ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. | Шайбекова Гулия Филяевна. Работа №297636
Автор: Шайбекова Гулия Филяевна
Школа выполняет главную общественную функцию — воспитание человека. И эта функция одна из самых сложных. На протяжении веков общество было недовольно воспитанием молодежи. Времена менялись, а задача воспитания подрастающего поколения всегда оставалась актуальной, и решение ее всегда было противоречивым.
Современная педагогика переживает этап нового осмысления многих постулатов, долгие годы служивших основой процесса воспитания человека. Отказ от моноидеологии, утверждение гуманистических принципов образования не позволяют решать проблему формирования гражданина обновленной России старыми средствами.
Приложение№2
Шайбекова Г.Ф. ГБОУ Стерлитамакская коррекционная №25 г. Стерлитамак РБ
ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
Традиция – это прогресс в минувшем,
в будущем прогресс станет традицией.
Э. Эррно.
Школа выполняет главную общественную функцию — воспитание человека. И эта функция одна из самых сложных. На протяжении веков общество было недовольно воспитанием молодежи. Времена менялись, а задача воспитания подрастающего поколения всегда оставалась актуальной, и решение ее всегда было противоречивым.
Современная педагогика переживает этап нового осмысления многих постулатов, долгие годы служивших основой процесса воспитания человека. Отказ от моноидеологии, утверждение гуманистических принципов образования не позволяют решать проблему формирования гражданина обновленной России старыми средствами.
К сожалению, на определенном этапе реформирования школы в педагогической науке и практике ослабло внимание к проблемам организации воспитательного процесса в школе. Сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных форм процесса воспитания. Это было обусловлено многими объективными и субъективными причинами. С одной стороны, чаще всего воспитание ассоциировалось с традиционными подходами, предполагающими манипулирование поведением учащихся; с другой — с новыми задачами (прежде всего задачей формирования индивидуальности), которые невозможно решить традиционными средствами.
Однако в последнее время поиск новых средств воспитания детей становится все более актуальной задачей. Для школы как социального института проблема организации воспитательного процесса становится наиболее значимой. Авторы отчетливо понимают, что сегодня этот процесс происходит в новой школе, педагогические ценности которой ориентированы, прежде всего, на интересы ученика, заботу о его настоящем и будущем. Личностно-ориентированная педагогика выдвигает на передний план нетрадиционные подходы к организации процесса воспитания в современной школе. Актуальной целью становится создание условий для самостоятельного, осознанного выбора каждой личностью своей стратегией поведения способа существования, направлений самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры.
Для данной проблемы особенно важными являются работы ученых и педагогов-практиков в области воспитания: гуманизации среды Ш. А. Амонашвили, И. Г. Песталоцци; влияния социальной среды на развитие личности Я. П. Буевой, Н. Н. Иорданского, С.Т. Щацкого, Б.Т, Лихачева; содержание воспитательного процесса М.П. Нечаева, В.И. Смирнова, П.И. Пидкасистого, В.П. Сергеевой; создания целостного воспитательного процесса в среде М. Монтессори; представления о воспитательном процессе, как целостном явлении И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского, Н.Ф. Бунакова, П.Ф. Каптерева. Сущность организационных форм создания воспитательного процесса и педагогического управления адаптивной образовательной среды рассматривали В. П. Беспалько, С. В. Красиков, В.С. Лазарев, М. М. Поташник, Т. И. Шамова, Е. А. Ямбург и др.
Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего, это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитателя превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику.
Современный воспитательный процесс характеризуется единством целей и сотрудничеством при их достижении.
Особенность воспитательного процесса проявляется в том, что деятельность воспитателя, управление этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам. Соответствие субъективным факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективных условиях, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания.
Сегодня воспитательная система ГБОУ Стерлитамакской коррекционной школы №25 – уникальный сплав традиций и инноваций. Ничто так не укрепляет коллектив, как традиции утверждал А.С.Макаренко [10]. Традиция придает устойчивость, преемственность. В развитии воспитательной системы всегда в той или иной мере проявляется тенденция к упорядоченности, стандартизации ее состояний. Но не всякую повторяющуюся ситуацию можно назвать традицией.
Итак, традиция связана с сохранением системы, с закреплением ее структуры. Инновация – с обновлением, с введением в систему новых элементов, ситуаций, изменением устойчивых связей. Инновация – это не всякое изменение, а только осознанное, освоенное, целенаправленное.
Таким образом, традиция и инновация действуют на систему в противоположных направлениях. Как же решается эта проблема. Прежде всего, во всякой системе существуют фундаментальные, основные традиции. Именно они составляют черты того образа, который позволяет системе оставаться самой собой. На практике главные традиции воспитательной системы имеют открытое, вариативное содержание и никогда полностью не превращаются в ритуал. Таким образом, фундаментальные состояния системы, являясь, по существу, традиционными, на определенном этапе ее развития несут в себе некоторые признаки инноваций.
