличие особой атрибутики и разработанного собственного стиля одежды.

Субкультуры:

— панки;

— скинхеды;

— металлисты;

— футбольные фанаты;

— сатанисты;

— хакеры.

Причины вовлечения:

— негативный социальный опыт, отрицательное отношение к социальному окружению;

— сублимация накопившейся агрессии к самому себе и социальному окружению;

— неблагоприятная атмосфера в семье (проблемы с алкоголизмом, агрессия со стороны родителей);

— стремление к престижности, к утверждению своего мнения; желание познать и продемонстрировать свое «Я»;

— протест по поводу внешнего давления;

— нарушения механизма социализации;

— неудовлетворенность сферой межличностных отношений (сужение сферы социальных контактов и круга общения).

Методы предупреждения:

— организация в средних образовательных учреждениях  дискуссионных площадок (тематика «Толерантность»);

— привлечение внимания к проблематике деструктивного влияния анархо-нигилистических или радикально-деструктивных субкультур на представителей подрастающего поколения с помощью использования средств социально-культурной деятельности (производство  художественных кинофильмов, литературные кружки, дискуссионные клубы, квесты);

— психолого-педагогическая диагностика эмоционально-личностных особенностей личности, выявление уровня агрессии и причин данного поведения подростка/юноши;

— психолого-педагогическая диагностика детско-родительских отношений;

— медико-психологическая помощь членам семьи, страдающим аддиктивным поведением;

— работа с трудными подростками группы риска на базе Центров социальной помощи и поддержки семьи.

 

Романтико-эскапистские субкультуры

Данным субкультурам свойственны созерцательное мировоззрение, уход от реальной жизни и построение собственных философских систем. Также характерны ранимость и чувствительность, скрытый трагизм и «укрощение плоти», неприятие своей телесности. Их сущность проявляется в радикальных отличиях от принятых норм культуры. В большинстве случаев данные субкультуры толкают подростков к явным проявлениям десоциализации, аутоагрессии. Их представителям тяжело преодолевать неудачи, нередко возникает ненависть к самому себе. Суицид и самоповреждения могут выступать как достойная норма поведения. В итоге они настолько сильно погружаются в собственный иллюзорный мир, что без помощи специалистов им, порой, не преодолеть деструктивные проявления этого состояния.

Субкультуры: — анимешники;

— готы;

— эмо;

— ролевики;

— хиппи;

— индеанисты;

— толкиенисты.

Причины вовлечения:

— неудачи в реальной жизни (низкая учебная успеваемость, нескладывающиеся дружеские отношения);

— невостребованность личностного потенциала;

— желание уйти от однообразия жизни, реальных проблем в виртуальный мир иллюзий;

— отсутствие романтических отношений в реальной жизни;

— любовь к экшену, ярким впечатлениям;

— чувство одиночества в социуме и/или в семье;

— низкая самооценка, неуверенность в себе, ощущение личностной несостоятельности (комплекс неполноценности);

— отверженность, аутсайдерство (низкий социальный статус).

Методы предупреждения:

— психолого-консультационная работа с психологом, с членами семьи;

— вовлечение в творческую деятельность (секции и кружки при учебном заведении, новые хобби), способствующую реализации личностного потенциала;

— информационная работа в соцсетях и на площадке Youtube, (создание ютуб-канала по данной проблематике);

— массовые формы социально-культурной деятельности с участием представителей субкультур, которые позволяют  обратить внимание на проблемы данной социальной группы (флешмобы, массовые праздники, театрализованные представления);

— встречи с лидерами мнений.

 

Экстремальные субкультуры

Представители данных субкультур активно включены в травмоопасную активность. Деструктивный характер экстрима, как правило, связан с ориентацией на опасность, в связи с чем формируется статистика несчастных случаев среди экстремалов. Здесь можно говорить о попытке ухода от социальной реальности и замещении одного типа социализации личности другим, что приводит к выводу о маргинальности определенной экстремальной субкультуры. Данные сообщества сформировали довольно развитую идеологию на перекрестке актуальных общественных проблем и практику испытания волевых качеств личности в экстремальных условиях. Отличительными чертами являются любовь к экстриму, пропаганда активного образа жизни, спортивный стиль одежды и атрибутика (скейтборды, сноуборды, роликовые коньки, спортивные аксессуары и пр.). Поведение представителей субкультур несет опасность как для их собственного здоровья, так и для здоровья окружающих. Нарушение правил безопасности может привести к тяжелым травмам или к летальному исходу. Подростки зачастую становятся адреналиновыми наркоманами, что толкает их совершать необдуманные поступки. Можно сказать, что риск является содержанием экстрима, но только в том случае, когда он осознанный и возведенный в статус добровольно выбранного.

Субкультуры:

— скейтбордисты;

— роллеры;

— сноубордисты;

— зацеперы;

— паркурщики;

— сталкеры;

— руферы;

— диггеры.

Причины вовлечения:

— адреналиновая зависимость;

— невостребованность личностного потенциала;

— расширение личностных пространственных границ;

— желание выделиться из «толпы», приобретение популярности;

— потребность в противопоставлении собственных сил законам природы, преодолении личностных границ и стереотипов поведения;

— уход от жизненной рутины и поиск новых впечатлений;

— сублимация сильных негативных эмоций и депрессивных переживаний в реальной жизни.

