Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Традиции и новаторство в ВПО воспитанников суворовских училищ | Батарев Роман Николаевич. Работа №325590

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Училище славится своими традициями. В основе нашей системы воспитания – сочетание принципов кадетского образования дореволюционной России и советской суворовской военной школы.  На этом фундаменте строится сегодня системный и целенаправленный процесс подготовки выпускника.

Основополагающие - традиционные -  воспитательные принципы училища – это, прежде всего, любовь к своей Родине, верность Знамени, суворовскому братству, стремление к совершенствованию своих знаний, личностных качеств. Эти нравственные начала глубоко усваиваются суворовцами, становятся их путеводной звездой на всю оставшуюся жизнь.

Настоящая суворовская жизнь начинается с торжественного воинского ритуала – «Посвящение в суворовцы». Для мальчиков – это первый экзамен на зрелость. Произнося клятву, они внутренне переступают черту, отделяющую их от беззаботного детства, и принимают первую в жизни присягу служить родному Отечеству верой и правдой. Торжественная церемония принесения клятвы берет свое начало в XIX веке, когда в стенах Воронцовского дворца свою первую присягу принимали воспитанники Императорского пажеского корпуса. В XX веке клятву знамени перед Воронцовским дворцом приносили и курсанты Ленинградского дважды Краснознаменного общевойскового командного училища имени С.М. Кирова, на базе которого в 1955 году было создано Ленинградское СВУ. Отсюда курсанты-кировцы уходили на защиту Лужского рубежа в боях под Ленинградом против немецко - фашистских захватчиков.

 

Батарев Роман Николаевич,

воспитатель курса

Санкт-Петербургского суворовского

военного училища

 

«Традиции и новаторство

в военно-профессиональной ориентации воспитанников суворовских училищ»

 

 

Реформа системы российского образования привела к активному обсуждению вопросов о соотношении инноваций и традиций в образовании. Необходима взаимосвязь инноваций и традиций в развитии образовательных систем. Педагогический коллектив Санкт-Петербургского СВУ рассматривает инновации и традиции как два полюса мира воспитания подрастающего поколения. На традициях построена вся воспитательная система, потому что они вышли из жизни и проверены жизнью. Инновационный же процесс направлен на изменение компонентов деятельности человека. Но и здесь идеи берутся из богатого традициями прошлого. Творчество — это долгий путь к вершине успеха. Каждый шаг вперёд становится возможным только потому, что сделан предыдущий. Как сказал один из русских философов: «…Утрачивающий традиции скатывается вниз. Но горе тому, кто ограничивается только охранением традиции. Если поступать так, это означает, что и традиции, которую охраняют, недолго осталось жить. Нет традиции вне непрестанного творчества, вне утверждения её в наиболее совершенных, наиболее отвечающих характеру именно данного времени формах.» Таким образом, переосмысление многих прежних взглядов и традиций приводит к разнообразию и совершенствованию воспитательной системы.

Историко-педагогический анализ становления и развития системы воспитательной деятельности Санкт – Петербургского суворовского военного училища МО РФ свидетельствует об интеграции традиционных подходов и инновационных методов. Основные этапы становления педагогической системы изложены в летописи нашего училища со дня основания до даты его шестидесятилетия – 25 августа 2015 года.

В качестве основных характеристик традиционной системы воспитательной деятельности училища (имеется в виду период со дня основания до периода реформ 90-х годов) выделены следующие:

1. ориентация на коллективную деятельность, массовые формы работы, оценка результатов воспитательной деятельности по уровню развития детского коллектива;

2. доминирование личностно-развивающих приоритетов в определении воспитательных ценностей (индивидуальные особенности, интересы, потребности воспитанников);

3. формирование у воспитанников активной жизненной позиции, организаторских, коммуникативных умений и навыков, качеств лидера воинского коллектива.

Жесткая организационная структура жизнедеятельности суворовцев в училище, ограниченная рамками роты как единственной формы первичного детского объединения, устанавливает централизованный характер системы воспитательной деятельности, единое для всех, административно определенное содержание воспитательных мероприятий.

Училище славится своими традициями. В основе нашей системы воспитания – сочетание принципов кадетского образования дореволюционной России и советской суворовской военной школы. На этом фундаменте строится сегодня системный и целенаправленный процесс подготовки выпускника.

Основополагающие - традиционные - воспитательные принципы училища – это, прежде всего, любовь к своей Родине, верность Знамени, суворовскому братству, стремление к совершенствованию своих знаний, личностных качеств. Эти нравственные начала глубоко усваиваются суворовцами, становятся их путеводной звездой на всю оставшуюся жизнь.

