Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Трафареты и домашний пальчиковый театр». | Гритчина Ирина Александровна. Работа №338128

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В дошкольном возрасте особое значение следует уделять именно диалогическому взаимодействию детей друг с другом, поскольку в общении со сверстниками речь их более богата точными языковыми средствами; именно в диалоге с ровесниками дети учатся слышать и понимать того, с кем общаются, согласовывать и контролировать собственные действия и действия партнера.

В процессе согласования и контроля немаловажная роль отводится как речевым, так и внеречевым средствам (мимика, жесты, дви­жения, атрибутика и т.д.). Для этого используется такое средство, как трафаретный театр.

Трафареты и домашний пальчиковый театр.
Формирование связной речи.
В дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи - диалога и монолога. Особое значение для дошкольника имеет диалогическая речь, поскольку именно она носит социальный характер. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт со взрослыми и сверстниками, чтобы поделиться чем-то, узнать о чем-то, сообщить и возразить, побудить к чему-либо. Так возникает коммуникативное намерение.
Речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обуславливаемого ситуацией общения приема или выдачи речевого сообщения во взаимодействии людей между собой (друг с другом)
Зимняя ИЛ. Психология обучения народному языку.
Прежде всего, речевая деятельность характеризуется как процесс, который осуществляется в ходе общения (во взаимодействии людей между собой). Следовательно, этот вид деятельности всегда предполагает наличие партнеров: того, кто обращается с высказыванием, и того, к кому оно обращено.
В дошкольном возрасте особое значение следует уделять именно диалогическому взаимодействию детей друг с другом, поскольку в общении со сверстниками речь их более богата точными языковыми средствами; именно в диалоге с ровесниками дети учатся слышать и понимать того, с кем общаются, согласовывать и контролировать собственные действия и действия партнера.
В процессе согласования и контроля немаловажная роль отводится как речевым, так и внеречевым средствам (мимика, жесты, движения, атрибутика и т.д.). Для этого используется такое средство, как трафаретный театр.
Все дети любят сказки. Им нравится не только слушать, но и смотреть представление. А еще самим быть артистами. В этом может помочь домашний пальчиковый театр, изготовленный с помощью трафаретов.
Почему с помощью трафаретов?
Трафареты подходят для детей, которые пока не научились рисовать. Ведь не каждый ребенок может нарисовать собачку или медведя. Или девочку, не из палочек и огурчика, а настоящую, как у художника. Затем одеть ее в платье. А по трафарету можно.
С помощью трафаретов можно:
1. Тренировать и развивать мелкую моторику и глазомер.
2. Готовить детскую руку к письму с помощью линий, подсказываемых трафаретом, правильно держать в руках карандаш.
3. Приучать действовать по образцу, что необходимо для успешного обучения в школе.
4. Развивать художественные навыки .
5. Развивать фантазию и воображение.
6. Получать положительные эмоции от творчества.
Работу с трафаретным театром можно разделить на два этапа: занятие по ручному труду - создание с помощью трафаретов будущих персонажей сказки; речевой этап - это собственно диалогическое взаимодействие. Дети, используя изготовленных трафаретных персонажей, сочиняют диалогическую сказку.
Последовательность первого этапа работы.
1. Обводка персонажей по трафарету.
По готовым трафаретам, имеющимся в широкой продаже, дети обводят внутри контура изображение героя будущей сказки (по выбору).
2.Раскрашивание получившихся персонажей.
После того как ребенок обвел контур той или иной фигуры можно предложить её раскрасить. Во многих наборах трафаретов есть готовый образец для раскрашивания. А можно дать ребенку полную свободу в выборе способов раскрашивания не только карандашами, но и красками. Дети по своему желанию раскрашивают героя будущей театральной постановки. При этом ребенок может придать своему герою разное настроение, раскрасить его в разный цвет (персонажей может быть несколько: например, черный котик, рыжий котик, сердитый еж). Выполнение такой работы помогает развитию творческого воображения ребенка.
3. Вырезание фигурки.