Еще один вариант разрешения этого противоречия состоит в более или менее длительном сосуществовании традиций и инноваций. Многие инновации могут не заменять прежние традиции, а возникать рядом. Вариант параллельного развития традиций и инноваций может в отдельные периоды играть главную роль в развитии воспитательной системы образовательного учреждения.
Проблема сосуществования традиций и инноваций в воспитательной системе присуща, в большей степени, школам с длительной историей, с глубокими внутренними и внешними связями, в том числе специальной (коррекционной) школе VIII вида № 25 г. Стерлитамак.
Традиции школы являются стержнем воспитательной системы. Цикл традиционных дел – ориентир в работе педагогов школы, средство духовного и деятельного единения всех участников педагогического процесса. Однако, традиции следует понимать более объемно и полно нежели чем традиционные дела. Концептуальным для воспитательной системы школы является возвращение выпускников в родные стены в качестве ее сотрудников. Один выпускник школы работает в стенах своей школы по профессии гардеробщик. Этот факт следствие воспитания учащихся в духе патриотов своей школы.
Основой развития системы личностных отношений участников образовательного процесса педагогический коллектив школы считает событийный подход, который позволяет наполнить жизнь всего школьного сообщества яркими эмоциональными переживаниями, объединяющими учеников, выпускников и учителей посредством традиций – событий:
Праздник «День знаний» - мероприятие, объединяющее несколько поколений учащихся школы. В концертной программе участвуют выпускники нашей школы, которые занимаются в СО АНО «Центр Инклюзивного Творчества «Ветер перемен»: неоднократные победители фестиваля детского творчества.
Мероприятия ко Дню Защитников Отечества направлены на воспитание гражданина России, будущего защитника Родины, традиционные встречи с ветеранами «Встреча трех поколений». Большой популярность у обучающихся пользуются спортивные соревнования, где школа ежегодно выявляет и приветствует самых сильных и ловких юношей, а также соревнования между родителями, педагогами и детьми. В рамках Дня Защитника Отечества педагоги проводят цикл игр и викторин, классные часы, кинолектории, беседы с участниками войны и боевых действий. На «Празднике будущих защитников Отечества» обучающиеся начальной школы соревнуются в конкурсе военной песни и участвуют в состязаниях, военно-спортивной направленности. Доброй традицией стало приглашение в школу и выступление перед учащимися музыкально-танцевальных коллективов.
Мероприятия художественно - эстетического направления, являющиеся в конце ХХ века новаторскими, стали сейчас традициями, объединяющими несколько поколений учеников школы, социальных партнеров школы.
«Масленица» - в один из дней масленичной недели школа собирает учеников, родителей, дошколят и гостей. Каждый, пришедший на праздник, может окунуться в атмосферу народного гулянья, принять участие в ярмарке и мастер-классах. Знание своих корней, традиций своего народа – вот та почва, в которую благодатно ложатся семена новых современных знаний.
В последнее время в нашей школе сложилась хорошая традиция проведения мероприятий, в которых принимают активное участие родители обучающихся. В течение учебного года совместно с ними были организованы: благотворительные выставки -ярмарки, конкурс «Мамин день», ярмарка «Широкая Масленица» и другие.
Отличительной особенностью воспитательной системы школы является интеграция общего и дополнительного образования. Практически каждый предмет учебного плана представлен тематическим игровым мероприятием на динамических пазух или задействован в проектной деятельности. Безусловно, вышеперечисленные мероприятия, а также «День здоровья», «День учителя», «Праздник осени», «День открытых дверей», «Праздник последнего звонка», «Новый год», «Праздник труда», «День Победы», не могут существовать в течение многих лет в неизменном виде. На каждом новом этапе развития они трансформируются, видоизменяются, оставаясь при этом фундаментом воспитательной системы школы.
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. С внедрением в воспитательный процесс школы современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.
В. А. Сластёнин пишет «понятие «инновация»» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и обучающегося»
[18].
Основными направлениями развития инноваций в воспитательном процессе школы являются:
1. Ориентация детей на вечные абсолютные ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля.
2. Формирование у обучающихся чувства патриотизма, сознания активного гражданина обладающего политической культурой критическим мышлением, способностью самостоятельно сделать выбор в любой ситуации.
3. Эстетизация образовательного учреждения, его окружения, всей жизни - это суть гумманизации воспитания.
4. Развитие клубной и досуговой деятельности особой сферы жизни учащихся.
5. Развитие игровых видов деятельности, открывающих большие возможности для самопознания детей.
6. Воспитание детей в духе свободы, личного достоинства и демократии. С этой целью способствовать дальнейшему развитию различных клубов по интересам.
7. Приобщение детей к культуре предков, возрождение народных традиций; формирование и укрепление лучших школьных традиций.