Настоящая суворовская жизнь начинается с торжественного воинского ритуала – «Посвящение в суворовцы». Для мальчиков – это первый экзамен на зрелость. Произнося клятву, они внутренне переступают черту, отделяющую их от беззаботного детства, и принимают первую в жизни присягу служить родному Отечеству верой и правдой. Торжественная церемония принесения клятвы берет свое начало в XIX веке, когда в стенах Воронцовского дворца свою первую присягу принимали воспитанники Императорского пажеского корпуса. В XX веке клятву знамени перед Воронцовским дворцом приносили и курсанты Ленинградского дважды Краснознаменного общевойскового командного училища имени С.М. Кирова, на базе которого в 1955 году было создано Ленинградское СВУ. Отсюда курсанты-кировцы уходили на защиту Лужского рубежа в боях под Ленинградом против немецко - фашистских захватчиков.

Интенсивность инновационной деятельности в училище, как и в системе военного образования в целом, возросла в 90-е годы в связи с коренным переустройством бывшего советского общества. При этом традиционная система училища явно вступила в противоречие с новыми общественно-педагогическими реалиями, но, с другой стороны, выступила в качестве стабилизирующего фактора, обеспечивающего устойчивость воспитательного процесса.

Новые социально-педагогические условия способствовали появлению новых - инновационных направлений в воспитательном процессе училища, направленных на демократизацию деятельности училища, расширение вариативности в содержании и организационных формах деятельности, выделение возможных типов воспитательных событий, их основной направленности.

В 1992 году в суворовском военном училище возникла новая предметно-методическая комиссия культуры и искусства. Наряду с задачей научиться ориентироваться в мировой художественной культуре, истории города, получить знания об истории Пажеского корпуса, суворовцы усваивают культуру поведения, воинский этикет, приобщаются к воинским традициям на основе лучших образцов русского и мирового искусства. Новые исторические условия способствовали знакомству с культурой других народов мира. В 2001 году делегация из Санкт-Петербурга посетила республику Куба. Для двух отличников учебы, воспитанника 6 роты Алексея Колосова и ученика 5 роты Владимира Сенчука, это путешествие стало поощрением за усердие и целеустремленность. В поездке их сопровождал офицер-воспитатель Олег Николаевич Васюков. Вскоре училище с ответным визитом посетила кубинская делегация.

Так появился новый проект в 2012 году «Со славою отцов к надежной защите Отечества!», в рамках проекта суворовцы создают исторические реконструкции различных сражений, проводят фотовыставки и вернисажи на тему «Есть такая профессия…» и «Вахта памяти», представляют исследовательские работы и рефераты по темам: «Нет в России семьи такой…», «В их детство ворвалась война». Воспитанники училища также привели в порядок малоизвестные и практически забытые воинские захоронения, история которых восстанавливалась с помощью местных архивов и свидетельств немногочисленных очевидцев событий.

Активная работа над патриотическими проектами дала импульс для реализации святой для всего коллектива училища идеи: увековечить память выпускников училищаГероев СССР и Российской Федерации. В 2013 году мы приступили к реализации нового Всероссийского проекта «От алых погон до Геройской Звезды». Зародилась новая суворовская традиция – отмечать День памяти Героя-выпускника. На переднем дворе училища торжественно была открыта аллея Героев, а павшие при исполнении воинского долга выпускники, награжденные Звездой Героя, навечно внесены в списки рот и подразделений Санкт-Петербургского суворовского военного училища. В 2014 году училище стало инициатором и организатором городского фестиваля-конкурса «Путем Героя – к заветной мечте». В результате творческого поиска и кропотливого труда на всеобщее обозрение было представлено более 100 работ из 30 образовательных организаций общего образования, военно-исторических клубов, домов культуры и подростково-молодежных клубов города Санкт-Петербурга. Все работы, представленные на конкурс, были посвящены Героям Советского Союза и Российской Федерации. А в этом учебном году приняли участие 63 образовательных организаций, что в 2,5 раза больше чем в прошлом.

Ежегодно в день снятия блокады Ленинграда в училище проходит акция «Свеча в окне». Ее участниками и зрителями становятся не только суворовцы, но и петербуржцы, гости города. В этот день на фасаде Воронцовского дворца, сменяясь, одна за другой являются картины героического прошлого города, страницы мужества и стойкости взрослых и детей, а суворовцы в торжественном строю держат в руках свечи – символ вечной памяти.