Методы предупреждения:

— психолого-педагогическая диагностика эмоционально-личностных особенностей, выявление уровня агрессии и причин агрессивного поведения подростка/юноши, адреналиновой зависимости;

— психолого-педагогическая диагностика детско-родительских отношений;

— вовлечение молодых людей в различные социокультурные мероприятия, позволяющие удовлетворить актуализированные потребности и направить их в конструктивное русло;

— вовлечение в творческую деятельность (секции и кружки спортивного и экстремального туризма, скалолазания, парашютного спорта), способствующую реализации личностного потенциала;

— цикл передач (на канале Youtube) с участием лидеров мнений, обсуждающих насущные проблемы данной неформальной общности и рассказывающих о негативном пережитом жизненном опыте, связанном с удовлетворением данных потребностей.

 

Гедонистическо-развлекательные (романтико-эскапистские) субкультуры

Их идеология заключается в таких понятиях, как «свобода», «мир», «экстаз». В основе лежат музыкальные предпочтения, интернет-культура, а также различные виды искусства. Представители данного типа субкультур часто подвержены наркотическим и алкогольным аддикциям. Им присуще стремление получать удовольствие любыми путями, а также жить сегодняшним днем. Характерными чертами являются нежелание достигать высоких результатов в учебе, на работе; стремление расширять границы независимости, при имеющейся ориентации на обеспеченный образ жизни. Многое в их поведенческой модели носит демонстрационно-показной характер. Негативное влияние данных субкультур проявляется в потере времени и в отсутствии перспектив личностного развития. В их идеологии содержится пассивный протест, поэтому в какой-то мере их можно соотнести с определенными оговорками к асоциальному направлению. Человек склонен привыкать к любому состоянию и виду деятельности, приносящим удовольствие, они становятся неотъемлемой частью обыденной жизни. Поэтому у представителей данных субкультур со временем пропадает чувство удовлетворения и возникает апатия.

Субкультуры:

— рейверы;

— растаманы;

— байкеры;

— вейперы;

— тик-токеры;

—инстаграм*щики;

— блогеры;

— рэпперы;

— брейк-дансеры;

— хип-хоперы;

— графиттеры;

— мажоры;

— гламурщики.

Причины вовлечения:

— стремление казаться взрослым;

— эмоциональная неустойчивость, отсутствие самоконтроля;

— невостребованность личностного потенциала;

— пассивность личности, не способной справляться с реалиями жизни;

— наличие психологического деструктивного/депрессивного состояния;

— конфликтность взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, вызываемое собственным внешним имиджем;

— социофобия, некомпетентность в общении;

— внешний фактор привлекательности субкультуры: музыка, субкультурные ритуалы, модель общения;

— компенсация негативного отношения к себе со стороны окружающих, привлечение внимания преувеличением и мифологизацией своей инаковости;

— плохие взаимоотношения в семье (чувство одиночества, конфликтная атмосфера, попытка привлечь внимание родителей).

Методы предупреждения:

— вовлечение в творческую деятельность (секции и кружки при учебном заведении, хобби-центры), способствующую реализации креативного потенциала;

— разработка Интернет- платформы, нацеленной на реализацию творческого потенциала;

— содействие в приобретении социального опыта — конструктивного межличностного взаимодействия;

— расширение представлений о способах и вариантах самовыражения (лагерные смены, совместные творческие дела в школьном коллективе, компьютерные курсы, курсы имиджмейкинга);

— индивидуально-личностный подход педагогов по стимулированию творческой активности учащегося.

 

Агрессивные (аутоагрессивные) субкультуры

Активность приверженцев данной субкультуры направлена осознанно или неосознанно на причинение себе физического и психического вреда. В целом аутоагрессивное поведение характерно в состоянии фрустрации, для лиц с внутриличностным конфликтом, либо пережившим психотравмирующую ситуацию. Для данного типа субкультур характерны поощрение насилия, наличие общего врага и пропаганда агрессивности через социальные сети, книги, телепередачи. Все посылы подаются в будущем времени, отрицается радость жизни в настоящем. Часто в них существует харизматический лидер, мотивирующий проявлять девиантное поведение. Им может оказаться деятель искусства, историческая личность, блогер, модель. В итоге молодые люди демонстрируют поведение, которое условно можно назвать «терроризм в отношении самого себя».

Субкультуры:

— «синие киты» как субкультура смерти;

— анорексия;

— субкультура радикальных экологов

Причины вовлечения:

— наличие внутриличностного конфликта, кризис ценностей и смысла жизни;

— проблемы в семье (неблагополучная семья, конфликтная атмосфера, чувство одиночества);

— проблемы в социальном окружении (травля в учебной среде, потеря авторитета среди сверстников, чувство одиночества);

— пропаганда идей субкультуры в соцсетях;

— самонаказание как реакция на гиперответственность со стороны семьи;

— психологические причины (низкая самооценка, желание выделиться);

— желание соответствовать и быть похожим на референтную личность;

— потеря авторитета, невозможность влиять на других;

— неудовлетворенность социальным статусом (чувство личностной несостоятельности, собственной ненужности).

Методы предупреждения:

— психолого-педагогическая диагностика эмоционально-личностных особенностей, выявление уровня агрессии и причин агрессивного поведения подростка/юноши;

— психолого-педагогическая диагностика детско-родительских отношений;

— оптимизация внутрисемейных отношений, включение в совместную досуговую деятельность;

— информирование об опасностях включения в субкультуры на уроках в рамках общеобразовательной программы и на классных часах для родителей;

— включение молодого человека в творческую деятельность (курсы фото и дизайнерского искусства), участие в подготовке выставок по интересующей тематике;

— тренинговая групповая работа с молодыми людьми, испытывающими аналогичные психологические проблемы;

— психотерапевтическая медицинская помощь (в зависимости от показаний);

— встречи с лидерами мнений, рассказывающих о своем пережитом жизненном опыте;

— установление доверительного контакта с педагогом, привлечение к научно-исследовательской деятельности по интересующей проблематике.

 

 

 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×