8. Укрепление сотрудничество детей и взрослых. Только в результате достижения духовной общности воспитателя и воспитанника осуществляется воспитание - передача новым поколениям ценностей, накопленных человечеством.
9. Превращение воспитательной системы школы в непрерывный инновационный процесс: освоение передовых технологий воспитания [9, 11].
Результатом воспитательной деятельности инновационной школы является воспитание человека, готового к постоянному изменению, развитию человеческой культуры, способного на основе усвоения современной культуры продолжить эстафету поколений.[11]
Новый век внес свои коррективы в процесс развития воспитательной системы школы № 25, наряду с активным внедрением современных технологий в учебный процесс, в школе реализован ряд инновационных проектов в области воспитания.
В законе об образовании сказано, что «… под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней…»
Воспитание сегодня – наиважнейшая проблема, требующая рассмотрения в первоочередном порядке [9]. Таким образом, государством и обществом задача выработки стратегии развития воспитания, как общенациональной системы находит свое отражение как в традиционном содержании воспитательного процесса, так и в новых технологиях, методиках, методах, подходах к воспитанию подрастающего поколения.
В настоящее время в школе создана система воспитательной работы, которая строится на основе общих и специальных задач, традиционных мероприятиях и инновационных проектах, и соответствует основным направлениям воспитательного и коррекционного процесса.
Развитие воспитательной системы образовательного учреждения, как демонстрирует теория и практика образования – процесс динамический, в котором традиции и инновации образуют сплав, придающий системе целостность и обеспечивавший ее жизнеспособность в изменчивых условиях современной жизни.
Это реализуется через организацию занятий по интересам во время динамических перемен, проектной деятельности, экскурсий, кружков, спортивных секций и др. Педагоги стараются привлечь к совместной деятельности всех участников образовательного процесса, поэтому большое внимание уделяется организации и проведению интерактивных занятий, мастер-классов, творческих мастерских, в которых задействованы не только ученики, но и их родители.
Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и воспитания определяется рядом обстоятельств.
Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы воспитания, методологии и технологии организации воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.
Во-вторых, с каждым годом увеличивается количество учеников, имеющих множественные нарушения развития, что свидетельствует об изменении контингента учащихся коррекционной школы в сторону «утяжеления» их медицинского диагноза требуют постоянного поиска новых форм и методов воспитания.
В-третьих, изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания воспитательного процесса учитель был ограничен в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе школы становится создание условий для успешной разработки инноваций и их применения.
Процесс воспитания должен обновляться на основе качественно нового представления о его статусе с учетом отечественных традиций, достижений передового педагогического опыта; включать формирование разнообразных воспитательных систем.
Список литературы
Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: 1996.
Воспитательная система школы: Проблемы и поиск. [Текст] / под ред. Н.Л. Селивановой. – М.: Знание, 1989.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985.
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. Москва, 1989.
Инновационная деятельность в учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья / Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве
// О
тв. редактор
Курнешова
Л. Е. – М.: Центр «Школьная книга», 2007, 240 с.
Караковский
В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание…
Воспитание
! Москва,1996.Ф.Л.
Ратнер
Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М.:
Гуманитар
. изд. центр ВЛАДОС,
2006 г
., 175
с
.
Ковалько
В. И.
Здоровьесберегающие
технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: «
Вако
», 2004, 296 с.
Кондракова Э.Д. Традиции и инновации в воспитательной работе: // Вопросы воспитания: теория и практика. - Пятигорск, 2001. -
Вып
. 7. - C. 14-22.
Кузнецов А.А. Профильное обучение: цели, форма, структура учебного плана.
Макаренко А.С. Сочинения [Текст]: в т.4. – М.: АПН РСФСР,1957. – Т 4.
Миронова Г.В. Инновационные подходы к организации воспитательной работы// Роль и место инновационных школ-интернатов в современной системе образования.
-У
фа, 2001. - C. 92-97.
Нечаев М.П.Теория и практика управления воспитанием. – М., 2005. – 144с.
Новикова Л.И. Теория и практика воспитательных систем. – М., 1994.
Педагогика
:
100
вопросов
-
100
ответов
: учеб
.
п
особие для вузов/
И
.
П
.
Подласый
. М.:
ВЛАДОС-пресс
, 2004.
Педагогика
//П
од ред. П.И.
Пидкасистого
. – М.: Просвещение, 2003.
Педагогика
// П
од ред. В.А
Сластенина
, И.Ф. Исаева. – М.: Школа-Пресс, 2001.
Подласый
И.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 2000.
Сластенин
В.А. и др. Педагогика: Учеб
.
п
особие для студ.
высш
.
пед
. учеб. заведений / В. А.
Сластенин
, И. Ф. Исаев, Е. Н.
Шиянов
; Под ред. В.А.
Сластенина
. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576
с
.