В свете коренной перестройки всей системы кадетского образования, мы считаем, что одной из ключевых задач учебно - воспитательной работы (образовательной деятельности как комплексной характеристики образовательного учреждения) является создание действенной системы самоуправления воспитанников. В этом случае суворовцы включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение с взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности, и ответственности не только за свои действия и поступки, но также и за других членов воинского коллектива (на примере учебной группы).

Ежегодно в училище как итог реализации программы проходит училищный фестиваль - конкурс лидеров ученического самоуправления «Лидер нового века». Конкурс позволяет выделить наиболее активных и ярких участников жизни училища, а фестиваль дает заявить о себе творческим юношам, лидерам самоуправления суворовцев.

Чрезвычайно важной в определении содержания деятельности училища считается рабочая программа воспитательной работы для каждого учебного курса, которая включает определенную систему деятельности всех участников образовательного процесса.

Доброй традицией стали училищные конкурсы талантов «Минута славы», конкурс творческих дуэтов «Две звезды». Эти творческие праздники объединяют воспитанников, родителей, педагогов, воспитателей, поэтому они входят в число самых любимых и запоминающихся событий жизни училища

Очевиден также уход от моно логичных дел. Задачей каждого педагога стала работа в диалоге. Коллектив училища счёл необходимым отказаться от таких массовых дел, которые не предусматривали этот диалог, были перенасыщены ложной эмоциональностью, заорганизованностью, требовали неоправданно длительной подготовки к достижению внешних эффектов массового праздника. Кроме этого, училище отказалось от неразумной политизации и традиций тоталитарного общества, не изолируя, при этом, суворовцев от злободневных социальных проблем общества. В качестве примера последовательного расширения социокультурного пространства училища следует отметить активное участие СВУ в городских проектах. Так в 2012 году была создана программа «Наука побеждать» для школьников города, в рамках которой ежемесячно воспитанниками старших курсов проводятся военно- спортивные игры, призванные содействовать военно – патриотическому воспитанию учащихся образовательных организаций города и укреплению дружбы в подростковой среде.

Появились новые формы сотрудничества с родителями суворовцев, включающую в себя такие формы взаимодействия, как училищные интернет-собрания в онлайн режиме с родителями, проживающими в различных отдалённых регионах страны, проведение культурологических семейно-игровых программ, встреч по вопросам воспитания и обучения суворовцев.

Изучение современной социально-педагогической ситуации позволило выявить наиболее острые противоречия в системе кадрового обеспечения воспитательного процесса, а именно: недостаточное соответствие социокультурного уровня офицеров - воспитателей. Определенная часть офицеров – воспитателей, имеющих большой профессиональный опыт работы в войсках, не имеют достаточного педагогического опыта работы в силу отсутствия педагогического образования. Поэтому они воспроизводят в работе воспитателя привычные образцы лишь из опыта предшествующей личной школьной жизни, воспринимают нормы и педагогические требования на житейско-обыденном уровне.

Новая позиция воспитателя, выступающего для воспитанника лидером, наставником, помощником, взаимодействующего с ним на основании принципов гуманизма, сотрудничества, содружества, потребовала пересмотра учебных планов в профессиональной подготовки и переподготовки и системе набора воспитателей. В училище еженедельно проходят методические занятия, методические сборы воспитателей, содействующие повышению их профессионального уровня.

Огромную роль в сохранении педагогических традиций играют сотрудники, ветераны училища, носители и хранители духовно-нравственного пространства училища. Отеческое внимание и заботу ощущают на себе суворовцы и со стороны Совета ветеранов Санкт-Петербургского суворовского военного училища, куда входят преподаватели, офицеры-воспитатели, педагоги, проработавшие здесь немало лет.

Сегодня они на заслуженном отдыхе, но по-прежнему рядом с молодым поколением. Их армейский и жизненный опыт нередко помогает решать насущные задачи.

Каждый, кто работал и продолжает работать в училище, имеет свой индивидуальный стиль как неповторимую интеграцию состояния души и академических знаний, и черт характера, настроения, энтузиазма и образа жизни. К счастью, для большинства педагогических работников училища традиционными остаются наши ценностные ориентации.

Таким образом, совершенно очевидно, что процесс обновления традиционной системы должен быть постоянным поиском оптимального сочетания традиций и инноваций в воспитательной деятельности училища, выходом на восходящую траекторию развития, поиском нового облика СВУ как системы открытой, гибкой, вариативной, способной к саморазвитию и самообновлению.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×