Ребенок с помощью ножниц вырезает фигурку героя своей сказки. При этом решается несколько задач: ребенок учится работать ножницами, совершенствует координированность движений пальцев рук. Это, несомненно, способствует развитию руки в целом. Помогите ребенку, если он затрудняется, вырезать фигурку героя. Следите за тем, как ребенок пользуется ножницами – напомните правила работы с ножницами.
4. Совместная деятельность родителя и ребенка.
После того, как будет нарисована фигурка зверюшки или человечка и вырезана ее надо приклеить (или закрепить с помощью степлера) к картонным колечкам. Колечки надеваются на палец. С одной куколкой на пальце можно рассказать маленькое стихотворение или загадать загадку. А несколько куколок - это уже маленький спектакль. И здесь развивается речь, коммуникативные навыки, режиссерские способности детей. Родители могут помочь ребенку изготовить пальчиковых кукол-актеров и разыграть сказку по ролям. Также объяснить, что когда куклы разговаривают, нужно повернуть их друг к другу. Если пальчиковая кукла двигается, ее слегка поворачивают или наклоняют.
Можно закрепить фигурки сказочных персонажей на основу (это может быть карандаш или специальная палочка, с помощью которой ребенок манипулирует своим героем). Прикрепить заготовку к карандашу можно с помощью скотча.
Проведенная работа позволила сделать ряд выводов. У трафаретов, которые есть в широкой продаже, несколько недостатков. Работа с ними возможна только внутри контура, получившиеся фигурки очень малы и неудобны в практической деятельности детей. Поэтому можно создать собственные заготовки. Их преимущество в том, что фигурки можно сделать большего размера; такие трафареты удобнее для детей в работе и позволяют свободнее манипулировать своими героями, да и конструкция получается более прочная. В процессе изготовления можно видоизменить форму трафаретов (кошка сидит, зайчик бежит, медведь стоит на задних лапах). При этом их необходимо обводить снаружи, что ставит детей на более сложную ступень освоения навыка обводки по трафарету. В результате вы изготовите собственный дидактический материал.
Когда подготовительный этап завершен нужно, перейти к основному этапу - развитию связной речи. Дети, используя фигурки сказочных героев, вступают в диалогическое взаимодействие. Работа проходит в парах, поэтому необходима Ваша помощь.
Необходимо отметить, что перед началом работы по составлению сказок родитель должен знать, что такое диалогическая сказка. В таких сказках отсутствуют слова автора, а взаимодействуют два или несколько героев, которые разговаривают между собой. Очень важно в процессе составления таких сказок помогать ребенку, задавая разные вопросы Как звери готовились к зиме? Как звери могут поссориться?, Как зайчик потерялся?, Как встречаются друзья?, Одинокий котенок нашел друга. При этом, чем конкретнее вопросы, тем интереснее целенаправленнее станет диалог.
Наблюдая за ребенком в процессе работы, взрослому легко понять, какую позицию занимает ребенок - активную или пассивную.
Важно понимать, что в составлении диалогических сказок главное - сам процесс взаимодействия ребенка и взрослого и правильная грамотная речь ребенка.
Вашему вниманию предлагается несколько диалогических сказок.
Как звери готовились к зиме
(В сказке участвуют два персонажа - две белочки).
- Белочка, давай готовиться к зиме!
- Давай, тогда надо собрать грибы и ягоды.
- Побежали быстрей!
- Смотри, а вот и орешки на кустике висят.
- Давай я буду их срывать, а ты относить в дупло.
- Хорошо!
- А теперь поскакали искать грибы.
- Во-о-о-о-н полянка! Наверное, там много грибов.
- А это что? Непонятно...
- Ни орех, ни грибок, ни ягода. Что же это?
- Да это же морковка! Наверное, ее зайчик потерял.
- Давай отнесем ему, ведь это его запас.
-Давай!
Встреча друзей
(В сказке участвуют два персонажа - белочка и зайчик).
- Привет! Как тебя зовут?
- Меня- Рыжик.
- А меня - Крош. Почему тебя так зовут?
- Потому что я рыженький. А у тебя, почему такое странное имя – Крош?
- А я в семье самый маленький, крошечный, вот меня так и назвали.
- Давай играть в прятки? Чур, я вожу!
- С удовольствием!
- Один, два, три: четыре, пять я иду искать! Где ты спрятался? А…вот где…
- Теперь я вожу!
- Ой, меня мама зовет домой. Я побежал.
- До встречи! Приходи завтра на эту полянку опять играть.
Попробуйте поиграть с ребенком дома с использованием трафаретного театра, который помогает развивать связную речь и тесно взаимодействовать с дочерью или сыном.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×